ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
учебно-методический материал на тему

Асриева Лариса Гургеновна

Учебные действия – составная часть учебной деятельности.

УУД – это действия разнообразного назначения, необходимые в ее организации и осуществлении учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_universalnyh_uchebnyh_deystviy.docx214.48 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1.

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Слайд 2.

«Учитель может совершить больше, нежели

завоеватель и государственные главы. Они, учителя,

могут создать новое воображение

и освободить скрытые силы человечества…»

                                                                      ( Н.К. Рерих)

Школа – это не просто образовательное учреждение, где только обучают и воспитывают.

Слайд 3.

Школа – это целый мир, где трудно, весело, интересно и радостно! Сегодня учитель должен быть и наставником, и помощником, и другом, который поможет не только приобрести знания, но и адаптироваться в этом мире, раскрыть и проявить свои способности, почувствовать себя самостоятельной творческой личностью.

Слайд 4.

Каждому учителю необходимо построить свою систему деятельности на основе собственной логики, в которой он будет реализовывать арсенал содержания технологий, приемов, средств и форм обучения.

Слайд 5.

Основной формой обучения является урок, на котором формирование умений и навыков учебного труда, умения пользоваться полученными знаниями осуществляется через взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся.

Главное в учении – это умственный труд, направленный на приобретение знаний и умений. Умственный труд – самый сложный вид деятельности человека.

Слайд 6.

Научить думать – самая трудная задача учителя.

Научиться думать – самая трудная задача ученика.

Слайд 7.

Одним из важнейших требований ФГОС к достижению планируемых результатов в начальном образовании является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только усвоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Мы, учителя начальных классов, формируем универсальные учебные действия (метапредметность). Сегодня понятие «метапредмет» и «метапредметное обучение» приобретает особую популярность. Это вполне объяснима, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов.

Что же такое «метапредмет»?

«Мета» - «за», «через», «над», то есть выход за рамки собственно предмета. «Метапредмет» основан на интеграции, на УУД – это учебный процесс нового вида, в основе которого лежит мыследеятельностный тип любого учебного материала, это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов.

Слайд 8.    ПЛАНИРОВАНИЕ

Вот уже третий год учителя начального звена сдают новую форму календарно-тематического планирования, где отмечена метапредметность (УУД).

СЦЕНАРИЙ УРОКА

Слайд 9.

ХОД УРОКА

Слайд 10.

Слайд 11.

Учебные действия – составная часть учебной деятельности. УУД – это действия разнообразного назначения, необходимые в ее организации и осуществлении учебной деятельности.

В ходе учебной деятельности происходит усвоение предметных и познавательных действий.

Учебная деятельность (как и любая другая) состоит из отдельных компонентов – действий, операций, мотивов, задач.

Слайд 12.

Что же характеризует учебную деятельность и отличает ее от других видов деятельности:

1) Она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;

2) В ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;

3) Общие способы действий предваряют решение задач;

4) Учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте;

5) Изменение психических свойств и поведения учащихся происходит в зависимости от результатов собственных действий.

То есть речь идет о формировании общих учебных умений и навыков, потому что освоенные действия и есть умения.

Как же в практической деятельности учителя можно формировать познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД.

В первом триместре я посетила около 65 уроков. И видела как наши учителя стараются формировать разные виды УУД у учащихся.

Слайд 13.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ учебные действия связаны с формированием умений, направленных на развитие интеллектуального уровня учащихся на определенной ступени образовательного процесса:

Слайд 14.

- правильно и осмысленно читать тексты различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- выявлять сущность, особенности объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных и др.) в соответствии с содержании конкретного учебного предмета;

- использовать в своей деятельности базовые предметные и межпредметные понятия, отражающие существенные связи и отношения между объектами и процессами;

- использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- находить способы решения проблем творческого и поискового характера.

Слайд 15.

Итак, одно из важнейших умений, которые формируются при усвоении УУД, - это умение правильно и осмыслено читать тексты. Оно подразумевает понимание текста.

Слайд 16.

С точки зрения лингвистики речь идет о вычитывании всех видов информации: фактуальной (явной), подтекстовой и концептуальной.

Слайд 17.   ХРАБРЫЙ УТЕНОК

Например, учащимся предлагается прочитать рассказ Б.Житкова «Храбрый утенок»…

Фактуальная информация в этом тексте представляется посредством описания героев, их поступков, характеристики (хозяйки, утят, утенка Алеши, стрекозы), а также места действия (возле куста) и указанием на время действия (утро, вечер).

Слайд 18.

Перечислим сочетания слов, которые помогают выявить этот вид информации: каждое утро, ставила тарелку возле куста, большая стрекоза, страшно стрекотала, перепуганные утята убегали и прятались, злая стрекоза, маленький утенок Алеша, он стал смеяться, Алеша не испугался, насилу она вырвалась, угощали храброго Алешу.

Подтекстовая информация не описывается в тексте, но по действию, словам героев, их поступкам, особенностям изложения фактуальной информации можно догадаться, в чем состоит скрытый смысл. Умение извлекать подтекстовую информацию из фактуальной – трудная задача, которой необходимо учить уже в начальной школе.

Слайд 19.

Например, подтекстовая информация в нашем примере выражена в предложениях: «Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц (хозяйка была заботливая, переживала за своих питомцев). Она так страшно стрекотала, что перепуганные утята убегали и прятались в траве (утята трусливые)».

Концептуальнаяинформация – это взгляды, мысли, чувства автора. Основная мысль произведения содержится как раз в этой информации.

Умение правильно и осмысленно читать художественные тексты, в дальнейшем поможет учащимся анализировать информацию, изложенную на страницах учебников истории, окружающего мира…

Слайд 20.

Умение овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям формируются с помощью различных заданий на разных уроках.

Следующее задание, которое я вам хочу продемонстрировать, как раз, и направлено на формирование умения делать выводы на основе обобщения знаний.

Слайд 21.               ФЕИ

Известно, что лесные феи умеют делать чудеса. Фея считается лесной, если у нее длинные волосы или длинный шлейф. Кроме того, она обязательно должна танцевать.

Прочитай информацию о феях…

Можно ли сделать выводы в отношении умений этих фей? Если да, то какие? Детям предлагается заполнить таблицу…

Слайд 22.

Выполняя данное задание, ученики должны, учитывая несколько признаков, сделать вывод, что Дитрия и Гадия – лесные феи.

Следующее задание способствует овладению логическими действиями сравнениями, анализа и синтеза.

                       МУХА ЦОКОТУХА

Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар

И купила самовар:

"Приходите, тараканы,

Я вас чаем угощу!"

Слайд 23.

Сравни фотографии и подпиши их. Заполни таблицу, записав признаки сходства и различия.

Сходство

1.________________________________

_________________________________

2._______________________________

__________________________________

Различие

1._______________________________

_________________________________

2._______________________________

_________________________________

Таких заданий можно придумать много.

При обсуждении важно не только выяснить, в чем состоят сходства и различия предметов, но и вычленить, на каком основании в каждом случае проводилось сравнение (по способу подведения энергии, по материалам, из которых изготовлены предметы, и т.д.).

Следующее задание направлено на формирование умения использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. Такие задания достаточно редко используются в учебном процессе.

Слайд 24.

В киоске продавались газеты и журналы. Чтобы вести учет, продавец каждый день заносил в таблицу количество проданных газет и журналов. По заданной таблице продавец начал строить диаграмму. Помоги ему достроить диаграмму. Не забудь подписать ее элементы.

Печатные издания

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Газеты

25

30

45

40

Журналы

40

15

20

35

Важность заданий такого типа заключается в том,  что они формируют умение переводить информацию из одной формы в другую и получать её из схем, таблиц, графиков и диаграмм. Практика показывает, что именно с такими заданиями хуже всего справлялись наши учащиеся в международном исследовании PISA (ПИЗА).

