Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних
учебно-методический материал по теме

Репина Татьяна Владимировна

Современная школа столкнулась с необходимостью изменения подходов к организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Школа становится местом, где ученик реально находит... 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_prava_obyazannosti_i_otvetstvennost.doc246.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Большекрутовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Доклад

на тему:

«Права, обязанности и ответственность

несовершеннолетних».

Выполнила: Репина Татьяна  Владимировна,

воспитатель

д. Большие Круты, 2012 г.

Современная школа столкнулась с необходимостью изменения подходов к организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Школа становится местом, где ученик реально находит применение своим возможностям и инициативности. Одной из важнейших задач перед нами на данном этапе является предупреждение совершения правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, правовое информирование и правовая культура школьников.

Наша школа не является элитным учебным заведением, контингент учащихся различный  по материальному, социальному положению семей, образовательному уровню родителей, но в целом большинство учащихся из благополучных семей.

 Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).

Цели нашей работы:

-  изучение уровня знаний  учащихся о правовой культуре и информированности и оценить их электоральную активность;

- формирование правового сознания, правой культуры учащихся школы, активной гражданской позиции подростков.

          В соответствии с целями мы поставили следующие задачи:

  1. формирование системных правовых знаний, объективно отражающих правовую действительность;
  2. целенаправленное педагогическое воздействие на поведение учащихся в соответствии с нормами правовой культуры;
  3. формирование положительного эмоционального отношения к правовым явлениям;
  4.  определение уровня правовой и политической культуры учащихся и их отношение  к тем или иным явлениям и фактам, связанным с правовыми  проблемами;
  5. проведение анализа полученных данных и анализ своей деятельности.

Права, обязанности и ответственность несовершеннолетнего

Декларация прав ребенка провозгласила, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, и призвала родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, различные добровольные организации, местные власти, национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать права детей путем законодательных и иных мер.

Ребенком признается всякое человеческое существо, не достигшее 18-летнего возраста (совершеннолетия).

Способность иметь права (правоспособность) возникает с момента рождения человека.

Способность самостоятельно осуществлять свои права и нести обязанности (дееспособность) возникает в полном объеме:

—с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста;

—в случаях (предусмотренных законом) вступления в брак до достижения 18 лет;

—при объявлении лица, достигшего 16 лет, полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, либо с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью.

В случаях, предусмотренных законом, могут устанавливаться и другие возрастные пределы для самостоятельного или ограниченного осуществления отдельных прав и несения некоторых обязанностей

     Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства обладает следующими правами и свободами в сфере общих гражданских и политических прав:

—с момента рождения - право на имя (фамилию), гражданство, изменение гражданства и имени;

—на уважение личного достоинства и защиту своих прав и законных интересов со стороны  прежде всего своих родителей или лиц, их заменяющих, а также органов опеки и попечительства, органов прокуратуры и судов;

—на самостоятельное обращение за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет — в суд;

—на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и привлечения к производству или торговле такими средствами и веществами;

—на защиту от экономической эксплуатации и работы, которая может служить препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью;

—на свободу выражения мнений, которые должны внимательно рассматриваться с учетом возраста и зрелости; в ходе каждого судебного или административного разбирательства учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен при вынесении решения (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам). При изменении имени и фамилии, восстановлении родительских прав, при усыновлении и отмене усыновления, при передаче в другую семью на воспитание органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего 10 лет. Учитывается мнение ребенка при решении вопросов о выборе образовательного учреждения, о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей;

—на свободный выезд за пределы Российской Федерации и беспрепятственное возвращение. Как правило, несовершеннолетние выезжают совместно хотя бы с одним из родителей. Если выезд осуществляется без сопровождения, ребенок должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие родителей. При несогласии одного из родителей вопрос разрешается в судебном порядке. Паспорт несовершеннолетнему для выезда за границу выдается по письменному заявлению хотя бы одного из родителей;

—на создание общественных молодежных и детских организаций с целью социального становления, развития и самореализации в общественной жизни и для защиты своих прав и интересов и участия в этих организациях. Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть лица, достигшие 14 лет; детских общественных объединений — лица, достигшие 10 лет. Запрещается принуждение несовершеннолетних к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, к участию в агитационных кампаниях и политических акциях;

—на доступ к информации и материалам, особенно к тем, которые направлены на развитие ребенка или затрагивают его права, а также на защиту от информации, наносящей вред благополучию ребенка;

—на участие в мирных собраниях, демонстрациях (организаторами и инициаторами этих акций могут выступать только совершеннолетние граждане, достигшие 18-летнего возраста);

—на свободу совести и вероисповедания под руководством родителей методами, согласующимися с развивающимися способностями ребенка и в соответствии с собственными убеждениями родителей.

      Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства обладает следующими правами в области семейных отношений:

—жить и воспитываться в семье, знать своих родителей;

—на общение с родителями и другими родственниками, если ребенок проживает отдельно от родителей или одного из них, а также в случаях, если родители проживают в разных государствах;

—на воссоединение с семьей, в случаях необходимости — получать разрешение на въезд в страну и выезд из нее;

—на получение содержания от своих родителей и других членов семьи; средства, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей и расходуются ими на содержание, образование и воспитание ребенка;

—на заботу, воспитание со стороны родителей и лиц, их заменяющих, а также государства, если ребенок остается без попечения родителей;

—на уважение достоинства и на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заменяющих.

        Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства обладает следующими правами в области образования:

—на уважение своего человеческого достоинства;

—на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования, а на конкурсной основе — среднего профессионального, высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

—на участие в управлении образовательным учреждением в соответствии с его Уставом;

—выражать свое мнение при выборе родителями формы образования и вида образовательного учреждения;

—на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;

—на равные права с другими при поступлении в образовательные учреждения следующего уровня;

—на уважение и свободное выражение своих собственных мнений и убеждений;

—на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебных планом;

—при прекращении деятельности общеобразовательного учреждения или начального профессионального образования — на перевод (с согласия родителей) в другие образовательные учреждения такого же типа;

—на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого учреждения и успешном прохождении обучающимся аттестации;

—на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей (язык, на котором ведется обучение и воспитание, определяется учредителями образовательного учреждения или Уставом);

—по достижении возраста 15 лет на оставление общеобразовательного учреждения до получения основного общего образования (по согласию родителей и местного органа управления образования);

—получающий воспитание и образование в семье (по тем или иным причинам) — на любом этапе обучения при положительной аттестации имеет право на продолжение образования в образовательном учреждении (по решению родителей или лиц, их заменяющих).

Более подробно права учащихся в образовательном процессе рег­ламентируются Уставом конкретного образовательного учреждения и другими локальными правовыми актами.

        Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в области социального обеспечения:

—  на получение пенсий, пособий и социально-бытовых льгот со стороны государства в случаях, регламентированных законом; на детей назначаются пенсии по случаю потери кормильца и социальные пенсии детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей;

— детям из многодетных семей в возрасте до 16 лет положено бесплатное получение лекарств по рецептам врача, бесплатное питание (завтраки и обеды для учащихся общеобразовательных учреждений.

            Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в области жилищного права:

—ребенок, родители которого (хотя бы один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования им;

—дети в возрасте от 15 до 18 лет дают согласие на приобретение в собственность (приватизацию) жилых помещений своими родителями или лицами, их заменяющими;

—жилые помещения, в которых проживают исключительно несо­вершеннолетние в возрасте до 15 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства; помещения, где проживают исключительно дети в возрасте от 15 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей и органов опеки и попечительства;

—при вселении несовершеннолетних детей к родителям не требуется согласия других членов семьи, а также собственников или арендаторов жилых помещений.

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в сфере имущественных отношений:

—право собственности на полученные несовершеннолетним доходы, на имущество, полученное в день рождения или в наследство, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка;

—право распоряжения своим имуществом: в возрасте от 14 до 18 лет — совершать сделки с письменного согласия родителей или лиц, их заменяющих; без согласия этих лиц распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, совершать мелкие бытовые сделки.

При наличии оснований и по ходатайству родителей или органа опеки и попечительства суд может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться заработком, стипендией или другими доходами, за исключением случаев, когда несовершеннолетний, достигший 16 лет, объявлен полностью дееспособным в связи с работой по трудовому договору или занятием предпринимательской деятельностью.

За детей в возрасте до 14 лет сделки от их имени совершают только их родители или лица, их заменяющие. Малолетние дети в возрасте от 6 до 14 лет самостоятельно совершают только мелкие бытовые сделки и распоряжаются средствами, предоставленными им родителями или другими лицами для определенных целей или для свободного распоряжения (карманные деньги).

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства обладает следующими правами в сфере трудовых отношений:

—учащиеся общеобразовательных школ могут работать в свободное от учебы время, оплата их труда производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки; не допускается прием на работу лиц моложе 16 лет, в исключительных случаях — достигших 15 лет;

—лица моложе 18 лет не допускаются к работам в ночное время и к сверхурочным работам;

—по согласию родителей несовершеннолетний в возрасте 16 лет и признанный полностью дееспособным может заниматься предпринимательской деятельностью, не запрещенной законом;

—общеобразовательные учреждения по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями и организациями могут дополнительно (в том числе и платно) проводить профессиональную подготовку учеников;

—начальная профессиональная подготовка может проводиться с согласия учеников и их родителей;

—привлечение учащихся гражданских образовательных учреждений без согласия самих учеников и их родителей к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается;

—несовершеннолетние, достигшие 16-летнего возраста, которые не учатся в образовательных учреждениях и не имеют работы и заработка и зарегистрированные в органах службы занятости, могут быть признаны безработными; безработные в возрасте до 18 лет относятся к особо нуждающимся в социальной защите.

Некоторые обязанности несовершеннолетних состоят в том, что:

—каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование;

—несовершеннолетние мужского пола несут воинскую обязанность в виде воинского учета и подготовки к военной службе;

—в год достижения 17-летия несовершеннолетний обязан явиться по вызову военного комиссара в связи с постановкой на учет, а также сообщить о перемене места жительства, сняться с воинского учета и по прибытии на новое место жительства в двухнедельный срок встать на воинский учет;

—в образовательных учреждениях среднего (полного) образования подготовка к военной службе осуществляется в добровольном порядке;

—несовершеннолетние, не достигшие 15 лет, не имеют права принимать прямое участие в военных действиях, а государства обязаны воздерживаться от призыва или вербовки таких лиц на службу в Вооруженные силы;

—лица, не достигшие совершеннолетия, не могут приобретать, хранить, коллекционировать и носить оружие, в том числе оружие самообороны (огнестрельное гладкоствольное, газовые пистолеты, аэрозоли, электрошоковые устройства и пр.);

—полный запрет на изготовление, хранение и ношение введен на кастеты, бумеранги, холодное оружие с выбрасывающимся лезвием.

Обязанности обучающихся в образовательном процессе определяются Уставом и другими локальными актами образовательных учреждений.

Несовершеннолетние при определенных условиях

несут  уголовную, административную и материальную ответственность

Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста. Согласно ст. 20 Уголовного кодекса Российской Федерации с 14-летнего возраста человек подлежит уголовной ответственности за совершение двадцати видов преступлений, в том числе за грабежи, разбои, умышленное убийство, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, хулиганство, угон автотранспортных средств, захват заложников, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хищение или вымогательство оружия, взрывчатых веществ, наркотических средств или психотропных веществ, вандализм и др.

Дела на несовершеннолетних рассматриваются:

—в судах — на лиц, совершивших преступление в возрасте 16 лет, и по преступлениям, за которые ответственность установлена с 14 лет — в порядке особого производства по делам несовершеннолетних;

—в комиссиях по делам несовершеннолетних — на лиц, совершивших в возрасте до 14 лет общественно опасные действия (имеющие признаки преступления) и совершивших в возрасте от 14 до 16 лет общественно опасные действия (имеющие признаки преступления), не предусмотренные статьей 20 Уголовного кодекса.

        Административная ответственность для несовершеннолетних наступает с 16-летнего возраста к моменту совершения административного правонарушения. К лицам,  совершившим правонарушения в возрасте от 16 до 18 лет применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних (за приобретение, хранение и потребление наркотических средств и психотропных веществ, жестокое обращение с животными, повреждение транспортных средств общего пользования, групповые передвижения с помехами для дорожного движения, повреждение телефонов-автоматов, распитие спиртных напитков и появление в нетрезвом виде в общественных местах, приобретение самогона и др.), а к лицам, совершившим некоторые виды административных правонарушений (мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения, нарушение порядка обращения с оружием, правил пограничного режима и др.) — на общих основаниях в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Комиссии по делам несовершеннолетних могут применять довольно широкий перечень мер воздействия, в том числе направлять в лечебно-воспитательное либо учебно-воспитательное учреждение: в возрасте от 11 до 14 лет — в спецшколу, в возрасте от 14 до 18 лет — в спецпрофучилище.

За совершение противоправных действий, грубое и неоднократное нарушение Устава школы ученик, достигший 14 лет, может быть исключен из данной школы по решению органа управления школой. Органы местного самоуправления совместно с родителями исключенного ученика в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение образования в другом образовательном учреждении. Исключение несовершеннолетнего из обще­образовательной школы может быть произведено только с согласия районной (городской) Комиссии по делам несовершеннолетних.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет несут материальную ответственность за причиненный ими вред. За вред, причиненный малолетними (не достигшими 14 лет) имущественную ответственность несут родители или лица, их заменяющие.

Анкета на правовую грамотность.

Вопросы анкеты были предложены учащимся 5 - 11 классов, респондентами были ребята из школы. Из них 5 - 8 классы - 11%, 9 - 11 классы - 89%.

