Развитие способности воображения у детей дошкольного и начального школьного возраста
презентация к уроку по теме

Цель семинара: знакомство с психической функцией воображения, способами его развития и оптимизации обучения дошкольников, младших школьников на базе активизации фантазии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon razvitie_sposobnosti_voobrazheniya_2.zip2.81 МБ
Файл razvitie_voobrazheniya_u_detey.docx355.64 КБ

Подписи к слайдам:

Упражнения,
задани
я
,
позволяющи
е

потренировать

у

ваших детей

процесс

воображения

в

комплексе

с

мышлением
.
Тест


Определение

уровня

воображения

Инструкция
:
Вам

предлагается
12
вопросов

теста
. На
них

надо

отвечать

либо
"
да
",
либо
"
нет
".
Первая

цифра

в

скобках
(
количество

баллов
)
означает

положительный

ответ
,
вторая
-
отрицательный
.
Интересуетесь

ли

вы

живописью
? (2, 1).
Часто

ли

вы

скучаете
? (1, 2).
Рассказывая

какую-либо

историю
,
любите

ли

вы

украсить

ее

красочной

деталью
,
добавленной

от
себя? (1, 0).
Инициативны

ли

вы
на
работе
,
в

школе
? (2, 1).
"
Широко
"
ли

вы

пишите
,
много

ли

занимаете

место
на
бумаге
? (1,0).
Руководствуетесь

ли

вы

в

выборе

одежды

законами

моды
или
собственным

вкусом
? (2, 1).
Любите

ли

вы

рисовать

во

время

собраний
или
лекций
на
листе

бумаги

одни

и

те

же

фигурки
? (
О
, 1).
Слушая

музыку
,
представляете

ли

вы

какие-либо

образы
,
связанные

с

ней
? (1,0).
Любите

ли

вы

писать

длинные

письма
? (2, 1).
Видите

ли

вы

иногда

цветные

сны
? (1, 0).
Любите

ли

вы

мысленно

бывать

в

тех

снах
,
которые

знаете

лишь

по

рассказам
? (1, 0).
Часто

ли

вы

плачете
,
расстраиваетесь

в

кино
? (1, 0).
Итак
,
подсчитайте

очки
.
14-17
очков
:

у

вас

богатое

воображение
.
Если

вы

сумеете

применить

его

в
жизни, то
добьетесь

больших

творческих

успехов
.
9-13
очков
:

среднее

воображение
.
Такое

воображение

встречается

у

очень

многих

людей
.
От

вас

и

только

от

вас

зависит
,
сумеете

ли

вы

развить

его
.
5-8
очков
:

вы

реалист

в

полном

смысле

этого

слова
.
В

облаках
не
витаете
.
Однако

немного

фантазии

еще

никому
не
вредило
.
Поэтому

задумайтесь

о

себе
.
 