Слайд 25.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ учебные действия связаны с умениями прогнозировать, осуществлять свою деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами, а также оценивать полученный результат.

Слайд 26.

Освоенные регулятивные учебные действия лежат в основе следующих умений:

- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства ее осуществления;

 - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Одно из важных умений, которое формируется при освоении регулятивных УУД, - умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства ее осуществления. На формирование этого умения и направлено следующее задание.

Слайд 27.  ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ

Учащимся необходимо объяснить правописание личных окончаний глаголов. Для этого нужно выбрать только необходимые действия и расставить их по порядку…

Более сложный вариант данного задания может быть таким: «Тебе необходимо объяснить правописание безударных гласных в корне. Составь план своих действий».

Слайд 28.  (СИДОРОВА ПОЛИНА)

Следующее задание направлено на формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Школьники учатся оценивать результат, соотносить его с целью в ходе анализа не своей деятельности, а работы незнакомой ученицы (Сидоровой Полины), что снимает эмоционально-субъективный компонент. Однако приобретенные умения  позже могут быть с успехом использованы ими при анализе собственной работы, выявлении причин неуспеха.

Ученица Сидорова Полина выполняла упражнение: «Вставь пропущенные  орфограммы. Прежде чем начать выполнение упражнения, вспомни правописание безударных гласных в корне и гласных после шипящих». 

Текст данный Полине: 

Эту птицу можно увидеть на море в оз..ре и на р..ке в пруду или в б..льшой яме с в..дой. Уд..вительно хорош пёстрый пл..вунчик. Он похож на цв..тной попл..вок. Ж..ли мы летом в домике на самом б..р..гу р..ки Камы. Всё лето дружные стайки пл..вунчиков пл..вали у нас перед гл..зами. Однажды сын случ..йно спас пл..вунчика от в..рон и принёс д..мой (по. В. Бианки).

Правильно выполненное задание: 

Эту птицу можно увидеть на море, в озере и на реке, в пруду или в большой яме с водой. Удивительно хорош пёстрый плавунчик. Он похож на цветной поплавок. Жили мы летом в домике на самом берегу реки Камы. Всё лето дружные стайки плавунчиков плавали у нас перед глазами. Однажды сын случайно спас плавунчика от ворон и принёс домой (по. В. Бианки).

Работа Полины: 

Эту птицу можно увидеть на море, в озере и на реке, в пруду или в большой яме с водой. Удевительно хорош пёстрый плавунчик. Он похож на цветной попловок. Жили мы летом в домике на самом беригу реки Камы. Всё лето дружные стайки плавунчиков плавали у нас перед глазами. Однажды сын случайно спас плавунчика от ворон и принёс домой (по. В. Бианки).

Слайд 29.

Оцени работу Полины. Для этого выясни: 

1) сколько пропущенных орфограмм верно вставила Полина:            

2) сколько безударных гласных Полина написала правильно:

3) сколько гласных после шипящих Полина написала правильно:

Слайд 30.

   Дай общую оценку работы Полины (подчеркни нужное):

1) Полина умеет проверять безударные гласные:

- полностью правильно;

- частично правильно (с ошибками);

- полностью неправильно.

 

2) Полина умеет проверять правописание гласных после шипящих:

- полностью правильно;

- частично правильно (с ошибками);

- полностью неправильно.

Данное задание можно продолжить, предложив учащимся проанализировать причины неправильного выполнения задания Полиной, отвечая на поставленные вопросы:

- Что нужно  сделать Полине, чтобы она не допускала ошибок в работе?

- Какие бы упражнения ты предложил Полине, чтобы в следующий раз она не допустила ошибок?

Подобные задания формируют умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

                           (СКВОРЕЧНИК)

 Учащимся можно предложить задание, формирующее умение определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Слайд 31.  

«Представь ситуацию: весной ученики решили сделать на уроке технологии скворечник. Они достали доски, гвозди, сделали чертежи, сколотили скворечник и торжественно повесили его на дерево около школы. Прошло две недели, скворцы поселились во все скворечники, кроме того, который они сделали».

Какую бы цель ты поставил перед собой на месте учеников? Выбери один вариант ответа.

а) Не обращать внимания, может быть, скворцы еще прилетят;

б) Переделать скворечник и снова повесить;

в) Выяснить причину, по которой скворцы не могут поселиться в скворечнике, и устранить (исправить) её;

г) Перевесить скворечник на соседнее дерево;

д) Больше никогда не делать скворечники.

Слайд 32.

КОММУНИКАТИВНЫЕ учебные действия связаны с формированием с следующих умений:

- строить речевое высказывание в соответствии с задачами  коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

- готовить выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

- соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Слайд 33.

Коммуникативные УУД необходимы как в школьной, так и в повседневной жизни, при решении различных проблем. Поэтому, формируя коммуникативные УУД, целесообразно давать задания, связанные не только с учебным материалом, но и выходящие за его пределы.

                     (СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА)

Приведем пример задания, способствующего формированию умению строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, а также составлению текстов в устной и письменной формах.

Слайд 34.

«Герда и Маленькая разбойница из сказки Х.К. Андерсена «Снежная королева» решили обратиться к Снежной королеве с просьбой об освобождении Кая. Подумайте и напишите, как будет выглядеть письмо Герды, а как – письмо Маленькой разбойницы».

Выполняя это задание, учащиеся должны как бы вжиться в образ Герды и Маленькой разбойнице, использовать их лексику, отражающую характеры героинь. С помощью этого задания развиваются не только коммуникативные умения, но и эмпатия – умение почувствовать другого, встать на его место. Этого психологического свойства многим не хватает в повседневной жизни.

Слайд 35.

Коммуникативные УУД чаще всего формируются в совместной деятельности группы учащихся, поэтому на уроках целесообразно давать групповые задания. Можно формировать постоянные группы, а можно на каждом уроке менять их состав. Как правило, работа в группах проходит как мини проект на уроке (при этом тему выбирает учитель). Выбранная тема может быть как темой одного урока, так и итоговой темой изучаемого раздела. При подготовке мини-проекта главное – научить школьников распределять роли и договариваться о способах деятельности каждого участника группы. Поэтому на первых этапах подготовки проекта желательно оговорить с каждой группой, какие роли могут быть у участников проекта, а также помочь школьникам распределить роли.

Слайд 36.

Развитие УУД – очень важная и нужная задача. Это не только формирование различных психологических процессов, которые необходимы человеку, но и развитие способности решать любые жизненные задачи, используя имеющиеся знания и умения, что способствует воспитанию компетентного человека.

У каждого взрослого человека своя философия жизни. А у каждого ребенка своя философия успеха. Успех ученика должен быть замечен. Искать лучшее в ученике – одна из главных забот учителя. Что он поощряет, то и получает. Любая похвала открывает в ученике большие способности. Педагогам важно научиться находить для каждого ученика его возможную персональную линию успеха.

Успех – это признание уникальности, раскрытие возможностей человека.

Слайд 37.    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Слайд 38.    С НОВЫМ ГОДОМ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников"

Что такое универсальные учебные действия? Какие виды УУД бывают? и на многие друге вопросы(касающиеся УУД), ответы Вы найдете в данной презентации....

Формирование универсальных учебных действий. Регулятивные учебные действия

 Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Непрерывное образование становится...

Формирование универсальных учебных действий и универсальных учебных умений у обучающихся начальной школы средствами интерактивных дидактических материалов.

Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает в основу формирован...

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД) Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на уроках Тема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и сохранении здоровья учащихся

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД)Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на урокахТема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и ...

"Формирование универсальных учебных действий в начальной школе (тема выступления: «Формирование коммуникативных учебных действий во внеурочной деятельности»)

Коммуникативные действия обеспечивают компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог,участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группы сверстников...