Игра, как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся, развития познавательного интереса.
статья по теме

Гурина Татьяна Владимировна

Игра, как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся, развития познавательного интереса.

Учитель  II кв. категории

ОКСОУ «Тёткинская с(к)о школа – интернат

III и  IV вида»

Гурина Татьяна Владимировна

“Без игры нет и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности”

В.А.Сухомлинский

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности.

На данный момент в школе-интернате я работаю с обучающимися со сложным дефектом (слабовидение и нарушение интеллекта). Узость, ограниченность зрительного восприятия мешают детям со сложным дефектом, включающим нарушения интеллекта ориентироваться в той или иной ситуации, особенно в незнакомой, непривычной обстановке, долго не могут уловить смысл происходящего и зачастую оказываются дезориентированными. Глядя на какой-либо объект мои ученики не стремятся основательно разобраться в его свойствах и особенностях; у них нет потребности всматриваться, анализировать и сопоставлять его с другими объектами; они плохо устанавливают связи и отношения между предметами или их частями. В результате восприятие и понимание окружающего оказываются упрощенными и искаженными. Восприятием ребенка со сложным дефектом, включающим нарушения интеллекта, необходимо руководить. Этим детям требуется постоянное побуждение.

На мой взгляд, главная задача учителя  на уроке – это обеспечение собственной деятельности обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра, как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся, развития познавательного интереса.

Учитель  II кв. категории

ОКСОУ «Тёткинская с(к)о школа – интернат

III и  IV вида»

Гурина Татьяна Владимировна

“Без игры нет и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности”

В.А.Сухомлинский

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности.

На данный момент в школе-интернате я работаю с обучающимися со сложным дефектом (слабовидение и нарушение интеллекта). Узость, ограниченность зрительного восприятия мешают детям со сложным дефектом, включающим нарушения интеллекта ориентироваться в той или иной ситуации, особенно в незнакомой, непривычной обстановке, долго не могут уловить смысл происходящего и зачастую оказываются дезориентированными. Глядя на какой-либо объект мои ученики не стремятся основательно разобраться в его свойствах и особенностях; у них нет потребности всматриваться, анализировать и сопоставлять его с другими объектами; они плохо устанавливают связи и отношения между предметами или их частями. В результате восприятие и понимание окружающего оказываются упрощенными и искаженными. Восприятием ребенка со сложным дефектом, включающим нарушения интеллекта, необходимо руководить. Этим детям требуется постоянное побуждение.

На мой взгляд, главная задача учителя  на уроке – это обеспечение собственной деятельности обучающихся. Для этого учитель должен создавать условия для активного включения учащихся в познавательный процесс и обеспечивать их эмоциональной поддержкой. Коррекционная направленность уроков в школе-интернате  обеспечивается системой и методами изучения учебного материала, учитывающими индивидуальные особенности развития учащихся. Учебный процесс выстраивается от ученика. Мною организуется совместная деятельность учителя и ученика в атмосфере делового сотрудничества. Комфортное пребывание учащихся в школе-интернате -  необходимое условие для реализации его внутреннего потенциала.

Мною используются дидактические игры, коррекционно-развивающие задания, направленные на формирование способности анализировать, сравнивать, обобщать.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей младшего школьного возраста с нарушением зрения и интеллекта, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Применение игровых технологий позволяет добиться решения не только образовательных задач, но сохранять работоспособность и повышать познавательную активность детей, кроме того дает возможность даже самым слабым учащимся принимать участие в коллективной деятельности и чувствовать себя комфортно.  

          Игровые технологии позволяют создавать благоприятные условия для получения знаний по русскому языку, обеспечив при этом легкость усвоения материала, способ познания мира, формирующий высокоразвитую личность. Игра позволяет легко и непринужденно усвоить навыки владения языковым материалом и как деятельность способствует осмысленному применению полученных знаний и умений в собственной речевой практике. Язык - это духовная, нравственная и культурная ценность народа. Игра на уроке помогает привить детям любовь и интерес к русскому языку, осознать его национальное своеобразие. Овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения легче и интереснее происходит при использовании на уроке игровой деятельности. Только систематическое использование игровых приемов на уроках русского языка помогает активизировать мыслительную познавательную деятельность младших школьников, позволяя учителю разнообразить урок, делать его ярким, эмоциональным.

Проводя работу по выработке положительного отношения учащихся к игре в процессе обучения, в своей работе я использую дидактические игры на уроках русского языка, которые не только способствуют активизации мыслительной деятельности, но и повышению качества знаний учащихся.

             Ценность занимательных дидактических игр состоит в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность в графолексической деятельности, и созданию положительного эмоционального настроя в ходе урока.

             

             На своих уроках я использую следующие виды дидактических игр.

1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

        Игра « Почтальон»

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.

огород 

парк 

море 

школа 

столовая 

зоопарк 

гря-ки

доро-ки

пло-цы

кни-ки

хле-цы

кле-ка

кали-ка

бере-ки

фла-ки

обло-ки

пиро-ки

марты-ка

реди-ка

ду-ки

ло-ки

тетра-ка

сли-ки

тра-ка

морко-ка

ли-ки

остро-ки

промока-ка

голу-цы

реше-ка

Задания:

Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.

Составить предложения, используя данные слова.

Игра « Шифровальщики»

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смыслоразличительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

жыил 

ански 

кьоинк 

лыжи 

санки

коньки 

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например: 

Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв (тарелка, ложка, кружка, звонок)

Оарз, страа, енкл, роамкша (роза, астра, клен, ромашка)

Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген (планета, звезда, орбита, снег)

Найди «лишнее слово»

Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.

МАК 

РОМАШКА 

РОЗА 

ЛУК

КОШКА 

СОБАКА 

ВОРОБЕЙ 

КОРОВА

БЕРЕЗА 

ДУБ 

МАЛИНА 

ОСИНА 

КОРОВА 

ЛИСА 

ВОЛК 

МЕДВЕДЬ 

Задания: Подчеркни « лишнее» слово по горизонтали. Какие орфограммы встретились в этих словах?

         Детям очень нравятся такие задания, как:

Заменить словосочетания одним словом:

- промежуток времени в 60 минут,

- военнослужащий, стоящий на посту,

- ребенок, любящий сладкое,

- очень смешной фильм.

Распредели слова на две группы.

Найди родственные слова. Выдели корень.

Закончи предложения:

У Ромы и Жоры есть ………….
Однажды они пошли ………….
Вдруг из кустов……………..
Потом ребята долго вспоминали как……..

Составь рассказ по опорным словам:

зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.

Предлагаю фрагменты урока русского языка с дидактическими играми. При проведении обобщающего урока по теме "Состав слова" использовались :

1. Творческая игра "Я работаю поэтом"

Учитель, играя, учит рифмовать слова (кот- крот, гость - гвоздь), а затем дает два рифмующихся слова (снеговика - уголька, носа - эскимоса) и предлагает интересно, оригинально, остроумно подобрать недостающие слова. Разобрать некоторые слова по составу.

Слепили мы снеговика.
Морковка вместо носа.
Глаза его из
уголька
И как у эскимоса.

2. Игры - соревнования "Бей ответом, как мячом, прямо в цель", "Футбол". 

В этих играх используются задания по морфемному анализу и конструкции слов. Класс делится на 3 команды. Побеждает та команда, которая быстро и правильно выполнит задание. В игре используется мяч. Итог - количество голов.

3. Отгадывание сказки - загадки "Большая родня".

Жил-был корень, обычный, не очень сложный, но очень древний. За долгую жизнь обзавелся он большой семьей. Тут и существительные: стройка, строитель, строительство, строение и прилагательные: строительный, строевой, и глаголы : строить, строиться.

Видятся родные и близкие нечасто, письма писать некогда, вот и решил наш старец собрать всю свою большую родню. Разослал пригласительные открытки. Первыми откликнулись братья - глаголы строить и строиться с семействами. Не заставили себя ждать долго и остальные. Явились. Выстроились. Все как на подбор, любят дело делать, у каждого для того своя приставка имеется: у кого вы, у кого до, есть и за, на, от, по, од, при. Порадовался гостеприимный хозяин, возгордился: "Молодцы, родственники, вон какую богатую коллекцию приставок собрали!" Глаголы деловые, энергичные. И сегодня работают, и в прошедшем потрудились они на славу, и о будущем не забывают. Существительные от них не отстают - спешат в гости к деду. У них и приставок много, и суффиксами они не бедны.

Задания:

1. Попробуйте записать этих многочисленных родственников.

2. Как же зовут старца - прародителя, от которого все они произошли?

            Анализ показал, что урок достиг поставленной цели. Использование этих приемов позволило определить, насколько прочно усвоены детьми знания по данной теме. Эти приемы помогли выявить уровень знаний детей в интересной, занимательной для них форме, активизировать мыслительную деятельность младших школьников.

             Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.

              Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.

              Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.

               Это лишь малая толика того количества игр и заданий (шарады, кроссворды, ребусы), которые могут быть предложены детям с целью разнообразить учебный процесс.

             Я убедилась, что на таких уроках, где присутствует игра, ученики работают более активно. Особенно радует, что  те ученики, которые учатся неохотно, работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться). После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: « Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока.

   

                Использованная литература. 

Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения. М., Просвещение, 2003г.

Волина В.В. Веселая грамматика. М., Знание, 2001 г.

Соловейчик М.С, Жедек П.С. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения. М., Просвещение, 1999 г.

Эльконин Д.Б. Психология игры, М., Педагогика, 1999 г.

Кабанова Л.В. Учебные игры как средство повышения эффективности уроков. Начальная школа №1 1992 г.

Масловская Т.А. дидактические игры на уроках математики. Начальная школа №2 1997 г.

Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. Педагогика 1972 г.

Минский Е.М. От игры к знаниям. Москва , 1996 г.

Зеленина Е.А. Играем, познаем, рисуем. Москва , 1996 г.

Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. Москва , 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, как средство активизации мыслительной деятельности учащихся.

Данная статья раскрывает методы и подходы в обучении учащихся начальных классов для повышения их работоспособности и мыслительной деятельности....

Выступление «Элементы занимательности важнейшее средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках»

В статье рассматриваются активные эементы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках...

Проблемное обучение – средство активизации мыслительной деятельности учащихся Петрухина Светлана Ильинична гимназия № 5 г. Шахтинск, Карагандинской области

Выступление на городском семинаре «Проблемное обучение – средство активизации мыслительной деятельности учащихся».Петрухина Светлана Ильиничнагимназия № 5 г. Шахтинск, Карагандинской областиВся ж...

Способы, приемы и средства активизации мыслительный деятельности младшего школьника.

Школьные конфликты – одна из злободневных проблем современной школы.  В своей статье бы хотела обратить Ваше внимание на конфликты между учениками младшего школьного возраста....

Активизация мыслительной деятельности обучающихся в процессе работы над задачей.

В своём докладе я хотела показать как лучше и легче обучать детей решению задач. Какие формы и разнообразные методы можно применять, чтобы задача была более лёгкой и интересной....