Технология урока, направленного на формирование информационной культуры младших школьников
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Лоскутова Надежда Егоровна

..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx35.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема работы: «Технология урока, направленного на формирование информационной культуры младших школьников».

Урок русского языка (авторы Канакина В.П., Горецкий В.Г. – УМК «Школа России»)  в 3 классе.

 Тема урока: «Род имён прилагательных».

Цель деятельности учителя

Формировать элементы информационной культуры младших школьников при знакомстве и  развитии умений определять род имён прилагательных.

Тип урока

Изучение нового материала.

Планируемые образовательные  результаты

Предметные: научатся определять род имён прилагательных, наблюдать зависимость рода от формы рода имени существительного, писать правильно слово «приветливый».

Метапредметные:

Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи; осуществляют контроль учебных действий.

Познавательные: овладевают способностью и умением самостоятельно работать с информацией, применяют свёртывание информации, представляя её в наглядном виде (таблица, схема); осуществляют поиск информации в разных источниках.

Личностные: проявляют интерес к изучаемому предмету.

Методы и формы обучения

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы

Учебник Канакиной В.П., Горецкого В.Г «Русский язык», словари (орфографический, толковый, синонимов, словарь цветовой гаммы, справочник «Моя шкатулка»), электрон.опт.диск (CD-ROM)

Основные понятия и термины

Часть речи, имя существительное, имя прилагательное, лексическое значение слова.

Организационная структура урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация

Организационный момент.

Приветствую учащихся, проверяю готовность класса, эмоционально настраиваю на учебную деятельность.

- Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ли на месте? Всё ли в порядке:

Книжки, ручка и тетрадки?

А девиз у нас такой:

Всё, что надо под рукой!

- Прочитайте запись и объясните смысл

-Как же надо поработать на уроке, чтобы и к вам пришел успех?

- Открываем тетради, подписываем число

Девятое февраля.

Классная работа.

Объясните и подчеркните встретившиеся орфограммы.

На доске появляется ?  (? - Это сигнал, условное обозначение, что учащиеся должны задать вопрос по прозвучавшему понятию)

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место.

- С малой удачи начинается успех.

Объясняют смысл.

Отвечают на вопрос.

Открывают тетради, пропускают две строки, подписываем число

Девятое февраля.

Классная работа.

Подчёркивают и объясняют орфограммы.

Один из учащихся задаёт вопрос. Например, задаю вопрос Жене

- Что такое орфограмма?

- Орфограмма  - это буква, которую надо проверять или запоминать.

- Правильно. (Оценивает ответ ученик, задававший вопрос). Объясняют и подчёркивают орфограммы.

Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

Минутка чистописания

Задайте вопрос по правилу, которое вы повторяли дома.

-Примеры на данное правило приведите из словаря цветовой гаммы  справочника «Моя шкатулка».

-Что для этого необходимо сделать сначала?

(образец стр.6 в приложении к итоговой работе)

- Один ученик  зачитывает прилагательное, а вы находите его синоним из второго столбика и записываете сложное прилагательное  в тетрадь.

Минутка чистописания.

Показываю и объясняю каллиграфическое написание букв.

 (напоминаю о высоте букв при написании в широкую линию).

- Пишем строчные буквы п и р, чередую их и используя обводку.

                                                        ? -

________________________________

________________________________

Слежу за осанкой учащихся, проверяю написание букв.

-Вставьте пропущенные буквы в слово «приветливый», пользуясь орфографическим словарём и запишите слово в тетрадях.

-С помощью какого словаря можно узнать  лексическое значение слова «приветливый»?

- Сформулируйте задание.

- А что означает слово «радушный»?

-Подберите однокоренные слова к слову «приветливый» и запишите их в той же строке, поставьте ударение и подчеркните безударную гласную в корне слов.

 - Проверьте задание, поработав в паре.                                                                                                            

Один ученик задаёт вопрос, другой отвечает.

-Как пишутся сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цветов?

(или какие имена прилагательные пишутся через дефис)

-Сначала нужно найти по содержанию справочника «Моя шкатулка» страницу, на которой находится словарь цветовой гаммы.

- Словарь цветовой гаммы начинается на  странице 6.

(Например, медный, рябиновый, свёкольный, салатный, васильковый, сиреневый

Пишут в тетради:

Красно-желтый, оранжево-красный, лилово-красный, бледно-зелёный, ярко-синий, светло-лиловый.

- Обводка – означает: отрабатываем скоропись.

Пишут строку букв.

Работают с орфографическим словарём и записывают  слово в тетрадях.

- Лексическое значение слова можно узнать с помощью толкового словаря.

-Найти лексическое значение слова «приветливый» с помощью толкового словаря.

- Приветливый – радушный, благожелательно относящийся к окружающим.

-Радушный – ласковый, сердечный, гостеприимный.

Выполняют задание.

Взаимопроверка.

Самоопределение к деятельности

- Определите часть речи  слова «приветливый» и сделайте вывод, о какой части речи мы сегодня  на уроке узнаем новые сведения?

                                                           

                                                            -?

- С какой частью речи связано по смыслу имя прилагательное?

                                                          ? –

- Ориентируясь на вторую букву из минутки чистописания,  и зная грамматические  признаки имени существительного, предположите, что мы будем определять у  имён прилагательных.  

- Сформулируйте тему нашего урока.

-Находим тему по содержанию учебника.

- Определите место урока в общей теме, каким по счёту является урок по теме «Имя прилагательное».

- Сформулируйте цель урока.

- Какие задачи мы будем выполнять на уроке?

- Распределите задачи по порядку.

- Назовите наиболее актуальные задачи.

-Почему задачи работать с информацией, поиск информации являются актуальными?

- Слово «приветливый» – имя прилагательное, значит,  мы сегодня будем изучать новое об имени прилагательном.

- Что такое имя прилагательное?

- Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой?  какая? какое? какие?

(Оценивает ответ)

- Имя прилагательное связано по смыслу с именем существительным.

- Что такое имя существительное?

- Имя существительное – это часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы кто? что?

- Мы будем определять у  имён прилагательных   род.

- Тема нашего урока: «Род имён прилагательных».

Работают по содержанию учебника, определяют место урока в общей теме.

-Цель  урока: научиться определять род имён прилагательных.

Будем:

-Упражняться в определении рода имён прилагательных.

- Наблюдать,  от чего зависит род имён прилагательных и делать выводы.

- Осуществлять контроль.

- Познакомиться с правилом определения рода имён прилагательных.

-Учиться самостоятельно работать с информацией.

-Осуществлять поиск информации в разных источниках.

- Оценивать свою работу.

- Наблюдать,  отчего зависит род имён прилагательных и делать выводы.

- Учиться самостоятельно работать с информацией.

- Познакомиться с правилом определения рода имён прилагательных.

-Упражняться в определении рода имён прилагательных.

-Осуществлять поиск информации в разных источниках.

- Осуществлять контроль.

- Оценивать свою работу.

-Осуществлять поиск информации в разных источниках.

- Учиться самостоятельно работать с информацией.

Ответы детей  разные.

 (В настоящее время важно самому уметь находить информацию.

  Информации много и необходимо уметь ориентироваться в ней.

Помогает  в учёбе.

Надо узнать что-то новое и требуется поиск необходимой информации  и т.д.)

Изучение нового материала

(Работа на компьютере)

-Прочитайте словосочетания. Приветлив...    мальчик,

приветлив..   девочка,

приветлив..   солнышко.

- Вы понимаете, что мальчик или девочка могут быть приветливыми,  а как понять приветливое солнышко? В каком случае оно может быть приветливым?

- Спишите, вставляя пропущенные окончания имён прилагательных.

-Назовите окончания имён прилагательных.

- Что вы заметили?

Распределяю детей по группам. Договариваемся об условном сигнале (берутся за руки и поднимают руки вверх) по окончанию работы.

Задание  на карточке №1.

Образуйте словосочетания, используя  имена прилагательные дальний, лесной и существительные путь, роща, поле, зверь, тишь, эхо.

- Понаблюдайте за окончаниями имён прилагательных. Что вы снова заметили?

- От чего зависит окончание имени прилагательного?

- Сделайте вывод, как мы будем определять род имени прилагательного?

- Составьте схему по сделанному выводу.

Включаю запись с электронного приложения к учебнику «Русский язык» 3 класс. 

(Приложения 1,2 к итоговой работе)

-Распределите окончания имён прилагательных по колонкам.

- Добавьте окончания в вашу схему.

- Познакомимся с правилом.

Включаю запись с электронного приложения к учебнику «Русский язык» 3 класс.

(Приложения 3,4 к итоговой работе)

Задайте вопросы по правилу, работая в паре.

- Расскажите правило соседу по парте, в случае затруднения можете воспользоваться учебником, перечитав правило на странице 72.

Ответы детей.

 

Записывают в тетради:

Приветливый   мальчик,

приветливая   девочка,

приветливое  солнышко.

Самостоятельно работают, осуществляют взаимоконтроль  в паре.

- Окончания  - ый, -ая, -ое.

- Окончания разные.

Работают в группе.

Образуют словосочетания, используя имена прилагательные дальний, лесной и существительные путь, роща, поле, зверь, тишь, эхо.

Группа, закончившая первой, показывает условный сигнал и приступает к работе на компьютере, записывая   получившиеся словосочетания:

дальний путь, дальняя роща, дальнее поле, лесной   зверь, лесная тишь, лесное эхо.

По окончанию работы всех групп, полученная  запись при работе на компьютере  появляется на доске, группы оценивают правильность выполненной работы.

- Окончания имён прилагательных разные.

- Окончание имени прилагательного зависит от имени существительного, с которым оно связано по смыслу.

- Род имени прилагательного мы будем определять по роду имени существительного, с которым оно связано по смыслу.

м.р.     м.р.         ж.р.   ж.р.

прил. сущ.;       прил. сущ.;

с.р.      с.р.

прил. сущ.;

- Окончания имён прилагательных мужского рода -ый, -ий, -ой, женского рода –ая, -яя и среднего рода – ое, -ее.

м.р.     м.р.         ж.р.   ж.р.

прил. сущ.;      прил. сущ.;

-ый, -ий, -ой                      -ая, -яя

с.р.      с.р.

прил. сущ.;

- ое, -ее.

Знакомятся с правилом  с помощью электронного приложения к учебнику «Русский язык» 3 класс.

Задают вопросы друг другу и отвечают на них.

-Как изменяются имена прилагательные в единственном числе?

-  Как определить род имён прилагательных?

Рассказывают правило друг другу.

Физкульминутка.

На доске написаны словосочетания:

белая берёза, солнечный зайчик, яркое солнце, морозное утро, холодный ветер, сильная буря, хитрая лиса, высокий дом, хорошее здоровье, тёмная ночь, прекрасное настроение.

- Если я покажу и зачитаю словосочетание, в котором слова мужского рода, приседают мальчики.

- Если я покажу и зачитаю словосочетание, в котором слова женского рода, приседают девочки.

- Если я покажу и зачитаю словосочетание, в котором слова среднего рода, поднимаете левую руку вверх, согнув её в виде буквы с.

Выполняют движения, определив род.

Закрепление изученного материала.

Упражнение в определении рода имён прилагательных.

- Спишите словосочетания, заменив прилагательное синонимом и согласуя имя прилагательное с именем существительным в роде:

Опрятная  ученица; багровый закат, быстрый поезд, большое небо, учтивая бабушка, душистый запах, занимательное занятие, кофейное платье, хмурая  погода, верное решение.

- Каким источником информации вы воспользуетесь при выполнении задания?

- Подпишите над  именами прилагательными род.

- Выполните взаимопроверку.

 - Как вы определяли род имён прилагательных?

-Мы воспользуетесь при выполнении задания словарём синонимов.

Выполняют задание.

Подписывают над именами прилагательными род.

Выполняют взаимопроверку.

- Род имён прилагательных  мы определяли по роду имени существительного, с которым оно связано.

- Работаем в группе, карточка 2.

-Группа, закончившая первой, подписывает над именами  прилагательными род и обозначает   орфограммы.

- Проверьте получившийся текст по учебнику, упражнение 132.

-Возвращаемся  к задачам урока, проверяем всё  ли выполнили, что ещё осталось выполнить из принятых вами задач.

- Осуществляем контроль полученных знаний  с помощью мини-теста: выберите один правильный ответ и обведите его в кружок.

- Составьте текст, ориентируясь на словосочетания в предложениях по данному шифру:

1. Прил. прил. сущ. с.р..

2. Прил. сущ. ж.р..

3. Прил. сущ.  м. р..

4. Прил. сущ. ж. р. + прил. прил. сущ. ж.р.

5. Прил. –

Составляют текст.

Раннее апрельское утро. В небе начала разгораться алая полоска зари. Утренний ветерок прошумел в вершинах берёз. В предрассветной мгле зазвучала тихая лесная песенка. Это запела птичка зарянка.

Называют выполненные и невыполненные задачи.

Выполняют мини-тест.

Мини-тест.

А 1.Что обозначают имена прилагательные?

  1. действие
  2. признак
  3. предмет
  4. количество

А 2. Как определяется род имени прилагательного?

  1. род имён прилагательных не определяется
  2. по роду имени существительного, с которым оно связано
  3. прилагательные по родам не изменяется
  4. по вопросу, на который оно отвечает

А 3. В какой строке имена прилагательные употреблены только в женском роде?

  1. серое небо, снежное поле, весеннее солнце
  2. родной дом, душистый ландыш, сладкий чай
  3. зимняя дорога, горячая плита, весёлая песня
  4. рыжий кот, рыжее облако, рыжая лиса

А 4. В какой строке имена прилагательные употреблены только в среднем роде?

  1. смелый поступок, смелая мысль, смелое решение
  2. детская комната, весенняя погода, молодая роща
  3. молодой лес, жареный картофель, могучий дуб
  4. золотое кольцо,  доброе дело, мудрое решение

В 1. Сколько в тексте имён прилагательных мужского рода?

     Воздух чистый и свежий. Весело щебечут маленькие певуньи. Над полем ржи в небесной лазури жаворонок поёт весёлую песню. Утро обещает  ясный и тёплый день.

  1. 5
  2. 4
  3. 7
  4. 6

Проверяют себя по ключу и оценивают свой результат с помощью смайликов.

Итоги урока. Рефлексия деятельности.

-Подведите итоги урока, чему вы сегодня научились?

-Как вы определяли род имён прилагательных?

- Все ли задачи урока выполнены?

- Какими источниками   информации вы пользовались, выполняя  наиболее актуальные задачи?

- Оцените вашу работу, используя смайлики:

Я работал хорошо и усвоил новый материал.

Я старался, но у меня ещё не всё получилось.

Мне предстоит ещё много потрудиться, чтобы добиться хороших результатов.

-Мы сегодня научились определять род имён прилагательных.

- Род имён прилагательных  мы определяли по роду имени существительного, с которым оно связано.

- Все задачи урока выполнены.

- Наиболее актуальные задачи мы выполняли при работе с компьютером, справочником «Моя шкатулка», с разными видами словарей.

Оценивают свою работу соответствующим смайликом.

Домашнее задание

Провожу инструктаж по выполнению домашнего задания.

Выполнить упражнение 106 в рабочей тетради.

Слушают инструктаж по выполнению домашнего задания, записывают домашнее задание в дневники.

Приложение 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационной культуры младших школьников посредством метода проектов.

Актуальность данной проблемы в том, что в настоящее время так много информации и поступает она из различных источников, что возникает необходимость научить детей ориентироваться в этом информационном ...

Презентация к докладу на тему "Формирование информационной культуры младших школьников посредством метода проектов".

Данная презентация относится к теме "Формирование иформационной культуры младших школьников посредством метода проектов"....

"Технология урока, направленного на формирование информационной культуры младших школьников" Тема: «Время и числовая информация» 2 класс 2013 г

Цели: : ü  расширить представление о времени, дате,ü  ознакомить с формой записи даты и времени с использованием числовой информации,ü  раскрыть понятие «календарь» и его зн...

Формирование информационной культуры младших школьников.

Данная статья раскрывает приёмы работы по формированию информационной культуры в начальной школе с опорой на ФГОС.В современном обществе человеку приходится иметь дело с огромными потоками информации....

Технология урока, направленного на формирование информационной культуры младших школьников

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫХ И АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА...