мастер - класс Конкурс «Учитель года - 2013» "Особенности татарского костюма"
методическая разработка на тему

Карачурина Елена Марсовна

Мастер – класс

Конкурс «Учитель года - 2013»

Учитель начальных классов

МБОУ «Кунашакская СОШ»

Карачурина Елена Марсовна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс

Конкурс «Учитель года - 2013»

Учитель начальных классов

МБОУ «Кунашакская СОШ»

Карачурина Елена Марсовна

- Добрый день, уважаемые коллеги!

Подготовительно-организационный этап:

На прошлой  встрече я знакомила Вас со своим исследованием на тему: «Воспитание  этнокультурного самосознания младших школьников».  Занимаясь этой проблемой, я пришла к выводу, что результата мы достигнем только при гармоничном сочетании национально-регионального компонента на уроках и   занятий внеучебной деятельности. ФГОС нам позволяет это. Основа новых стандартов – это системно-деятельностный подход (переход внешних действий  во внутренние умственные процессы). Проектная деятельность позволит проследить метапредметную связь между уроками ИЗО, технологии, окружающего мира и занятий кружка,  сформировать УУД – универсальные учебные действия: 

(анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия – познавательные;

 Выражение своих мыслей, аргументация – коммуникативные;

Выполнение пробного действия и проявить познавательную инициативу – регулятивные;

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания – личностные)

Итак, на уроках технологии во 2 классе есть тема «Народный костюм», по изобразительному искусству тема «А сама- то величава, выступает, будто пава…», окружающий мир - «Календарь – хранитель времени, страж памяти»   и занятие кружка «Что одевали наши бабушки».

Такая  совместная работа позволяет представить взаимную связь школы с социумом: наукой, культурой. Мы реализуем требование ФГОС о переходе к личностно-ориентированному образованию и реализации концепции «Наша новая школа».

1. Окружающий мир «Календарь – хранитель времени, страж памяти»  – обсуждаем проблему  «откуда об этом узнали ученые?», ищем источники (летописи, картины, фотографии, образцы в домашних коллекциях, устное народное творчество, интернет).

2. Мы с  детьми  идем на экскурсию в музей. Познакомимся с народными костюмами нашего музея. Обращаем внимание, что одевали наши пра-прабабушки, как украшали одежду. Говорим о народных женских костюмах, рассматриваем, обсуждаем, анализируем. Народный костюм называют ценнейшим памятником народного творчества. Он не создавался за день-два, это была одежда, которая передавалась по наследству.

- В настоящее время кого можно встретить в национальной одежде?

                                        ( бабушек и дедушек)

- Что включает в себя женский костюм?

          ( платье, камзол, головной убор, штаны, нагрудник, обувь)

- В нашем районе основное население – это……….

            (башкиры, татары, русские)

- Да, и мы говорим о народных костюмах башкир, татар и русских  женщин. Русские, башкиры, татары на протяжении долгого исторического периода жили во взаимодействии.

  1. ИЗО: «А сама- то величава, выступает, будто пава…» – картины художников, воспроизведение (рисунок), презентация рисунка, обсуждение.  Рисунки детей.
  2. Технология:  «Народный костюм».  Показать работы детей.

 

Основной этап:

  1.        Кружок –  Приглашаю Вас на занятие своего кружка. Мы с вами создадим национальный костюм.

- Где же можно узнать информацию о национальном костюме?

- Давайте, посмотрим, что же обнаружили на раскопках возле Уелгов археологи? Что хранят наши берестяные грамоты?  (Дать грамоты).

Для Вас  я тоже приготовила  информацию:

Презентация

                  Слайд 2

- мы знаем, что русский костюм традиционно составлял… (сарафан, рубаха, кокошник, обувь). Такой костюм с вышивкой из жемчуга мог весить до 12 кг.     Слайд 3

- Татарский женский  костюм  состоял  из……… (платья, камзола, нагрудник, штаны, калфак, платок)                  Слайд 4

- Он был более кокетливый, украшен вышивкой.            Слайд 5

- И самым многослойным был костюм башкирских женщин. Женщина в костюме была неповоротлива, монументальна.                     Слайд 6

-Состоял костюм из платья, камзола, платок или кашмау,  штаны, обувь.  Слайд 7    

Сколько весил костюм, можно предположить, если только кашмау весил до 8 кг.          

-Определим  на слайде костюмы          Слайд 8

- Татарский костюм женщин нашего района имел заимствования башкирского костюма.  

- Почему так произошло?

       (основной этнос-татары жили далеко, красивые украшения женщина не могла не применить)

-По подолу платья пришивались оборки, края которых обшивались яркими лентами, такие же оборки пришивались по низу рукава. Камзолы были удлинённые (как  у башкирского платья) края камзола и пройма рукава обшивались старинными монетами.  Обязательной частью женского костюма                                      был нагрудник (кукраксэ).   Он  украшался монетами, кораллами, камнями. Был оберегом и кошельком. Определял статус женщины. Был как башкирский  почти до талии.   Только головной убор (калфак) сохранился  и не изменился.

- Какую часть одежды называли ожерельем?  (Воротник)

- Кому принадлежало платье- кубелек?      (Русским)

- Какую часть одежды называли «Сакал»       (Нагрудник)

- Какой национальный  костюм  изобразили мои ученики?

Мы так много узнали о народном костюме и сейчас его сотворим. У нас есть куклы. И  для работы Вам я предлагаю  воспользоваться планом работы. Раздать.

План работы:

1. Выберите куклу для национального костюма;

2. Выберите характерные элементы национального костюма.

3. Создайте костюм;

4. Представьте костюм – презентация костюма.

Грамоты архитекторов:

Татарский костюм:

1. К  оборкам  платья пришиты цветные ленты.

2. По краю камзола  монеты.

3. Нагрудник украшен монетами.

4. На голове калфак .

Башкирский костюм:

  1. По краю камзола пришита тесьма с вышивкой.
  2. Под воротничком пришиты монеты.
  3. Один край платка украшен монетами.
  4. Монеты  на лобной повязке.

Русский костюм:

  1. Сарафан украшен тесьмой с геометрическим узором.
  2. На голове кокошник.

Практическая работа.

Презентация костюмов.

Заключительный этап:

- Как мы видим, такой процесс долгий. Он занимает время, требуется терпение, мотивация, но результат стоит этого.

- Мы молодцы. На слайдах мы видели одни костюмы. Изготовили  другие. Это говорит о многообразии народного костюма.

-  Что полезного каждый из Вас взял для себя?

 - В народном костюме мы видим много общего, утверждать категорично, что именно  так должен выглядеть народный костюм, нельзя. Башкиры, русские, татары жили рядом и вместе составляют гармоничный союз народов России. Только в единстве народов наше государство избежит межэтнических обострений, только наши дети являются носителями культурно-ценностных традиций народов России. Мустай Карим сказал: «Не русский я, но россиянин»

 Спасибо за работу! Спасибо за внимание!

 

- Мустай Карим "Я-россиянин"


h


(1951-1954)

Перевод Михаила Дудина

Не русский я, но россиянин. Ныне
Я говорю, свободен и силен:
Я рос, как дуб зеленый на вершине,
Водою рек российских напоен.

Своею жизнью я гордиться вправе,
Нам с русскими одна судьба дана.
Четыре века в подвигах и славе
Сплелись корнями наши племена.

Давно Москва, мой голос дружбы слыша,
Откликнулась, исполненная сил.
И русский брат- что есть на свете выше!
С моей судьбой свою соединил.

Не русский я , но россиянин. Зваться
Так навсегда, душа моя, гордись!
Пять жизней дай!
Им может поравняться
Моей судьбы единственная жизнь.

С башкиром русский- спутники в дороге,
Застольники - коль брага на столе,
Соратники- по воинской тревоге,
Навеки сомогильники- в земле.

Когда же целовались, как два брата,
С могучим Пугачевым Салават,
В твоей душе, что дружбою богата,
Прибавилось любви, мой русский брат.

Не русский я, но россиянин. Чести
Нет выше. Я страны Советской сын.
Нам вместе жить и подниматься вместе
К сиянию сверкающих вершин.

В душе моей- разливы зорь весенних,
В глаза мои луч солнечный проник.
На сердце- песня радости весенней,
Что сквозь века пробилась, как родник.

И полюбил я силу в человеке
И научился радость жизни брать.
За это все, за это все- навеки
Тебе я благодарен, русский брат.

Ты вкус дал хлебу моему и воду
Моих степей в живую обратил.
Ты мой народ, для радости народа,
С народами другими породнил.

Не русский я, но россиянин. Зваться
Так навсегда, душа моя, гордись!
Десятку жизней может поравняться
Моей судьбы единственная жизнь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на конкурсе "Учитель года 2012"

Тема мастер - классТттттТттт...

Мастер класс Конкурс "Учитель года"

Упражнения на развитие различных сторон внимания детей младшего школьного возраста...

Беседа с обучающимися о понятии "гражданственность", 3-4 класс (конкурс "Учитель года")

Очень сложное понятие "гражданственность" для начального образования раскрывается с помощью интеллек-карт, которую обучающиеся формируют в процессе работы и делают вывод об этом понятии....

Мастер класс (конкурс "Учитель года")

Мастер класс (конкурс "Учитель года")...