Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках
статья по теме

Никифорова Инна Николаевна

В процессе учебной деятельности школьника, большую роль , как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расши-рение познавательных возможностей детей.

      Нужно постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д. Основная задача каждого учителя-развить мышление ребенка средствами своего предмета. Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktivizaciya_myslitelnoy_deyatelnosti.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация мыслительной деятельности

 младших школьников на уроках

Никифорова И.Н.,

учитель первой квалификационной категории

МАОУ «Лицей №121» г.Казани

В процессе учебной деятельности школьника, большую роль , как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расши-рение познавательных возможностей детей.

      Нужно постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д. Основная задача каждого учителя-развить мышление ребенка средствами своего предмета. Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.

      Сформированность мышления ученика зависит от владения им мыслительными операциями.

      Под мыслительными операциями в психологии и педагогике понимают такие процессы, как анализ, синтез, сравнение, обобщение и  классификация информации, абстракция. Учебный процесс необходимо построить так, чтобы знания стали фундаментом практической деятельности. Учащиеся должны уметь не только транслировать новые знания, но и целенаправленно уметь применять их. Выполнить все вышеперечисленные действия возможно только при условии овладения учениками мыслительными операциями.

      Исследования показали, что успешность формирования мыслительных операций будет зависеть от психологических условий, так как любой процесс обучения опирается на память ученика и её развитие. Тренировка памяти – одно из обязательных условий активизации мысли и умственного развития учащихся.

      Большое значение в активизации мыслительной деятельности младшего школьника имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке. Игровое обучение может использоваться как метод, как методический прием, как форму обучения. Сущность обучению как игре в курсе математики могут обеспечить сюжет или соревнование. По времени игра может продолжаться от 10-15 минут Игровая ситуация предполагает активизацию деятельности учащихся на уроках. Для формирования сюжета учителю необходимо знать любимых героев детей и наиболее популярные игры, фильмы, музыкальные произведения.

      Для младших школьников учение – новое дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между «внешним миром знания» и «психикой» детей. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности, постоянно внушаемое уважение к школьной премудрости. Кроме того, установка на выполнение учебной работы у детей еще не сформирована. Поэтому основным видом дидактических игр, используемых на начальных этапах, является игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающий напряжение, которое возникает в период адаптации детей к школьному режиму. Игра является одним из средств формирования психических образований, крайне необходимых для учебного процесса, мышления, внимания, памяти и т.д. Как правило, игра направлена на решение не одной задачи, а целого круга задач, причем ведущая функция игры определяется ее дидактическими целями. Игра обязательно должна быть подчинена тем конкретным учебно-воспитательным задачам, которые решаются на уроках. В силу этого игру заранее планируют, продумывают и место в структуре урока, определяют форму ее проведения, подготавливают материал, необходимый для проведения игры.

Дидактические игры на уроках литературного чтения.

1.Игра «Внимание».

Оборудование: карточки с напечатанными словами

Содержание игры: учитель показывает карточку на несколько секунд, затем  убирает. Дети должны сказать, что прочитали

-ель, щель

-мех, смех        

-лук, люк

- Что менялось в словах ?

2.Игра «Оксиморон».

Оксиморон – это фигура речи. Она построена на противоречии , например, «горячий снег»или  «горькое варенье» и другие. Оксиморон строится так: выби-рается слово и находится характерное свойство, а затем потивоположное. Ведущий загадывает существительное. Все остальные пытаются придумать оксиморон с этим словом, тот, кто сумел придумать удачный оксиморон, становится ведущим.

 Дидактические игры на уроках математике.

1.Игра «Составь целое из частей»

В этой игре ребёнок оперирует геометрическими фигурами. С помощью этой игры у ребенка можно сформировать умение расчлененно воспринимать сложную форму предмета, выделять в ней отдельные элементы, находящиеся в разных пространственных положениях. Эту игру можно проводить по-разному.

А).  Выложить изображение по полному образцу. Ребенок смотрит на образец и воссоздает такой же, используя различные геометрические фигуры.

Б).  Выложить изображение по контурному образцу из простых геометрических фигур. Для ребенка это задание сложнее предыдущего, поэтому в начале ему предлагают накладывать отдельные геометрические фигуры на контур, подбирая нужные. Затем он собирает сложные фигуры, глядя на образец.

В качестве заданий можно использовать также известные головоломки «Магический квадрат», «Монгольская игра», «Танграм» и другие, в которых для построения заданных изображений используются простые, знакомые ребенку геометрические фигуры.

2.Игра «Собери букет из листьев»

Оборудование: листья с напечатанными ответами-7-8 штук

Содержание игры: учитель показывает по одному  листочку с ответом  и просит подобрать примеры на «+», «-», «:», «х». Собирается букет.

Дидактические игры на уроках русского языка.

Игра «Кораблекрушение»

Оборудование: корабль, карточки со словами или буквами.

Содержание игры: дети должны восстановить предложение или слово.

Игра «Светофор»

В игру «Светофор» можно играть почти на всех уроках.

Учитель прикрепляет к доске три круга: красный, жёлтый, зелёный. Рядом с ними записывает числа, буквы, слова (в зависимости от урока, на котором проводится игра).

Например:

 К       о

 

 Ж      а

   З       ё

На парте у каждого ученика лежит комплект из трёх кружков-огней светофора.

Учитель называет слово: жёлтый

По команде учителя «Приготовились!» дети находят ответ на доске и по команде «Включили!» показывают учителю соответствующий кружок.

Дидактические игры на уроках окружающего мира.

Работа по карточкам: «Что лишнее?»

Оборудование: перфокарты, листы.

Содержание игры: учитель называет несколько предметов, ученик находит   -лишний» предмет и раскрашивает соответствующий кружок.

ФИ

1.О  О  О  О

2.О  О  О  О

3.О  О  О  О

4.О  О  О  О

5.О  О  О  О

Стол, диван, чашка, стул.

 Пылесос, шляпа, кофта, платье.

Миска, тарелка, блюдце, стул.

Холодильник, шкаф, кресло,  кровать.

Вилка, шуба, платок, шорты.

 Эти перфокарты помогают мне и на других уроках провести небольшое тестирование по пройденному материалу.

       Игровая среда создаёт обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою самостоятельность. Игровые действия ребёнка, сопровождающиеся высоким эмоциональным подъёмом, устойчивым познавательным интересом. являются наиболее мощным стимулом его активности в познании, активности   мыслительной деятельности.

     Среди вариативности образовательных программ, на мой взгляд, общеобразовательная программа 2100 наиболее отвечает требованиям сегодняшнего дня, потому что содержит в себе элементы  проблемного обучения, исследовательской деятельности, что и ведёт к активизации мыслительной деятельности младших школьников на уроках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизации мыслительной деятельности младших школьников в процессе обучения математике

Активизации мыслительной     деятельности    младших    школьников     в процессе обучения    математике. Вариатив...

Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках русского языка и математики средствами дидактических игр по УМК «Планета знаний»

В результате изучения методической литературы по УМК «Планета знаний» становится понятно, что воспитать у детей познавательный интерес к изучению русского языка можно, если хорошо знать лингвист...

Система работы «Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках математики".

Система работы по теме «Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках математики» представлена Е.В.Бушуевой через информационно - педагогические модули (ИПМ)....

Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках русского языка с применением ИКТ

Наши дети – это уже члены информационного общества. И использование ИКТ на уроках русского языка, позволяет активизировать познавательные интересы обучающихся....

Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках математики

Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках математики...

Обобщение опыта "Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках в начальной школе"

Активизация мыслительной деятельности является  одним из главных направлений работы учителя начальных классов. Владение современными образовательными технологиями,методиками и ихэффективное приме...

Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках.

    В современное время дети учатся по развивающим технологиям, где мыслительная деятельность учащихся является основой. С начала обучения мышление выдвигается в центр психического ра...