Формирование универсальных учебных действий
материал по теме

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: Мотивирование, формирование положительного отношения к учению, способность к самооценке.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:  Ребёнок учится принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД: Целью действия ребёнка является узнавание, открытие, освоение, поэтому он работает с информацией, осуществляет синтез, анализ, использует общие приёмы решения задач…

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: В процессе учения дети будут контролировать действия товарища, использовать речь для регуляции своего действия, договариваться, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование УУД

Формирование   универсальных   учебных   действий: от  действия  к мысли

Выделены  основные  виды  универсальных   учебных   действий :

Личностные (самоопределение, смыслообразование и  действие  нравственно-этического оценивания);

Регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование);

Познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические);

Коммуникативные.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: Мотивирование, формирование положительного отношения к учению, способность к самооценке.

         Формирование  образа мира, ценностного-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного морального выбора; развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам; развитие готовности к самостоятельным поступкам и  действиям, принятию ответственности за их результаты; целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;  формирование  нетерпимости и умения противостоять  действиям  и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:  Ребёнок учится принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия.

В регулятивные  действия  входят  действия, обеспечивающие организацию  учебной  деятельности:

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Целеполагание – как постановка  учебной  задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Составление плана и последовательности  действий.

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.

Контроль – в форме слияния способа  действия  и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ  действия  в случае расхождения эталона с реальным  действием  и его продуктом.

Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД: Целью действия ребёнка является узнавание, открытие, освоение, поэтому он работает с информацией, осуществляет синтез, анализ, использует общие приёмы решения задач…

       Это формирование  у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: В процессе учения дети будут контролировать действия товарища, использовать речь для регуляции своего действия, договариваться, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение.

          Это формирование  компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках.



Предварительный просмотр:

Современные пед. технологии

      Педагогическая технология – это научно обоснованный выбор характера операционного воздействия в процессе организуемого учителем взаимоотношения с детьми, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности.

                                                                                                            (Т.И.Шамова)

В современной начальной школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий мы выделили:

  1. Личностно-ориентированное  обучение;
  2. Здоровьесберегающие технологии;
  3. Информационно-коммуникационные;
  4. Технологию уровневой дифференциации
  5. Игровые технологии;
  6. Тестовые технологии
  7. Коллективную систему обучения;
  8. Технологии проектной деятельности.

       Весь этот «веер» технологий может раскрываться и складываться в руках опытного педагога, творчески думающего, владеющего современными методами, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.

Каковы показатели их  эффективности современных технологий?

  1. Информационно - коммуникативные технологи.

         Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу.

         Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

          Использование ИКТ позволяет учителю проводить уроки:

  1. на высоком эстетическом и эмоциональном уровне
  2. обеспечивает наглядность
  3. привлекает большое количество дидактического материала
  4. повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5  раза
  5. обеспечивает высокую степень дифференциации обучения

           Применение ИКТ:

  1. расширяет возможность самостоятельной деятельности;
  2. формирует навык исследовательской деятельности;
  3. обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
  4. а в общем, СПОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

  1. Здоровьесберегающие технологии. 

 «Здоровьесберегающие образовательные технологии» - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Существуют различные типы технологий:

Здоровьесберегающие   (профилактические   прививки,   обеспечение двигательной   активности,    витаминизация,   организация   здорового питания)

Оздоровительные        (физическая        подготовка,        физиотерапия, аромотерапия,     закаливание,     гимнастика,     массаж,     фитотерапия,  арттерапия)

Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)

Воспитание    культуры    здоровья    (факультативные    занятия    по развитию     личности     учащихся,     внеклассные     и     внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)


        Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

  1.    Технология проблемного обучения – это

решение нестандартных научно-учебных задач нестандартными методами. Проблемные задачи – это поиск новых способов решения. Суть – преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, а ставит проблемные задачи, предлагая искать пути и средства их решения.

        Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Проблемное обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.

На уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена:

  1. Постановка учебной проблемы (это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования);
  2. Поиск решения (это этап формулирования нового знания).

         Постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога.

Различают два вида диалога:

  1. Побуждающий
  2. Подводящий.

ПОБУЖДАЮЩИЙ ДИАЛОГ  состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ  представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т.е. ведет к «открытию» прямой дорогой. При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее.

        Таким образом, на проблемно-диалогических уроках учитель сначала с помощью диалога помогает поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования. Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация. Затем учитель с помощью диалога организует поиск решения, т.е. «открытие» знания школьниками. ПРИ ЭТОМ ДОСТИГАЕТСЯ ПОДЛИННОЕ ПОНИМАНИЕ МАТЕРИАЛА УЧЕНИКАМИ, ИБО НЕЛЬЗЯ НЕ ПОНИМАТЬ ТО, ДО ЧЕГО ДОДУМАЛСЯ ЛИЧНО.



Предварительный просмотр:

Примерная структура каждого типа урока по фГОС

 

1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное закрепление

в знакомой ситуации (типовые)

в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Актуализация знаний.

с целью подготовки к контрольному уроку

с целью подготовки к изучению новой темы

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6) Обобщение и систематизация знаний

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

 Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

 

5. Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

7. Структура комбинированного урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)



Предварительный просмотр:

Сочетание элементов современных образовательных технологий в структуре урока

№ п/п

Этап урока

Варианты использования образовательных

технологий

Методы и приёмы

1

Актуализация знаний

Игровые технологии

- Создание игровой ситуации

Педагогика сотрудничества

-Совместная деятельность

- Эвристическая беседа

Здоровьесберегающий подход

-Психофизическая тренировка (элементы аутотренинга, настрой на урок)

2

Сообщение темы и целей урока

Проблемное  обучение

Создание проблемной ситуации

Педагогика сотрудничества

- Работа в группах, парах

- Эвристическая беседа

Информационно-коммуникативные технологии

Представление наглядного материала (презентация, работа с интерактивной доской)

3

Работа по теме

урока

Индивидуальный и дифференцированный подход

Индивидуальная, групповая работа. Работа в парах (тройках. четвёрках)

Гуманно-личностная   технология

- создание ситуации успеха

Компетентностно- ориентированное обучение

Исследовательская работа в группах, парах

Информационно-коммуникативные технологии

- знакомство с новым материалом на ПК

-разноуровневые задания

на ПК

Развивающее обучение

Задания на развитие общеинтеллектуальных умений – сравнения, мышления, конкретизации, обобщения

Игровые технологии

Игровая ситуация

Проблемное  обучение

Создание проблемной ситуации

4

Физкульт-

минутка

Здоровьесберегающий подход

Гимнастика для тела,  слуха, глаз; танцевально-ритмические  паузы  (под музыку); точечный массаж, дыхательная гимнастика; упражнения на релаксацию

5

Индивидуальная (самостоятельная) работа

Индивидуальный и дифференцированный подход

-разноуровневые задания

Информационно-коммуникативные технологии

-Тестирование на ПК

-разноуровневые задания на ПК

6

Подведение итогов урока.

Педагогика сотрудничества

 

- коллективный вывод

 - подведение итогов в паре (сравнение)

Гуманно-личностная   технология

- создание ситуации успеха

7

Рефлексия

Здоровьесберегающий подход

Тренинг «Я смог…, что не получилось?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников"

Что такое универсальные учебные действия? Какие виды УУД бывают? и на многие друге вопросы(касающиеся УУД), ответы Вы найдете в данной презентации....

Формирование универсальных учебных действий. Регулятивные учебные действия

 Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Непрерывное образование становится...

Формирование универсальных учебных действий и универсальных учебных умений у обучающихся начальной школы средствами интерактивных дидактических материалов.

Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает в основу формирован...

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД) Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на уроках Тема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и сохранении здоровья учащихся

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД)Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на урокахТема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и ...

"Формирование универсальных учебных действий в начальной школе (тема выступления: «Формирование коммуникативных учебных действий во внеурочной деятельности»)

Коммуникативные действия обеспечивают компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог,участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группы сверстников...