Взаимодействие учителя, ученика и родителей при работе над проектом
методическая разработка (1 класс) на тему

Барсукова Наталья Юрьевна

 

.   Метод проектов демонстрирует высокую эффективность, положительную мотивацию обучения, повышение творческого потенциала учащихся, а значит,  он, несомненно,  будет востребован школой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_noyabr_2014_2.docx27.67 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие учителя, ученика и родителей при работе над проектом

Барсукова Наталья Юрьевна,

учитель начальных классов

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Гимназия № 13»

Магадан

2014

Взаимодействие учителя, ученика и родителей при работе над проектом

                

Ускорение темпов развития современного стремительно развивающегося общества требует от Российского образования более высоких качественных результатов. В настоящее время эти непростые задачи  встали  перед учителями всех школ, которые должны развивать у своих учеников такие качества, как конструктивность, мобильность, умение представить себя и свои возможности.

Важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрыть свою личность, поэтому критерием успешности ребенка становится не только результативность в изучении школьных предметов, но и  отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя.

Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность, направленная на духовное и профессиональное становление личности ребенка через активные способы действий.

Мировой педагогический опыт показывает широкое распространение метода проектов в системах образования разных стран мира, а это в первую очередь обусловлено причиной не столько «передавать» своим ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить учащихся приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться новыми приобретенными знаниями для решения практических и жизненных задач. 

В основу данного метода положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьника на результат, который создается при решении заданной практической или теоретической проблемы.

В общеобразовательной школе при организации проектной деятельности необходимо учитывать возрастные, психолого-физиологические особенности школьников. Темы проектных работ целесообразно выбирать исходя из  учебных предметов, изучаемых  в школе, или из близких к ним областей. Например, для проекта учеников 1-4 классов требуется личностно-значимая, или социально-значимая проблема, но и  она в тоже время должна быть значима и знакома младшему школьнику. Чтобы результат работы над проектом был успешен, важно хорошо понимать круг социально-значимых проблем для учеников данного класса, или возраста. Работая в начальной школе, я понимаю, что круг социально-значимых проблем,  с которыми могли бы встретиться ученики  еще пока узок, а их непосредственные представления о каких-либо глобальных проблемах слишком мало дифференцированы и одноплановы, значит   тематика проектов может касаться какого-либо теоретического вопроса учебной программы с целью углубить их знания по этому вопросу, а также дифференцировать процесс обучения. Также надо понимать, что проблемы проектов, обеспечивающие мотивацию включения младших школьников в проектную деятельность,  должны быть в области познавательных интересов учащихся и  находиться в зоне их ближайшего развития.

В рабочие программы 2013-2014 учебного года в  1 классе  включены наиболее понятные и актуальные проекты: (русский язык, чтение: «Моя первая азбука», «Азбука загадок», «Удивительные буквы»); математика: «Цифры от 1 до 5», «Цифры от 1 до 10 в пословицах, поговорках»; окружающий мир: «Мой любимый город – Магадан», «Родной город», «Город, в котором я родился», «Наш город в будущем», «Космос, его освоение, изучение», «Космос – взгляд в будущее»; внеурочная деятельность: «Родословное древо моей семьи», «Герб моей семьи», «Моя семья»; технология, изо: «Новогодние поздравления ветеранов города Магадана», «Поздравления ветеранов с Международным женским днем 8 марта», «Узоры из природных материалов» и другие.

Важнейшим пунктом для успешного и актуального проекта я считаю не только  создание учителем, но и родителями условий, в которых каждый школьник может реализовать, проявить свои возможности, стремления, способности, таланты. При создании детских работ необходимо привлекать родителей младшего школьника, что особенно ценно для развития детско-родительских отношений. Однако,  в настоящее время родители в силу, ( как  независящих, так и зависящих от них причин), все меньше и меньше проводят времени со своими детьми, а зачастую не умеют общаться со своими любимыми сыновьями, дочерьми).

А школа, ратует, прежде всего, за развитие личности ребенка и за успешную работу  триады: учитель-ученик-родитель. Ведь именно при работе над проектом идет успешное развитие обратной связи, т.к. родитель вовлекается в жизнь и проблемы своего ребенка, вместе с ним открывает новые горизонты. В школах все чаще можно видеть, как на школьных научно-практических конференциях - поддержать своих детей приходят не только  родители, но и их родственники, бабушки, или дедушки. Такая направленность, в дальнейшем, конечно, способствует развитию и росту ребенка, как личности.

Специалисты в области обучения по созданию проектов определяют пять «П»:

  • «Проблема»;
  • «Проектирование» (планирование);
  • «Поиск информации»;
  •  «Продукт»;
  • «Презентация».      

Мне бы хотелось привести по данной проблеме следующие слова  А.В.Хуторского:

 «Проектную форму обучения широко используют на отдельных уроках, в дополнительном образовании, имеются попытки распространения метода проектов на базовый учебный процесс. Основная ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует учеников на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определенной темы».

Значит, проектное обучение – полезная альтернатива классно-урочной системе, но оно не должно вытеснять ее и становиться некоторой панацеей. Как показывает обширный опыт, специалисты считают, что проектное обучение следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения, то есть как средство ускорения роста и в личностном и в академическом смысле.  

Работая с первоклассниками,  я предлагаю им выполнить проект индивидуально, так как понимаю, что ребенок, который только что перешагнул порог школы, не может самостоятельно создавать проект. А, следовательно, в роли его единомышленников, помощников, соучастников выступают родители, которые помогают учащимся в поиске и отборе интересной информации, а также и в оформлении, подготовке к презентации созданного проекта.

Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом.

 С 1 класса на всех этапах работы над проектом я выступаю как помощник. Я консультирую детей, задаю им вопросы, побуждая их к размышлению, желанию найти нужные знания.

Во время мотивации для выбора темы проекта я стараюсь заинтересовать ребят,  показать значимость результатов проекта, его практическую и социальную пользу,  моделирую разные ситуации.

При работе над проектом я стараюсь помочь ребятам не в передаче знаний, которые могут быть реализованы в практической деятельности, поскольку минимальный набор знаний ученики должны усвоить на уроке, предшествовавшим при работе над проектом, а другие необходимые сведения ученик должен «добыть» сам, работая над сбором информации. В 1 классе я старалась не указывать на недостатки или ошибки в действиях учащегося.

Ученику при работе над проектом отводится активная роль. При этом школьники при работе над проектом всегда свободны в выборе и видах деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не может «навязать», как и что делать. Но в тоже время роль ученика может меняться при выполнении проекта, в зависимости от этапов работы. Тут важно понимать, что ученик:

  • сам выбирает (принимает решения), что право выбора, предоставленное ученику, является не только фактором мотивации, т.к. выбор содержания проекта должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;
  • ученик в процессе работы над проектом должен выстроить систему взаимоотношений со сверстниками, учителем,  а при необходимости и с другими родителями;
  • ученик оценивает «чужой» продукт-информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций реалистичности, но в тоже время ему необходимо оценить продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Тут важно учить учащегося адекватно оценивать и себя и других. Необходимо показать учащимся, что даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение.

С первых месяцев обучения ребенка в школе я привлекаю родителей к процессу создания  проекта, объясняю родителям целесообразность этой работы, особенно совместно с ребенком,  так  как  выполнение проекта  часто проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных  занятий.

Роль родителей зависит от этапа выполнения проекта. Я убеждаю родителей, чтобы они, помогая своему ребенку,  постоянно увеличивали объем самостоятельной работы ученика над проектом, начиная уже с 1 класса.

В качестве примера представляю работу  над проектом «Родной город» в 1 классе.

Данная тема актуальна и интересна младшим школьникам, а также она отражает региональный компонент, воспитывая у первоклассников любовь к своей малой Родине.

На уроках  окружающего мира мы говорили о нашем родном городе. Некоторые исторические памятные места заинтересовали ребят. Тогда мы решили поработать над проектом «Родной город». В основном первоклассники пожелали работать индивидуально. Определив эту широкую тему проекта, ребята сами предложили более узкие темы для конкретной разработки:

  • улицы, скверы, площади города Магадана;
  • памятные места города Магадана;
  • история создания и современный облик города Магадана;
  • каким будет город Магадан в будущем.

Со всеми учащимися мы определили направление их работы и роль каждого в проекте. Так как опыт совместной работы у ребят 1 класса небольшой, то основную функцию по определению целей, задач я взяла на себя.

Мы с ребятами познакомились с возможными источниками информации: (книгами о городе Магадане, посмотрели фрагменты нового видеофильма о Магадане (70 лет г.Магадану), посмотрели разные книги, принесенные учащимися из дома, нашли картинки с видами Магадана в прошлом, настоящем. Некоторые ребята с помощью компьютерных технологий нарисовали город Магадан в будущем. Естественно, в работу над проектом включились многие родители. Они фотографировали буквально весь город, делая фотографии разных мест нашего города, отыскивали архивные фотографии нашего города в прошлом, находили эти же улицы и дома, но уже фотографировали их в настоящее время.

Презентация проектных работ проводилась в устной форме. Ребята с удовольствием показывали классу свою проектную работу, кратко излагая ее  главные мысли. Несомненно, что многие работы выполнены при непосредственном участии родителей, что придало  большую значимость нашей совместной работе. Ведь самое главное в начальной школе – это сотрудничество, содружество «учитель-ученик-родители». Проектная деятельность дала большой импульс этому содружеству. Многие родители говорили во время консультаций о том, что сами увлеклись историей города, желанием в будущем сделать наш город еще краше и современней.

В заключение хочется отметить, что  совместная деятельность взрослых и детей в ходе проведения проектной деятельности имеет деловой, научный, личностный характер, предполагает совместную выработку стратегии, плана, последовательности выполнения учеником каждого этапа деятельности, не ущемляя при этом его творческих способностей. Положительная эмоциональная окраска всей совместной деятельности способствует созданию условий для успешности учебного процесса, повышает мотивацию учения, учит осознанно, целенаправленно учиться, познавать  и  исследовать окружающую действительность, способствует  взаимопониманию  и  сотрудничеству детей  и родителей  в семье.   Метод проектов демонстрирует высокую эффективность, положительную мотивацию обучения, повышение творческого потенциала учащихся, а значит,  он, несомненно,  будет востребован школой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сайт класса как одно из средств взаимодействия учителя, учеников и родителей

О создании сайта собственного класса я думала уже давно: знала о сайтах некоторых коллег, понимала, что учителю удобно в такой форме доносить информацию до учащихся и их родителей. Поэтому летомя прис...

Взаимодействие" учитель-ученик" на уроке в технологии проблемно-диалогического обучения.

Главную роль играет ученик, а учитель становится координатором, наблюдателем, помощником в работе учащихся....

Метод проектов как современная педагогическая технология реализации творческого сотрудничества учителя, ученика и родителя.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мы...

Упражнения для учителей по усовершенствованию навыков межличностного взаимодействия «Учитель – ученик»

Упражнения для учителей по усовершенствованию навыков межличностного взаимодействия  «Учитель – ученик»...

Статья «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми»

Роль учителя-логопеда состоит не только в том, чтобы организовать должным образом коррекционно-развивающие логопедические занятие с ребенком, но и донести до родителей всю необходимую для работы ...