Музыкальный фольклор кубанского казачества
методическая разработка по теме

Андриец Татьяна Ивановна

 

Разработка урока  кубановедения в начальной школе. Материал входит в блок уроков по кубановедению, разработанный  членами ШМО и представленный на краевом конкурсе разработок уроков и мультимедийных презентаций "Кубань-многонациональный край".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korobko_andriec.doc48.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Краевой конкурс разработок уроков и мультимедийных презентаций

 к тематическому разделу кубановедения

«Кубань- многонациональный край»

                      (урок кубановедения в начальной школе)

                                                       Авторы: Коробко Елена Александровна, 

                                                                      Андриец Татьяна Ивановна,

                                                    учителя начальных классов

МОУ СОШ № 20 имени Н.Г. Чернышева.

                                                           

                                     

                                                           2011 г.

Тема: Музыкальный фольклор кубанского казачества.(песни и обряды)

Цель: Показать разнообразие песен и обрядов Кубани, их значение.

Прививать любовь к родному краю, станице.

Оборудование: музыкальный центр, аудиозаписи, костюмы казаков и казачек, предметы казачьего быта(самовар, горшки, старинные фотографии, иконы)

                                                                 Ход  урока.

Учитель: кубанское казачье войско было образовано в 1860 году. К кубанским казакам были отнесены линейцы (в основном потомки донских казаков) и черноморцы(второе-третье поколение запорожцев), которые считали себя украинцами, сохраняли язык и традиции отцов и дедов. Все это обуславливало этническое своеобразие культуры кубанского казачества.

Черноморские казаки, выходцы из запорожских, хоть и были воинами, но вели все же более праздный  образ жизни. Отсюда в музыкальной культуре у них преобладают веселые, шуточные песни. В репертуаре Кубанского казачьего хора в основном песни черноморцев.

Линейные казаки несли службу день и ночь. Им некогда было веселиться. Поэтому в музыкальном (песенном) творчестве линейных казаков были большей частью песни военные, исторические. Да и разговорная речь тоже отличалась.

Все, чем жил казачий род, отразилось в мелодичных, задушевных песнях, то искрящихся радостью жизни, то грустных, протяжных, и в самобытных, красочных плясках, полных удали, задора и изящества. Казаки пели семьями в будни, освободившись от забот и трудов, пели целыми хуторами на праздниках. Песни не просто пели, а «играли». «Играть» песню, то есть разыгрывать какой-то сюжет в лицах – в обычае кубанцев на гуляньях и праздниках. Сколько юмора и огня в шуточных песнях!

(учитель просит детей назвать шуточные казачьи  песни)

Учитель: одна из самых любимых в народе песня «Ты ж мэнэ пидманула» предполагает веселое обыгрывание, импровизацию. Записана была в станице Каневской.

(слушанье песни «Ты ж мэнэ пидманула», 2-3 куплета)

Учитель: Неувядаемой славой покрыли себя на фронтах Великой Отечественной войны кубанские казачьи дивизии, сражаясь за честь, свободу и независимость нашей Отчизны. В боевых походах и на привале – всегда и всюду помощницей и советчицей воинов была песня.

Послушайте ребята песню  «Ой, да вспомним, братцы, мы кубанцы», которая родилась в эти годы и записана в станице Кубанской.

(слушанье песни2-3 куплета)

Учитель: Очень много песен у кубанцев, в которых воспевается труд земледельца-хлебороба. Давайте, ребята, споем песню И. Петрусенко «Над Кубанью-рекой»

(исполнение песни)

Учитель: На Кубани бытовали различные обряды: свадебный, родильный, крестины, проводы на службу и встреча, похороны.

Свадьба – сложный и длительный обряд, в котором выделяется несколько периодов; досвадебный- сватовство, рукобитие, своды, вечеринки в доме невесты и жениха; свадьба и послесвадебный ритуал.  Например, в конце свадьбы главная роль отводилась родителям жениха: их катали по станице в тачке, запирали на горище, откуда им приходилось от купаться при помощи «четвертинки». Доставалось и гостям: у них «крали кур», ночью замазывали окна известью. Но во всем этом не было ничего оскорбительного. Глубоким смыслом наполнены не только действия, но и слова, предметы, одежда, напевы песен.

(слушание записи свадебной песни)

На Кубани чтили и широко отмечали календарные праздники: Рождество Христово, Новый         год, Масленицу, Пасху,Троицу.

Особым событием и торжеством в народе считали Пасху- светлый и торжественный праздник обновления. В этот день стремились надеть все новое, готовили обрядовую пищу – красили яйца(символ начала жизни), пекли паску(символ древа жизни),жарили поросенка (символ плодородия). Ходили в церковь, где пели соответствующие этому дню песни. Одно из первых упоминаний об обряде Пасхи на кубанской земле относится к парелю1794 года. Очень насыщенной была игровая, развлекательная сторона праздника: вождение хороводов, игры, катание на качелях, каруселях. Катание на качелях имело обрядовое значение – оно должно было стимулировать рост всего живого.

Завершалась Пасха Красной горкой или Проводами (через неделю после Пасхи)- «Родительский день» - поминовение усопших. В этот день всей станицей шли на кладбище, вязали на крестах платки и полотенца. Раздавали «на помин» еду и сладости.

Так же , в каждой казачьей станице существовали свои праздники, связанные с юбилеем станицы, пристольными днями. В эти торжества приглашали жителей соседних станиц, устраивали скачки, театрализованные представления. Особое место занимали обряды проводов и встреч казаков со службы, в которых переплетались официальные церемонии: речи, молебны, парады, песни.

Все эти праздники способствовали формированию чувства патриотизма, коллективного сознания, единства со станичной общиной и сословием .

(слушание походной песни «Ох, тучки темны», записанной в станице Казанской)

Учитель: А сейчас послушаем учеников, готовивших сообщения о нашей родной станице.

- С 1802 по 1842 годы наша станица  Казанская считалась войсковой линейной станицей, так как располагалась на передовой линии по охране государственной границы. Станица представляла единый боевой лагерь, единую боевую семью. Но не смотря на тяжелую жизнь, казаки и казачки не унывали и находили время погулять и попеть песни. Летними голубыми вечерами в станице звучали песни  на каждом углу. Широкие и величавые, летели они над садами, над белыми хатами. В любой из этих песен воспевалась красота родной станицы, родного края, буйство быстрой Кубани, бескрайняя широта степей, отвага и мужество сынов Кубани.

- А в зимние длинные вечера молодые и старые вдовы собирались на вечеринку, где сидели допоздна и  пели о своей вдовьей жизни, о погибших мужьях. Иногда на таких вечеринках женщины пряли конопляный холст, шерстяную и полушерстяную ткань из овечьей шерсти, вязали чулки, варежки.

- Во всех этих песнях воспеваются героизм и отвага кубанских казаков, говорится о разлуке с семьей, о гибели русских воинов в сражении с неприятелем . Эти песни до сих пор звучат и волнуют нас .

Учитель: В нашей станице есть станичный хор кубанской песни, имеющий статус народного. Руководит им уже много лет Малукало Светлана Николаевна.

Давайте посмотрим запись выступления нашего хора и еще раз послушаем старинные кубанские казачьи песни.

(слушание 2-3 песен.)

Учитель: В будущем году наша станица будет праздновать свой 210 юбилей. А к двухсотлетнему юбилею  творческим дуэтом В.Лукашенко (стихи) и О. Дмитриева (музыка)специально была написана песня «Двести лет живет моя станица». Давайте сейчас мы ее исполним.

И в завершении нашего урока послушайте «Быль о Казакии»

(дети в казачьих костюмах читают стихи)

В давние, давние времена

Сказочные да лихие

Существовала страна

Под названием «Казакия»

У Днепра и Дона реки

Селились храбры казаки…

Дорого им свобода досталась

Не поднесли им ее на блюде.

Гордые, непокорные убежали ори от помещиков

И стали жить как вольные люди.

Главным у казаков (как на корабле капитан)

Был на войне предводитель-атаман.

В мирное время всем атаман был друг

И правил делами станичников -казачий круг.

Строили казаки станицы

Зорко стерегли свои границы

Вышки на которых стерегли,

Редутами нарекли.

Селились казаки со всей России

Звали их: Запорожские, Уральские, Донские

Сибирские, Терские, Кубанские

Стали казаки жить ладно

И песни пели складно.

И уж праздник был если-

То звучали повсюду песни:

Озорные, лихие, боевые и трудовые.

Все дедов и родителей поздравляли

А дитятке одёжу справляли-

Бурку, сапожки, папаху.

Ну, а если Господь давал деваху

То приносили родителям пряху.

Чтоб любовь к труду прививали

Неумеху не воспитывали.

А подрос  хлопец  - в казаки благословляли,

На коня горячего сажали

И штаны с лампасами носить разрешали.

Это самостоятельности учило молодца.

Теперь  в семье он был за отца

- За хозяйство в ответе.

Слушались его старшие дети

Да и дед говорил с ним как с равным

Вот что в воспитании было славным!

Девка хозяйкой была в дому.

Ох и характер – не уступала никому.

С  мамой советчица,

За всю женскую работу ответчица.

Не только работала да пела,

Но и с винтовки стрелять умела.

Часто, даже когда полола морковку

В бурьяне прятала винтовку.

Горцы на станицы нападали,

Бывало казачек воровали.

Но это случалось редко-

Стрелять казачки умели метко.

Наша Родина-Кубань-красавица,

Легендами и сказаньями славится.

А еще песнями напевными, славными

Видно те слова  были главными:

Что казак от природы -соловьиной породы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка занятия кружка «История и культура кубанского казачества» Тема занятия: «Мой край любимый».

Методическая разработка занятия кружка " История и культура кубанского казачества"...

Разработка занятия кружка «История и культура кубанского казачества» Тема занятия: «Мой край любимый».

Методическая разработка занятия кружка " История и культура кубанского казачества"...

"Фольклор Кубанского казачества"

рабочая программа внеурочной деятельности...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«История и культура кубанского казачества»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА    ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ       Тип программы:              образовател...

Авторская программа развития личности на основе этнокультурных особенностей Кубанского казачества «Мы – казаки»

Гуманистическое воспитание  младших школьников направлено на создание в образовательном учреждении обстановки социальной защищенности ребенка и отношений содружества в школьном коллективе. ...

программа по кружку "История и культура кубанского казачества"

Программа рассчитана на школы работающие по ФГОС, в классах казачьей направленности....

материалы к занятиям кружка "Традиции и обряды кубанского казачества"

конспекты занятий кружка для работы в группе казачьей направленности...