Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках.
методическая разработка

Чернышёва Светлана Андреевна

      В современное время дети учатся по развивающим технологиям, где мыслительная деятельность учащихся является основой. С начала обучения мышление выдвигается в центр психического развития и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием становятся осознанными и приобретают произвольный характер. Наблюдения педагогов и исследования психологов убедительно показывают, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних классах обычно переходит в разряд неуспевающих.

     Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация мыслительной деятельности

младших школьников на уроках.

Актуальность

      В современное время дети учатся по развивающим технологиям, где мыслительная деятельность учащихся является основой. С начала обучения мышление выдвигается в центр психического развития и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием становятся осознанными и приобретают произвольный характер. Наблюдения педагогов и исследования психологов убедительно показывают, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних классах обычно переходит в разряд неуспевающих.

     Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач.

      В процессе своей педагогической деятельности я встретилась с учащимися, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Класс, в котором я  работаю, был создан по результатам медико-педагогической комиссии. Это дети с ослабленным здоровьем, слабой познавательной способностью и низкой учебной мотивацией.  Внимание на уроках у таких учащихся неустойчивое. Это обуславливается трудностями в выполнении заданий. Дети требуют постоянного контроля, т.к. у них незрелая нервная система и  ребёнок продуктивно может работать в течение 10-15 минут, затем примерно 3-7 минут отдыхает, накапливает силы для следующего рабочего цикла. Учитывая  это, я определила цель своей работы – повысить интерес детей к процессу обучения, включить их в активную познавательную деятельность по приобретению знаний. Для этого необходимо  развитие мыслительной деятельности младших школьников в процессе усвоения содержания школьной программы. Этому способствует чёткое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приёмы подачи учебного материала. Изложение материала должно быть логичным, ярким, увлекательным.

Основные  логические умения младших школьников.

  • анализ и синтез
  • сравнение и обобщение
  • классификация
  • выявление закономерностей
  • определение понятий
  • доказательство и опровержение

      Каким образом можно достичь высокого уровня логического мышления? Для достижения наиболее значимого результата необходимо активизировать мыслительный процесс, формировать нестандартное мышление. А потому у меня должна быть информация об уровне умственного развития школьника, его индивидуальных особенностях познавательной деятельности, качествах ума. Владение такой информацией поможет осуществлять индивидуальный подход, подбирать задания, наиболее эффективно влияющие на умственную деятельность. Считаю, что главная причина недостаточно гибкого и нестандартного мышления человека заключается в отсутствии целенаправленной деятельности учителя и родителей по развитию мыслительных операций.    На основании изучения литературы и предварительного знакомства с состоянием проблемы в классном коллективе, была определена рабочая гипотеза: наиболее эффективная активизация мыслительной деятельности возможна при систематической урочной и внеурочной работе по данному направлению.  Учебный процесс необходимо построить так, чтобы знания стали фундаментом практической деятельности. Учащиеся должны уметь не только транслировать новые знания, но и целенаправленно уметь применять их. Выполнить все вышеперечисленные действия возможно только при условии овладения учениками мыслительными операциями

   

     Развитие внимания, памяти и логического мышления у детей младшего школьного возраста.

      Исследования показали, что успешность формирования мыслительных операций будет зависеть от психологических условий, так как любой процесс обучения опирается на память ученика и её развитие. Тренировка памяти, внимания – одно из обязательных условий активизации мысли и умственного развития учащихся.

     Память – это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.  У младших школьников более развита память наглядно образная, чем смысловая. Они лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события.

Наблюдая за учащимися на уроках, я обратила внимание на недостатки в развитии произвольной памяти, связанные со снижением познавательной активности и незаинтересованности в результатах. Поэтому большое место в системе заданий отвожу также и заданиям на развитие памяти у учащихся. В задания на развитие произвольной памяти включаю такие игры, как «Запомни математические термины», «Цепочка слов», «Лишнее слово», «Запомни двузначные числа», «Рисуем по памяти узоры», «Запомни и воспроизведи рисунки», «Зрительные диктанты», «Слуховые диктанты».

          Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и точно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

          Возрастная особенность младших школьников — сравнительная слабость произвольного внимания. Значительно лучше развито у них непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание учеников безо всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить существенные детали в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают внимание. Кроме преобладания непроизвольного внимания к возрастной особенности относится также его сравнительно небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна; их внимание легко отвлекается. В результате дети могут не выполнить задание в срок, потерять темп и ритм деятельности, пропустить буквы в слове и слова в предложении. Только к третьему классу внимание может сохраняться непрерывно уже в течение всего урока.

       Произвольное внимание полностью развивается к 12—16 годам. Таким образом, несмотря на некоторую способность детей начальных классов произвольно управлять своим поведением, непроизвольное внимание у них все же преобладает. Из-за этого младшим школьникам трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них работе или на работе интересной, но требующей умственного напряжения. Это приводит к необходимости включать в процесс обучения элементы игры и достаточно часто менять формы деятельности

    На своих уроках я использую различные приёмы, которые являются эффективным  средством  развития внимания. На уроках русского языка: словарный диктант с комментированием, предупредительный диктант, выборочный диктант, приём обнаружения ошибок в тексте, игры на развитие внимание.

Словарный диктант с комментированием – это хорошо известный методический приём становится одним из способов формирования внимания. Например, я читаю слово «пересадили», а затем вызываю нескольких учащихся, каждый из которых называет поочередно приставку, корень, суффикс, окончание, объясняя попутно их правописание. После этого предлагаю детям взять ручки и записать прокомментированное слово.

Комментированное письмо - достаточно сложная деятельность. Оно развивает мышление, внимание, речь учащегося. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как «ведущий» ученик не просто фиксирует внимание на орфограммах, а объясняет с помощью правил.

