Программа Кукольный театр
рабочая программа (4 класс) по теме

Исмайлова Элеонора Элдаровна

Программа "Кукольный театр" способствует формированию у учащихся начальной школы представления о разных видах кукольного театра, о типах кукол и способах их изготовления своими руками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kukolnyy_teatr.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Кукольный театр – одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. –  только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно все возможно.

Сегодня кукла активно вводится в образовательный процесс: Незнайка и Буратино появляются на уроках математики и русского языка.

Театральная кукла более полной жизнью живёт своим мире по имени «кукольный театр». В опосредованной форме он учит детей быть честными и добрыми, устремлёнными и трудолюбивыми, ценить и любить основное богатство родного слова.

Театр кукол – одна из лучших моделей человечества. По словам Джонатана Свифта, кукольный спектакль изобретён для того, чтобы показать человека со всеми его странностями. Кукольные герои живут на сцене человеческой жизнью, заставляя зрителя сочувствовать и сопереживать им.

Современные концепции воспитания рассматривают театр, как источник и способ развития ребёнка, как метод освоения содержания и других предметов, как «почву», на которой могут произрастать духовные, нравственно-эстетические и творческие потенции ребёнка. Воспитательный потенциал кукольного театра неограничен образно-семантическим направлением интеллектуального развития личности. Выделяется поисково-системное направление, цель которого – выработать навыки сбора информации из различных источников, необходимых для создания художественного образа – персонажа.

Цели курса:

1) опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка,

2) помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения,

3) через кукольный театр привить интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней,

 4) научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе.

Задачи курса:

- формирование у учащихся интереса к театру;

- познакомить учащихся с особенностями и видами кукольного искусства;

- раскрыть способности каждого ребёнка;

- способствовать практическому овладению основными умениями и навыками актёрского мастерства в процессе тренинга с куклами различных систем в условиях сцены;

- сформировать у учащихся навыки общения и коллективного творчества.

Программа курса «Кукольный театр» рассчитана на 4 года (33 часf в год, 1 час в неделю).

В основу реализации театрально-игровой программы положен индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности.

Курс включает в себя несколько разделов:

Театральная игра направлена на развитие эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и с взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Техническая деятельность – изготовление кукол от простых систем управления к более сложным, реквизита и декораций. Ребёнок становится художником, он узнаёт свойства различных материалов, воплощает оригинальные идеи в создание куклы, учиться трудиться и преодолевать трудности; бережно относиться к куклам и к художественному оформлению спектакля.

Культура и техника речи включает в себя игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией. Чёткой дикцией разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией.

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей младших школьников, обретения ими ощущения гармонии своего тела и окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Культурологическое образование – приобщение к ценностям мировой культуры; изучение театрального искусства и истории кукольного театра.

Содержание курса «Кукольный театр»

1 класс

33 часа (1 час в неделю)

Культурологическое образование (4 часа)

История кукольного театра. Правила поведения в театре. Знакомство с историей возникновения кукольного театра, с профессиями людей, которые работают в театре (режиссёр, художник, костюмер, гримёр и т.д.). Виды кукол. Современные куклы.

Ритмопластика (2 часа)

Упражнения для развития гибкости рук. Пластические, гимнастические упражнения.

Культура и техника речи (2 часа)

Развитие артикуляции и дикции. Упражнения на произношение гласных и согласных звуков. Дыхательные упражнения. Артикуляционная гимнастика. Скороговорки.

Техническая деятельность (6 часов)

Приёмы работы с тканью и бумагой. Изготовление плоских подвижных и неподвижных кукол-фигурок; перчаточных кукол; декораций к выступлениям.

Театральная игра (19 часов)

Выбор пьесы. Обучение простейшим навыкам работы с текстом пьесы, Обучение простейшим приёмам вождения объёмной, плоскостной, перчаточной кукол. Репетиции.  Постановка спектаклей.

2 класс

33 часа (1 час в неделю)

Культурологическое образование (4 часа)

Театры бывают разные: драматический и кукольный; театр оперы и балета. Беседа об особенностях различия творческой деятельности театров. Пьеса. Герой пьесы. Цель и мотивы поведения героев пьесы.

Культура и техника речи (3 часов)

Развитие речевых способностей детей. Слияние гласных и согласных звуков. Артикуляционная гимнастика. Скороговорки, чистоговорки, поговорки. Голосовые модуляции. Работа с текстом. Чтение по ролям.

Техническая деятельность (8 часов).

Изготовление пальчиковых кукол. Лепка куклы из пластилина. Изготовление головы куклы из папье-маше. Обработка и покрытие изделия. Изготовление каркаса туловища куклы. Соединение деталей куклы. Изготовление декораций к спектаклям.

Театральная игра (18 часов)

Выбор пьесы. Разучивание ролей с применением голосовых ситуаций. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. Репетиции, постановка спектаклей с помощью пальчиковых кукол.

3 класс

33 часа (1 час в неделю)

Культурологическое образование (4 часа)

Куклы Франции.  Куклы шаманов. Российский театр кукол – Петрушка. Марионетки в 18 веке. Репертуар иностранных кукольников.

Культура и техника речи (3 часа)

Артикуляционная гимнастика: скороговорки, чистоговорки, пословицы. Упражнения на интонацию голоса. Двигаемся и говорим.

Техническая деятельность (7 часов).

Изготовление пальчиковых кукол; декораций; кукол-марионеток. Работа с картоном и клеем. Декорирование пальчиковой куклы. Подбор материала для изготовления пальчиковой куклы с использованием: пуговиц, бусинок, кожи и кусочков различной ткани.

Театральная игра (19 часов)

Работа над постановкой голоса. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. Репетиции, постановка спектаклей с использование пальчиковых кукол и кукол-марионеток.

4 класс

33 часа (1 час в неделю)

Культурологическое образование (5 часов)

Куклы Востока. Тростевая кукла. Япония, Индия – театр теней. Становление профессионального театра кукол (1918 год). Театр кукол под руководством Е. Деммени, С. Образцова.

Культура и техника речи (2 часа)

Речевая гимнастика. Движение, речь и образ куклы. Простейшие жесты кукол. Выразительное чтение текста по ролям. Чтение стихотворений в определённом ритме и темпе.

 

Техническая деятельность (9 часов).

Изготовление кукол-марионеток. Изготовление кукол для  театра теней. Изготовление декораций для спектаклей

Театральная игра (17 часов)

Работа над постановкой голоса. Репетиции, постановка спектаклей с использование кукол-марионеток. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы.  Постановка спектаклей театра теней.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса «Кукольный театр» являются следующие умения и качества:

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- этические чувства – совести, вины, стыда – как регулятор морального поведения;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей.

- высказывать своё отношение к героям инсценированных произведений, к их поступкам.

Средствами достижения этих результатов служат тексты инсценированных произведений.

Метапредметными результатами изучения курса «Кукольный театр» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- определять и формировать цель деятельности на уроке самостоятельно или с помощью учителя;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

Средствами достижения этих результатов служат тексты инсценированных произведений.

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

  Предметными результатами изучения курса «Кукольный театр» является сформированность следующих умений:

- называть театральные профессии;

- объяснять правила поведения в театре;

- рассказывать об истории кукольного театра;

- распределять дыхание во время выступления;

- выполнять пластические, гимнастические упражнения;

- произносить скороговорки в разных темпах, шёпотом и беззвучно, с разными интонациями;

- подбирать рифмы к заданным словам;

- подбирать материал для изготовления кукол, декораций, реквизита;

- управлять плоскими куклами-фигурками; пальчиковыми куклами; куклами-марионетками; куклами для театра теней;

- рассказывать сказку от имени разных героев;

- находить ключевые слова в отдельных предложениях и выделять их голосом;

- репетировать по эпизодам, проводить монтировочные и генеральные репетиции;

- участвовать в подготовке кукольных спектаклей;

- читать стихи в различном темпе и в движении;

- анализировать свою деятельность во время показа спектакля.

Методическое обеспечение программы:

  1. Иванцова Л., Коржова О. Мир кукольного театра. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
  2.  Крутенкова А.Д. Кукольный театр. 1 – 9 классы. – Волгоград: Учитель, 2009.
  3. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кукольного театра для детей 6-10 лет.

Учебно-тематическое планирование кружка "Кукольный театр"....

Авторская программ "Кукольный театр"

работа с детьми  кукольным театром в условиях школы....

"В гостях у кукольного театра"(методическая разработка учебного занятия для кукольного театра)

Данное занятие позволяет педагогу в занимательной игровой форме познакомить детей с кукольным театром и его историей. Игры, упражнения и творческие задания развивают: речь и речевой аппарат, мышление,...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Кукольный театр «Сказка»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Кукольный театр «Сказка»Срок реализации:  2 годаВозраст обучающихся: с 7-10 лет. Автор программы:учитель начальных классовМягкова...

Методическая разработка по проведению занятий кукольного театра . Патриотическое воспитание учащихся начальной школы средствами народного творчества при организации школьного Кукольного театра.

Данные учебно-методические разработки  содержит систематизированные и обобщенные теоретические сведения по проведению занятий кукольного театра  в условиях реализации в начальной школе, техн...

Рабочая программа " Кукольный театр "Гномик""

Рабочая программа "Кукольного театра Гномик" составлена для 4 класса в соответсвии с требованиями ФГОС. Данная программа составлена для реализации духовно- нравственного направления личности...

Внеурочная программа "Кукольный театр"

Пояснительная записка Программа «Кукольный театр» составлена для детей 8-10 лет.Художественно-эстетическое воспитание ребенка включает в себя формирование способности воспринимать, чу...