 
Упражнения
(
тесты
) на
развитие

воображения
.
Упражнения

предложить
на
отдельном

листе

бумаги
для
каждого

обучающегося
.
Упр.№1
Посмотри

внимательно
, на что
похожа

каждая

фигурка
?
Назови

несколько

вариантов
,
а

потом

можешь

её

дорисовать

так
,
как

ты

себе
это
представляешь
.
Упр.№2
Дорисуй

линии

и

фигуры

так
,
чтобы

получился

волшебный

лес

со

своими

обитателями
.
Упр.№3
Подумай
,
как

можно

эти

фигуры

превратить

в

подарки
для
твоих

друзей
.
Попробуй

дорисовать
.
Упр.№4
Посмотри

внимательно
на
каждую

кляксу

и

подумай
, на что
она

похожа
.
Попробуй

дорисовать
.
Упр.№5
Дорисуй

эти

кружки

так
,
чтобы

из

них

получилась

картинка
.
Можешь

несколько

кружков

объединить

в

одну

картину
.
Упр.№6
Посмотри
,
как

можно
,
соединяя

точки
,
сделать

рисунок
.
Попробуй

нарисовать
что-
нибудь

сам
,
соединяя

точки
.
Упр.№7
На
картинке

узоры

остались

только

у

одной

бабочки
.
Придумай

узоры
для
остальных

бабочек

и

раскрась

их
.
Упр.№8
Придумай
, что
можно

нарисовать

из
этих
геометрических

фигур
.
Каждую

фигуру

можно

использовать

по

нескольку

раз

и

можно

менять

их

размеры
. Но
другие

фигуры

использовать

нельзя
.
Например
,
как

показано
на
картинке
.
Воображение тесно связано с такими понятиями, как моделирование, творчество, игра, память. Вопреки сложившемуся представлению о том, что развитое воображение необходимо преимущественно представителям творческих профессий, это качество оказывается полезно и людям, связанных с иными сферами деятельности: инженерам, программистам, даже врачам. Именно воображение помогает людям находить решения в сложных ситуациях, предлагать нестандартные ходы и взглянуть на уже привычные вещи с непривычной точки зрения.
Итог семинара.
Зачем развивать фантазию и воображение?
Развитие способности воображения у детей
дошкольного и начального школьного возраста
Цель
семинара:

знакомство

с

психической

функцией

воображения
,
способами

ее

развития

и

оптимизации

обучения

дошкольников
,
младших

школьников
на
базе

активизации

фант
азии
.
«Без воображения нет соображения»
Воображение – это мастерская, где свою форму обретают задуманные планы.
Все великие артисты, представители бизнеса, учёные, изобретатели, композиторы стали таковыми, потому что обладали воображением.
В
озможность

создавать
что-
либо

новое
,
необычное
,
закладывается

в

детстве
,
через

развитие

высших

психических

функций
,
таких
,
как

мышление

и

воображение
.
Воображение

— это
присущая

только

человеку
,
возможность

создания

новых

образов
(
представлений
)
путем

переработки

предшествующего

опыта
.
Воображение

часто

называют

фантазией
.
Что
такое

воображение
?
т
ворческое
Представление образов по заранее составленному описанию, например при чтении книг, стихов, нот, чертежей.
Самостоятельное создание новых образов по собственному замыслу. Дети это называют
«Из головы»
То, что называют «буйной фантазией», несуразностью, набором несвязанных нелепиц.
воссоздающее
неуправляемое
Виды воображения
Игры детей – плод буйной работы фантазии
В
ООБРАЖЕНИЕ
-
ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ УЧЕБЫ



Предварительный просмотр:

Развитие способности воображения у детей дошкольного и начального школьного возраста.

Говорят : «Без воображения нет соображения». Эйнштейн считал умение воображать выше многознания, ибо без воображения нельзя сделать открытия.

Таким образом, воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать — лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке. Целью нашего семинара является знакомство с психической функцией воображения, способами ее развития и оптимизации обучения дошкольников, младших школьников на базе активизации фантазии. Мы постараемся представить вам  упражнения, игры и тесты, позволяющие лучше развивать и использовать воображение ребенка для учебы, развития его личности, улучшения настроения. Мы надеемся, что предложенный материал принесет пользу вам и вашим детям. Мы будем рады, если этот семинар заинтересует вас  и доставит вашим детям приятные минуты.

 Циолковский считал, что холодному математическому расчету всегда предшествует воображение.

Действительно, возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение. Именно их развитию необходимо уделить наибольшее внимание в воспитании ребенка в возрасте от пяти до двенадцати лет. Этот период ученые называют сензитивным, т. е. наиболее благоприятным для развития образного мышления и воображения.

Что такое воображение? Воображение — это присущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение часто называют фантазией. Основная его задача — представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Приведем пример из практики:

На уроке математики, решая любую мыслительную задачу, дети используют какую-то информацию. Однако бывают ситуации, когда имеющейся информации недостаточно для решения данной задачи. Мышление в этом случае почти бессильно без активной работы воображения.  Именно воображение обеспечивает познание .

  Собственный опыт детей и возможность объективно оценивать окружающий мир недостаточны. “Поле неопределенности” в восприятии жизни так высоко, что решить постоянно возникающие перед ним проблемы ребенок может только с привлечением воображения, фантазии. Последние заменяют им недостаток знаний и опыта и помогают относительно уверенно чувствовать себя в сложном и изменчивом мире.

Воображение бывает трех видов. (Слайд № )Старший дошкольный и младший школьный возраст характеризуются активизацией функции воображения. Вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период — сензитивный для формирования фантазии. Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения.

 Их игры — плод буйной работы фантазии. Они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой последней также является воображение. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение.

Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии велико. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.

Для выполнения этой задачи воспитателям и учителям необходимо помогать ребенку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития. Мы предлагаем использовать на уроках и на занятиях игры и тесты, которые помогут развивать в наиболее оптимальной форме фантазию детей. Предлагаемые задания можно использовать и для активизации познавательной деятельности школьников, в частности развития теоретического, абстрактного мышления, внимания, речи и, в целом, творчества.

ВООБРАЖЕНИЕ - ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ УЧЕБЫ

 

Любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Все это невозможно сделать без воображения или фантазии. Например, дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребенку в наиболее полной и свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир. Они способствуют развитию абстрактно-логической памяти и мышления, обогащают его индивидуальный жизненный опыт. Всем известно, что одна из наиболее сложных форм школьного обучения — это написание сочинений по литературе. Общеизвестно и то, что школьники, отличающиеся богатством воображения, пишут их легче и лучше. Однако нередко именно эти дети отличаются неплохими результатами и по другим предметам.

Воображение и фантазия присущи каждому человеку, но люди различаются по направленности этой фантазии, ее силе и яркости.

Затухание функции воображения с возрастом — отрицательный момент для личности. Вместе с тем, воображение может не только облегчить процесс обучения, но и само развиться при соответствующей организации учебной деятельности. Одним из существенных приемов тренировки воображения, а вместе с ним мышления, внимания, памяти и других, связанных с ним психических функций, обслуживающих учебную деятельность, являются игры и задачи “открытого типа”, т. е. имеющие не единственное верное решение. Не менее важна тренировка умения связывать абстрактные или образные, в переносном значении, смыслы с конкретными предметами и явлениями.

2.

Некоторым повезло, у них воображение высокоразвито с первых дней жизни, у других подобные навыки приобретаются лишь с возрастом, с опытом. Однако не стоит отчаиваться, если возможности вашего воображения еще не достигли должного уровня, никогда не поздно заняться его развитием. Конечно, желательно начинать с дошкольного возраста, когда ребенок не обременен заботами и наиболее полно открыт для восприятия новой информации, познания окружающего мира, приобретения новых знаний и умений. Мы предлагаем ряд заданий, позволяющих вам потренировать у ваших детей процесс воображения в комплексе с мышлением.

Тест “Определение уровня воображения”

Инструкция:

Вам предлагается 12 вопросов теста. На них надо отвечать либо "да", либо "нет".

Первая цифра в скобках (количество баллов) означает положительный ответ, вторая - отрицательный.

  1. Интересуетесь ли вы живописью? (2, 1).
  2. Часто ли вы скучаете? (1, 2).
  3. Рассказывая какую-либо историю, любите ли вы украсить ее красочной деталью, добавленной от себя? (1, 0).
  4. Инициативны ли вы на работе, в школе? (2, 1).
  5. "Широко" ли вы пишите, много ли занимаете место на бумаге? (1,0).
  6. Руководствуетесь ли вы в выборе одежды законами моды или собственным вкусом? (2, 1).
  7. Любите ли вы рисовать во время собраний или лекций на листе бумаги одни и те же фигурки? (О, 1).
  8. Слушая музыку, представляете ли вы какие-либо образы, связанные с ней? (1,0).
  9. Любите ли вы писать длинные письма? (2, 1).
  10. Видите ли вы иногда цветные сны? (1, 0).
  11. Любите ли вы мысленно бывать в тех снах, которые знаете лишь по рассказам? (1, 0).
  12. Часто ли вы плачете, расстраиваетесь в кино? (1, 0).

Итак, подсчитайте очки.

14-17 очков: у вас богатое воображение. Если вы сумеете применить его в жизни, то добьетесь больших творческих успехов.

9-13 очков: среднее воображение. Такое воображение встречается у очень многих людей. От вас и только от вас зависит, сумеете ли вы развить его.

5-8 очков: вы реалист в полном смысле этого слова. В облаках не витаете. Однако немного фантазии еще никому не вредило. Поэтому задумайтесь о себе.

Упражнения (тесты) на развитие воображения.

Упражнения предложить на отдельном листе бумаги для каждого обучающегося.

Упр.№1

Посмотри внимательно, на что похожа каждая фигурка? Назови несколько вариантов, а потом можешь её дорисовать так, как ты себе это представляешь.

Упр.№2

Дорисуй линии и фигуры так, чтобы получился волшебный лес со своими обитателями.

Упр.№3

Подумай, как можно эти фигуры превратить в подарки для твоих друзей. Попробуй дорисовать.

