Критерии оценки ИКТ - компетенции учителя начальной школы по организации и реализации образовательного процесса в информационной образовательной среде
статья по теме

Плетнёва Марина Семёновна

 

     В статье описаны критерии оценки ИКТ - компетенции учителя начальной школы, дана характеристика уровня сформированности у педагога данной компетенции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Плетнева М. С.

Критерии оценки ИКТ - компетенции учителей начальной школы по организации и реализации образовательного процесса в информационной образовательной среде

 «ИКТ-компетентность учителя», по определению  Е.К. Хеннера - это «…совокупность знаний, навыков и умений, формируемых в процессе обучения и самообучения информатике и информационным технологиям, а также способность к выполнению педагогической деятельности с помощью информационных технологий.»

 Выделяют 4 уровня сформированности  компетенции:  минимальный   (до 30%),  допустимый (от 30% до 60%), конструктивный (от 60% до 85%), исследовательский  (от 85%).

Заполните таблицу и определите свой уровень сформированности компетенции по предложенным критериям.

Наличие общих представлений в сфере ИКТ

N

Компоненты
содержания

Диагностируемые показатели

Не имею представления, не использую (1 балл)

имею общее представление,

использую редко

(2 балла)

имею  достаточное представление, использую постоянно, творчески

(3 балла)

1

Наличие общих представлений в сфере ИКТ

 1. Первичные представления о назначении и функционировании ПК, устройствах ввода-вывода информации, компьютерных сетях

2. Представления о гигиене компьютера и защите информации

3. Представления о возможностях использования ИКТ в образовательном процессе

3

Владение интерфейсом операционной системы

1. Приёмы выполнения файловых операций

2. Организация информационной среды как файловой системы

3. Приёмы ввода-вывода информации, включая печать документов и запись информации на CD

4. Техника установки и удаления приложений и электронных образовательных ресурсов

4

Наличие общих представлений в сфере мультимедиа

1. Общие представления об оцифровке звука и изображения

2. Представления о программных средствах записи, редактирования и воспроизведения звука и изображения

5

Владение навыками пользователя офисных технологий

1. Ввод текста с клавиатуры и приёмы его форматирования  

2. Вставка и форматирование таблиц

3. Подготовка простых текстовых документов, содержащих графические элементы

4. Приёмы подготовки педагогически целесообразных презентаций

5. Приёмы сканирования и оптического распознавания текста

6. Простейшие приёмы использования audio-video форматов в документах и презентациях

7. Приёмы работы с электронными таблицами (простые расчёты, построение графиков, диаграмм)

6

Владение техникой подготовки графических иллюстраций на основе растровой графики

1. Представления о формировании и основных моделях отображения цвета

2. Представления о растровых форматах сохранения изображений

3. Приёмы сканирования изображений и их сохранение в растровых форматах, преобразование форматов

4 Приёмы простейшей коррекции и оптимизации растровых изображений для последующего использования в презентациях и Web-страницах

5. Техника вывода изображений на печать .

6. Основные приёмы работы с цифровой фотокамерой

7. Общие представления о цифровой фотографии

7

Владение базовыми Интернет-сервисами и технологиями

1. Приёмы навигации и поиска информации в WWW, её получения и сохранения в целях последующего использования в педагогическом процессе

2. Представления о Web -форумах и чатах, этике общения в Интернете.

3. Приёмы работы с электронной почтой

4. Представление о проведении и участии в  телеконференциях

5. Простейшие приёмы работы с файловыми архивами

6. Представления о спутниковом вещании и образовательных каналах

8

Владение основами технологии построения web-сайтов

1. Представление о назначении, инструментах и  навигации сайта

2. Представления о структуре web-страницы

3. Простейшие приёмы сайтостроения, обеспечивающие возможность представления образовательной информации в форме сайта - файловой системы

4. Представления о принципах Web - дизайна

5. Приёмы использования шаблонов для создания сайта

Реализация профессиональных задач педагога

никогда

(1 балл)

редко

(2 балла)

постоянно

(3 балла)

Подготовка поурочного планирования с использованием ИКТ   

Подготовка уроков с использованием ИКТ

Подбор программного обеспечения для учебных целей

Поиск учебных материалов в Интернет

Использование ИКТ для мониторинга развития учеников

Использование ИКТ для проведения урока

Использование ИКТ для взаимодействия с коллегами

Использование ИКТ для взаимодействия с родителями

Использование Интернет-технологии (например, электронная почта, форумы и т.п.) для организации помощи ученикам

Анализ  web-сайтов

Анализ  ЭОР

Составление аннотации  ресурсов

Составление «банка» ресурсов по учебным предметам

Использование цифровых энциклопедий и словарей

Создание авторских  ЭОР

Реализация учебных  проектов. 

Реализация педагогических  проектов. 

Реализация педагогических  проектов (сетевых)

Участие в видеоконференциях, вебинарах в качестве слушателя

Участие в видеоконференциях, вебинарах в качестве участника

Итого

Характеристика уровней сформированности  компетенций:

минимальный – минимальные знания о ПК, программных продуктах, компьютерных сетях (в том числе Интернет), неэффективное применение их в педагогической деятельности (до 48 баллов)

допустимый – минимально допустимый уровень ИКТ-компетентности учителя, отражающий его способность использовать знакомые средства информационных и коммуникационных технологий при организации учебного процесса в начальной школе. Для учителя, обладающего данным уровнем компетентности характерен, в основном, репродуктивный вид деятельности. Учитель готов к работе в рамках действующих стандартов (от  48  до  97 баллов)

конструктивный – средний, оптимально необходимый уровень ИКТ-компетентности учителя, позволяющий ему осознанно, целенаправленно и дифференцированно использовать средства информационных и коммуникационных технологий в учебном и воспитательном процесс младшего школьника. Достижение данного уровня компетентности позволяет будущему учителю сформировать общее видение целей, методов и технологий формирования у младших школьников компьютерной грамотности  (от  97  до  137 баллов)

исследовательский – высший, перспективный уровень ИКТ-компетентности учителя, отражающий его системное виденье процесса информатизации начальной школы, готовность использовать постоянно обновляющийся инструментарий информационных и коммуникационных технологий,  как в собственном профессиональном становлении так и в учебно-воспитательном процессе младшего школьника (от  137  до  162  баллов)

Анкета «ИКТ-АКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГА»

  

0 б. – нет

 1 б. - нерегулярно

2 б.– регулярно

3 б.– регулярно, творчески

Использование ИКТ в реализации проектов

Проведение уроков с применением ИКТ, ЦОР и Интернет

Разработка ЦОР

Создание школьного банка ЦОР

Публикация ЦОР на сайте школы и других Интернет-ресурсах

Участие в конкурсах

Создание веб-страниц

Применение диагностических средств оценки качества образования

Проведение внеклассных мероприятий с применением ИКТ

Использование электронных дневников, журналов

Проведение общешкольных родительских собраний с применением ИКТ.

ИТОГО

Низкий уровень активности педагога –  (до 10 б)

Средний уровень активности педагога – (от 10 до 23 б)

Высокий уровень активности педагога – (от 23 до 33 б)

Литература

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / под ред. А. Г. Асмолова - М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
  2. Хеннер Е.К. Информационно-коммуникационная компетентность учителя: структура, требования и система измерения: [опыт Перм. гос. пед. ун-та] [Текст] / Е.К. Хеннер, А.П. Шестаков // Информатика и образование. - 2004. - № 12. - C. 5-9.
  3. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогические и технологические аспекты) [Текст] / И. В. Роберт. – 2-е изд., доп. – М.: ИИО РАО, 2008.– 274 с.
  4. Зайцева, С.А. Методические основы формирования ИКТ-компетентности будущего учителя начальных классов [Текст] С.А.Зайцева // Высшее образование сегодня – 2011.–№4. – С42-44.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая компетенция учителя начальных классов как условие повышения качества образовательного процесса

В статье рассказывается о психолого-педагогической компетенции учителя начальных классов. Основными компонетами являются: грамотность (профессиональные знания), способность использовать эти знания в о...

доклад по теме: "Критерии оценки по математике в начальной школе"

Презентация.Критерии оценивани контрольных работ,устного счёта,математических диктантов и т д....

Критерии оценок контрольных работ в начальной школе

критерии оценок в начальной школе...

критерии оценки профессиональной деятельности учителя начальных классов

Об аттестации учителей начальных классов образовательных организаций по должности «учитель» для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категория...

Обобщение опыта учителя начальных классов по теме: «Организация проектной и исследовательской деятельности в информационной образовательной среде 21 века»

Обобщение опыта учителя начальных классов по теме: «Организация проектной и исследовательской деятельности  в информационной образовательной среде 21 века»...

Критерии оценки краткосрочных проектов в начальной школе.

Критерии оценки краткосрочных проектов в начальной школе.Согласно ФГОС, школа должна способствовать формированию активной, инициативной личности. Трудно сделать это, если на уроке дети выполняют роль ...