Формирование информационной культуры младших школьников на современном уроке в соответствии с требованиями ФГОС НОО
статья на тему

Выступление на МО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izmaylova_n.e.docx18.69 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование информационной культуры младших школьников на современном уроке в соответствии с требованиями ФГОС НОО

                                                         Измайлова Наталья Евгеньевна

                                                         Методист МБУ КИРО и РО г.Лебедянь

Образование должно ориентироваться на будущее. А будущее требует от человека умения работать с большими потоками информации. При увеличении объемов информации и скорости ее потоков в современном обществе особенно актуальными становятся умения, связанные с восприятием, обработкой и переработкой информации. Современное представление о качественном образовании включает как необходимый элемент свободное владение информационными технологиями. Соответственно, школа должна давать ученику широкий выбор информации и способы работы с ней.

Формирование общей культуры учащихся относится к одной из основных задач школьного образования. Уровень общей культуры человека, сформированный в школьные годы, намечает приоритеты в его общественной и частной жизни и оценивается по активности использования полученных знаний.

Понятие «информационная культура» включает в себя успехи традиционной библиотечно-библиографической культуры, сочетающейся с культурой новой информационной цивилизации, базирующейся на достижениях информационных технологий» (Гендина Н. Дидактические основы формирования информационной культуры /Н. Гендина // Школьная библиотека, 2002, № 7, с. 25).

Изучение содержания Федерального государственного образовательного стандарта НОО заставляет каждого учителя «проинвентаризировать» всё, чем он владеет, определить собственный уровень готовности к реализации Стандарта.

Анализ  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования показал, что среди требований, предъявляемых к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представлены и требования непосредственно связанные с содержанием информационной культуры личности.

Согласно разделу 3.2 ФГОС НОО, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: «… использование знаково-символических средств  представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов …; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий  для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; …умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета» [27; 8-10].

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, представленные в примерной основной общеобразовательной программе начального общего образования (ООП НОО), также отражают требования непосредственно связанные с формированием информационной культуры младших школьников.

В разделе 2.1.1. «Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)» примерной ООП НОО зафиксировано, что «В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью … освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

У выпускников будут развиты такие читательские действия как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации. Учащиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Выпускники получат возможность научиться самостоятельно. организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом» [20; 42].

Поэтому с введением ФГОС НОО  с 1 сентября 2011г. при распределении часов на внеурочную деятельность директорами ОУ были введены такие занятия по внеурочной деятельности как:

«Литературная гостиная», «Игровая информатика», «Информатика в играх и задачах», «Я – гражданин», «Азбука нравственности», «Книжкин мир», « Мир, в котором мы живём», «Краеведение», «Секреты вежливости», «Мир профессий», «Народные промыслы»,  «Основы православной культуры».

Библиотекари ОУ с первых дней приобщают детей к работе с книгой, проводят библиотечные уроки, мероприятия. Проводят тематические выставки, конкурсы.

Детям младшего школьного возраста необходимо научиться не только писать сообщения, доклады, исследовательские работы, но и уметь их защищать,  выступать перед аудиторией.

 С  2008  года в нашем районе проводится районная  научно-практические конференции учащихся.  В  2011-2012 учебном году учащиеся 1-4 классов стали активными  участниками   конференции. Так 26 апреля 2012 г. на региональной научно – практической конференции в ЛГПУ обучающаяся 3 класса МБОУ СОШ №3 г. Лебедянь Измайлова Анастасия заняла первое  место и стала самой юной участницей конференции.

Современное образование должно стать средством общего интеллектуального развития личности. Приобщение школьников к исследовательской деятельности сегодня является одной из главных целей образовательно-воспитательного процесса  образовательных учреждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Технология урока, направленного на формирование информационной культуры младших школьников" Тема: «Время и числовая информация» 2 класс 2013 г

Цели: : ü  расширить представление о времени, дате,ü  ознакомить с формой записи даты и времени с использованием числовой информации,ü  раскрыть понятие «календарь» и его зн...

Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Проектирование  современного урока  в соответствии с требованиями ФГОС ООО...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОХРАНЕ, КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

Программа скорректирована на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей (ясли - сад - начальная школа)./ Под ред.  Л.И. П...

Статья СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОО И ООО.

В статье указаны основные требования к современному уроку с учетом внедрения ФГОС....

Статья СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОО И ООО.

В статье указаны основные требования к современному уроку  в условиях внедрения ФГОС....