Главные вкладки

    Формирование ИКТ-компетентности учителя начальной школы в условиях внедрения ФГОС
    статья по теме

    В данной статье рассматривается вопрос об использовании ИКТ на уроках в начальной школе

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    В.В. Лобанова

    МБОУ Большетумановская ООШ

    Формирование ИКТ-компетентности учителя начальной школы

     в условиях внедрения ФГОС

    Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед, и у школы нет иного выбора, как адаптации ее к информационному веку. Необходимость применения информационных компьютерных технологий в школьном образовании очевидна.
                Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Основной задачей внедрения новых образовательных стандартов в начальной школе является формирование универсальных учебных действий, которые наиболее эффективно проводить с использованием цифровых инструментов, в современной цифровой коммуникационной среде. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Это накладывает объективные требования к обновлению профессиональных компетенций педагога, ИКТ в том числе.
                Конкретными результатами освоения данных умений, как указано в ФГОС второго поколения, является «активное использование … средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в … открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры». Это требует от учителя владения информационными компетентностями. Учитель должен быть квалифицированным пользователем ИКТ.
    Владение ИКТ позволяет педагогу оставаться в актуальным зоне научно-технического прогресса, в условиях стремительной информационной революции.

             
    Повышение ИКТ-компетентности педагога позволяет и интенсифицировать труд учителя, и облегчить его.

     Какой он учитель, обладающий ИКТ-компетентностью? Исследователи данной темы выделяют три уровня ИКТ-компетентности учителя.

    Низкий уровень: имеет некоторые навыки выполнения различных задач и создания различных продуктов своей деятельности с помощью средств информационно-коммуникационных технологий (знание операционной системы (Windows, Linux), текстового редактора и Интернет); может осуществлять в электронной (цифровой) форме размещение и сохранение материалов образовательного процесса.                                                                                                                                                      

    Средний уровень: - умеет выполнять различные задачи и создавать различные продукты своей деятельности с помощью ИКТ (знание операционной системы (Windows, Linux), офисных программ Microsoft (Word, Exsel, Power Point, Access) или свободного программного обеспечения (СПО), Интернет); осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности: планирование учебной и внеурочной деятельности, размещение и сохранение материалов образовательного процесса, творческих результатов младших школьников (портфолио), фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

    Высокий уровень: - умеет выполнять различные задачи и создавать различные продукты своей деятельности с помощью ИКТ (знание операционной системы (Windows, Linux), офисных программ Microsoft (Word, Exsel, Power Point, Access) или свободного программного обеспечения (СПО), Интернет); работы с растровыми и векторными изображениями, построение сайтов, работа в сетевых сообществах); постоянно осуществляет в электронной (цифровой) форме различные виды деятельности: планирование учебной и внеурочной деятельности, размещение и сохранение материалов образовательного процесса, творческих результатов младших школьников (портфолио), постоянно фиксирует ход образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; умеет контролировать доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети ИнтернетБезусловно, использование учителем современных интернет-технологий в значительной степени меняет его подход к обучению. Открытая образовательная среда дает учителю возможность использовать в процессе обучения разнообразные ресурсы сети Интернета, применять различные формы обучения. Кроме того, он получает возможность использовать новые сервисы и технологии в организации внеурочной и внеклассной деятельности обучающихся. Это и соответствует федеральным государственным образовательным стандартам второго  поколения и, несомненно, влияет на качество образования.                                                                                                                

            Как же мы учителя начальной школы используем информационно-коммуникационные технологии в своей работе?
    Действенным способом работы с компьютером (прежде всего в начальной школе) является использование подготовленных с учетом определенных требований мультимедийных презентаций материала, когда учитель задействует на уроке экран-доску, проектор и всего один компьютер для демонстрации.
    При такой организации работы:
    1) здоровью учеников ничто не угрожает;
    2) привлекается и фокусируется внимание всей группы учащихся;
    3) сохраняется возможность повтора демонстрируемого материала.
    Мультимедийная презентация – способ предъявления творчески переработанной учителем, адаптированной для определённого возраста учащихся языковой информации в виде логически завершённой подборки слайдов по определённой лексико-грамматической теме.
    Мы используем презентации на различных уроках. Особенно удобно их использовать на уроках литературного чтения при знакомстве с творчеством писателя и на уроках окружающего мира при изучении нового материала. Уроки окружающего мира требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Здесь на помощь приходит компьютер с его неограниченными возможностями: иллюстрирует текст, помогает увидеть своими глазами необыкновенные растения и животных, отправиться в увлекательные путешествия. А какие интересные и занимательные уроки технологии проходят с использованием ИКТ. Если раньше уроки технологии вызывали трудность при подготовке, организации урока, то с применением электронно-образовательных ресурсов эти уроки одни из любимых у обучающихся.
                  Использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. Второе преимущество — проигрывание аудиофайлов. Еще одним преимуществом презентаций является быстрота и удобство воспроизведения всех этих фотографий, графиков и т. п. То есть, обобщая, преимущества презентаций — это наглядность, удобство и быстрота.
                  Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Одной из причин ухудшения зрения является зрительное утомление.
                   Анимационная физминутка способна отвлечь ребёнка, переключить его внимание, снять усталость, восстановить силы и даже обучить основам здоровой жизни. Слайды сопровождаются музыкой, которая внедрена в презентацию (для каждой темы музыка своя). Упражнения, предложенные в презентациях, сохраняют зрение, помогают настраивать ребят на учебную деятельность, вызывают приятные эмоции. Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании моргают глазками. На своих уроках мы использую готовые электронные физминутки, а также собственные физминутки, созданные в программе PowerPoint с музыкальным сопровождением.
                     Современный педагог сегодня – это не только традиционный, очный преподаватель, но и человек, знающий образовательные возможности сети Интернет, ориентирующийся в педагогических сетевых сообществах, имеющий навыки проведения образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий, знающий педагогические технологии дистанционного обучения, умеющий преподать свой предмет в любой форме с помощью любых средств общения.

    Литература.

    1. Базовая ИКТ компетенция как основа Интернет-образования учителя: Тезисы доклада А.А. Елизарова на конференции RELARN-2004 июнь 2004 г. - Ассоциация RELARN . - Режим доступа: http://www.relarn.ru/conf/conf2004/section3/3_11.html
    2.  Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад А.В. Хуторского на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002 г. - Центр "Эйдос". - Режим доступа: www.eidos.ru/news/compet.htlm


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС НОО

    ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС НОО ...

    Формирование профессиональной компетентности учителя начальных классов для реализации ФГОС

    Профессиональная компетентность учителя для реализации ФГОС...

    ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

    Читательская компетентность учащихся начальной школы – это  сформированная у детей  способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтени...

    Формирование ИКТ-компетентности учителя начальных классов в условиях внедрения ФГОС

    В статье раскрываются следующие вопросы: Какой он учитель, обладающий ИКТ-компетентностью?      Повышение ИКТ-компетентности педагога позволяет и интенсифицировать труд учителя, и облег...