учебная программа 4 класс УМК Перспектива
календарно-тематическое планирование (4 класс) по теме

Пилягина Ирина Вячеславовна

Подробная рабочая программа и КТП по всем предметам

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabochie_programmy_4_klass_umk_perspektiva.zip327.11 КБ

Предварительный просмотр:

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВОЧЕБОКСАРСКА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13»

УТВЕРЖДАЮ:

СОГЛАСОВАНО:                              

РАССМОТРЕНО

Директор МБОУ СОШ № 13            

Зам. директора по УВР                        

на заседании методического объединения

_________ Н.К. Мясникова                  

________ Павлова Н.В.

Протокол №  1 от

Приказ №    от «  » августа 2013 г.

«   » августа 2013 г.                          

«  » августа 2013 г.

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА    ПО   ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

для 4 А  класса

                                                 на 2013-2014  учебный год

Составитель программы:

И.В.Пилягина

(ФИО учителя и предмет)

первая

квалификационная категория)

_________________________________

(подпись учителя)

Используемая программа

и примерное планирование

Л.Ф. Климановой

 (ФИО автора)

(2 часа  в неделю)

НОВОЧЕБОКСАРСК- 2013

Пояснительная записка

Статус документа
  Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 4 класс создана на основе:

В соответствии с федеральным базисным учебным планом  рабочая программа составлена по  программе авторов Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской, В.Г.Горецкого из расчета 2 часа в неделю, 68 часов  в год

 При разработке использовались следующие нормативные документы:        

  1. Федерального компонента государственного стандарта  начального общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).
  2. Федерального БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ  МО РФ от 09.03.2004 №1312).
  3. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Чувашской Республики (приказы Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от 10.06.2002 № 473, от28.11.2008 № 1784).
  4. Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе от 17.02.2001 № 957/13-13 Министерства образования Российской Федерации.
  5. Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012-2013 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 27.12.2011г.  №2885);
  6. Учебного плана МБОУ «СОШ № 13» г. Новочебоксарска
  7. Локального акта МБОУ «СОШ №13» Положение о рабочей учебной программе (приказ от 12.03.2009 № 50).
  8. Образовательной программы МБОУ «СОШ №13».

Литературное чтение — один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отражённые в его названии, — изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребёнка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам.

Литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.

Предмет «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы, пробуждает у начинающего читателя интерес к книге, воспитывает потребность в систематическом чтении, формирует понимание художественных произведений как искусства слова, развивает воображение и образное мышление, прививает художественный вкус. Благодаря чтению и осмыслению подлинно художественных классических произведений происходит преображение личности учащегося, формируется нравственно-эстетическое отношение к людям и окружающему миру, происходит развитие его души, ума и сердца. Литературное чтение формирует читательскую компетенцию — важное средства самообразования.

Литературное чтение, которое обеспечивает единство обучения и воспитания, создаёт условия для освоения детьми позитивной модели общения, построенной на уважении, доброжелательности и бесконфликтном стиле общения.

Цели  и задачи данной программы на 2013-2014  учебный год.

В результате обучения математике реализуются следующие

цели

  1. развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при   работе с текстами литературных произведений;
  2. формирование навыка чтения про себя;
  3. приобретение умения работать с разными видами информации;
  4. приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова;
  5. развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
  6. обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;
  7. введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг;
  8. овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.

задачи: 

  1. развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,
  2. учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,
  3. формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,
  4. развивать поэтический слух,
  5. формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,
  6. обогащать чувственный опыт ребёнка,
  7. формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,
  8.  расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,
  9. обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.

Место предмета в базисном учебном плане МБОУ «СОШ №13»

В соответствии с федеральным базисным учебным планом  рабочая программа составлена по  программе авторов Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской, В.Г.Горецкого из расчета2 часа в неделю, 68  часов в год:

Педагогические условия и средства реализации стандарта:

В  классе  обучаются учащиеся  разного  уровня  развития  памяти, внимания, мышления, общеучебных  умений  и  навыков, физического  статуса.  Всех  обучающихся  можно  условно  поделить  на  три  группы, в  зависимости  от  успешности  обучения. Для  достижения  всеми  обучающимися  положительной  динамики  успешности, при проведении уроков планируется использовать: беседы, практикумы, работу в парах, группах, организационно - деятельностные игры и другие формы.

.

Принципы обучения:

Принцип деятельности заключается в том, что ученик, не получая знания в готовом виде, а добывая их сам, осознаёт при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему её норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учётом возрастных психологических особенностей развития детей.

Принцип целостности предполагает формирование у учащихся обобщённого системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук, а также роли ИКТ).

Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Принцип вариативности предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимися собственного опыта творческой деятельности.

Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

1.Умение аргументировано высказывать свое отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
2.Понимать и формулировать свое отношение к авторской манере письма;
3.Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям другим

осознанное, правильное, выразительное чтение;
4.Самостоятельное прогнозирование содержания текста до чтения;
5.Самостоятельное нахождение ключевых слов;
6.Самостоятельное освоение незнакомого текста (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, поиск ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
7.Вычитывание разных уровней текстовой информации: актуальной, подтекстовой, концептуальной;
8.Формулирование основной мысли текста;
9.Составление простого и сложного плана текста;
10.Написание сочинения на материале прочитанного с предварительной подготовкой

11.Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
12.Относить прочитанное произведение к определенному периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
13.Относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определенным признакам
14.Видеть языковые средства, использованные автором.

Регулятивные: 

1.Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно;

2.Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

3.Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

4.Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

5.Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

6.Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные: 

1.Развитие умения размышлять над прочитанным, формирование потребности перечитать текст для нахождения в нем слов, подтверждающих собственные высказывания.

2.Умение выбирать слова, характеризующие героя (его внешний вид, поступки, речь), понять отношение автора к герою (с помощью учителя); сформировать свое отношение к поступкам героев.

3.Развитие умения эстетического переживания; умения откликаться на произведение искусства, подмечать красоту и образность художественного слова.

4. Сравнение авторского описания красоты природы (цветка, птицы, облака, неба и т. д.) с собственным сравнением.

5. Активизация воображения, фантазии ребенка с помощью вопросов «На что похож данный предмет?», «С чем можно его сравнить?». И т. д.

6.Нахождение в тексте с помощью учителя образных выражений, сравнений, эпитетов (без терминов).

7.Развитие умения воспроизводить словесное описание места действия, предметов и т. д. (из прочитанного произведения).

8. Формирование умения составлять словесное описание героя (персонажа).

Коммуникативные:

1.Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

2.Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

3.Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

4.Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

5.Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

1.Развитие звуковой культуры речи: четкой дикции, закрепление умений правильно артикулировать звуки в словах и фразах, увеличивать или уменьшать силу голоса в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи.

2.Соблюдение в устном общении интонационной выразительности речи и чтения при воспроизведении предложений различного типа.

3.Формирование грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и пересказе текста.

4.Воспитание культуры общения с собеседником (ребенком или взрослым): умение проявлять внимание, доброжелательность к собеседнику, умение слушать собеседника и поддерживать разговор с ним.

5. Ориентировка в учебной книге: нахождение оглавления, нужного произведения; умение пользоваться методическим аппаратом учебника.

6.Формирование культуры обращения с книгой: не загибать листы, не чертить в книге, не пачкать ее страницы, обертывать книгу при частом использовании.

7.Обогащение опыта эстетического восприятия в процессе знакомства с произведениями изобразительного искусства и музыки.



Основные содержательные линии

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование.

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение вслух. 

Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст. Установка на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, замедляя его или ускоряя в соответствии с речевой задачей и целями общения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.

Чтение про себя. 

Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы.

Умение находить информацию в учебном или научно-познавательном тексте, используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое.

Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. 

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.

Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; установление причинно-следственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Определение целей использования их в общении. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Справочные и иллюстративно-изобразительные материалы.

Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль беседы).

Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что-то, объяснить читателю).

 

Библиографическая культура. 

Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно-популярного текстов (сообщение, объяснение).

Работа с художественным произведением. 

Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем.

Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов.

Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (с помощью учителя); понимание главной мысли произведения.

Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ.

Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов.

Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок).

Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России.

Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно-художественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру.

Размышление о законах нравственно-духовного общения людей: не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другого человека как самого себя; умение применить их в повседневном общении; желание избегать проявлений эгоизма, зависти, недоброжелательности. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека.

Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана.

Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. 

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Умение говорить (культура речевого общения). 

Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нём основной мысли и её доказательство (объяснение). Передача прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов.

Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу вначале, затем и чем закончу своё высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания.

Письмо (культура письменной речи). 

Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение в нём темы (места действия, характера героя). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста.

Написание сочинений-миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или прочитанному произведению), отзывов о книге, небольших рассказов (повествований о случаях из жизни) с использованием приёмов описания и рассуждения.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведения современных писателей народов России и зарубежных стран, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.

Общие для каждого класса темы: «Самостоятельное чтение» и «Читалочка-обучалочка», предназначенные для отработки навыков чтения; «Семейное чтение», «Наш театр», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мы идём в библиотеку», где проводится рекомендательный список литературы для свободного выбора чтения.

Литературоведческая пропедевтика

(практическое освоение)

Нахождение в тексте и практическое различение средств выразительности, используемых в художественной речи: синонимов, антонимов; эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений (с помощью учителя).

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки, мысли, речь); отношение автора к герою (с помощью учителя).

Общее представление о композиционных особенностях построения повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалоги героев).

Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Жанровое разнообразие произведений. Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Малые фольклорные жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла.

Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: сказочные герои, выразительные средства, построение. Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность

Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя).

Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение, устное словесное рисование; использование различных способов работы с деформированным текстом (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, соблюдение этапов в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Сопоставление произведений словесно-художественного, музыкального, изобразительного творчества; составление высказываний на основе прослушивания музыки и стихов, выражение своего отношения и формулирование его в слове (с помощью учителя).

Содержание учебного материала. 

Разделы

количество часов

примерная программа

рабочая программа

1.

Книга в мировой культуре

8

2

2.

Истоки литературного творчества

20

9

3.

О Родине, о подвигах, о славе

15

9

4.

Жить по совести, любя друг друга

15

9

5.

Литературная сказка

27

15

6.

Великие русские писатели

37

20

7.

Литература как искусство слова. Обобщение по курсу литературного чтения

8

4

8

резерв

6

0

 

ИТОГО

136

68

В конце 4 класса обучающиеся должны

 знать:

• наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

• названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;

• не менее 6 – 7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).

уметь:

• осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

• понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;

•  передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение;

•  использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпоритм, логические и психологические паузы);

  • составлять план к прочитанному;

• делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;

• определять тему и главную мысль произведения;

• озаглавливать иллюстрации и тексты;

• вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

•  выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

• полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;  

• ставить вопросы к прочитанному;

• самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему;

• оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.

должны

• освоить формы драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с использованием мимики, живые картины (индивидуальные и групповые);

• принимать участие в конкурсах чтецов;

• владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 80 слов в минуту;

• понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.  

Требования к уровню подготовки  оканчивающих начальную школу:

Знать/ понимать:

  1. названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

Уметь:

  1.  различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
  2. читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
  3. определять тему и главную мысль произведения;
  4. пересказывать текст (объем не более 1, 5 стр.);
  5. делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
  6. составлять небольшой монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
  7. читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
  8. создавать небольшой устный текст на заданную тему;
  9. приводить примеры произведений фольклора (пословицы, поговорки, загадки, сказки);
  10. различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
  11. приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. самостоятельного чтения книг;
  2.  высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
  3. самостоятельного выбора и определения содержания книги  по ее элементам;
  4.  работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).  


Календарно – тематическое планирование

Разделы, темы уроков

Кол-во часов

страницы учебника

Характеристика

деятельности

обучающихся

на уроке по

формированию

УУД (метапредметных

умений

Характеристика

деятельности

обучающихся

на уроке по

формированию

предметных

умений и навыков

Новые

понятия

и термины,

которые

будут введены

(или закреплены)

в ходе урока

Что подлежит

контролю

и виды контроля

усвоения учебного

материала в ходе

данного  урока.

1 четверть – 16 уроков

1 раздел Книга в мировой культуре  (2 часа)

1.

О книгах. Рассказ о своей домашней библиотеке. О книгах. М.Горький.

1

4-11,

т.т. стр.4-7

 Находят в учебнике нужную информацию и работают с ней;

 Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать  информацию, давать разнообразные по форме ответы

Группируют книги по разным основаниям;

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: библиотека, каталог, аннотация. Рассуждать о роли книги в мировой культуре.Читать вслух и про себя. Группировать высказывания по темам. Составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами. Читать вслух и про себя. Группировать высказывания по темам. Рассматривают тематический каталог в библиотеке. Знакомятся со справочной и энциклопедической литературой для детей.

библиотека, каталог, аннотация.

Летописец

Энциклопедия

Работа в группе.

Определение ключевых слов в тексте учебника. Выразительное чтение.

Подготовить выступление на тему: «Это интересно знать».

2.

Маленькая энциклопедия книги. Удивительная находка.

1

12-17,т.т. стр. 8-11

Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Умения применять свои знания на практике.

Работа с текстом, пересказ.Участвовать в работе группы  отбирать необходимую информацию для подготовки сообщений.Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать  информацию, давать разнообразные по форме ответы (с выбором одного или нескольких правильных ответов; со свободным развернутым ответом, на установление последовательности и соответствия; со свободным кратким ответом)

Умение подробно передавать текст в устной форме.

Умение работать в группе.

Комплексная контрольная работа.

2 раздел. Истоки литературного творчества ( 9 часов)

1(3)

Пословицы разных народов. Святой источник. Из книги притчей Соломоновых.

1

18-23 т.т. стр12-14

Участвуют  в коллективной беседе, высказывать свою точку зрения и эмоциональное отношение к прочитанному.

Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Объяснять смысл пословиц.  

Сравнивать пословицы  и поговорки разных народов.

Группировать пословицы и поговорки по темам.  Составлять на основе пословицы письменный ответ на вопрос, какие ценности переданы в народной мудрости.

притчи,

былины,

мифы.

Сравнение, сборник.

Сочинение на тему.

Подписать фотографии, используя фразы из «Народных примет»

2(4)

Притча о сеятеле. Милосердный самарянин. Смысл притчи.

1

24-25, т.т. стр.15-16

Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

3(5)

Былины. Особенности былинных текстов Исцеление Ильи Муромца. Сравнение былины со сказочным текстом.

1

26-31, т.т. стр.16-17

Выявлять особенности былинного текста. Рассказывать о картине. Сравнивать былину и сказочный текст...

Былина

Работа в паре: составление сочинения по картине.

4(6)

. Ильины три поездочки. Сравнение поэтического и прозаического текстов былины.

1

32-38

Коллективно обсуждают прочитанное;

Сравнивать былину и сказочный текст. Сравнивать поэтический и прозаический тексты былины.

Находить постоянные эпитеты,  которые используются в былине.

Сравнение поэтического и прозаического текстов

Умение сравнивать былину и сказочный текст. Сравнивать поэтический и прозаический тексты былины.

5(7)

Славянский миф. Особенности мифа.

1

39-40

Определение основной и второстепенной информации;

Выявлять особенности  мифа. Пересказывать текст подробно. Предполагать, о чём будет рассказываться в тексте дальше. Находить в мифологическом словаре необходимую информацию. Определять тему и название выставки книг.

миф

Пересказывать текст подробно

6(8)

Мифы Древней Греции. Деревянный конь

1

41-46

Определение основной и второстепенной информации;

Выявлять особенности  мифа. Пересказывать текст подробно. Предполагать, о чём будет рассказываться в тексте дальше. Находить в мифологическом словаре необходимую информацию. Определять тему и название выставки книг.

миф

Пересказывать текст подробно

7(9)

Мы идём в библиотеку. Произведения устного народного творчества. Тайская народная сказка. Болтливая птичка. Немецкая народная сказка. Три бабочки.

1

47-51

Рассказывают текст сказки с помощью иллюстраций.

Дают характеристику главному герою сказки, сравнивать его с другими героями;

Выделяют главную мысль в тексте;

Составляют план текста и подробно пересказывают по плану;

Работают в группе.

Представлять выбранную книгу.  Находить нужную книгу по тематическому каталогу..

Рассказывание сказки по иллюстрациям. Определение ключевых слов в будущем тексте.

Распределять роли. Инсценировать произведение. Размышлять над тем, что такое тщеславие, гнев, самообладание, терпение, миролюбие.  Участвовать в работе группы.

Находить необходимый материал для подготовки сценария.

Сказка, сказочный персонаж, вымысел

Сюжет

Выразительное чтение по ролям.

Выразительное чтение по ролям.

8(10)

. Царь и кузнец. Притча. Шрамы на сердце. Притча. Обобщение по разделу.

1

53-55

Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Размышлять над тем, что такое тщеславие, гнев, самообладание, терпение, миролюбие.  Участвовать в работе группы.

Сказочные выражения.

Рассказ о выбранной в библиотеке книге.

Выделить основные эпизоды сказки, составить план своего рассказа.

9(11)

Проверочная работа. Защита проектов.

1

т.т. стр. 22-23

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике

Контрольная работа.

3 раздел

О Родине, о подвигах, о славе (9 часов)

1(12)

Наше Отечество. К.Ушинский. Отечество. В.Песков. Мой друг! Н.Языков. Русь. С.Романовский. Сравнение.

1

56-61

т.т.стр.24-26

Построение  речевых  высказываний в устной и письменной форме;

Построение  речевых  высказываний в устной и письменной форме;

.

Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: поступок, подвиг.

Объяснять смысл пословиц.

Строить высказывание на тему «Что для меня значит моя Родина». Подбирать близкие по смыслу слова к слову «Родина». Сравнивать тексты о Родине: смысл текстов.

Сравнивать тексты о Родине: смысл текстов.

Сравнивать произведения литературы и живописи.

 Читать вслух и про себя.

поступок, подвиг

Родина

2(13)

Александр Невский. Ледовое побоище. В.Серов. Слово о побоище ледовом. Н.Кончаловская.

1

63-69

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Находить в научно- познавательной литературе необходимую информацию для подготовки сообщения..

3-4

(14-15)

Дмитрий Донской. Куликовская битва.

2

70-75, т.т.27-29

Работают в группе, распределяют задания, договариваются друг с другом

Читать выразительно с опорой на ритм стихотворения. Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица. Определять тему и название выставки книг.



Выразительное чтение любимых произведений.

5(16)

Михаил Кутузов. Солдатская песня. Ф.Глинка.

1

76-77, т.т. 30-32

Работают в группе, распределяют задания, договариваются друг с другом

Называть особенности исторической песни. Определять ритм стихотворения. Читать выразительно с опорой на ритм стихотворения. Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица. Определять тему и название выставки книг.



Выразительное чтение стихотворения.

Выразительное чтение любимых произведений.

2 четверть – 16 уроков

6(17)

Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов.

1

78-79, т.т.3-36

Работают в группе, распределяют задания, договариваются друг с другом

Читать выразительно с опорой на ритм стихотворения. Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица. Определять тему и название выставки книг.



Дать название выставке книг

Выразительное чтение стихотворения.

Выразительное чтение любимых произведений.

7(18)

Портрет отца. А.Приставкин. Папе на фронт. Е.Благинина.

1

80-84, т.т. стр. 37-38

Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать  информацию, давать разнообразные по форме ответы (с выбором одного или нескольких правильных ответов; со свободным развернутым ответом, на установление последовательности и соответствия; со свободным кратким ответом)

Читать выразительно с опорой на ритм стихотворения. Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица. Определять тему и название выставки книг.  Группировать книги по подтемам. Представлять выбранную книгу. Выбирать произведения для заучивания наизусть.

Читать выразительно с опорой на ритм стихотворения. Выполнять творческий пересказ; проектная работа

8(19)

Мы идём в библиотеку. Историческая литература для детей. Ф.Семяновский. Фронтовое детство.

1

85-94

Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;

9(20)

Творческий проект «Нам не нужна война»

1

95-97, т.т. стр. 40-41

Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации;

Выполнение контрольной работы

Контрольная работа.

4 раздел: Жить по совести, любя друг друга(9 часов)

1-2

(21-22)

Детство Никиты. А.Толстой. Детство. И.Суриков. Сравнение прозаического и поэтического текстов на тему

2

98-107, т.т. 108-111стр. 42-47

Выбирают нужную интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста;

Коллективно обсуждают прочитанное, высказывают своё суждение в группе или паре

Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать  информацию, давать разнообразные по форме ответы

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять   нравственный смысл  понятий: ответственность, совесть.

Читать вслух и про себя.  

Рассуждать о том, похож  ли Никита  на нас, наших друзей; о том, какие качества мы ценим в людях. Характеризовать героев рассказа; называть их качества. Объяснять смысл их поступков.

Объяснять смысл их поступков. Сравнивать  поэтический и прозаический тексты на одну и ту же тему. Составлять текст по аналогии с данным

ответственность, совесть

Выразительное чтение

Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать  информацию, давать разнообразные по форме ответы

Составлять текст по аналогии с данным

3(23)

Тимур и его команда. А.Гайдар.

1

112-121

Учатся видеть средства художественной выразительности.

Учатся сочинять загадки.

Сравнение стихотворений. Знакомство с произведениями о зиме поэтов.

Работа в паре: составление загадки о зиме.

4(24)

Самое главное. М.Зощенко.

1

122-126

Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации

Рассуждать о том, какие качества, прежде всего, ценятся в людях.

Уметь работать с информацией самостоятельно,

5(25)

Смеялись мы – хи-хи. И.Пивоварова. Соотнесение содержания текста с пословицей.

1

127-134

Проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения.

Работают с текстом, письменно отвечают на вопросы.

6(26)

Дневник Коли Синицына. Н.Носов. Мы идём в библиотеку. Создание выставки «Писатели – детям».

1

135-137

Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

Определять тему и название выставки книг. Составлять тематический список книг.  Выявлять особенности юмористического текста. Обсуждать в группе, что такое ответственность, взаимопонимание, любовь, сопереживание.

7(27)

Метро. Н.Носов. ...бы. В.Драгунский.  Особенности юмористического текста

1

138-144

Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров

Различать жанры художественных произведений: стихотворение, рассказ, сказка. Распределять роли. Инсценировать произведение.

Анализ представленных книг.

 Работа с выставкой книг по теме: «Литературные сказки»

8.(28)

. Витя Малеев в школе и дома. Н.Носов. Инсценирование.

1

145-153

Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров

Различать жанры художественных произведений: стихотворение, рассказ, сказка. Распределять роли. Инсценировать произведение.

Анализ представленных книг.

 Работа с выставкой книг по теме: «Литературные сказки»

9.(29)

Маленькие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Проверочная работа.

1

т.т. стр. 48-52

Умение самостоятельно применять свои знания на практике

Обобщение. Выполнение контрольной работы.

Контрольная работа

Сравнение зайца из сказки с зайцами в других сказках. Составление портрета зайца из русских народных сказок.

5 раздел: Литературная сказка(15 часов)

1(30)

Собиратели русских народных сказок: А.Афанасьев, В.Даль и другие.

1

4-9, т.т. стр. 53-54

Осмысливают понятия литературная сказка. Сравнивают сказки: героев, события.

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять   конкретный смысл  понятий: отзыв на книгу, переводная литература. Определять тему и название выставки книг.

Писать отзыв на книгу.

Представлять книгу в группе; давать ей оценку.

Выявлять особенности литературной сказки. Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки. Сравнивать сказки разных писателей.

План действий, сюжет.

Нарисовать иллюстрации к сочинённому фантастическому рассказу.

Чтение присказки, особенности присказки.

Чтение сказки.

2-3

(31-32)

Братья Гримм – собиратели немецких народных сказок. Белоснежка и семь гномов.

2

10-19

3 четверть – 20 часов

4(33)

Ш.Перро – собиратель народных сюжетов. Мальчик-с-пальчик.

1

20-31

Находят слова, которые помогают представить картины, изображённые автором;

Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки. Сравнивать сказки разных писателей. Обсуждать в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро. Сочинять сказку по аналогии с авторской сказкой.

Выявлять особенности поэтического текста сказки.

Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом.

Распределять роли. Инсценировать произведение.

Сочинять сказку по аналогии с авторской сказкой. Выявлять особенности поэтического текста сказки.

5(34)

Ш.Перро. Спящая красавица.

1

32-33, т.т. стр. 54

Находят слова, которые помогают представить картины, изображённые автором;

Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки. Сравнивать сказки разных писателей. Обсуждать в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро. Сочинять сказку по аналогии с авторской сказкой.

Выявлять особенности поэтического текста сказки.

Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом.

Распределять роли. Инсценировать произведение.

Сочинять сказку по аналогии с авторской сказкой. Выявлять особенности поэтического текста сказки.

6-7(35-36)

Г.-Х.Андерсен. Дикие лебеди. Сравнение с русской литературной сказкой. Герои сказки.

1

38-42, т.т. стр. 56

Находят слова, которые помогают представить картины, изображённые автором;

Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки. Сравнивать сказки разных писателей. Обсуждать в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро. Сочинять сказку по аналогии с авторской сказкой.

Выявлять особенности поэтического текста сказки.

Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом.

Распределять роли. Инсценировать произведение.

Сочинять сказку по аналогии с авторской сказкой. Выявлять особенности поэтического текста сказки.

8(37)

Г.-Х.Андерсен. Пятеро из одного стручка.

1

43-46

9(38)

Г.-Х.Андерсен. Чайник.

1

47-48

10(39)

Мы идём в библиотеку. Сказки зарубежных писателей. Создание сказки по аналогии.

1

т.т. стр.58-59

Осмысливают понятия литературная сказка. Сравнивают сказки: героев, события.

Составлять аннотацию на книгу. Составлять каталог на определённую тему.

11(40)

Сказочка о счастье. И. Токмакова.

1

50-53

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров

Сравнивать сказки разных писателей. Обсуждать в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом.

Распределять роли. Инсценировать произведение. Составлять аннотацию на книгу. Составлять каталог на определённую тему.

Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки. Сравнивать сказки разных писателей

12-13

(41-42)

Аленький цветочек. С.Т.Аксаков

2

54-64, т.т. стр. 57

14(43)

. Мафин печёт пирог. Э. Хоггарт.

1

65-68

15(44)

Маленькие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Проверочная работа

1

69-71, т.т. стр. 66-67

Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать  информацию, давать разнообразные по форме ответы

Выполнение контрольной работы

Контрольная работа.

6 раздел:

Великие русские писатели (20 часов)

1(45)

Великие русские писатели. А.С.Пушкин. Стихотворения и сказки. Сказки Пушкина. К.Паустовский.

1

72-77

Проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения.

Чтение стихотворений. Отвечают на вопросы и задания из учебника.

Средства художественной выразительности - метафора, олицетворение, эпитет, сравнение.

2(46)

Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. А.С.Пушкин.

1

78-95

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять   конкретный смысл  понятий: средства художественной выразительности - метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Называть изученные произведения А.С.Пушкина.

Читать наизусть понравившиеся произведения.

Читать вслух и про себя.

Выбирать стихи для выразительного чтения.

Выбирать из статьи информацию, необходимую для подготовки сообщения по теме. Составлять собственный текст «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина». Сравнивать сюжет народной и сюжет литературной  сказок. Характеризовать героев сказки; называть качества их характера. Определять нравственный смысл сказочного текста. Называть и характеризовать волшебные предметы в сказке.

Называть и характеризовать волшебных помощников в сказке. Сравнивать литературные сказки.

средства художественной выразительности - метафора, олицетворение, эпитет, сравнение.

Сравнивать сюжет народной и сюжет литературной  сказок. Характеризовать героев сказки; называть качества их характера. Определять нравственный смысл сказочного текста.

3(47)

Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. А.С.Пушкин. Особенность литературной сказки.

1

78-95

4(48)

Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. А.С.Пушкин. Герои сказки. Волшебные предметы в сказке.

1

78-95

5(49)

Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. А.С.Пушкин. В. Жуковский «Спящая красавица». Сравнение сказок.

1

78-95

6(50)

Осень. А.С.Пушкин. Октябрь. Е.Волков. Сравнение. «Гонимы вешними лучами...». А.С.Пушкин. Средства художественной выразительности.

1

95-96

Учатся выразительно читать, выделят главную мысль.

Сравнивать произведения  живописи и литературы. Находить в тексте средства художественной выразительности: метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Употреблять средства художественной выразительности в собственной речи.

Иллюстрирование созданного произведения.

7(51)

«Ещё земли печален вид...». Ф.И.Тютчев. Ранняя весна. А.Куинджи. Сравнение. Вечерний звон. И.И.Козлов и И.Левитан. Сравнение произведений живописи и литературы.

1

97-98

Учатся выразительно читать, выделят главную мысль.

Сравнивать произведения  живописи и литературы. Находить в тексте средства художественной выразительности: метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Употреблять средства художественной выразительности в собственной речи.

Иллюстрирование созданного произведения.

8(52)

Горные вершины. М.Ю Лермонтов. Тифлис. Дары Терека. М.Ю.Лермонтова. Крестовая гора. Утёс. М.Ю.Лермонтова. Сравнение.

1

100-105

Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;  

извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного

Выявлять особенности исторической песни. Читать по ролям. Задавать самостоятельно вопросы по тексту; давать оценку вопросов.

Готовить экскурсию по материалам содержания раздела. Пересказывать тексты подробно и кратко. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом.

Нарисовать иллюстрацию к произведению» Отец и сыновья»

4 четверть – 16 уроков

9(53)

Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. М.Ю.Лермонтов.

1

106-109

Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;  

извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного

Выявлять особенности исторической песни. Читать по ролям. Задавать самостоятельно вопросы по тексту; давать оценку вопросов.

Готовить экскурсию по материалам содержания раздела. Пересказывать тексты подробно и кратко. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом.

10(54)

Бородино. М.Ю.Лермонтов. Особенности художественного и исторического текстов.

1

110-111

Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;  

извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного

Выявлять особенности исторической песни. Читать по ролям. Задавать самостоятельно вопросы по тексту; давать оценку вопросов.

Готовить экскурсию по материалам содержания раздела. Пересказывать тексты подробно и кратко. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом.

11(55)

Л.Н.Толстой. Maman (из повести «Детство»). Л.Н.Толстой. Герои рассказа.

1

112-115

Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;  

извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного

Выявлять особенности исторической песни. Читать по ролям. Задавать самостоятельно вопросы по тексту; давать оценку вопросов.

Готовить экскурсию по материалам содержания раздела. Пересказывать тексты подробно и кратко. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом.

12(56)

Ивины. Л.Н.Толстой. Герои рассказа.

1

116-120

Рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Задавать самостоятельно вопросы по тексту; давать оценку вопросов.

Готовить экскурсию по материалам содержания раздела. Пересказывать тексты подробно и кратко.

Пересказ текстов подробный и краткий.

13(57)

«Вечер ясен и тих...». И.С.Никитин. «Когда закат прощальными лучами...». И.С.Никитин. Тишина. И.Левитан.

1

121-122

Выясняют авторское отношение к изображаемому.

Дополняют содержание текста. Оценивают поступки героев.

Чтение литературных произведений.

Сочувствие, сопереживание

Стихотворение наизусть

14(58)

«Гаснет вечер, даль синеет...». И.А.Бунин. Подготовка вопросов к стихотворению. «Ещё и холоден и сыр...». И.А.Бунин.

1

123-124

Построение  речевых  высказываний в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Читать по ролям. Задавать самостоятельно вопросы по тексту; давать оценку вопросов.

Пересказ по плану

15(59)

Мороз, Красный нос. Н.А.Некрасов. Сравнение со сказочным текстом.

1

125-126

Построение  речевых  высказываний в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Учатся инсценировке, распределяют роли, договариваются друг с другом

Читать по ролям. Задавать самостоятельно вопросы по тексту; давать оценку вопросов.

Читают рассказ про себя, инсценируют. Пересказ.

Совесть, поступок

Пересказ по плану

 Пересказ текстов подробно и кратко.

16(60)

«Был русский князь Олег...». Л.Н.Толстой. Басни. Л.Н.Толстой.

1

127-128

17-18

(61-62)

Петя Ростов. Л.Н.Толстой. Пересказ.

2

129-139

19(63)

Ворона и Лисица. И.А.Крылов. Инсценирование басни.

1

140

Учатся инсценировке, распределяют роли, договариваются друг с другом

Читают рассказ про себя, инсценируют. Пересказ.

Совесть, поступок

 Пересказ текстов подробно и кратко.

20(64)

Маленькие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Проверочная работа

141, т.т. стр.68-71

Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать  информацию, давать разнообразные по форме ответы (с выбором одного или нескольких правильных ответов; со свободным развернутым ответом, на установление последовательности и соответствия; со свободным кратким ответом)

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

7 раздел

Литература как искусство слова. Обобщение по курсу литературного чтения

1(65)

Литература как искусство слова.

1

142-145 т.т. стр.73-78

2(66)

Голуби. И.Тургенев (стихотворение в прозе).

1

145-147

3(67)

Стихотворения А.С.Пушкина.

1

148-150

4(68)

Стихотворения С.Есенина.

1

150-152

Воробей. И.Тургенев, Н.Рубцов, С.Чёрный. Сравнение.

1

153-156,

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературному чтению

(на основании Письма Минобразования России от 19 ноября 1998г. №1561/14 – 15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»)

Оценка «5» ставится ученику, если он:

читает осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности, с соблюдением основных норм литературного произношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его содержанию;

полно, кратко и выборочно пересказывает текст, самостоятельно составляет простейший план, выявляет основной смысл прочитанного;

самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на определенную тему (о природе событий, герое);

знает и выразительно читает наизусть стихотворение.

Оценка «4» ставится ученику, если он:

читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы;

делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз;

составляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно);

самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные речевые ошибки и устраняет их самостоятельно;

читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

читает осознанно, целыми словами (единичные слова по слогам), недостаточно выразительно, допускает от 3 до 5 ошибок;

передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет план с помощью наводящих вопросов учителя; воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправляет их только с помощью учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если он:

читает текст по слогам и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает большое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитанное, допускает более 6 ошибок;

пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает множество речевых ошибок;

не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя;

при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.

Материально-техническое обеспечение.

 Литература:

             «Перспектива»: Программы для начальной школы. — М.: Просвещение, 2011 год

Учебно-методический комплект.

1. .Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А. Виноградская,

Литературное чтение: учебник  для 4 класса в  2-х  частях/,

 Москва  « Просвещение» 2010 год

Изменений, внесённых в авторскую программу, нет.

 Дидактический материал:

             Наглядные пособия (Плакаты с портретами художников, схемы, таблички с терминами, картины.)

             СД диск «Стихи разных поэтов»

 Учебное оборудование:

 технические средства (проектор, компьютер, мультимедийная приставка)

 учебные (столы, доска)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная программа по УМК " Перспектива" 2 класс

В этом  материале  дана  программа с тематическим   планированием  по  русскому  языку, литературному  чтению и математике под  редакцией  Дорофеева д...

Рабочая учебная программа по курсу «Математика», УМК «Перспектива» в 3 классе, 2017-2018 учебный год

Рабочая программа по математике для 3 класса разработана в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;с рекомендациями При...

Рабочая учебная программа по курсу «Окружающий мир», УМК «Перспектива» в 3 классе, 2017-2018 учебный год

Рабочая программа по окружающему миру для 3  класса разработана в соответствии:с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;с рекомендация...

Рабочая учебная программа по курсу «Литературное чтение», УМК «Перспектива» в 3 классе, 2017-2018 учебный год

Рабочая программа по литературному чтению для 3  класса разработана в соответствии:с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;с рекоменд...

Рабочая учебная программа по курсу «Русский язык», УМК «Перспектива» в 3 классе, 2017-2018 учебный год

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 3  класса разработана в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего о...

Рабочая учебная программа по курсу «Изобразительное искусство», УМК «Перспектива» в 3 классе, 2017-2018 учебный год

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 3 а класса разработана в соответствии:с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...

Рабочая учебная программа по курсу «Математика» УМК «Перспектива» в 4 классе, 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по математике для 4 класса разработана в соответствии:с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; с рекомендациями Примерно...