Упр.№4

Посмотри внимательно на каждую кляксу и подумай, на что она похожа. Попробуй дорисовать.

Упр.№5

Дорисуй эти кружки так, чтобы из них получилась картинка. Можешь несколько кружков объединить в одну картину.

Упр.№6

Посмотри, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. Попробуй нарисовать что-нибудь сам, соединяя точки.

Упр.№7

На картинке узоры остались только у одной бабочки. Придумай узоры для остальных бабочек и раскрась их.

Упр.№8

Придумай, что можно нарисовать из этих геометрических фигур. Каждую фигуру можно использовать по нескольку раз и можно менять их размеры. Но другие фигуры использовать нельзя. Например, как показано на картинке.

Доказано, что воображение теснейшим образом связано с другими психическими процессами (памятью, мышлением, вниманием, восприятием), обслуживающими учебную деятельность. Таким образом, не уделяя достаточно внимания развитию воображения, учителя начального звена снижают качественный уровень обучения. Вообще, каких-либо проблем, связанных с развитостью детского воображения, у младших школьников обычно не возникает, так что почти все дети, много и разнообразно играющие в дошкольном детстве, обладают хорошо развитым и богатым воображением. Основные вопросы, которые в этой сфере все же могут возникнуть перед ребенком и учителем в начале обучения, касаются связи воображения и внимания, способности регулировать образные представления через произвольное внимание, а также усвоения абстрактных понятий, которые вообразить и представить ребенку, как и взрослому человеку, достаточно трудно.

В связи с этим можно использовать ряд методик:

1. Методика “Вербальная фантазия” (речевое воображение).

Ребенку предлагается придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, а после этого ребенок приступает к рассказу.

В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим признакам:

- скорость процессов воображения;

- необычность, оригинальность образов воображения;

- богатство фантазии;

- глубина и проработанность (детализированность) образов;

- впечатлительность, эмоциональность образов.

По каждому из этих признаков рассказ оценивается от 0 до 2 баллов.

0 баллов ставится тогда, когда данный признак в рассказе практически отсутствует. 1 балл рассказ получает в том случае, если данный признак имеется, но выражен сравнительно слабо. 2 балла рассказ зарабатывает тогда, когда соответствующий признак не только имеется, но и выражен достаточно сильно.

Если в течение одной минуты ребенок так и не придумал сюжет рассказа, то экспериментатор сам подсказывает ему какой-либо сюжет и за скорость воображения ставится 0 баллов. Если же сам ребенок придумал сюжет рассказа к концу отведенного времени (1 минута), то по скорости воображения он получает оценку в 1 балл. Наконец, если ребенку удалось придумать сюжет рассказа очень быстро, в течение первых 30 секунд, или если в течение одной минуты он придумал не один, а как минимум два разных сюжета, то по признаку “скорость процессов воображения” ребенку ставится 2 балла.

Необычность, оригинальность образов воображения расценивается следующим способом.

Если ребенок просто пересказал то, что когда-то от кого-то слышал или где-то видел, то по данному признаку он получает 0 баллов. Если ребенок пересказал известное, но при этом внес в него от себя что-то новое, то оригинальность его воображения оценивается в 1 балл. В том случае, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-то видеть или слышать, то оригинальность его воображения получает оценку в 2 балла.

Богатство фантазии ребенка проявляется также в разнообразии используемых им образов. При оценивании этого качества процессов воображения фиксируется общее число различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, различных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребенка. Если общее число названного превышает десять, то за богатство фантазии ребенок получает 2 балла. Если общее количество деталей указанного типа находится в пределах от 6 до 9, то ребенок получает 1 балл. Если признаков в рассказе мало, но в целом не менее пяти, то богатство фантазии ребенка оценивается в 0 баллов.

Глубина и проработанность образов определяются по тому, на сколько разнообразно в рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу, играющему ключевую роль или занимающему центральное место в рассказе. Здесь также даются оценки в трехбалльной системе.

0 баллов ребенок получает тогда, когда центральный объект рассказа изображен весьма схематично.

1 балл - если при описании центрального объекта его детализация умеренная.

2 балла - если главный образ его рассказа расписан достаточно подробно, с множеством разнообразных характеризующих его деталей.

Впечатлительность или эмоциональность образов воображения оценивается по тому, вызывает ли он интерес и эмоции у слушателя.

