Формирование регулятивных УУД
учебно-методическое пособие (1 класс) по теме

Миленченко Алла Федоровна

Для успешного существования в современном мире, обществе человек должен:

уметь ставить себе конкретную цель;

планировать свою жизнь;

прогнозировать возможные ситуации.

    Достижение этих целей становится возможным благодаря формированию регулятивных действий.

     Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию учебной деятельности  на  всех  учебных  предметах. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование регулятивных УУД (самоконтроля и самооценки) учащихся начальной школы

Слайд 2

Регулятивные универсальные учебные действия Целеполагание Планирование Контроль Прогнозирование Коррекция Волевая саморегуляция Оценка

Слайд 3

Познаватель Регулятивные УУД От осознания цели через планирование действий к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке к проведению коррекции

Слайд 4

Упражнения для развития навыков самоконтроля у детей. Игра «Лесенка» Каждой паре детей дается одна карточка с примерами: Примеры составлены таким образом, что ответ одного является началом другого. Ответ каждого примера учащиеся записывают на соответствующей ступеньке. Каждый ученик может сам себя проконтролировать. Можно составить так, что ответ каждого будет соответствовать номеру ступеньки, на которой он записан: Записывая ответ примера на каждой ступеньке, дети контролируют себя: по порядку ли они идут.

Слайд 5

Игра «Число-контролер» Ученики получают карточки с примерами: Решив данные примеры, они могут себя проконтролировать. Сумма всех ответов равняется числу 10.

Слайд 6

Упражнение «Исправь ошибки». Учащиеся за 5 минут должны найти все ошибки и подчеркнуть их. Можно попросить, чтобы ошибки дети не только подчеркнули, но и исправили. «Проверка-сверка». Во время чистописания после написания букв дети сверяют по кальке правильность начертания. Затем находят и выделяют зеленой точкой самую удачную букву.

Слайд 7

Виды заданий: преднамеренные ошибки задания с «окошечком» поиск информации в предложенных источниках взаимоконтроль заучивание наизусть материала в классе ищу ошибки контрольный опрос на определённую проблему.

Слайд 8

У Пятачка 5 конфет, а у Иа на 3 конфеты больше. Сколько конфет у Иа? 5 – 3 = 2 (к.) ЗАДАЧА

Слайд 9

У Винни-Пуха было 7 конфет. Сколько конфет стало у Винни-Пуха? ЗАДАЧА

Слайд 10

Алгоритм самооценки Какова была цель задания ? Удалось получить результат ? Правильно или с ошибкой ? Самостоятельно или с чьей-то помощью? ?

Слайд 11

Приёмы оценочной деятельности (при безотметочном обучении) 1 не понял 3 могу работу выполнить самостоятельно . 2 требуется небольшая помощь

Слайд 12

«Светофор» Нужна помощь! – Я умею сам. _ Умею, но не уверен ещё. _

Слайд 13

«Смайлики»

Слайд 14

«Карты самооценки ученика».

Слайд 15

15 Дневник – помощник в саморазвитии школьника 1) «Он нужен не для того, чтобы взрослые контролировали тебя, а чтобы ты сам научился организовывать свои дела» 2) Обучение самоконтролю и самооцениванию в соответствии с технологией оценки учебных успехов. 3) Помощь в саморазвитии личности через саморефлексию: соединение элементов школьного и личного дневника.

Слайд 16

16 1 класс: учимся составлять расписание Образец:

Слайд 17

17 1 класс: учимся оценивать свое эмоциональное состояние

Слайд 18

18 1 класс: учимся оценивать свой ответ учимся признавать свои ошибки

Слайд 19

19 1 класс. «Мои успехи в школе и вне школы» http://www.calameo.com/read/001272050e0973e3b6fac



Предварительный просмотр:

Тема моего выступления :  Формирование регулятивных УУД.

Слайд1

     Для успешного существования в современном мире, обществе человек должен:

уметь ставить себе конкретную цель;

планировать свою жизнь;

прогнозировать возможные ситуации.

    Достижение этих целей становится возможным благодаря формированию регулятивных действий.

     Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию учебной деятельности  на  всех  учебных  предметах.

Слайд2

Они  представлены  аспектами:

 целеполагание

планирование  

прогнозирование  

контроль  

коррекция  

 оценка

саморегуляция  

Слайд3

       Регулятивные универсальные учебные действия  обеспечивают способность

учащимся организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели ---- через планирование действий ----к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а ели надо, то и к проведению коррекции (поправки, вносить дополнения) и преодолению препятствий (волевая саморегуляция).

Формирования  регулятивных УУД идёт от простого к сложному, в 1 классе регулятивные действия под руководством учителя;

во 2 классе идёт переход от руководства учителя к самостоятельной организации своей работы, а в 3-м и 4-м классах дети самостоятельно организуют свою деятельность, умеют ставить перед собой цель, добиваться её и давать оценку.

Слайд4

Поговорим   о самоконтроле и самооценке.

