Эффективные формы работы с родителями в рамках ФГОС.
статья по теме

Незвинская Наталья Валерьевна

Статья об основных направлениях сотрудничества учителя с родителями, о формах работы с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                             Педагогика  должна стать наукой для всех –
и для  учителей, и для родителей.
В. А. Сухомлинский.

           Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого одним из направлений деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой растёт, формируется и воспитывается ученик. При этом объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребёнка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие классного руководителя с родителями. Изучается семейная атмосфера, взаимоотношения, а затем выстраивается система работы:

  1. Психолого-педагогическое просвещение родителей через родительские собрания и консультации.

   С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется   по педагогическому просвещению и образованию родителей,  по укреплению сотрудничества с родителями.

   Система работы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих  принципах:

-   совместная педагогическая деятельность семьи и школы;

-    сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

-    педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

-    поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

-     содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

-    опора на положительный опыт семейного воспитания.

Основные направления сотрудничества учителя с родителями:

-    стартовая диагностика уровня воспитанности и особенности семьи (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование). Диагностика выполняет информационную, прогнозирующую, оценочную, развивающую функции.

Цель диагностики:

1. Определить уровень развития ребенка.

2. Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или  худшую сторону.

3. Проанализировать  полученную информацию.

4. Установить причины изменений.

5. Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.

      Я предлагаю  родителям анкету, данные которой помогают  получить  первую информацию о педагогическом  просвещении родителей,  и в дальнейшем спланировать консультации с родителями, тематические собрания, индивидуальные беседы с учениками. После первого года обучения  я предлагаю  родителям проверить свою педагогическую культуру с помощью  другого тестирования   «Мы – родители».

-    психолого – педагогическое просвещение родителей ;

Формы работы: родительские конференции,  всеобуч, индивидуальные и тематические консультации, родительские собрания,  дискуссии, круглый стол, презентация семьи, презентация творческих проектов,  устный журнал, работа с родителями детей группы риска,  решение психолого-педагогических задач, день открытых дверей, психологические игры, тренинги для родителей.

Примерные темы совместного обсуждения и просвещения родителей:

1. Психология младшего школьника.

2. Особенности адаптации ребенка к школе.

3.Значение режима дня  в жизни школьника.

4. Взаимоотношения взрослых  в семье  -  пример подражания для маленьких.

5. Права и обязанности  ребенка в семье.

6. Здоровье ребенка – основа успешности в учении.

7. О стилях семейного воспитания.

8. О роли семьи в трудовом воспитании.

Большое значение придаю презентации семей «Давайте познакомимся». Родители вместе с детьми готовят  выставки  поделок и семейных коллажей,  конкурсы и музыкальные номера.  Целью такой презентации является формирование нравственной культуры детей и родителей, а также создание условий на дальнейшую совместную деятельность.

Провожу нестандартные родительские собрания в форме обмена мнениями, где предлагаем  педагогические ситуации для анализа реальных жизненных ситуаций. Необходимо не только предложить решение проблемы, но и выступить с возможными предложениями, как предупредить подобные ситуации.

  1.     Следующее направление работы с  родителями – вовлечение их  в учебно-воспитательный процесс.

Формы деятельности: праздники, соревнования, походы, экскурсии, акции, ярмарки, акции милосердия, благотворительность, дни творчества детей и родителей. Результаты совместной деятельности отражаются в портфолио выходного дня. Портфолио выходного дня – это целевая программа взаимодействия педагогов, учащихся и родителей.

Разделы Портфолио:

  1. «Моя семья» (фотография  членов семьи, краткая информация о каждом члене семьи, девиз семьи, семейное древо).

  1. «Традиции семьи» (семейные увлечения, любимые праздники, любимые блюда, хобби).

  1. «Папа, мама,  я – дружная семья» (рассказ о поездках, о конкурсах,  об экскурсиях, о семейных чтениях, о том, где побывали, что увидали).

  1. «Страницы выходного дня» (это своего рода план  путешествий,  семейных выходов, мероприятий)

  1. «Мне очень нравится…» (отзыв ребенка о проведенном выходном дне с родителями, а  некоторые ребята  даже описывали  неудачные мероприятия. Это позволяло родителям планировать следующий выходной день, учитывая ошибки предыдущего).

  1. «Семейная презентация» (презентация более удачного, интересного мероприятия).

Результаты посещений отражаются в личных отчетах учащихся (самостоятельные работы учеников, работа учеников с родителями и классными руководителями), которые представляются ими на уроках, классных часах, на совместных мероприятиях с родителями. В конце  учебного года проводим  Фестиваль портфолио, в ходе которого выделяем  лучшие находки, интересные проекты, дела, высказываем  рекомендации для участников проекта, которые приступят к его реализации в следующем году.

  1. Третьим направлением является:  участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом (управляющий Совет школы, родительский комитет).

Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Чтобы сохранить преемственность, не прерывать уже существующий процесс воспитания ребенка, школа в духовно-нравственном развитии учащихся должна сотрудничать с семьей. Необходимо создавать общее, открытое для социальной среды, школьно-семейное пространство духовно-нравственного воспитания и стремиться к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и «социальной семьей» ребенка. Объединение семьи и школы в деле воспитания создает благоприятные возможности для укрепления гражданственности.

Перед нами, учителями, стоит задача при переходе на новые стандарты добиться более тесного сотрудничества с родителями.

Литература

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.

2. Дереклеева Н.И. Научно – исследовательская деятельность классного руководителя в школе. М.: Вербум – М, 2003.

3. Решетников П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах. М.: ГИЦ-В, 2002.

4. Рожков М. И. Организация воспитательного процесса в школе. М.: ГИЦ-В, 2003.

5. Осипова М. П. работа с родителями. Минск: УП «Экоперспектива», 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование работы с родителями в рамках ФГОС НОО.

    Введение ФГОС привело к кардинальной перестройке организационной, методической деятельности, как на уровне управления образования, так и на уровне организации образовательного про...

Презентация на тему: "Совершенствование работы с родителями в рамках ФГОС НОО".

Ребенок – горящий факел!    Это то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содруж...

Педагогический проект на тему "Патриотический клуб выходного дня, как эффективная форма работы с родителями"

Современное общество диктует необходимость поиска новых эффективных форм взаимодействия семьи и школы. Организация совместного досуга через патриотический клуб выходного дня - один из наиболее д...

эффективные формы работы с родителями

Данный материал может быть использован для родительского лектория на собрании....

Работа с родителями в рамках ФГОС.

                        Работа с родителями в рамках ФГОС. В современных условиях организация воспитательного процесса не д...

Общественный смотр знаний – одна из эффективных форм работы с родителями

В работе представлен опыт работы по организации общественных смотров знаний для родителей. Общественный смотр – это одна из нетрадиционных форм работы с родителями, общественностью, учителя...

Доклад Эффективные формы работы с родителями в условиях ФГОС

Доклад Эффективные формы работы с родителями в условиях ФГОС...


 

Комментарии

Володина Ольга Евгеньевна

Наталья Валерьевна, спасибо за полезную статью! В связи с введением ФГОС НОО меняется роль родителей в формировании личности ребенка. Было бы интересно узнать поподробнее, как в вашей школе учитываются пожелания родителей по организации образовательного процесса?