0 баллов - образы малоинтересны, банальны, не оказывают впечатления на слушающего.

1 балл - образы рассказа вызывают некоторый интерес со стороны слушателя и некоторую ответную эмоциональную реакцию, но этот интерес вместе с соответствующей реакцией вскоре угасает.

2 балла - ребенком были использованы яркие, весьма интересные образы, внимание слушателя к которым, раз возникнув, уже затем не угасало, сопровождаясь эмоциональными реакциями типа удивления, восхищения, страха и т.п.

Таким образом, максимальное число баллов, которое ребенок в этой методике может получить за свое воображение, равно 10, а минимальное - 0.

2. Методика “Рисунок”

В данной методике ребенку предлагается стандартный лист бумаги и фломастеры (не менее 6 разных цветов). Ребенок получает задание придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На это отводится 5 минут.

Анализ картины и оценка фантазии ребенка в баллах производилась таким же образом, как и анализ устного творчества в предыдущей методике, по тем же параметрам и с помощью такого же протокола.

3. Методика “Скульптура”.

Ребенку предлагается набор пластилина и задание, пользуясь им, за 5 минут, смастерить какую- либо поделку, вылепить ее из пластилина.

Фантазии ребенка оцениваются примерно по тем же параметрам, что и в предыдущих методиках от 0 до 10 баллов.

0-1 балл - за отведенные для работы 5 минут ребенок так и не смог ничего придумать и сделать руками;

2-3 балла - ребенок придумал и вылепил из пластилина что- то очень простое, например, кубик, шарик, палочку, кольцо;

4 -5 баллов - ребенок сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество простых деталей, не более двух - трех;

6 - 7 баллов - ребенок придумал что- то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии;

8 - 9 баллов - придуманная ребенком вещь достаточно оригинальна, но детально не проработана;

10 баллов - ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь и достаточно оригинальна, и детально проработана, и отличается хорошим художественным вкусом.

Таким образом, протестировав учащихся экспериментального мы можем оценить общий уровень развития их воображения следующим образом.

25- 30 - баллов - очень высокий уровень;

19 - 24 баллов - высокий уровень;

10 -18 баллов - средний уровень;

5 - 9 баллов - низкий уровень;

0 - 4 баллов - очень низкий уровень.

Таким образом, нельзя не согласиться с выводами ученых-психологов, исследователей о том, что воображение является одним из важнейших психических процессов и от уровня его развития, особенно у детей младшего школьного возраста, во многом зависит успешность усвоения школьной программы.

3.

Несмотря на большую занятость педагогов начального звена, учителю необходимо ставить задачу подбора дополнительного материала к изучаемым произведениям, предусмотренным программой, позволяющего наиболее эффективно соединить обучение младших школьников с развитием их познавательных возможностей, в том числе и воображения, и наиболее полно использовать при этом специфику чтения как учебного предмета.

Формы и методы по развитию воображения у детей младшего школьного возраста на уроках чтения

Программное содержание чтения как учебного предмета состоит из ряда разделов:

  • устное народное творчество, куда включены русские народные песни, сказки, былины;
  • русская классика (поэзия и проза);
  • литературные сказки (и др.).

Представленные в учебниках литературные произведения, на мой взгляд, открывают широкий простор учителю для подбора упражнений и заданий на развитие воображения и творческой фантазии у учащихся начального звена.

Воображение тесным образом связано с такими качествами, как эмоциональность, интерес, многими личностными качествами. На основе взаимосвязи воображения с вышеперечисленными качествами, можно проводить работу по развитию воображения на уроках чтения.

Воображение и эмоции

Любая эмоция имеет внешнее выражение. Умение правильно распознать состояние героя литературного произведения по выраженности чувств, позволяет ребенку глубже проникнуть в суть произведения, прочувствовать замысел автора, определить, кто из героев положительный, а кто - отрицательный.

На каждом уроке чтения основным для развития воображения и эмоций, является использование схематических изображений человеческих эмоций. Задача детей заключается в том, чтобы как можно точнее подобрать для данного героя, для данной конкретной ситуации эмоциональный образ. Сначала дети пытаются изобразить на своем лице выбранную эмоцию и объяснить, почему именно это схематическое изображение эмоции он считает наиболее подходящим. Например, при изучении сказки Одоевского В.Ф. “Мороз Иванович” детям предлагаю найти на схеме эмоцию, характеризующую всех главных героев, проанализировать отдельные эпизоды и показать их эмоциональную значимость.