Следующим приёмом, формирующим внимание на уроках русского языка, является – выборочный диктант. Этот вид работы позволяет ускорить темп работы, помогает сосредоточить внимание на нужной орфограмме. Могут быть представлены задания разного характера: выписать однокоренные слова из прослушанного стихотворения, из загадки выписать слова с безударной гласной.

Одним из распространенных методических приёмов является предупредительный диктант. При проведении предупредительного диктанта перед записью отдельного предложения или целого текста устно проводится объяснение определенных орфограмм. Чтобы учащиеся более внимательно относились к устному орфографическому разбору, предлагаю во время диктанта письменно объяснить соответствующие орфограммы.

На уроках математики в работе по развитию внимания мне помогают математические диктанты, устный счет, различные упражнения на внимательность. Приведу несколько примеров упражнений.

1.  Среди  букв  спрятались названия птиц. Найди и подчеркни их.
ВПЗЯБЛИКГОГРАЧЗДЛЖУРАВЛТВЛЬЩПДСКВОРЕЦРПНЕКРКУКУШКАОПГЕРЛПОНГЛАСТОЧКАОРПНВОРОБЕЙОПНЕГАСОРОКАРПОЕНАВОРОНАТИРН
2.    Найди и подчеркни слова, обозначающие родственников.
ДЖИОТЕЦНАПРБРАТОЕНАМАМАРПОЕГСЕСТРАГКОСТДОЧЬРАУРАБРАТГЕР
3.    Найди слова, обозначающие посуду,  и подчеркни их.
ВОРНАСАХАРНИЦАРЫНФЬТБЛЮДЦЕЛИДШОЧАЙНИКРАГВОКАСТРЮЛЯОПТОЛСКОВОРОДАРМГЕТЬЯТАРЕЛКАЮЯЛЕШГСТАКАНЛПОРЕНВЧАШКАИМРП
4.    Найди общую букву в словах каждой строчки и запиши её.
МАК   СОМ   УМ ______                               
ДОМ   РОСТ   ОКНА ______                         
ВАЗА   ЗОНТ   ЗУБ  _______                         
ЛЕС   САД  ОСЫ _________                         
АИСТ   КОТ   ТРУБЫ______                        
ЛИСА   МИР   КИТ  ________                      

5.   Составь слово из букв
ХМО ______                                                     ААЛТРЕК ___________
ПСУ_______                                                     КОЖАЛ_____________
СНО_______                                                     ШКААЧ_____________
ОКТ________                                                    ИЛВАК______________
ИСР_________                                                  ЛДЮЕЦЬ___________
     БКО_________                                                  ЖНО _____________
ЫНС________

6.   Найди и выпиши общий слог
ЧИЖИ – СТРИЖИ ________
КАМЫШИ –  ШАЛАШИ _______
ЧАШКИ – ЧАЙКА _______
ЭТАЖИ – 
ЛЫЖИ ________
ЩАВЕЛЬ – ЧАЩА ______
ЩУКА – ЧИЩУ ________
__

7.    Прочитай слова справа налево и запиши их в обычном порядке.
ЦЕТО___________                         ЯДЯД_______________
 ЬТАМ ____________                 ЯЬТАРБ _____________
ЯЬМЕС ______________           АКШУБАБ ______________
АРТСЕС ______________          АКШУДЕД ______________
ЯЬВОНЫС ______________    КИННЯМАЛП ______________________

8.    Прочитайте, подчеркните слова –предметы одной чертой, слова – действия двумя чертами.
 Приходит весна. 
Лес просыпается после зимнего сна. Оживает каждое дерево. Разбухают и надуваются почки. Скоро появится первая зелень.

9.   Раздели слова, которые «склеились»:

Шаркорзинаботинкибинокльедаобезьянакнигарукаель

10.  Зачеркни повторяющиеся слова:

Моресолнцелесводамореземлясолнцелучнебоводарыбалесуткаморесолнцепароходводаземляпоходмореискрынебодетиморе

11. Расставь числа в порядке возрастания:

5, 8, 6, 4, 12, 7, 2,0 ,8 ,10 ,4 ,3 ,2 ,0, 5, 2, 8, 5, 7, 18, 22, 11, 16, 8, 13, 6, 19, 21,  15, 17, 30, 27, 32, 18, 8, 7, 4, 42.

12. Игра «Что убрали со стола и что добавили?»

13. Игра: «Найди ошибки в примерах».

14.Упражнение  «Имена»
Вариант   1:
ЗАДАНИЕ 1. Сейчас я назову несколько имен. Ты должен  их  запомнить.
Внимание! Гертруда, Билл, Джон, Дейл, Фил, Джудит, Алекс, Белла, Дон, Рональд, Виктория, Маргарет,   Генри.
ЗАДАНИЕ 2. Назови  имена,  которые ты  запомнил.
ЗАДАНИЕ 3. Раздели эти имена на группы или классы, например: мужские и женские. Какие еще классы можно  выделить?
ЗАДАНИЕ 4. Постарайтесь вспомнить все имена.
Вариант  2:
Элла, Виктор, Руслан, Надежда, Богдан, Вероника, Дина, Валентин, Петр, Игнатий, Феофания, Степан.
ЗАДАНИЕ. Назови имена, которые я тебе только что прочитал. Расскажи,  каким образом запоминал
.

15.  На точность зрительной памяти

Посмотри на эти сложные рисунки и постарайся запомнить.
Каждый рисунок можно рассматривать не более двух  секунд.
ЗАДАНИЕ 1. После двух секунд экспозиции картинка убирается или закрывается, а ребенок рисует по памяти.
ЗАДАНИЕ 2.  Расскажи,   как  ты  запоминал.

Описание: точность зрительной памяти

16. Упражнение  «Часы  и  время»

ЗАДАНИЕ 1. Который час показывают первые часы? Который  час  показывают  вторые часы?  и  т.  д.
ЗАДАНИЕ 2. Постарайся по памяти нарисовать свои ответы.

                                 Описание: Часы и время.

     

17. Упражнение  «Цифры»

Вариант  1:
Сейчас я покажу тебе ряд цифр. Их надо запомнить в  таком  же  порядке.
2  3  5  7  3  5  7
ЗАДАНИЕ. Повтори цифры. Расскажи, как запоминал. Посмотри, каким образом эти цифры можно сгруппировать.  Например,
2  3  5  7  3  5  7

Вариант 2:
4 8  3 6  5   10  12
ЗАДАНИЕ   1.   Запомни.
задание   2.   Придумай   способ   запоминания   этих цифр.
Например,  4  в  два раза  меньше 8, 3  в  два раза меньше  6, 5  в  два раза  меньше   10, 1  в  два раза меньше  2.
Вариант 3:
3  5  9  7  13  5
задание  1.  Запомни!
ЗАДАНИЕ 2.  Придумай  способ  запоминания!
Например, все числа нечетные, правда, необходимо запомнить  их  порядок.

18. Упражнение  «Человечки»

ЗАДАНИЕ.  Посмотри на эти рисунки и постарайся запомнить все об этих человечках. (Ребенок рассматривает картинки в течение 1 минуты, затем их надо закрыть и обсудить то, что он понял, и что он  запомнил.)

Описание: Развитие памяти - человечки

Вопросы  для  обсуждения:
—  Что  нарисовано  на этой  картинке?
—  Сколько человечков?
—  С помощью каких геометрических фигур нарисованы  человечки?
—  Какие части тела нарисовал  художник?
—  Сколько частей тела нарисовал художник в каждом рисунке?
—  Можно ли одним словом обозначить то, что делает каждый человечек:
1)  схватился  за голову;
2)  наклонился;
3)  идет или  стоит;
4)  радуется;
5)  просит о чем-то;
6)  молится  на коленях.
ЗАДАНИЕ 2. Нарисуй по памяти все, что ты запомнил.

     Приём обнаружения ошибок в тексте позволяет развивать индивидуальное внимание учащихся и автоматизировать действия контроля. Обнаружение ошибок в тексте требует, прежде всего, внимания и не связано со знанием правил. Это обеспечивается характером включенных в текст ошибок: подмена букв, подмена слов в предложении, элементарные смысловые ошибки. При анализе результатов этой работы, важным является не только количественный подсчет найденных, исправленных и не обнаруженных ошибок, но и то, как ученики выполняют работу: сразу включаются в задание, обнаруживая и исправляя ошибки по ходу чтения; долго не могут включиться, при первом чтении не обнаруживают ни одной ошибки; исправляют правильное на неправильное. Это задание дети выполняют поэтапно, т.е. сначала устанавливают смысл слова, делят на слоги, произносят их, проверяют соответствует ли слог слову в целом и на последнем этапе прочитывают все слово про себя, давая ему общую оценку. Таким образом, метод поэтапного формирования позволяет получить полноценное действие контроля, т.е. сформировать внимание.

      Особенности мыслительной деятельности младшего школьника в  первые  два года обучения во многом  сходны  с  особенностями  мышления  дошкольника.  У младшего школьника ярко выражен конкретно-образный характер  мышления.  Так, при решении мыслительных задач дети опираются на реальные  предметы  или  их изображение. Выводы, обобщения делаются на основе определенных  фактов.  Все это  проявляется  и  при  усвоении  учебного  материала.  Процесс   обучения стимулирует быстрое  развитие  абстрактного  мышления,  особенно  на  уроках математики, где от действия с  конкретными  предметами  ученик  переходит  к умственным операциям с числом, то же самое имеет место и на уроках  русского языка при усвоении слова, которое сначала не отделяется им от  обозначаемого предмета, но постепенно само становится предметом специального изучения

   Недостаточное развитие мыслительной деятельности у младших школьников приводит к тому, что они испытывают трудности в формулировании правила на основе анализа нескольких предметов, плохо запоминают схемы рассуждения при выполнении типовых заданий. В основе этих затруднений лежит недостаточность такой мыслительной операцией, как обобщение. При овладении математическим материалом существенное значение приобретает умение сравнивать. У слабоуспевающих школьников такое умение часто не характеризуется обобщенностью; ученик умеет сравнивать предметы, но не умеет сравнивать математические выражения. Не умеет при сравнивании устанавливать взаимнооднозначные соответствия.

   Поэтому технологическая модель по развитию мыслительной деятельности младших школьников реализуется через блоки:

  • Аналитико-синтетический
  • Сравнение и обобщение
  • Установление закономерностей
  • Классификационный

   

    Аналитико-синтетический блок -

предполагает развитие умений мысленно расчленять предметы или явления на образующие его части, соединять отдельные элементы, части и признаки в единое целое. Анализ и синтез неразрывно связаны между собой в процессе познания.

Пример. С каждым из этих слов придумайте пару предложений так, чтобы слово в нем использовалось сначала в качестве одушевленного существительного, а затем неодушевленного

полька, гусеница, ласка, старина

   Для обучения логическим приёмам – анализу и синтезу – я использую такие упражнения при выполнении которых логические приёмы доступны пониманию учеников и могут выполняться самостоятельно и с наибольшим интересом.

  1. Назови:

- сколько единиц каждого разряда в числах 528? 308?

- сколько в каждом из этих чисел всего десятков?

- всего единиц?

- сотен?

2. Назови и напиши числа:

     - в которых 40 единиц второго класса и 6 единиц первого класса;

     - 50 единиц второго класса и 50 единиц первого класса.

3. Восстанови пропущенные числа

   3..86               7..38...

     2..7                 4945

         619. .               224..7                          

  Блок сравнения и обобщения -

строится на заданиях по выделению признаков предметов и оперирование ими, выяснения их различий и сходств, рассмотрению явлений и действий с разных сторон для выделения их признаков, узнаванию объектов по их признакам и составлению их описания.

Пример. Выпишите из каждой группы «лишнее» слово:

Лес, леска, лесник, лесной;

Зеленый, позеленеть, зелье, зеленка, зелень.

        Значительное количество ошибок учащихся на уроках русского языка связано с тем, что они не различают сходные внешне явления языка. Сравнение и сопоставление грамматических и орфографических явлений, плодотворно сказывается на прочности знаний, умений и навыков, влияет на мыслительную активность и самостоятельность школьников, развивает их умственные способности. Это могут  быть задания

1. на сопоставление значения слов, принадлежащих к одной части речи (обратить внимание детей на многообразие лексико – семантический значений и общность грамматических значений),

2. на сопоставление частей речи с близким  лексическим значением,

3. на нахождение сходств и различий в значении числа, рода и падежа у одной части речи и другие.

Всё это требует от ученика абстрагированных действий. Рассмотрим несколько упражнений, при выполнении которых необходимо использование таких мыслительных операций, как сопоставление и противопоставление.

  1. Прочитайте отрывок стихотворения. Сравните повторяющиеся слова по сходству и различию.

Осенью поздней земля засыпает,

Листьями ветер её засыпает.

  1. Сравните, одинаковы ли приставки в словах: надробить – надрубить, подобрать – подобреть, вскормить – вскочить. Докажите.
  2. Сравните, одинаковы ли окончания в родительном падеже имён существительных: столов, ковров, ночей, затей, степей, батарей.
  3. Составьте два предложения так, чтобы в первом предложении лес было в именительном падеже, а во втором – в винительном. Что общего и различного вы заметили?
  4. Спишите, вставляя пропущенные окончания имён существительных. Укажите на сходство и различие в грамматических признаках у этих существительных.

Давайте же мыться, плескаться,                                        

Купаться, нырять, кувыркаться                                                        

В ушат…, в корыт…, в лохан…,                                                        

В рек..., в ручейк…, в океан…,                                                        

И в ванн..., и в бан... .      (К. Чуковский)

   Блок установление закономерностей -

заключается в раскрытии и уточнении смысла логических слов «все», «некоторые», «если…, то…» с помощью соответствующих предметных действий, подборе синонимов к логическим словам и тренировке в их правильном употреблении, в совершенствовании способности школьников приводить доказательства, формулировать суждения и проводить умозаключения.

Пример. Выяви закономерность:  

 лес – 0, леса – 1, лесной – 2.

         Для выполнения заданий на выявление закономерностей ученик должен владеть не только определённым запасом терминов, но и уметь наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать. У ученика должна быть возможность сделать открытие, возможность творческой деятельности – это стимул и смысл учебного процесса, востребованный личностью обучающегося.

      Учить детей рассуждать, мыслить и выделять закономерности – это главная задача обучения.

  1. Ящерица короче ужа. Уж короче удава. Покажи их длины с помощью отрезков. Отметь галочкой, кто длиннее всех.

         Ящерица  ----------

          Уж  ------------------            

          Удав  --------------------------

     С целью повторения закономерностей построения натурального ряда предлагаю следующие задания:

  2. Продолжи некоторый ряд чисел, используя для этого закономерность:

       2, 4, 6, 8………

       2. 5. 8………..

  3. Определи особенности изменения чисел в таблице и запиши в пустой клетке соответствующее число.

     3

   12

    6

      4

   16

  18

      5

   20

   4. Записаны числа: 11     13     20    15     39   19   16

                                      Р       а      о        т       б     у     н       и

         Расположи их в порядке возрастания и запиши под ними соответствующие им буквы. Прочитай  полученное число.

    5. Подчеркни лишнее  число 5, 17, 2, 9.

        При закреплении вычислительных навыков в пределах двух десятков и на выявление закономерностей использую следующие задания.

     6. Поставь знаки + или – между написанными числами так, чтобы в результате получились верные равенства.

     7…3…2…1… = 1

     7…3…2…1… = 11

     7…3…2…1… = 5

     7…3…2…1 = 7

  7. Прочитай числа: 10, 2, 12, 8, 10, 18.

     Запиши с помощью данных трех чисел примеры на вычитание.

  8. Найди закономерность:

         10      12        14        ?         ?

   

  9. Обведи красным карандашом числа линейного ряда.

     2        5        8        11       14

     1         4        7        10       13

     10      20      30       40        50

     3         6       9         12        15

      Классификационный блок -

включает в себя работу по подбору названия группы предметов, явлений, объединенных общим свойством,  группировке  их по данному признаку, нахождению признаков, по которым произведена группировка, самостоятельно выбранному признаку для группировки, распознаванию правильной группировки.

Пример. Распредели слова на группы:

белки, дупло, дерево, шишка, грибы, заяц.

Объясни принцип выбранной классификации.

       На развитие умения обобщать и классифицировать я использую,

например, такие задания:

  1. Найди «лишнее» выражение.

60 + 7           49 + 38     40 + 2

     2. Сколько на чертеже отрезков? Сколько треугольников?

        Сколько четырёхугольников?

3. Раздели изображённые фигуры на группы: а) по цвету, б) по форме.

4. Распредели числа в две группы – однозначные и двузначные:

          1, 25, 73, 7, 10, 9, 19.

5. Решите записанные примеры. Подчеркните примеры, в ответе которых получилось 7.

             2 + 5        1 + 6

             7 – 1                              2 + 4

             3 + 4                              3 + 3

 6. Запишите все числа от 1 до 9. Подчеркните 6, 7, 8, 9. Объясните какие числа нужно подчеркнуть, не перечисляя их.

