Способы, приемы и средства активизации мыслительный деятельности младшего школьника.
статья по математике (1 класс)

Школьные конфликты – одна из злободневных проблем современной школы.  В своей статье бы хотела обратить Ваше внимание на конфликты между учениками младшего школьного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл upravlenie_konfliktom.docx33.59 КБ

Предварительный просмотр:

Управление конфликтом.

Школьные конфликты – одна из злободневных проблем современной школы.  В своей статье бы хотела обратить Ваше внимание на конфликты между учениками младшего школьного возраста.

Специфика общения младших школьников со сверстниками во многом отличается от общения с взрослыми. Контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщенны, сопровождаются руководящими интонациями, криками, кривляньями, смехом. С товарищами преобладают инициативные высказывания над ответными. В общении с детьми отсутствуют жесткие нормы и правила, которые следует соблюдать, с взрослыми. Ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать товарища, и, в итоге, беседы часто не получается, потому что каждый говорит о своем, не слушая, и перебивая друг друга.

Младшему школьнику особенно важно продемонстрировать себя, хоть в чем-то превзойти товарища. Ему необходима уверенность в том, что его замечают и ощущать, что он самый хороший. Влияние группы сверстников на развитие личности ребенка заключается, прежде всего, в том, что именно в условиях общения с ровесниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. В совместной деятельности детей непрерывно возникает ситуация, требующая согласования действия, проявления доброжелательности, умения отказываться от личных желаний ради достижения общей цели. В этих ситуациях дети далеко не всегда находят нужные способы поведения.

Эффективность выполнения игровых действий определяется особенностями реализации описанных знаний и умений, т. е. способами сотрудничества, общей согласованностью действий, умением договориться при распределения ролей и игрового материала, помочь и принять помощь товарища, подчинить свое желание требованию другого, самостоятельно решать конфликты и т. п.

В психологическом конфликте возможны два этапа: неосознанный (потенциальный) и осознанный (реальный). Первому этапу соответствует скрытый характер конфликта, борьбы за лидерство, ябедничество, инициирование конфликтных ситуаций, тогда как второму – открытый, открытое использование силы, не прикрываемое неприятие у детей и, могут существовать скрытые от наблюдения конфликты (специально скрываемые детьми споры и ссоры от воспитателей).

 Очевидные внешние конфликты у младших школьников порождаются противоречиями, возникающими при организации ими совместной деятельности или в процессе ее (выбор общего дела, распределение обязанностей и т. п. – в трудовой, распределение игрового материала, выбор линии сюжета, ролей и т. п. – в игровой). Внешние конфликты возникают в сфере деловых отношений детей, однако, за ее пределы, как правило, не выходят и не захватывают более глубоких пластов - межличностных отношений. Поэтому они имеют приходящий ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми путем самостоятельного установления нормы справедливости.

 Внешние конфликты следует классифицировать как полезные, они представляют ребенку право на ответственность, на творческие решения трудной, проблемной ситуации и выступают в качестве регулятора справедливых, полноценных отношений детей.

 Внутренний психологический конфликт возникает уже в дошкольном возрасте и порождается несформированностью ведущей деятельности, в связи с чем, может выступать в виде конфликта в операциях, захватывая как различные плоскости отношений в игре, так и саму личность младшего школьника.

Конфликты – одно из важнейших явлений современной жизни человека. Всем хорошо известно, что жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, которые часто приводят к столкновению интересов как отдельных людей, так больших и малых социальных групп.

В теории и практике педагогики большое значение должно придаваться детской коллективной деятельности на занятиях, как способу профилактики конфликтов младших школьников. Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в совместной деятельности, младший школьник учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результат.

 В развивающийся конфликтной ситуации с ребенком нужно использовать подход, который бы соответствовал определенным обстоятельствам и при котором, он мог бы чувствовать себя наиболее спокойно. Наилучшим консультантом в выборе подходящего подхода к разрешению конфликта является наличие жизненного опыта и желание не осложнять данную ситуацию и не доводить ребенка до психических потрясений. Можно, например, пойти на компромисс, приспособиться к потребностям младшего школьника; уходить от обсуждения конфликтных вопросов; использовать стиль общения для лучшего разрешения наиболее важных противоречий обеих сторон. Поэтому лучшим способом разрешения конфликта младших школьников является осознанный выбор оптимальной стратегии поведения.

Рекомендуется с целью организации профилактики конфликтов в межличностных отношениях младших школьников использовать:

 1) Личный пример педагога. Педагог обязан заложить в детях основы начального обучения, и тем самым обеспечить высокое качество начального образования, что является фундаментом для последующего образования подрастающего поколения. Сам педагог не только обучает первоначальным азам предметных знаний и предметным умениям, но и осуществляет всестороннее формирование и развитие личности на данном этапе образования. Поэтому педагог должен ставить себя перед детьми таким образом, чтобы дети старались во всем походить на него.

 2) Игру. Известно, что в игровой форме дети усваивают материал намного быстрее и лучше, так как игра формирует в них интерес к своей деятельности. Игра должна стать частью обучения по разрешению конфликтных ситуаций в межличностных взаимоотношениях детей, которую педагог поручает своим воспитанникам.

3) Обсуждение в кругу. Дети должны высказывать свою точку зрения, глядя друг другу в глаза. Постановка столов кругом делает обсуждение похожим на беседу. Дети начинают чувствовать себя более комфортно. Причем педагог должен сесть вместе с детьми, «стать самим ребенком».

4) Парную и групповую работу на занятиях. После обсуждения в кругу необходимо разбить детей на несколько групп и дать задание каждой из них. В группе дети стараются помочь друг другу, так как от этого зависит и оценка каждого. Такая работа поможет сделать детей более сплоченными и научит отвечать за своего «напарника».

 5) Работу с родителями. Комплексное занятие с детьми (и в школе, и дома) поможет построить условия для разрешения межличностных конфликтов в детском коллективе в короткие сроки.

Таким образом межличностный конфликт может иметь как негативную (дезорганизация общества ввиду напряженности отношений, ухудшение психологического климата в коллективе или обществе и другие), так и положительную окраску (позволяет выявить противоречия и проблемы; может выступить в качестве механизма для снятия напряжения и другие). Межличностные конфликты, причины их появления, характер протекания определяется особенностями возрастного периода, характеристиками личностей и групп, в которых они взаимодействуют. К младшему школьному возрасту значительно возрастает количество действий (в пользу другого сверстника) и эмоциональная отзывчивость и вовлеченность в действия другого. Межличностный детский конфликт – это процесс, в котором два (или более) ребенка ищут возможность помешать друг другу достичь определенной цели, выбрать какую-либо роль в игровой ситуации или присвоить себе игрушку. Причинами возникновения межличностного конфликта детей младшего школьного возраста могут являться следующие: противоречия между внутренней позицией, потребностью в признании и восприятием окружающих; несоответствие уровня притязаний и реальных возможностей.

Сущность же педагогического управления конфликтами в школьном коллективе заключается в коррекции имеющихся противоречий и формировании у субьектов конструктивных умений координировать и регулировать развитие конфликтной ситуации. Педагогическое управление конфликтами предполагает построение его процесса в соответствии с определенными тенденциями, в основе которых находится диалектика возможного и действительного.

Педагог получает возможность корректировать и оптимизировать процесс разрешения конфликтных противоречий на фоне изменения характера межличностного общения.

Управление конфликтами заключается не столько в устранении или согласовании взаимных претензий, сколько в положительном изменении межличностных отношении и формировании у них антиконфликтной направленности.

Выбор методов управления зависит от многих факторов, поэтому, для того чтобы выбор был правильным, педагог должен располагать достоверной информацией о положении вещей в коллективе учащихся, предвидеть возможные варианты возникновения и разрешения конфликтов, и лишь на основании данной информации выбирать те или иные методы управления.

Основные методы управления конфликтов основаны на  совместимости и общность интересов (сотрудничество) и удовлетворение интересов каждой из сторон (компромисс)

ĜĘĊСтратегии поведения людей в конфликте

Одной из самых популярных и широко используемых как в бизнесе,

так и в переговорной сфере, является концепция Томаса-Киллмена, в

которой выделяется пять основных стратегий человеческого поведения в

конфликтной ситуации:

1. Избегание;

2. Соперничество;

3. Приспособление;

4. Компромисс;

5. Сотрудничество.

Основанием для выделения указанных стратегий поведения является

динамика соотношения между степенью настойчивости в удовлетворении

своих интересов и степенью готовности пойти навстречу другому человеку

в удовлетворении его интересов.

1. Стратегия избегания. Такая стратегия означает, что человек

игнорирует конфликтную ситуацию, делает вид, что ее не существует, и не

предпринимает никаких шагов по ее разрешению или изменению. В

некоторых случаях именно такая стратегия оптимальна. К ним можно

отнести ситуации, которые не особенно значимы для нас и не стоят того,

чтобы тратить свои силы на их разрешение. Иногда лучше не связываться,

т.к. наши шансы что-то улучшить, близки к нулю (например, родители

предпочитают не поднимать вопрос о том, с какой прической ходит их сын

или дочь, хотя она им не нравится, полагая, что это не такая уж важная

проблема, которая, возможно, со временем разрешится сама собой).

Но бывает, что такая стратегия невмешательства может приводить к

эскалации конфликта, т.к. проблема не решается и интересы участников

конфликта остаются неудовлетворенными. В результате вполне

разрешимая поначалу ситуация превращается порой в неразрешимую.

2. Стратегия соперничества. Соперничество позволяет добиваться

необходимого результата, стимулирует развитие, способствует прогрессу.

В ряде ситуаций наличие соперничества является их движущей силой и

сутью, например, спортивные соревнования, артистические состязания,

устройство на работу, поступления в вуз по конкурсу и др. Но в

большинстве случаев соперничество требует приложения всех сил, то

может приводить к их истощению и даже болезни. Чаще всего

соперничество нарушает отношения между людьми, причем не только с

непосредственными конкурентами. У человека часто просто не хватает сил

на личные отношения, что вызывает непонимание и обострение отношений

с близкими людьми. Баланс сил может измениться, тогда бывшие

проигравшие будут стараться не поддержать, а утопить прежнего

победителя. Соперничество создает искушение выиграть любой ценой

вплоть до применения нечестных и жестоких методов. Нередко,

соперничество выбирается автоматически, без долгих раздумий, просто как

эмоциональная реакция на неблагоприятное воздействие.

3. Стратегия приспособления. Уступки могут демонстрировать

добрую волю и служить позитивной поведенческой моделью для

оппонента. Нередко уступка становится переломным моментом в

напряженной ситуации, меняющим ее течение на более благоприятное.

Такая стратегия позволяет сохранить ресурсы до более благоприятного

момента. Если баланс сил складывается явно не в нашу пользу,

капитуляция может оказаться наилучшим выходом. Бывает, что мы

уступаем, т.к. признаем правоту оппонента.

Однако уступка порой может сослужить и плохую службу, т.к. может

быть воспринята оппонентом как проявление слабости, и привести к

эскалации его давления и требований. Мы можем обмануться, ожидая

ответных уступок со стороны оппонента. В конце концов, уступая, мы не

достигаем желаемого результата и не удовлетворяем свои интересы.

4. Стратегия компромисса. Идеальным компромиссом можно считать

удовлетворение интересов каждой из сторон наполовину. Иногда

компромисс является единственно возможным и наилучшим мирным

вариантом разрешения проблемы. Каждая из сторон получает что-то

устраивающее ее, вместо того, чтобы продолжать войну и, возможно

потерять все.

Однако компромисс часто служит лишь временным выходом,

поскольку ни одна из сторон не удовлетворяет свои интересы полностью, и

основа для конфликта сохраняется. Если же компромисс не является

равным для обеих сторон, а одна из них уступает больше, чем другая, то

риск возобновления конфликта становится еще выше.

5. Стратегия сотрудничества. Она отличается стремлением

достигнуть максимально возможного удовлетворения как своих интересов,

так и интересов партнера. Часто люди считают такой вариант

желательным, но в данной конфликтной ситуации невозможным. Однако

во многих случаях ситуация кажется тупиковой только из-за того, что

каждый из оппонентов выдвигает такие требования, которые противоречат

требованиям другого, и не ищет иных вариантов удовлетворения своих

интересов. В отличие от компромисса, для сотрудничества необходим

переход от отстаивания своих позиций к более глубокому уровню, на

котором обнаруживается совместимость и общность интересов. Это

единственный способ выхода из конфликта, который позволяет

одновременно достичь искомого результата и не нарушить отношения

между партнерами. Успешное сотрудничество способствует улучшению

отношений и желанию продолжать взаимодействие в будущем. В то же

время сотрудничество не всегда возможно, т.к. для него необходимо

взаимное желание разрешать проблему совместно, с учетом истинных

интересов всех сторон. Кроме того, эта стратегия требует значительных

затрат времени для ее успешного осуществления.

Итак, каждая из этих стратегий может быть оптимальной и

обеспечить наилучший эффект в зависимости от конкретных условий

возникновения и развития конфликта. Но именно сотрудничество в

наибольшей степени соответствует современным представлениям о

конструктивном долгосрочном взаимодействии.

Удовлетворение интересов всех конфликтующих сторон приводит к

тому, что почва на которой базировался этот конфликт, исчезает и риск

возникновения постконфликтных осложнений сводится к минимуму. Часто

люди предпочитают не тратить время на сотрудничество, и например,

решают проблему с позиции силы. Но в дальнейшем они оказываются

вынужденными потратить гораздо больше времени, нервов и денег на

преодоление возникших последствий (например, на судебное

разбирательство).

Выбирая стратегию своего поведения в конфликте, целесообразно в

каждом конкретном случае исходить из того, насколько важно достижение

результата с одной стороны, и сохранение хороших отношений с

оппонентом, с другой. Если ни то ни другое не представляет особой

ценности, то видимо оптимальным будет уход. Если результат

принципиально важен, а отношения не являются значимыми, то стоит

добиваться своего с помощью соперничества. Если отношения важнее

всего, то лучше уступить (приспособление). Если же и отношения, и

результат очень важны, то стоит приложить усилия и потратить время на

достижение сотрудничества.

Несмотря на преимущества каждой стратегии в той или иной

ситуации, все они имеют и недостатки.

Так, человек, использующий в основном стратегию соперничества,

может утратить друзей, близких, здоровье. Как только баланс сил

изменится, соперники не преминут этим воспользоваться. Как правило,

люди, следующие этой стратегии, не имеют достаточной обратной связи и

реалистического представления о положении дел.

Все время уступающий человек не имеет возможности

самореализоваться, добиться чего-либо. С ним не считаются на нем

"ездят". Такой человек склонен к комплексу неполноценности и депрессии

со всеми вытекающими последствиями. Он больше озабочен сохранением

хороших отношений, чем защитой своих интересов.

Тот, кто практикует преимущественно стратегию ухода оказывается в

социальной изоляции. У такого человека велик риск алкоголизма,

наркомании или другого неблагоприятного варианта ухода от реальных

сложностей жизни.

Использующий главным образом компромисс может восприниматься

как скользкий беспринципный человек, с которым надо держать ухо

востро. Тяготеющий в подавляющем большинстве ситуаций к

сотрудничеству может восприниматься как бесхарактерный, занудный, не

способный постоять за себя человек. В связи с этим, человек, способный

продемонстрировать разные формы поведения - от настойчивости,

жесткости до великодушия и гибкости, будет восприниматься с уважением,

с ним действительно будут считаться. Большинство людей склонны использовать         лишь одну – две из описанных выше стратегий поведения.

В конфликтологии рассматриваются в качестве приоритетных

следующие возможные средства воздействия на участников конфликта:

· Использование власти применяется только ситуативно и только

посредством негативных санкций.

· Навязывание норм. Главное преимущество воздействия этим

средством – возможность предсказания поведения соперников.

Основной недостаток – отсутствие достаточной гибкости.

· Материальное стимулирование применяется в зависимости от

ситуации обычно в том случае, когда конфликт зашел слишком

далеко.

· Средства убеждения. Преимущества подобного способа в его

гибкости и доверительном характере.

Управление, немыслимо без целенаправленного убеждающего

воздействия. Убеждать – значит побуждать людей к достижению

поставленных целей словом, делом, своим примером, целенаправленной

организацией деятельности.

Убеждения складываются в четыре канала воздействия:

информирование, разъяснение, доказательство и опровержение. Отметим,

что при убеждении необходимо учитывать особенности лиц, с которыми

руководителю приходится работать. Однако, даже применяя

разнообразные методы и приемы воздействия важно не забывать о

психическом фоновом состоянии собеседников. Выделяют следующие

основные фоновые состояния:

· мышечная релаксация (расслабление) – характеризуется

освобождением коры головного мозга от побочных воздействий и

подготовкой к восприятию речи собеседника;

· напряженное состояние характеризуется эмоциональной

напряженностью, способствует усилению восприятия речи

собеседника;

· идентификация характеризуется взаимным переживанием какихто общих сторон жизнедеятельности;

· «концертное настроение» характеризуется доминированием

положительных эмоций, их интенсивным выражением.

Каждому конкретному фоновому состоянию соответствуют

определенные приемы воздействия (см. таб. 12).

Таблица 12 – Фоновые состояния и соответствующие им приемы

убеждения

Фоновые

состояния

Приемы убеждения

Релаксация Наставление Косвенное

одобрение

Метод Сократа

Эмоциональная

напряженность

Команда и приказ «Взрыв» Запрещение

Идентификация Совет «Плацебо» Порицание

«Концертное

настроение»

Намек Комплимент

Наставление. Осуществляется только при положительном

отношении собеседника к руководителю, ведущему беседу. Словесными

формами наставления могут быть указания, распоряжения, запрещения,

насчитанные на исполнительное поведение человека. Для наставления

важны соответствующий стиль речи, невербальное сопровождение

(мимика, жесты, тональность голоса).Косвенное одобрение. Этот прием похож на    лесть. Повышая подобным образом, чувство собственного достоинства, у человека будет

акцентироваться установка на аналогичную деятельность.

Метод Сократа. Заключается в том, чтобы в начале беседы не дать

возможность собеседнику сказать «нет». Положительные ответы на

второстепенные вопросы прокладывают дорогу к тому, чтобы ответить

утвердительно на главный вопрос.

Взрыв. Этот прием направлен на мгновенную перестройку

личности под воздействием сильных эмоциональных переживаний. Его

применение требует создания специальной обстановки, в которой возникли

бы эмоции, способные поразить человека своей необычностью и

неожиданностью.

Команда и приказ. Заключается в выдвижении требования или

категорического требования. Может быть эффективным только в том

случае, когда руководитель обладает достаточной властью.

Запрещение. Находится на грани принуждения и убеждения и бывает

двух видов: запрещение импульсивных действий и неустойчивого

характера и запрещение недозволенного поведения.

Совет. Наиболее эффективен, когда собеседник проникается

доверием к руководителю. Совет лучше давать голосом, в котором

слышится теплота и участие.

Плацебо (прием внушения). Психологический настрой часто

приводит к положительному результату. В производственной практике

«плацебо» - личный пример поведения авторитетного лица.

Порицание. Обладает убеждающей силой в условиях, когда

собеседник идентифицирует себя с руководителем.

Намек. Прием косвенного убеждения посредством шутки, иронии,

аналогии. Он адресуется не к сознанию, а к эмоциям.

Комплимент (не лесть). Привлекает к себе внимание лишь в том

случае, когда отвечает интересам и потребностям людей.

        Методы и этапы управления конфликтами

Целенаправленное воздействие по устранению причин, породивших

конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта обычно

дает положительные результаты вне зависимости от области применения.

Всю совокупность методов, применяемых в процессе управления

конфликтом можно разделить на три большие группы:

· Внутриличностные методы методы воздействия на отдельную

личность. Заключаются в умении правильно организовать

собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая

защитной реакции со стороны другого человека.

· Межличностные метод. К этой группе методов относятся стили

поведения в конфликте; переговоры; ответные агрессивные

действия. В начале развертывания конфликта его участникам

необходимо выбрать форму своего дальнейшего поведения с тем,

чтобы это в наименьшей степени отразилось на его интересах.

· Структурные методы воздействия на конфликты,

возникающие из-за неправильного распределения полномочий,

организации труда, принятой системы стимулирования и т.д. К

таким методам относятся: разъяснение требований к работе,

координационные и интеграционные механизмы,

общеорганизационные цели, использование систем

вознаграждения.

Процесс управления конфликтом достаточно сложен и включает в

себя несколько этапов: институционализацию, легитимизацию,

структурирование и редукцию конфликта.

Институционализация конфликта – устранение его стихийности,

внесение в ситуацию определенных принципов и правил, что позволяет

сделать развитие конфликта предсказуемым. Проблема институциональной

процедуры предполагает наличие добровольного согласия, готовности

людей соблюдать тот или иной порядок.

Легитимизация конфликта стимулирует добровольность желания

выполнить предложенное решение.

Структурирование конфликтующих групп является важной

ступенью управления конфликтом. Если группы структурированы,

появляется возможность изменения их силового потенциала. Это позволяет

установить неформальную иерархию влияния в обществе, что объективно

сдерживает эскалацию межгруппового конфликта.

Редукция является последним, завершающим этапом управления

конфликтом. На этом этапе происходит последовательное ослабление

энергетики конфликта за счет ее перевода на другой уровень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизации мыслительной деятельности младших школьников в процессе обучения математике

Активизации мыслительной     деятельности    младших    школьников     в процессе обучения    математике. Вариатив...

Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках русского языка и математики средствами дидактических игр по УМК «Планета знаний»

В результате изучения методической литературы по УМК «Планета знаний» становится понятно, что воспитать у детей познавательный интерес к изучению русского языка можно, если хорошо знать лингвист...

Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках

В процессе учебной деятельности школьника, большую роль , как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Раз...

"Активизация мыслительной деятельности младших школьников через применение технологии развития критического мышления"

В данной презентации представлен материал по теории развития критического мышления, а также показаны примеры применения приёмов и стратегий на уроках в начальной школе, в частности, в 1-2 классах....

Система работы «Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках математики".

Система работы по теме «Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках математики» представлена Е.В.Бушуевой через информационно - педагогические модули (ИПМ)....

Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках русского языка с применением ИКТ

Наши дети – это уже члены информационного общества. И использование ИКТ на уроках русского языка, позволяет активизировать познавательные интересы обучающихся....

Статья "Способы, приемы и средства активации мыслительной деятельности младшего школьника"

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках - одна из самых актуальных проблем методики преподавания.     В современных условиях, когда объем необходимых для человека ...