Эпизод 1. Рукодельница была умная девочка: рано вставала, сама, без нянюшки, одевалась, а вставши с постели, за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодец за водой ходила.

Эпизод 2. А Ленивица меж тем в постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась….. Встанет, попрыгает, да и сядет к окошку мух считать: сколько прилетело да сколько улетело. Как всех пересчитает Ленивица, так уж и не знает, за что приняться и чем бы заняться; ей бы в постельку, да спать не хочется; ей бы покушать, да есть не хочется; ей бы к окошку мух считать - да и то надоело. Сидит, горемычная, плачет да жалуется на всех, что ей скучно, как будто в том другие виноваты.

Эпизод 3. Вот старик проснулся, просит обедать. Ленивица притащила ему кастрюлю, как есть, даже скатерцы не подостлала. Мороз Иванович попробовал, поморщился, а песок так и захрустел у него на зубах.

На последнем уроке изучения данного произведения учащимся предлагаю выбрать наиболее понравившийся эпизод и подобрать к нему соответствующую эмоцию или эмоции.

Эмоции тесно связаны с интонациями. На уроках чтения  можно применять упражнение “Что означает интонация”. Это упражнение развивает воображение на слуховые образы. Учащиеся читают отрывок из произведения А.С. Пушкина “Сказка о царе Салтане”:

Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах  На поднятых парусах Мимо острова крутого, Мимо города большого; Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят…

с разными интонациями: “по-доброму”, “грустно”, “ласково”, “сердито”, “безразлично”, “жалобно”. Каждый ребенок должен читать со своей интонацией, пытаясь придать свою эмоциональную окраску тексту.

Аналогичное задание можно использовать и при чтении прозаического произведения “Какая бывает роса на траве” Л.Н. Толстого.

… Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

В ходе изучения басен И.А. Крылова “Мартышка и очки”, “Ворона и лисица”, “Зеркало и обезьяна” использую игру “Пантомима”. Эта игра является развивающей и оптимизирующей эмоциональный фон за счет активизации воображения. Все дети становились в круг. По очереди каждый выходил в середину круга и с помощью мимики и жестов показывал какое - либо действие из басен. Остальные ребята должны были угадать, какой персонаж и из какой басни был задуман ведущим. Победителями определялись те дети, которые наиболее верно изображали задуманную сценку.

Упражнение “Оживление картины” аналогично игре “Пантомима”, но с усложненным сюжетом. Данное упражнение хорошо развивает образное воображение и использовалось при изучении былин “Добрыня Никитич”, “Добрыня и Змей”, “Илья Муромец и Соловей Разбойник”. Каждой группе можно предложить конверт с названием былины, с определенным сюжетом из нее. Затем учащиеся должны показать немую сцену, иллюстрирующую сюжет картины. Противоположные группы должны объяснить, что они увидели, назвать произведение. Затем выступающая группа должна объяснить, что они изображали, после чего группы меняются местами.

Воображение и интересы

Не секрет, что учитель должен так построить урок, так преподнести учебный материал, чтобы изучаемое произведение вызывало у ребят неподдельный интерес. Для этого можно использовать следующие упражнения и игры:

  1. Игра “Архимед”. Эта игра, основанная на активной работе фантазии, является прекрасным средством стимулирования к учебной деятельности. При изучении произведений детям предлагается ряд проблем. Задача ребят дать как можно больше идей для решения этих проблем. Например, при работе над произведением Л.Н. Толстого “Лев и собачка” предложить разрешить следующую проблему: Как можно успокоить льва?; при изучении сказки “Лягушка-путешественница” - Как упавшей лягушке продолжить путешествие?
  2. Игра “Изобретатель”. Эта игра наряду с фантазией активизирует мышление. Данная игра использовалась при знакомстве с русскими народными сказками. Детям предлагалось несколько задач, результатом которых должны явиться изобретения. Сказка “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” - придумай сказочное заклинание, с помощью которого братец Иванушка, превращенный в козленочка, примет человеческий облик. Сказка “Иван Царевич и Серый волк” - представь себе, что волк заболел и не смог помочь Ивану Царевичу, придумай сказочный вид транспорта, на котором бы передвигался Иван Царевич.
  3. Игра “Веер” используется для развития фантазии и навыков комбинаторики для детей младшего школьного возраста. Детям предлагалось несколько карточек с изображением предметов или сказочных героев. Слева изображен один предмет, справа - три. В центре ребенок должен нарисовать три сложных предмета (фантастических), в которых как бы соединились предметы из правой и левой половины. При изучении произведений Д.Н. Мамина-Сибиряка “Сказка про храброго Зайца-Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост” слева предлагалось изображение Зайца, справа - волка, лисы и медведя.
  4. Игра “Превращения”. Эта игра направлена на развитие изобретательности ребенка, то есть воображения в сочетании с творческим мышлением. Она расширяет область представления ребенка об окружающем мире. Данная игра построена на универсальном механизме детской игры - имитации функций предмета. Например, при изучении произведения Л.Н. Толстого “Прыжок” детям предлагалось с помощью мимики, пантомимики, имитации действий с предметами превратить обыкновенный предмет (например, шляпу) в совершенно другой предмет, с другими функциями.

