"Уроки Айболита"
статья по теме

Суманева Вера Васильевна

 

Сегодня здоровье граждан, решение вопросов здравоохранения   становится важнейшей общенациональной проблемой России. Эти задачи являются краеугольным камнем чётко поставленных Президентом страны вопросов федерального масштаба – национальных проектов,  реализация которых  немыслима  без участия  самых широких кругов общественности.  Как сегодня уже немыслимо осуществление этих планов без деятельности  Всероссийского Форума « Здоровье нации – основа процветания Росси»

Феномен здоровья можно рассматривать на телесном, психологическом, духовном и социальном уровнях. Из здоровья отдельных людей складывается духовное, нравственное и физическое здоровье поколения, нации, человеческого общества в целом, что, в конечном счете, является воплощением законов существования Земли и Вселенной. Поэтому проблема здоровья не может рассматриваться как личное дело одного человека.

В рамках систематизации работы по данному направлению определилась тема моей методической работы «Сохранение  здоровья школьников через здоровьесберегающую организацию педагогического процесса».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka_zdorovya-doklad.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

 



        ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ СЕМИНАРЕ



                                      ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ :




     « Уроки Айболита»
















        Учитель начальных классов Суманева Вера Васильевна

                                     2011-2012 учебный год

Сегодня здоровье граждан, решение вопросов здравоохранения   становится важнейшей общенациональной проблемой России. Эти задачи являются краеугольным камнем чётко поставленных Президентом страны вопросов федерального масштаба – национальных проектов,  реализация которых  немыслима  без участия  самых широких кругов общественности.  Как сегодня уже немыслимо осуществление этих планов без деятельности  Всероссийского Форума « Здоровье нации – основа процветания Росси»

Феномен здоровья можно рассматривать на телесном, психологическом, духовном и социальном уровнях. Из здоровья отдельных людей складывается духовное, нравственное и физическое здоровье поколения, нации, человеческого общества в целом, что, в конечном счете, является воплощением законов существования Земли и Вселенной. Поэтому проблема здоровья не может рассматриваться как личное дело одного человека.

В рамках систематизации работы по данному направлению определилась тема моей методической работы «Сохранение  здоровья школьников через здоровьесберегающую организацию педагогического процесса».

-Здоровье – состояние полного физического, социального и духовного благополучия.

-Здоровый образ жизни -  система жизненных установок, направленных на сохранение и укрепление здоровья человека; правильное полноценное питание , закаливание, занятия физкультурой и спортом, посильный  умственный и физический труд, полное отсутствие вредных привычек,  устойчивость нервной системы  к стрессовым ситуациям, доброе отношение к окружающим людям, бережное отношение к природе, животным.

-Культура здоровья  - воспитание и привитие навыков здорового образа жизни.

     Здоровье населения страны – высшая национальная ценность, и возрождение наций должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей.

     Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.

     Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья – это прежде всего процесс социализации – воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.

     Школа же сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.

     В России валеологии в последние годы уделяется много внимания, как в научной литературе, так и в работе различных съездов, конференций и форумов, посвященных оздоровлению населения; в школах вводится учебный предмет «Валеология»,

Моя рабочая программа «Уроки Айболита» была построена с учётом формирования у детей потребности в здоровье и здоровом образе жизни. Программа разработана с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

  • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
  • факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
  • активно формируемые в школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
  • особенности отношения обучающихся школьного возраста к своему здоровью.

Программа «Уроки Айболита»  - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Задачи программы:

  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
  • научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • сформировать представление о здоровом питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
  • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

     Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства- актуальная проблема современного образования. Предлагаемая программа «Уроки Айболита» нацелена на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение  знаний и применении навыков учащихся по гигиенической культуре. Мало научить ребёнка чистить зубы утором и вечером , делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

      Исходя из условий воспитания детей с ЗПР в школе-интернате , учитывая контингент их семей , а также практически полного отсутствия заинтересованности со стороны родителей формирования у детей здорового образа жизни, следует, что валеологически обоснованная система образования должна быть построена с учётом базовых потребностей воспитанников. В этом случае, во-первых, создаются условия для их индивидуально-гармонического развития, во-вторых, обеспечивается общий комфорт и доминирование у учащихся позитивных настроений, наконец, в-третьих, формирует устойчивое положительное отношение к образовательной деятельности и общепринятым правилам поведения. Эта программа способствует воспитанию у детей с ЗПР культуры здоровья, осознанию ими  здоровья как главной человеческой ценности.

         Необходимо включить в программу «Уроки Айболита» особым разделом «Разговор о правильном питании», так как правильное питание является составной частью сохранения и укрепления здоровья.

     

Предполагаемый результат реализации  программы:

  • стабильность показателей физического и психического здоровья детей;
  • сокращение количества уроков, пропущенных по болезни;
  • активизация интереса детей к занятиям физической культурой;
  • рост числа учащихся, занимающихся в спортивных секциях, кружках по интересам;
  • высокий уровень сплочения детского коллектива;
  • активное участие родителей в делах класса;
  • способность выпускника начальной школы соблюдать правила ЗОЖ.

В заключении я хочу еще напомнить , что здоровье нужно беречь и укреплять смолоду. И тогда сбудутся слова В. Маяковского: «Лет до ста расти нам без старости. Год от года  расти нашей бодрости…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Школа Айболита"

Данная программа опробированна в начальных классах и принесла положительный результат....

Программа кружка спортивно- оздоровительного направления в 1 классе «Уроки Айболита»

Как укрепить своё здоровье? Что надо знать и уметь, чтобы избежать болезней и несчастных случаев? Как помочь себе и другим в беде? Всему этому учит на кружковых занятиях доктор Айболит. Учитель формир...

Интегрированный урок «Путешествие Айболита в Африку», 2 класс

Интегрированный урок по литературному слушанию и окружающего мира  с элементами математики...

Конспект урока "Уроки Доктора Айболита" 1 класс

В нашей школе регулярно проводятся Недели Здорового Образа Жизни. Мы подбираем материалы о здоровьесбережении, учитывая возрастные особенности детей. К конспекту урока прилагаются иллюстрации - раздат...

Экологическая сказка " Уроки Айболита" (инсценирование)

Проблемный диалог на занятии внеурочной деятельности....

Уроки доктора Айболита

Презентация на тему "Уроки доктора Айболита. Основы рационального питания"...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Уроки доктора Айболита"" 2019-2020 г.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС...