Классный час «Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних»
классный час (4 класс) по теме

Шевченко Наталья Владимировна

Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.

Защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях, а также о том, что с определенного возраста несовершеннолетние несут ответственность за нарушение чьих-либо прав, за свое противоправное поведение.

Цель:

* Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся

* Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав;

* Пропаганда правовых знаний;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час «Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних»

Цель:

* Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся

* Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав;

* Пропаганда правовых знаний;

* Формулировать собственное мнение и позицию;

Начинаем классный час,

Речь пойдёт здесь всё о нас.

Постарайтесь всё понять,

Что – то новое узнать

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы:

  • Что люди могут делать и чего не могут?
  • Что они обязаны делать и чего не обязаны
  • На что они имеют право и на что не имеют?

Разыграем сценку: приглашаю девочку и мальчика.

Антон: Дима, ты уже который понедельник не готов к чтению!

Дима: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Аня (староста): Настя, ты сегодня дежурная, останься, пожалуйста, вымой доску, полей цветы.

Настя: Аня, не имеешь права эксплуатировать ребёнка.

- Что так активно  отстаивают ребята? (свои права)

-Как вы понимаете, что такое право? …

«Право - возможность что-нибудь делать, осуществлять»

А где прописаны ваши права?

- А вы знаете свои права? Давайте проверим, как вы знаете права детей. А помогут нам в этом литературные герои.

Выберите задание и ответьте сказочному герою, пользуясь статьями конвенции:

«Козлятушки - ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка».

(не имеешь права вторгаться в жилище, оно неприкосновенно)

«Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить».

(Не имеешь права меня эксплуатировать)

«Серая Шейка, я тебя всё равно съем».

(Не имеешь права лишать меня жизни)

 «Отдай мне свою муфту и свое хорошенькое платьице».

(Не имеешь права лишать меня имущества)

- Почему было плохо литературным героям? ( Были нарушены их права)

Давайте сделаем вывод: Надо уважать чужие права.

                                             Нельзя нарушать чужие права

О чем забыли ребята в этих сценках? ( Об обязанностях…)

Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.

. - Что такое обязанности? (Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения).

- Какая самая главная обязанность у вас в семье? 

(слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу  и воспитание, получить основное общее образование,  соблюдать правила поведения дома и в общественных местах)

А  это где-нибудь прописано? ( нет, существуют традиции семьи)

- А какие обязанности существуют у учеников?

- Давайте с вами обозначим некоторые из обязанностей школьника.

Обязанности:

Уважать права, честь и достоинство всех участников;

Прилежно учиться;

Иметь аккуратный вид;

Соблюдать правила техники безопасности;

 Беречь школьное здание, оборудование;

Придерживаться общепринятых правил поведения;

Умножать и развивать лучшие традиции коллектива, беречь честь школы.

- А откуда вы это знаете? (Устав школы)

Какой вывод мы сделаем?

Вывод: Защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях,

а также о том, что с определенного возраста несовершеннолетние несут ответственность за нарушение чьих-либо прав, за свое противоправное поведение.

Тема «Правонарушение, преступление и подросток» актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудноисправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений

Инспектор ОДН: Какие виды ответственности вы знаете?

Ответы детей

Инспектор ОДН: Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:

1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом.

За злостное хулиганство, кражу уголовная ответственность

наступает с 14 лет.

2.Административная ответственность применяется за нарушения.

(нарушение правил дорожного движения,, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. к примеру: опоздание на работу, учебу,  прогул без уважительной причины.

4. Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

А теперь я хочу предоставить слово нашему гостю, который более подробно познакомит вас с видами уголовной ответственности.

Сейчас  вам будут  даны задания, а вы постарайтесь правильно ответить.

1 Разбор ситуации:

  • №1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?

  • №2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?

  • №3. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонко все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?

  • №4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.

  • №5  Рассмотрим следующую жизненную ситуацию, в которой я верю, вы легко сейчас разберетесь.
  • В каждой школе найдутся лентяи, которым не хочется учиться. Звонок в милицию «В школе заложена бомба!». После оказалось, что это была шутка, чтобы сорвать контрольную. Как вы оцените этот поступок? Это преступление или шутка? (ребята высказываются).

Так что, помните, с законом шутки плохи!

2. Определите виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.

Виды ответственности:

А - административная ответственность.

Г  - гражданско – правовая.

У - уголовная.

Д - дисциплинарная

Виды нарушений:

  • 1. Порвал учебник одноклассника (Г)
  • 2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)
  • 3. Избил одноклассника (У)
  • 4. Совершил кражу мобильного телефона.(У)
  • 5. Совершил прогул в школе (Д)
  • 6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)
  • 7. Разбил мячом окно. (Г)
  • 8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)

Памятка школьнику

Добросовестно учись.

Соблюдай дисциплину

Не пропускай учебные занятия без уважительной причины.

Аккуратно веди свой дневник, ведь это твой личный документ, по которому о тебе судят.

Школа - твой второй дом. Береги всё, что в нём находится: мебель, книги, инвентарь. Относись бережно к имуществу других обучающихся и работников школы.

Веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях.

Помни, что взрослым ты становишься тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

Если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.

В школе ты не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права, уважай их.

P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.

Тест

 Что такое Конституция?

 а) Книга о приключениях.

 б) Основной закон России.

 в) Название шоколада.

 

В каком возрасте начинается административная ответственность?

 а) С 16 лет.

 б) С 18 лет.

 в) С рождения.

Ребенок — это человек ...

а) который ходит в школу;

б)не достигший 18 лет;

 в)достигший 18 лет.

Что такое закон?

 а) Документ, который регулирует права людей.

 б) Правило поведения.

 в) Наказание за преступление.

В чем цель наказания?

 а) Посадить человека в тюрьму.

 б) Предотвратить новые нарушения закона.

 в) Наградить правонарушителей.

Правонарушение - это..

 а) нарушение закона;

 б) нарушение распорядка дня;

 в) нарушение режима питания.

Ребенок, совершивший преступление ...

 а) виновен в любом случае;

 б) вообще не может быть обвинен в преступлении;

 в) невиновен, пока его вина не доказана по закону.

 

Преступление - это ...

 а) особо опасный проступок;

 б) добрый поступок;

 в) не очень опасный проступок.

Что обязан сделать милиционер при задержании несовершеннолетнего?

 а) Сообщить начальству

, б)Сообщить его родителям.

 в) Сообщить классному руководителю.

 С какого возраста начинается уголовная ответственность?

 а) С 16 лет.

 б) С 14 лет в особых случаях.

 в) С 18 лет.

Запрещается вовлечение детей в ...

 а) преступление;

 б) игру;

в) поход.

Ребенок имеет право на:

 а) жизнь;

 б) общение с родителями;

 в) защиту от голода и болезней.

Защита Отечества - это ... 

а) долг и награда;

 б) обязанность;

 в) долг и обязанность.

Вовлечение детей в распитие спиртных напитков ...

а) запрещено;

 б) полезно;

 в) не наказывается.

Ребенок свободен ...

 а) выражать свое мнение по вопросам, касающимся его;

 б)свободен выбирать религию;

 в) оба варианта.

Какой самый распространенный вид наказания?

 а) Предупреждение.

 б)Вызов в милицию.

 в) Штраф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Права, обязанности и ответственность ребенка" 5-7 классы

Классный час "Права, обязанности и ответственность ребенка" + презинтация.Цель занятия:закрепить представление о «Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка»;обобщить знания де...

Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних

Современная школа столкнулась с необходимостью изменения подходов к организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Школа становится местом, где ученик реа...

• Классный час на тему "Права, обязанности и ответственность ребенка"

Классный час проводится с целью научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни; формировать уважительное отношение друг к другу....

Классный час по теме"Права, обязанности и ответственность подростка" 2 класс. 2018г.

Закрепить знания о правах, обязанностях и ответственности подростка.Продолжить отработку умений взаимодействия  в группе, ведения дискуссии в  микрогруппе; Дать возможность  учащим...

Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних

4 классВнеклассное мероприятие с презентацией...