Знаете ли вы законы, защищающие ваши права и свободы?

Большинство опрашиваемых (60%) ответили что знают свои права, настораживает второе число - 40%, примерно, каждый третий не знает своих прав, а следовательно не защищен в полной мере.

Из законов самую высокую популярность имеют: Декларация о правах человека. На второй позиции - Декларация о правах ребенка, не обошли вниманием и основной закон государства - Конституцию РФ (третье рейтинговое место).

Откуда вы берете информацию о ваших правах и свободах?

Большинство ребят ответили, что получают необходимую информацию в школе, на уроках правоведения и учителей - 36% ( только по этим данным можно сказать, что учитель совсем не враг учащихся, а их защитник!).

Информацию из газет, журналов, радио и телевидения получают 26%.

Есть респонденты, которые читают, наверное с увлечением, тексты законов - откуда и имеют всю информацию. От родителей учащиеся не получают необходимых сведений, наверное это объясняется низкой правовой культурой и самих родителей. Хуже, когда ребята не знаю, где взять информацию и живут в незнании, таких 12%!

Знаете ли вы свои права и свободы?

Имеют представление о своих правах 73% опрашиваемых. 27% и не "подозревают", что имеют права и свободы, считая, что еще не совсем выросли и все за них решают взрослые. В анкетах ребята более часто называли следующие свои права и свободы: свобода слова, право на образование, право на жизнь, право на труд, свобода совести. Многие считают, что обладают политическими правами, право избирать и быть избранным, но это возможно только с 18 лет. В результате анкеты отмечены и такие "права": создание семьи, защита детей, право достойно умереть, оставив след в истории человечества.

Знаете ли вы свои обязанности? Перечислите некоторые.

Считают, что имеют обязанности 70% опрошенных респондентов. Среди несовершеннолетних высока ответственность перед государством, так как были отмечены обязанность платить налоги и служба Отечеству. Ребята говорят о необходимости соблюдать законы. Большинство же говорят об обязанности учиться в школе, слушаться родителей и учителей, защищать природу, делать уроки, не курить в школе, тихо сидеть на уроках, не хулиганить!

В чем проявляется уважение прав и свобод окружающих вас людей?

52% по всей видимости, не проявляют уважения прав и свобод, либо никогда об этом не задумывались - что скорей всего близко к действительности.

Из тех, кто ответил положительно, чаще всего отмечают, что все люди свободны и равны. Каждый должен уважать свободу другого. Этого можно достичь через понимание проблем ближнего, не вмешиваясь в чужую жизнь, не нарушать правовые и общественные нормы, воспитание хороших манер.

Как вы понимаете определение "правовая культура человека"?

С помощью опрашиваемых представляем вам оригинальное определение, хотя сказать что-то вразумительное смогли всего 43% опрашиваемых.

Правовая культура человека - это поведение человека на основе знания законов и прав других. Человек, пользуясь данными ему правами не должен нарушать ничего. Это уровень воспитанности человека, когда он думает, о чем говорит и что делает. Наличие правовой культуры вызывает желание быть законопослушным, ходить на выборы  и платить налоги.

Что вы предпримите, если при вас нарушаются права ваших сверстников?

Чувство солидарности отсутствует у каждого второго, ничего не предпримут

50% респондентов, пройдут мимо, не заметят, будут молчать.

Остальные же поступят следующим образом:

23% позовут на помощь правоохранительные органы;

19% вступятся, объяснят, что так делать нельзя, познакомят обидчиков с правами.

Несколько ребят пожертвуют своим учебником права и подарят обидчикам.

Каковы у вас недостатки в правовой культуре?

58% считают, что не имеют недостатков в силу отсутствия таковой.

Также отмечали незнание законов, своих прав.  

Считаете ли вы себя свободным человеком, и в чем это проявляется?

21% не считают себя свободными, или не совсем. Остальные вполне свободны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Права, обязанности и ответственность ребенка" 5-7 классы

Классный час "Права, обязанности и ответственность ребенка" + презинтация.Цель занятия:закрепить представление о «Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка»;обобщить знания де...

Классный час «Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних»

Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности. Защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях, а также о т...

• Классный час на тему "Права, обязанности и ответственность ребенка"

Классный час проводится с целью научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни; формировать уважительное отношение друг к другу....

Классный час по теме"Права, обязанности и ответственность подростка" 2 класс. 2018г.

Закрепить знания о правах, обязанностях и ответственности подростка.Продолжить отработку умений взаимодействия  в группе, ведения дискуссии в  микрогруппе; Дать возможность  учащим...

Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних

4 классВнеклассное мероприятие с презентацией...