Воображение и личность

Общеизвестно, что воображение тесно связано с личностью и ее развитием. Личность ребенка формируется постоянно под влиянием всех обстоятельств жизни. Однако есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития - это игра. Основной психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение, фантазия.

Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость, честность. Через работу воображения происходит компенсация недостаточных пока еще реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия.

  1. Игра “Сценарий”. За короткий промежуток времени дети совместно должны придумать сценарий к фильму. Каждый ребенок предлагает придумать название одного или двух предметов из изучаемого произведения. Затем дети придумывают историю, в которой должны фигурировать все названные персонажи.
  2. Игра “Наоборот”. При изучении любого произведения, учащиеся должны поменять характеры героев и представить, какая бы получилась сказка.

Кроме вышеописанной работы над развитием воображения и его взаимосвязи с эмоциями, интересами и личностными качествами, широко использую такие приемы, как словесное рисование, написание творческих работ, иллюстрирование произведений.

Для повышения эмоционального уровня художественного текста, для развития воображения можно использовать словесное рисование или иллюстрирование, которое проводится по вопросам или заданиям такого типа: “Как вы представляете себе обстановку в какой-то момент действия? Представьте себе, что все это нарисовано на картине. Расскажите так, будто все это находится перед вашими глазами”

Словесные картины (преимущественно - устные, реже - письменные) “рисуются” к тем эпизодам, которые наиболее существенны в понимании идейного замысла произведения; так же иллюстрировались описания природы в поэтических произведениях, портреты героев. К одному рассказу “нарисовать” две-три картины - иллюстрации, таким образом, получается картинный план, который отражает самые важные моменты произведения.

Вариантом словесного рисования служит так называемая воображаемая экранизация: учащимся можно предложить словесно нарисовать ряд кадров, вообразив, будто рассказ проходит перед их глазами на экране. Воображаемую экранизацию можно провести с участием практически всех учащихся.

Одной из сложных, но интересных форм творческой перестройки текста, на мой взгляд, является его инсценирование. Переходом от обычного чтения к инсценированию служит чтение по ролям. При пересказе дети передают лишь диалоги, а ведущий (ребенок) кратко обрисовывает обстановку, на фоне которой протекает действие.

 

ВООБРАЖЕНИЕ И ЭМОЦИИ

Воображение тесно связано с эмоциями. Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную картину состояния детей. Общеизвестно, как дети воспринимают сказки. Они переполнены эмоциями, по силе не уступающими эмоциональной картине взрослых в самые значимые моменты жизни. А детская игра? Она просто теряет смысл для ребенка, если у нее отсутствует яркий эмоциональный фон.

Итак, мы можем сделать следующий вывод: используя богатство эмоциональных состояний ребенка можно успешно развивать его воображение и, наоборот, целенаправленно организуя его фантазию, можно формировать у ребенка культуру чувств.

ВООБРАЖЕНИЕ И ИНТЕРЕСЫ

Воображение тесно связано с интересами.

Интересы имеют большое значение в жизни человека. Поскольку интересы проявляются в положительных эмоциях человека, то они вызывают чувство удовлетворения от работы. Они позволяют легко сосредоточивать внимание на работе, увеличивают работоспособность. Общеизвестно, что любой учебный процесс идет тем успешнее, чем больше интерес к учебе у ученика.

Для развития ребенка очень важно формирование многих интересов. Следует отметить, что для дошкольника и школьника вообще характерно познавательное отношение к миру.

Ему “интересно все”. Такая любопытствующая направленность имеет объективную целесообразность. Интерес ко всему расширяет жизненный опыт ребенка, знакомит его с разными деятельностями, активизирует его различные способности. Однако реально узнать, увидеть, “попробовать все” не под силу ребенку, и здесь на помощь приходит фантазия. Фантазирование значительно обогащает опыт ребенка, вводит его в воображаемой форме в ситуации и сферы, не встречаемые им в реальной жизни. Это провоцирует у него появление принципиально новых интересов. С помощью фантазии ребенок попадает в такие ситуации и пробует такие деятельности, какие в реальной действительности ему недоступны. Это дает ему дополнительный опыт и знания в житейской и профессиональной сфере, в научной и нравственной, определяет для него значимость того или иного объекта жизни. В конечном итоге формирует у него многообразные интересы. В наиболее яркой форме фантазия сливается с интересом в игре. Именно поэтому многие методики, направленные на развитие интересов, строятся на принципе фантазирования в игровой деятельности. Фантазия не только развивает интересы вширь, обеспечивая их разносторонность, но и углубляет уже сформировавшийся интерес. Используя методические приемы, построенные на воображении, можно значительно улучшить успехи ребенка в интересующей его деятельности. Ниже мы познакомимся с рядом таких методик.

ВООБРАЖЕНИЕ И ТАЛАНТЛИВОСТЬ

 

Воображение — это всегда создание нового в результате переработки прошлого опыта. Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии. Творчество — сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом, центром. Новый продукт, получаемый личностью, в творчестве может быть объективно новым (т. е. социально значимым открытием) и субъективно новым (т. е. открытием для себя). У большинства детей чаще всего мы видим продукты творчества второго рода.

Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Последние, в свою очередь, определяют успешность учебы ребенка. Вместе с тем и само воображение значимо включено в учебный процесс, поскольку он на 90 процентов состоит из открытия нового. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы — различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т. д. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной. Творческая деятельность развивает эстетическое чувство ребенка. Через эту деятельность формируется эстетическая восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного.

Все дети, особенно старшие дошкольники и школьники младшего и среднего возраста, любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, занимаются народными ремеслами и т. д. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством не только независимо от места и времени, но, самое главное, независимо от личностных комплексов. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их проявлять. Дети, в отличие от взрослых, способны искренне проявлять себя в художественной деятельности. Они с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках и викторинах.

Развитая способность воображения, типичная для детей младшего школьного возраста, постепенно теряет свою активность по мере увеличения возраста. Вместе с тем теряется живость и свежесть впечатлений, оригинальность ассоциаций, остроумие сравнений и многое другое. Таким образом, очевидно, что воображение тесно связано с личностью, ее развитием. Ранее мы уже отмечали, что воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формирует осознание нравственных норм. Все это - составляющие личности. Личность ребенка формируется постоянно под влиянием всех обстоятельств жизни. Однако есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития — это игра. Основной психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение, фантазия.

Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость, честность, чувство юмора.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы познакомились с самыми общими аспектами развития воображения детей. Мы увидели, как важна эта функция для общего развития ребенка, для становления его личности, для формирования жизненного опыта. В силу важности и значимости воображения для ребенка необходимо всячески помогать его развитию и, одновременно, использовать его для оптимизации учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста

программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста разработана с учетом отработки  звукового ряда.  В ситему собранный материал по развитию общей и мелко...

«Сохраним личность ребенка физически, психически, духовно здоровой!» (Развитие целостного мировоззрения у детей дошкольного и младшего школьного возраста)

Современная школа  в результате непрерывных реформ может утратить такую функцию образования, как формирование образов и смыслов – гуманитарная составляющая, концентрируясь на оказании образовател...

Развитие творческого воображения у детей с ОВЗ младшего школьного возраста на уроках математики

Проект ориентирован на развитие творческого воображения детей с ограниченными интеллектуальными возможностями на уроках математики в начальной школе. Особое внимание уделяется на подбор специальных ме...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

      Многие специалисты утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это свя...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

      Многие специалисты утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это свя...

«Развитие приёмов самоконтроля у детей дошкольного и младшего школьного возраста на логопедических занятиях»

       Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок....