Содержание психолого - педагогического сопровождения учащихся начального звена коррекционной школы VIII вида
методическая разработка по теме

Шадорина Татьяна Юрьевна

Каким образом я как педагог могу самостоятельно оценить и измерить степень продвижения каждого из своих воспитанников? Какие методы, методики, количественные или  качественные, следует использовать для мониторинга развития? Такие вопросы встали  на начальном этапе разработки сопровождения по логике системного подхода к обучению. Если конечная цель деятельности дефектолога в коррекционном заведении - воспитание социально-адаптивной личности, то и диагностироваться должны качества из сферы социальной адаптации: основные знания и общеучебные умения и навыки, уровень внимания, памяти, восприятия, коммуникативные качества. Потому и планировалось ведение мониторинга  в 3-х направлениях: «личностное развитие», «интеллектуальное развитие», «интегративные характеристики.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Содержание психолого-педагогического сопровождения УВП в начальном звене коррекционной школы-интерната Составила учитель высшей категории Школы-интерната №108 Шадорина Татьяна Юрьевна.

Слайд 2

Задачи психолого-педагогического сопровождения: систематическое отслеживание уровня развития учащихся коррекционного заведения с 1 класса; создание социально-психологических условий для развития познавательных возможностей каждого, а также коррекция недостатков интеллектуального роста; организация помощи детям в психологическом плане, психокоррекция

Слайд 3

Умственное развитие Личностное развитие Интегративные характеристики Графический портрет личностного потенциала 1 Способности к анализу и синтезу 2 Способность к обобщению 3 Уровень памяти 4 Уровень концентрации внимания 5 Графомоторные навыки 6 Пространственное восприятие 7 Слуховое восприятие 8 Речь 1 Познавательная активность 2 Умение доводить начатое до конца 3 Умение адаптироваться в группе 4 Навыки самообслуживания 5 Культура здорового образа жизни 6 Внеурочная активность 1 Любопытство 2 Словарный запас 3 Способность к самооценке 4 Способность к саморегуляции 5 Воображение фантазия

Слайд 4

Перечень диагностических процедур в формате психолого-педагогического сопровождения УКП

Слайд 5

Методы и формы диагностики Метод «полярных баллов». Оценивание потребует наблюдений за ребенком, бесед с ними, изучения продуктов его деятельности, анализа особенностей его общения с педагогами, взрослыми, сверстниками. Оценивание ведется несколькими экспертами (метод «экспертных оценок»). Поставив оценки каждому ребенку, надо посчитать средние показатели. «5» - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения «4» - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется редко. «3» - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга. «2» - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому. «1» - четко выражено и часто проявляется свойство личности, про- тивоположное оцениваемому. «0» - сведений для оценки данного качества нет.

Слайд 7

Психолого-педагогическая диагностика на этапе адаптации в 1 классе

Слайд 8

1 класс (продолжение)

Слайд 9

2 класс

Слайд 10

3 класс

Слайд 11

Психолого-педагогическое сопровождение 4 класса

Слайд 12

Ожидаемый результат: разработанная «Программа психолого-педагогического сопровождения в начальном звене», которая будет включать диагностику, анализ динамики успеваемости и развития познавательных процессов, школьной мотивации, рекомендации по коррекционной работе, прогноз вектора обучения. продолжение мониторинга развития учащихся в основной школе . создание индивидуальных образовательных программ

Слайд 13

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Презентация к конкурсу «Есть идея»

1  слайд: Сфера коррекционного образования в рамках внедрения ФГОС рассматривается   как неотъемлемая часть системы общего образования. Проект 4-х вариантов специальных стандартов исключает саму возможность определения ребенка как необучаемого и гарантирует введение в пространство образования всех детей вне зависимости от характера и тяжести их проблем. В рамках требований ФГОС Вам представлен практический материал 4-х летней работы по созданию «Программы ППС уч-ся начального звена школы-интерната VIII вида»

2слайд: 4 года назад целью комплексного психолого-педагогического сопровождения УКП  . было оказание  эффективной и своевременной помощи вновь поступившим в  1 класс детям.  . Особенно важным и принципиальным моментом стала   организация тесного сотрудничества с психологом,  построение вектора деятельности каждого  из нас Чтобы помощь была эффективной психолог и дефектолог должны определить образовательно-воспитательный маршрут ребенка и осуществить его сопровождение в течение всего пребывания в специальном коррекционном учреждении. А для этого надо знать актуальные и потенциальные возможности ребенка. Установление стартового уровня развития позволит его регулировать и прицельно воздействовать на формирование тех процессов, которые в этом в большей мере нуждаются, выбирать адекватные пед.технологии.

3слайд: Каким образом я как педагог могу самостоятельно оценить и измерить степень продвижения каждого из своих воспитанников? Какие методы, методики, количественные или  качественные, следует использовать для мониторинга развития? Такие вопросы встали передо мной на начальном этапе разработки сопровождения по логике системного подхода к обучению.       Если конечная цель деятельности дефектолога в коррекционном заведении - воспитание социально-адаптивной личности, то и диагностироваться должны качества из сферы социальной адаптации: основные знания и общеучебные умения и навыки, уровень внимания, памяти, восприятия, коммуникативные качества. Потому и планировалось ведение мониторинга  в 3-х направлениях: «личностное развитие», «интеллектуальное развитие», «интегративные характеристики».

4слайд: нами продумано содержание диагностических срезов, периоды их проведения.Мы исходили из сугубо практических задач: отобрать и проработать оптимальный объем диагностических процедур для отслеживания развития детей с ограниченными возможностями здоровья, сделать процесс мониторинга как можно менее объемным и достаточно технологичным. установления динамики.

5     слайд:     Особое сочетание качеств, составляющих личностный потенциал ученика, имеет множество проявлений в реальной жизни. Это не только не скрыто от учительского взгляда, а напротив легко наблюдаемо. Используя метод «полярных баллов» и «экспертных оценок»,  в несложный графический вариант  я вывожу «Портрет личностного потенциала ученика», который дает возможность определить всем участникам коррекционного процесса направления коррекции. В 4 классе он строится заново. Результаты наглядно свидетельствуют о том, каких успехов достиг  или не достиг ребенок за время обучения.

  1. слайд -10 слайды:  Перед вами перечень диагностических процедур, которые уже проведены в течение 3-х лет и планируемые для 4-ого класса. В них выделены основные процессы, значимые для коррекционного воздействия. Установлено благоприятное время их проведения. Перед вами сжатая информация в таблицах, которая демонстрирует следующее…

11 слайд:  Психологическая диагностика постепенно включается в мою сферу деятельности дефектолога, повышая тем самым  его профессиональную  компетентность.  Продуманность и апробированность  методик, которыми пользуется психолог и психологических методов, которыми овладевает учитель, дает возможность продолжить начатую работу в дальнейшем, в основной школе и делает данное сопровождение достаточно гибким и в тоже время стабильным. Ожидаемым результатом проделанной работы учителя и психолога должна стать «Программа психолого-педагогического сопровождения в начальном звене», которая будет включать в себя психолого-педагогическую диагностику, анализ динамики успеваемости и развития познавательных процессов, школьной мотивации, рекомендации по коррекционной работе, прогноз вектора обучения.

12 слайд:  Единая коррекционная среда призвана создать условия, способствующие росту  и   развитию детей с отклонениями. Этот процесс непрерывный. Для того, чтобы прогнозировать развитие, направлять ребенка к успеху, нужно знать и понимать его проблемы. Мы ставили конкретные цели и показали , как можно проследить путь развития каждого ученика с интеллектуальной недостаточностью и его продвижение относительно самого себя в начальном звене специального коррекционного учреждения.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС

Программа медико-психолого-педагогического  сопровождения учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС....

Программа медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС

Взаимодействие  усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволяет обеспечить систему комплексного медико-психолого-педагогического сопровожд...

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы

Выступление на заседании педагогического совета учреждения...

Причины нарушений чтения у учащихся начальных классов коррекционных школ VIII вида

Причины нарушений чтения у учащихся начальных классов коррекционных школ VIII вида...

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы

Представлена система психолого-педагогического сопровождения учащихся, обучающихся по программе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова в условиях внедрения ФГОС ООО: направления работы, задачи на каждом этапе обу...

Выступление на педагогическом совете "Психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы"

Краткий анализ психолого-педагогического сопровождения учащихся в начальной школе....

Программа психолого - педагогического сопровождения учащихся начальной школы с высоким риском школьной неуспешности

Актуальность. Программа направлена на решение  задач психолого-педагогического сопровождения учащихся в образовательном процессе, имеющих риск школьной неспешности.  Программа включает в себ...