 7. Какие из этих четырёхугольников квадраты?

 8.Чем похожи примеры?

        11 + 5        10 – 8               17 + 2                  5 + 4

        11 + 9                    12 – 1               17 – 7                  10 - 4

        12 + 1                    9 – 5                 17 – 10                7 + 4

    В основе упражнений на систематизацию лежит приём обобщения, который необходим именно в процессе закрепления знаний. Примерами таких упражнений могут быть различные виды заданий:

  1. задания на построение доказательства;
  2. задания, в вопросе которых отсутствует формулировка проблемы, её надо найти;
  3. задания, выполнение которых приводит к одному или нескольким выводам, количество которых следует определить;
  1. Выделите среди данных слов такие, которые можно объединить в одну группу по какому – либо признаку. Укажите признаки.                        

Пальба, о ходьбе, борьба, свадьба, просьба, черви, светильник, пальто, кольцо, в письме, кости, части, конь, мостик, хвостик, руль, бантик, ветви, мельница, гвоздик, крыльцо, зеркальный, печальный, хрустальный, молотьба, деятельный, медлительный.                        

Дети предложили выделить группы слов на следующие темы:

- Части речи (имена существительные и прилагательные);

- Слова с мягким знаком и без мягкого знака;

- Слова с мягким знаком на конце слова;

- Слова единственного и множественного числа.

  1. Укажите строчку, в которой во всех словах пропущена буква –и- .
  • син – й платок, от избушк - , о болезн - , в – сенний.
  • в – днеется, по площад - , красив – й цветок, л – сица.
  • св – стит, в зелен - , зимн – м воздухом, уд – вительный.
  • по зимн – му лесу, тих – м утром, в– днеется вдали, на сирен - .

Тесты к занятиям по русскому языку

Тест «Выявление общих понятий»

1.Сад (растение, забор, садовник, собака, земля).

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед)

4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены)

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

7. Кольцо (диаметр, круглое, проба, печать, деньги)

8. Чтение (глава, книга, картина, печать, слово).

9. Газета (правда, приложение, телеграммы, бумага, редактор)

10. Игра (карта, игроки, штрафа, наказания, правила)

11. Война (аэроплан, пушки, сражение, ружья, солдаты)

12. Книга (рисунки, война, бумага, любовь, текст)

13. Пение ( звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия)

Тест «Анализ отношений понятий»

Школа – обучение. Больница – доктор, ученик, учреждение, лечение, больной.

Песня – глухой. Картина – хромой, слепой, художник, рисунок, больной.

Нож – сталь Стол – вилка, дерево, стул, пища, скатерть.

Рыба – сеть. Муха – решето, комар, комната, жужжать, паутина.

Птица – гнездо. Человек – люди, птенец, рабочий, зверь, дом.

Тест «Исключение понятий»

          Неудача, поражение, провал, крах, волнение

          Успех, неудача, выигрыш, удача, спокойствие.

          Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение

          Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша

          Глубокий, низкий, светлый, высокий, горький.

          Хата, печь, дым, хлев, будка

          Береза, сосна, дуб, сирень, ель

          Голод, холод, дискомфорт, жажда, нажива.

          Секунда, час, год, вечер, неделя

          Самолет, пароход, техника, поезд, дирижабль

          Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

          Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол

          Карандаш, ручка, циркуль, фломастер, чернила.

    Выполнение такого рода упражнений предполагает обращение учеников к значительному по объёму теоретическому материалу, воспроизведение его в памяти. В результате анализа этого материала ученики выделяют наиболее существенные признаки, которые могут служить основой для систематизации предложенного языкового материала.

 Таким образом, можно выделить комплекс педагогических условий, которые необходимо реализовывать при организации процесса обучения:

- использование занимательных и нестандартных заданий;

- использование проблемной ситуации;

- включение в процесс обучения различных видов учебных заданий.

     

Использование проблемной ситуации на уроках.

   Активизировать  мыслительную  деятельность учащихся  на уроке помогает  создание  проблемной ситуации, которая  побуждают детей к поиску, доказательству, обоснованию.  Проблемное обучение - это современный уровень развития дидактики  и передовой педагогической практики. Проблемным называется обучение потому, что организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем – характерный признак этого обучения.

Цель проблемного обучения широкая: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути процесса получения этих результатов; она включает в ещё и формирование познавательной самостоятельности ученика и развития его творческих способностей     (помимо овладения системой знаний, умений, навыков и формирования мировоззрения).

В деятельности ученика проблемная ситуация  служит стимулом активизации мышления, а процесс её решения - способом превращения знаний в убеждения.

Проблемная ситуация может быть различной. По содержанию неизвестного проблемные ситуации делятся: неизвестная цель; неизвестен объект деятельности; неизвестен способ деятельности; неизвестны условия выполнения деятельности.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Не слишком трудная, ни слишком лёгкая познавательная задача не создает проблемы для учеников. Проблемная ситуация может создавать на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Схема проблемного обучения

                    Поиск

                          Анализ

Создавая проблемную ситуацию на уроке, я  тем самым, направляю учащихся на  ее решение, организую поиск этого решения. Таким образом, ребёнок становится в позицию своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением состоит в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от меня требуется использования дифференцированного и индивидуального подхода. 

      Проблемная ситуация специально создается путём применения особых методических приёмов:

- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения;

-сталкивает противоречия практической деятельности;

-излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

-предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;

-побуждает обучаемых делать  сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

-ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения;

-определяет проблемные теоретические и практические задания;

-ставит проблемные задачи (с недостаточным или избыточными исходными данными; с заведомо допущенными ошибками;  с ограниченным временем решения; на преодоление психической инерции и другим).

Важно давать такие задания, которые учащиеся воспринимают как посильные, но для выполнения, которых у них недостаёт каких-либо знаний или умений. Вслед за проблемной ситуацией, создающей психологические предпосылки для активного усвоения новых знаний, учащиеся сами или с помощью учителя ищут правильное решение.

    Например:  на уроке математики предлагаю ученикам задание: «К 2 прибавь 5 и помножь на 3». И другое: «К 2 прибавь 5 , помноженное на 3».  Можно обе задачи  записать следующим образом:

                                               2+5х3=21

                                               2+5х3=17

     Такая запись вызывает удивление у детей. После анализа действий учащиеся приходят к выводу, что два разных результата могут быть правильным и зависит от того,  в какой очередности выполнять сложение и умножение. Возникает проблемный вопрос, как записать этот пример, что бы получить правильный ответ. Вопрос побуждает к поискам, в результате чего они приходят к понятию скобок. После вписывания скобок, задача принимает вид:

                                                (2+5)х3= 21

                                                 2+5х3=17

     На уроке русского языка при изучении темы «Род имен существительных» даю ученикам такое задание: « Разделите данные имена существительные на три группы»

 Дом, земля, солдат, озеро, книга, гнездо, море, школа, хлеб, парта, окно, слон.

Дети начинают предлагать варианты: одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные и т. д. Не найдя ответа, определяют проблему: «Мы не знаем на какие три группы?» После того, как им даются слова - подсказки «он, мой», «она, моя», «оно, мое», ребята начинают выполнять задание. На данном этапе  работа  выполняется учащимися в группах.

    В результате  поисковой деятельности у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путём выдвижения гипотез и их обоснования

Нестандартные задачи и занимательный материал как форма активизации мыслительной деятельности.

   Одной из важнейших задач является активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих игр, нестандартных заданий, направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетических сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения. У детей нужно воспитывать умение видеть логические отношения в различных практических ситуациях, пользоваться методами  анализа, устанавливать причинно-следственные связи.  

Использование различных приёмов, форм, методов на уроках ведёт к пробуждению интереса обучающихся к предмету, что помогает активизировать познавательную деятельность школьников, а это, в свою очередь, не может не воздействовать на формирование мотивации к обучению. Заинтересованный, активный ребёнок имеет более высокую мотивацию по сравнению с ребёнком пассивным, равнодушным. Успехи же в учении ободряют, воодушевляют школьника, помогают ему раскрыться как личности.   Мною были отобраны развивающие игры и упражнения, которые я использую на уроках математики, русского языка, чтения.

 

 На уроках русского языка важно своевременное чередование различных занятий, более напряжённых умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, направленных на сбережение физического и психического здоровья детей. Это укрепляет работоспособность школьников и их желание овладевать знаниями. Изучение психолого-педагогической и методической литературы по вопросу активизации мыслительной деятельности младших школьников на уроке родного языка позволяют нам выделить наиболее эффективные упражнения, способные вызвать мыслительную активность детей. Введение элементов занимательности в работу по русскому языку является одним из средств активизации мыслительной деятельности. Максимальная активизация учебной работы позволяет преодолеть пассивное отношение к предмету, вызвать интерес. Занимательное, интересное, в свою очередь, способствуют повышению активности в работе. Эти задания разнообразны и индивидуальны на каждом этапе урока. Упражнения имеют множество вариантов и распределяются по степени самостоятельности и характеру познавательной деятельности в зависимости от содержания учебного материала и подготовки учащихся.

 Упражнения занимательного типа.

1.Прочитайте каждую пару слов. Объясните их значение.                       Белеть – белить, осудить – обсудить, сидеть – седеть, слизать -  слезать, отварить – отворить.                                                                       

- Составьте с любой парой слов предложения.

2. Выберите из ряда синонимов те, которые могут сочетаться с каждым из слов: день, человек (хмурый, пасмурный, непогожий, ненастный); дождик, дождь (льёт, хлещет, моросит, идёт, сыплет, накрапывает).

3. Выделите слово «третье лишнее» в каждой из приведённых групп слов, имея ввиду, что объединение двух слов во всех группах связано с одним и тем же  явлением лексики (каким?):

  • огонь, осень, пламя;
  • алфавит, азбука, чистописание;
  • бросать, кидать, прыгать;

4. Подберите к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположные по значению из правой.

Воды в рот набрать                                ворон считать                                

держать ухо востро                                как в воду канул                                  

мозолить глаза                                        лясы точить                                          

 без царя в голове                                        не в своей тарелке                                

как рыба в воде                                        семи пядей во лбу

5. Найди лишнюю пару:

  • грустный – печальный
  • чёрный – белый
  • радостный – весёлый
  • большой – огромный

  Такие задания вызывают у младших школьников познавательный интерес. Дети с удовольствием раскрывают прямое и переносное значения слов, подбирают слова, близкие и противоположные по значению, составляют с анализируемыми словами предложения, что в конечном итоге способствует не только практическому углублению знаний о лексической стороне изучаемых частей речи, но и обогащению речи учащихся.

  6. Игра «Кто больше?»

а). Подобрать существительные с суффиксом –ость, обозначающие хорошие качества человека (верность, честность, мудрость, вежливость, храбрость).

б). Запишите как можно больше имён существительных:

- мужского рода на –а, -я;

- употребляющихся только в единственном числе;

- употребляющихся только во множественном числе.

       в). Игра «Одень корень»                                                                

        Берётся  слово  (например, ход),  выделяется корень, затем учащиеся постепенно присоединяют    к   нему   приставку,   суффикс   (или   несколько   приставок  и суффиксов).

7.Игра «Кто быстрее?»                                                                                  

        Из ряда слов выпишите только однокоренные. Докажите правильность своего выбора, составив с этими словами словосочетания. Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит работу.                                                        

Горе, горький, гористый, горчить, пригорюниться, городской, пригорок, горчица, горемыка, пригореть, горбиться.

8.   Прочитайте, подчеркните слова –предметы одной чертой, слова – действия двумя чертами.
 Приходит весна. 
Лес просыпается после зимнего сна. Оживает каждое дерево. Разбухают и надуваются почки. Скоро появится первая зелень.

9.    Подчеркни одной чертой слова, отвечающие на вопросы КТО? ЧТО? Раздели их на слоги.
Проталины, яркое, растопило, ручейки, разлились, весеннее, 
цветы, солнечный, капель, тёплое, река, ледоход, седая, весна, мчится, золотая, погода, летят, лесок, журавли.
10.    Подбери и напиши к данным словам слова – признаки.
Дождь (какой?) _____________
Трава (какая?)________________
Облако (какое?) ________________
Ручьи (какие?) _________________

11.    Поставь ударение в словах, обозначающих действие.
Небо, листок, играет, рисует, утро, весеннее, светит, журчит, бежит, серебро, небо.
12.    Подчеркни волнистой линией слова – признаки.
Весенняя, 
полянка, ручей, бежит, теплое, небо, огромное, туча, густой, светит, медленная
13.     Раздели слова на слоги, поставь ударение.
Ручейки, припёк, ветка, цветочки, грач, 
солнышко, день, тепло, листок, скворец, утро, густой, небо, туман, полянка, лужа, огромное, луга, река,  побежали, трава, дожди.

     Эффективность и качество занятий по русскому языку во многом зависят от того, насколько активно работают учащиеся на всех этапах обучения и усвоения: на этапах подготовки к восприятию и усвоению языковых понятий; объяснения нового материала и его осмысления учащимися; закрепления и систематизации знаний. На всех этапах важное значение приобретает целесообразный выбор учителем приёмов, активизирующих мыслительную деятельность учащихся.

   

 Уроки математики предоставляют уникальную возможность для развития мыслительной деятельности учащихся в процессе освоения учащимися нестандартных задач с основными понятиями математики. Нестандартные задачи (математические диктанты, дидактическая игра, логические задачи, самостоятельная работа и т. д.)  оставаясь одним из важных направлений по развитию мыслительной деятельности, вносят свою лепту в развитие интеллекта ребенка:

  • повышают развитие логического мышления учащихся;
  • вооружают их навыками решения нестандартных задач;
  • значительно расширяют и углубляют знания о нестандартных задачах;
  • формируют эмоциональную восприимчивость;
  • формируют практические умения по решению жизненных задач.

     Для организации основных подходов к учебной деятельности не требуется много времени урока, но они выполняют определенную положительную роль в процессе обучения, развития, воспитания.

В своем классе второй год я преподаю математику по программе М. И. Моро. Ведущим принципом обучения математики в курсе М.И. Моро является  – учет возрастных особенностей учащихся, органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность преподавания, выработка необходимых для этого навыков.

Уделяя значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведенных  до автоматизма навыков вычислений, программа предполагает вместе с тем и доступное детям обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. Этим целям отвечает не только содержание, но и система расположения материала в курсе.

Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено  во времени.

 Особенностью начального курса математики М.И. Моро является то, что рассматриваемые в нем основные понятия,  отношения, взаимосвязи,  закономерности раскрываются на системе соответствующих конкретных задач.  К общим умениям  работать над задачей относится  и умение моделировать описанные в ней взаимосвязи между данными и искомыми с использованием различного вида схематических и  условных изображений, краткой записи задачи. При обучении математике важно  научить детей самостоятельно находить пути решения предлагаемых программой задач,  применять простейшие общие подходы  к  их решению. Содержание курса математики позволяет осуществлять его связь с другими предметами в начальной школе (русский язык, природоведение, трудовое обучение). Таким образом, М.И. Моро в своей программе осуществляет значительную работу по активизации мыслительной деятельности учащихся:

  • придает значение использованию сопоставления, сравнения, противопоставления;
  • формирует умение решать задачи, развивающие у детей воображение,  логическое мышление. 

В учебнике предоставлен большой выбор заданий на смекалку и нестандартных задач.  Игровые моменты на уроке делают процесс обучения интересным и занимательным, создают у детей доброе, рабочее настроение. Всевозможные формы кодированных ответов, ребусов привлекают внимание ребят. Приведу несколько интересных  задач по математике.

  1. Удивительные числа.

Вставьте пропущенное число. Объясните.

а). 42 (44) 38

      23 ( ? ) 28

б). 6, 10, 18, 34, ?, ?

Решение.  Каждое новое число последовательности увеличивается на число, в 2 раза большее предыдущего увеличения: на 4, 8, 16. А, значит, дальше увеличение будет на 32 и на 64. То есть пропущенные числа 66 и 130.

Ответ:  6, 10, 18, 34, 66, 130.

в). Решение.  В вершинах звездочки числа увеличиваются по направлению стрелки на 6, 8, 10. То есть каждое следующее увеличение на 2 больше предыдущего. А значит следующее увеличение на 12. То есть пропущенное число 44.

Ответ:  8, 14, 22, 32, 44.

2. Логические узелки.

Дайте ответ. Объясните решение.

а).  724        135                 7324

      ТЮК        ПОРОХ        ?

Решение.  В верхней строке число 7324 получено из числа 724 путём вставки в него на вторую позицию  цифры из числа 135. В нижней строке пропущенное слово должно быть получено из слова ТЮК путём вставки в него на вторую позицию  буквы из слова ПОРОХ, то есть ТРЮК.

Ответ:  ТРЮК.

б). Решение.  В первом случае число 374 получено

    из числа 3574 путём удаления из него цифры

     5, стоящей на второй позиции, о чём свидетельствует костяшка домино.

        Во втором и в третьем случаях получается слово ПОЛКА путём удаления из предыдущих слов буквы, стоящей на третьей позиции во втором случае, и букв, стоящих на 3-й и 4-й позициях в третьем случае.

 Это могут быть слова ПОИЛКА во втором случае и ПОДЕЛКА в третьем случае.

Ответ:   ПОИЛКА, ПОДЕЛКА.

3. Занимательные рифмованные задачи.

В класс вошла Маринка,                                По тропинке кошка шла,

А за ней Иринка,                                             За собой котят вела:

А потом пришел Игнат.                                  Белых 2 и черных 5.

Сколько стало всех ребят?                              Кто успел их сосчитать?        

3 кричалки, 2 сопелки, 3 пыхтелки,               Есть помощница у мамы.  

2 шумелки мишки Винни сочинил,                Посмотрите, дети, сами:  

Только 8 подзабыл.                                        Перемыла 5 тарелок,

И поэтому Сове                                               8 ложек, чашек 5.

Он исполнил только…(2)                               Перемытую посуду помогите сосчитать.

  Как-то вечером к медведю                                Было книжек 25,          

  На пирог  пришли  соседи                                Да доставили к ним 5.             

  Ёж, барсук, енот, “косой”,                           А потом 2 книжки взяли       

  Волк  с плутовкою – лисой.                         И учащимся отдали.       

  А  медведь  никак  не  мог                           Думать надо очень мало

  Разделить на  всех  пирог.                               Отвечайте: Сколько стало? (28)

  От  труда  медведь  вспотел, -

  Он  считать  ведь  не  умел

  Помоги  ему  скорей,

  Посчитай-ка  всех зверей. (6)

4. Логические задачи.

  • На  веревке  завязали  4  узла  так,  что  концы  веревки  остались  свободными.  На  сколько  частей  разделилась  веревка?     (на  5)
  • В  коробке  умещается  10  красных  и  6  синих  бусинок.  Какие  бусинки  мельче: красные  или  синие?   (красные)  
  • В  парке  4  зеленых  и  коричневые  скамейки.  Зеленых  скамеек  больше.  Сколько  скамеек  каждого  цвета?  (3  зеленые  и  1  коричневая)  
  • Петя  и  Паша  живут  в  девятиэтажном  доме.  Петя  живет  выше  Паши.  Паша  живет  в  квартире  на  7  этаже.  На  каком  этаже  живет  Петя?   (на  8  или  9)
  • Колесо  велосипеда  имеет  8  спиц. Сколько  промежутков  между  спицами?  (8)
  • Купили  щуку,  леща  и  окуня.  Щука  тяжелее  леща,  а  лещ  тяжелее  окуня.  Какая  рыба  самая  лёгкая?  (окунь)  
  • В  большой  клетке  6  волнистых  попугайчиков,  а  в  маленькой  -  5.  Из  большой  клетки  в  маленькую  пересадили 1 попугайчика. Поровну  ли  попугайчиков  в  клетках?  (  нет  )
  • На  верхней  полке  3  книги,  на  нижней  -  2.  Сколько  книг  надо  поставить  ещё  на  нижнюю  полку,  чтобы  книг  стало  в  2  раза  больше,  чем  на  верхней  полке?  (на  нижней  полке  должно  быть  6  книг,  но  там  уже  есть  2  книги.  Значит  6  -  2  =  4  надо  4  книги)
  • Запиши  с  помощью  1  0  все  трехзначные  числа. (100, 101,  110,  111.)
  • Нина  написала  четырехзначное  число.  Вычла  1  и  получила  трехзначное  число.  Какое  число  написала  Нина?  (1000 – 1 == 999)
  • Женя  решил  прогуляться  и  пошел  по  левому  берегу  ручья.  Во  время  прогулки  он  3  раза  перешел  ручей.  На  левом  или  на  правом  берегу  находится  Женя?  (на  правом)  
  • Ване  надо  встать  завтра  в  9  часов  утра.  Вечером  в  6  часов  он  завел  будильник  на  9  часов  и  лег  спать.    Через  какое  время  его  разбудит  будильник?  (будильник  зазвенит  в  9  часов  вечера, значит  через  3  часа)  
  • К  трехзначному  числу  слева  приписали  единицу.  На  сколько  увеличилось  число?  (на  1000)
  • Используя  цифры  0,  4,  2,  7,  9,  1,  запиши  наибольшее  и  наименьшее  шестизначное  число.  (974210  и  102479)

     Использование таких задач расширяет математический кругозор младших школьников, способствует математическому развитию и повышает качество математической подготовленности. Предлагая учащимся нестандартные задачи, мы формируем у них способность выполнять логические операции и одновременно развиваем их. Критерием отбора таких задач является их учебное назначение; соответствие теме урока или серии уроков. Такие задачи можно решать и при объяснении нового материала, и при закреплении пройденного.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизации мыслительной деятельности младших школьников в процессе обучения математике

Активизации мыслительной     деятельности    младших    школьников     в процессе обучения    математике. Вариатив...

Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках русского языка и математики средствами дидактических игр по УМК «Планета знаний»

В результате изучения методической литературы по УМК «Планета знаний» становится понятно, что воспитать у детей познавательный интерес к изучению русского языка можно, если хорошо знать лингвист...

Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках

В процессе учебной деятельности школьника, большую роль , как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Раз...

Система работы «Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках математики".

Система работы по теме «Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках математики» представлена Е.В.Бушуевой через информационно - педагогические модули (ИПМ)....

Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках русского языка с применением ИКТ

Наши дети – это уже члены информационного общества. И использование ИКТ на уроках русского языка, позволяет активизировать познавательные интересы обучающихся....

Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках математики

Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках математики...

Обобщение опыта "Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках в начальной школе"

Активизация мыслительной деятельности является  одним из главных направлений работы учителя начальных классов. Владение современными образовательными технологиями,методиками и ихэффективное приме...