Самоконтроль — один из факторов, который обеспечивает  самостоятельную деятельность учащихся. Первоклассники имеют низкий уровень развития навыков самоконтроля — ошибки не замечаются, не исправляются, поэтому учителю важно использовать в своей работе приёмы, которые формируют навык самоконтроля. Они же будут способствовать формированию ответственности за свои действия, а в конечном счёте — сформируется привычка самоконтроля.

Слайд 5

Для развития навыков самоконтроля у детей  возможны следующие упражнения и игры:

Игра «Лесенка»

Записывая ответ примера на каждой ступеньке,

дети контролируют себя: по порядку ли они идут.

Слайд 6

 

Игра «Число-контролер»

Решив данные примеры, они могут себя проконтролировать – сумма всех ответов равняется числу 10.

Слайд 7

  1. Упражнение «Исправь ошибки».

    Учащиеся за 5 минут должны найти все ошибки и подчеркнуть их. Можно попросить, чтобы ошибки дети не только подчеркнули, но и исправили.

  1. «Проверка-сверка».

   Во время чистописания после написания букв дети сверяют по кальке правильность начертания. Затем находят и выделяют зеленой точкой самую удачную букву.


Слайд 8


А так же виды заданий:

преднамеренные ошибки

задания с «окошечком»

поиск информации в предложенных источниках

взаимоконтроль

заучивание наизусть материала в классе

ищу ошибки

контрольный опрос на определённую проблему.

Слайд 9

Также можно использовать упражнения, которые больше подходят для развития внимания детей, но их тоже необходимо использовать при формировании навыка самоконтроля, т.к. при отсутствии внимания не может быть и речи ни о самоконтроле, ни о контроле вообще.

Детям предлагается готовое решение какой-либо математической задачи, но оно является неправильным. Ошибки предлагается обнаружить ученикам.

Слайд 10

Для решения предлагается задача с неполными или избыточными данными, ученики должны обнаружить это.

Слайд 11

 Формирование оценочной самостоятельности начинается с первых дней пребывания ребёнка в школе. Наша задача — научить учеников самостоятельно оценивать свой труд. Каждый ученик должен пройти все этапы оценочной деятельности для того, чтобы осознать:

1.что нужно оценивать

2. зачем оценивать

3. какие формы оценок существуют.

САМООЦЕНКА предполагает освоение учениками АЛГОРИТМА САМООЦЕНКИ:

(вопросы   после выполнения задания  ): 

1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

Слайд 12

Дети в 1 классе оценивают работу по заданным учителем критериям, используя разные знаково-символические средства.

Лесенка – ученики отмечают на ступеньках, как усвоили материал:

Нижняя – не понял, 2-я ступенька – требуется небольшая помощь, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал, может работу выполнить самостоятельно.

Слайд 13

Светофор – позволяет оценивать  выполнение заданий с помощью цветовых сигналов:

Красный – нужна помощь!

Зелёный – я умею сам.

Жёлтый – умею, но не уверен ещё.

Слайд 14

Сайлики – весёлый –я доволен собой (справился с заданием), простой – мне было трудно, но я справился, грустный – мне нужна помощь (трудно, задания сложные).

  Внешние выражения уровня самоконтроля и самооценки можно вносить на каждом этапе урока в индивидуальный лист успешности  Например: если результат фиксировался в цветовой гамме, то в конце урока каждый для себя подсчитывает количество кружков – красных, синих, зеленых и ставит себе сам отметку. Так, как количество кружков может иногда варьироваться, то коллективно обсуждаем конечную отметку, если это необходимо.

Слайд 15

      Хорошим наглядным примером учебного и личностного роста ребенка служат «Карты самооценки ученика». Заполняется карта   самим ребенком. При заполнении карты ребенок советуется с учителем или родителями.  Таким образом, у  учеников есть возможность наглядно увидеть изменения, все, что с ним происходило и в образовательном, и в личностном плане.

Слайд 16

Предлагаем использовать в работе дневник помощник - помощник в самоконтроле и самооценке школьника

Слайд 17

Главные особенности дневника школьника:

«Он нужен не для того, чтобы взрослые контролировали тебя, а чтобы ты сам научился организовывать свои дела» 

 Обучение самоконтролю и самооцениванию  

Помощь в саморазвитии личности через саморефлексию:

 

 

Слайд 18

Рассмотрим  Функции дневника:

1. учит составлять расписание

Слайд 19

2. Учит самостоятельно оценивать свои учебные успехи (самооценка)

Слайд 20

3. учит оценивать свой ответ

Слайд 21

4. Учит оценивать свои успехи в школе и вне школы»

 Если кто-то заинтересовался этим дневником  более подробную информацию вы можете получить на сайте  который вы видите на слайде. http://www.calameo.com/read/001272050e0973e3b6fac

 

 Для себя я  вывела правила оценочной безопасности:

  1. Не скупиться на похвалу.

 

  1.  «На ложку дегтя – бочка меда» -  что означает даже в море неуспеха можно       найти островок успешности и закрепиться на нем.

 

 


Предварительный просмотр: