"Роль учителя, родителей и ученика при работе над проектом".
статья по теме

Прыткова Елена Валентиновна

 

В данной статье говорится, что важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрыть свою личность. Критерием успешности ребенка становится не результативность в изучении школьных предметов, а отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя.

Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность, направленная на духовное и профессиональное становление личности ребенка через активные способы действий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_prytkova.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль учителя, родителей и ученика при работе над проектом»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Ахтуба

Калининского района Саратовской области»

учитель начальных классов

Прыткова Елена Валентиновна

В современном обществе существует потребность в активных, деятельностных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами, способных к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию. Для выполнения данного социального заказа учителя обращаются к различным методам обучения, которые сочетают интересы общества и личности. В связи с этим все большее внимание привлекает метод проектов [1].

Важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрыть свою личность. Критерием успешности ребенка становится не результативность в изучении школьных предметов, а отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя.

Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность, направленная на духовное и профессиональное становление личности ребенка через активные способы действий.

Дети, работая над проектом, проходят стадии: планирования, анализа, синтеза и активной деятельности.

Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта [2].

Особая педагогическая значимость метода проектов в начальной школе состоит в том, что:

  1. метод проектов, являясь методом практического, целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;
  2. метод проектов является педагогической технологией, актуализирующей субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе; является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующих детскую самодеятельность;
  3. метод проектов — один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду,  стихию влияний окружающей среды на ребенка.

Роль учителя

При использовании метода проектов учитель должен отказаться от своей традиционно доминирующей роли в процессе присвоения учеником знаний и стать организатором проектной деятельности. Выполнение проекта осуществляется по определенному, достаточно сложному алгоритму, и при этом каждый ученик может выбрать любую тему проекта - все, что захочет и что сумеет сделать, учитывая свои интересы, наклонности, способности и решая определенную проблему.

Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Но на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а направляет деятельность школьника.

В таблице 1 описана роль учителя при работе над проектом.

Таблица 1

Роль учителя при работе над проектом

Роль

Описание роли

Консультант

Провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т.п.

Мотиватор

Высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.

Наблюдатель

При использовании метода проектов помимо оценки продукта проектной деятельности необходимо отслеживать психолого-педагогический эффект – формирование новообразований младших школьников (личностных качеств, рефлексии, самооценки, умения делать осознанный выбор и осмысливать его последствия).

Педагог, занимающийся учебно-исследовательской деятельностью с младшими школьниками, сам должен владеть методами научного исследования (сформулировать проблему, задачу вопрос; разработать гипотезу, определить схему эксперимента, найти пути и средства научного анализа, уметь правильно оформить работу) [2].

Роль ученика

Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Ученик становится субъектом познавательной деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.

С самого начала ученик оказывается в ситуации неопределенности, но именно это и стимулирует его познавательную активность. С другой стороны, ситуация неопределенности при выполнении проекта вызывает у учащихся специфические сложности, которые носят объективный характер. Учащимся начальной школы трудно: намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи, искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы, осуществлять и аргументировать выбор, предусмотреть последствия выбора, действовать самостоятельно (без подсказки учителя), сравнивать полученное с требуемым, корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов, объективно оценивать процесс и результат проектирования.

Преодоление этих трудностей является одной из ведущих дидактических целей метода проектов. При этом у учащихся вырабатывается собственный аналитический взгляд на информацию, не действует оценочная схема учителя: «это верно, а это – нет».

Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. В таблице 2 описана деятельность ученика начальной школы при работе над проектом.

Таблица 2

Роль ученика на всех этапах проекта

Роль

Деятельность

Выбирает (принимает решения)

Право выбора, предоставляемое ученику, не только является фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности.

Выстраивает систему взаимоотношений с людьми (участие в командной работе и отношение с учителем)

Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиотекарь, учитель другого предмета и т.п.) и сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиций социальной инфантильности на позиции сотрудничества.

Оценивает (на каждом этапе возникают различные объекты оценки)

Учащийся оценивает «чужой» продукт – информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т.п.

В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось (непонимание, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т.д.).

При работе над проектом у младших школьников появляются большие возможности для сотрудничества [3].

Роль родителей 

Привлекать родителей к процессу проектирования младшими школьниками целесообразно, если выполнение проекта приходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. При этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, т.к. исчезает сама идея метода проектов. Помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении проектной деятельности. Целесообразно с этой целью провести родительское собрание - лекцию (разъяснить суть метода проектов, рассказать об основных этапах и формах возможного участия родителей в проектной деятельности).

Роль родителей зависит от этапа выполнения проекта (таблица 3).

Таблица 3

Роль родителей при работе над проектом

Этап проекта

Роль родителей

Этап выдвижения идей

помочь ребенку выдвинуть как можно больше идей

Выбор и формулировка темы проекта

помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор

Формулировка задачи проекта

может потребоваться помощь в правильной формулировке задачи проекта

Разработка плана и структуры выполнения проекта

  1. помогают спланировать работу с учетом занятости ребенка,
  2. помощь в корректировке плана проектной работы, определении сроков ее выполнения с учетом особенностей личного расписания ребенка,
  3. создать условия для выполнения этого плана,
  4. определение промежуточных сроков работы

Обсуждение возможных результатов работы по теме проекта

  1. продумать с ребенком возможные выходы по каждой задаче,
  2. разбить объем работы на небольшие части и определить срок выполнения каждой

Поиск информации

  1. посмотреть список подобранной литературы,
  2. дополнить его или снять какие- то источники, которые не совсем соответствуют выбранной теме,
  3. посодействуют ребенку в передвижении до библиотеки, ориентировке в книжных магазинах [3]

Список литературы

  1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. – М.: АРКТИ, 2008.
  2. Проектная деятельность в начальной школе / авт.-сост. М.К. Господникова и др. – Волгоград: Учитель,  2009.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. — М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для учителя – руководителя УИД учащихся. Этапы работы над проектом.

 Работа над проектом включает четыре этапа:- планирование;- аналитический этап;- этап обобщения информации;- этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация)....

Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом

^ I. Роль учителя.Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а ...

Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом

^ I. Роль учителя.Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а ...

Взаимодействие учителя, ученика и родителей при работе над проектом

.   Метод проектов демонстрирует высокую эффективность, положительную мотивацию обучения, повышение творческого потенциала учащихся, а значит,  он, несомненно,  будет востреб...

Памятка для родителей "Помощь детям при работе над проектом"

Памятка для родителей при организации совместной деятельности в ходе работы над проектом в начальной школе....

Роль учителя – дефектолога в организации совместной работы педагогов по коррекции нарушений развития у детей с РАС

Материал включает доклад и презентацию по организации совместной работы педагогов ресурсного класса по коррекции нарушений развития у детей с расстройством аутистического спектра в период адаптации...