Портфолио учителя начальных классов Босенко Светланы Алексеевны
методическая разработка (1 класс) на тему

Босенко Светлана Алексеевна

Портфолио содержит материалы педагогической деятельности Босенко Светланы Алексеевны, учителя начальных классов.

Главная цель данного портфолио – проанализировать и представить значимые  профессиональные результаты и обеспечить мониторинг профессионального роста учителя. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в обучении и воспитании, а также проследить творческую и самообразовательную деятельность педагога, показать умения учителя решать профессиональные задачи, анализировать стратегию и тактику профессионального поведения,   оценить профессионализм учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САФОНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ПОРТФОЛИО

учителя начальных классов

Босенко Светланы Алексеевны

 

                                                    2013


Содержание папки

Личные данные.

Раздел 1. Образовательный ценз работника (уровень образования, полученная квалификация, повышение квалификации).

Раздел 2. Профессиональный статус.

Раздел 3. Характеристика деятельности педагога:

                 3.1. Результативность (в области академической успешности, воспитания и здоровьесбережения)

3.2. Профессиональные действия и средства.

3.3. Отношение к профессиональной деятельности педагогического работника детей, их родителей, руководства школы

Раздел 4. Рефлексивно- аналитическая записка – самооценка профессиональных норм поведения.

Приложения.


Пояснительная записка.

Портфолио содержит материалы педагогической деятельности Босенко Светланы Алексеевны, учителя начальных классов.

Главная цель данного портфолио – проанализировать и представить значимые  профессиональные результаты и обеспечить мониторинг профессионального роста учителя. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в обучении и воспитании, а также проследить творческую и самообразовательную деятельность педагога, показать умения учителя решать профессиональные задачи, анализировать стратегию и тактику профессионального поведения,   оценить профессионализм учителя.  

Задачи портфолио:

  • показать умения учителя решать профессиональные задачи, обеспечивающие эффективное решение профессионально-педагогических проблем;
  • показать владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами; использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе; охарактеризовать квалифицированную работу с различными информационными ресурсами;
  • проанализировать стратегию и тактику профессионального поведения; умение вырабатывать технику взаимодействий с воспитанниками, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных целей;
  • оценить профессионализм учителя, использование в профессиональной деятельности законодательных и нормативных правовых документов.


МОЁ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО:

1. Вера в успех, в детей, в свою работу.

2.  Принцип бережного прикосновения.

3. Учитель не тот, кто учит, а у кого учатся.

4. Принцип целесообразности. Здравый смысл во всём.

5. Мудрость и терпение. У всех всё получится.

6.Принцип трёх «не»: не спешить, не вредить, не винить


                                                                                                  Я иду на урок.

И мне кажется, точно не знаю

                                                                      Что за день предстоит,

                                                                          Где начало его, где итог.

                                                                   Но за счастьем иду!

                                                                            Это я уж давно понимаю.

                                                        Я иду на урок

                                                                            Удивительный школьный урок…

          Я – учитель! Это звучит гордо. Считаю, что моя профессия должна быть самой благородной, почитаемой на Земле. Ведь к нам приходят совсем несмышленые дети, и мы добиваемся от них, чтобы они стали образованными, порядочными. Сколько сил мы учителя вкладываем в детей, чтобы они хорошо усвоили программу начального образования! А сколько работы над тем, чтобы воспитать культурного человека, обогатив его принципами нравственности! Это происходит на каждом уроке, после каждой прочитанной книги, ежеминутно, ежесекундно. Я горжусь тем, что многие мои ученики трудятся в разных уголках страны, причём очень добросовестно.  Я горжусь не только теми, кто добросовестно трудится на благо нашей Родины, но и теми, кто имеет хорошую семью, являются любящими отцами, матерями.


«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть  учителем»

Конфуций

Личные данные

Полное наименование образовательного учреждения - по Уставу и свидетельству о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц, которое выдается Инспекцией Федеральной налоговой службы;

№ телефона, электронный адрес

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Сафоновская основная общеобразовательная школа»

телефон: 8(472)43-42-1-46

E-mail:  safonschool@mail.ru

Адрес сайта: www.safonovka-school.narod.ru

Фамилия,  имя, отчество

Босенко Светлана  Алексеевна

Год рождения

1968

Образование

 среднее специальное, Белгородское педагогическое училище № 2,  1987 год

Специальность по диплому

учитель начальных классов общеобразовательной школы

Квалификация

учитель начальных классов

Должность

учитель

Преподаваемый предмет (по тарификации или учебному плану)

начальная школа

Педагогический стаж

23года

Стаж работы в данном учреждении

22 года

Год последней аттестации, категория

2010, вторая квалификационная категория

Наличие классного руководства

2 класс

Нагрузка

22 часа

Раздел 1. Образовательный ценз работника.

Самообразование учителя

Тема самообразования

«Активизация познавательной деятельности  младших школьников на уроках математики как условие успешности обучения»

Курсы повышения квалификации

Место прохождения курсовой подготовки, год

Тема

Результат

Белгородский региональный институт ПК ППС, 2006 год

«INTEL – обучение для будущего»,

(свидетельство №3974)

Технология проектного обучения дала возможность расширить мой образовательный уровень и использовать новые формы в работе с учащимися: уроки –презентации, проекты.

Белгородский региональный институт ПК ППС, 2006 год

 «Обновление содержания начального образования в условиях модернизации образования в России» (удостоверение № 4649)

Теоретическая подготовка к переходу на новые образовательные стандарты.

ГОУ ДПО «БелРИПКППС»,

2010 год

«Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: нормативные документы, содержание, технологии»

(удостоверение № 5820)

Теоретическая подготовка к переходу на новые образовательные стандарты.


Раздел 2. Профессиональный статус.

Достижения учителя

Статус

Кем выдано

Содержание

Сертификат,

2012 год

Департамент образования г. Заречного Пензенской области

«За подготовку участников общероссийской викторины, посвященной истории православной культуры»

Грамота,

2013 год

Отдел образования Ивнянского района

«За подготовку победителя в номинации «Литературное чтение» муниципального тура II Всероссийской олимпиады «Ученик 21 века»

Благодарность по школе,  приказ №20 от 04 апреля 2013 года

МБОУ «Сафоновская ООШ»

«За участие в тематическом месячнике «Семья. Как распознать беду»

Грамота,

 2013 год

Отдел образования Ивнянского района

«За 3 место в районной экологической акции «Первоцвет-2013, номинация «Эко-просвещение»

Грамота,

2013 год

МБОУ «Сафоновская ООШ»

«За многолетний добросовестный труд и творческий подход в деле воспитания и образования подрастающего поколения»


Участие в педагогических чтениях, семинарах, методических совещаниях

Место, год проведения

Тема выступления

Результат

Выступление на межшкольном семинаре учителей начальных классов, 2011 год

«Планируемые результаты начального образования по русскому языку»

Выступление на педагогическом совете, 2012 год

«Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения»

Выступление на педагогическом совете, 2013 год

«Внеурочная деятельность младших школьников»


Распространение передового опыта (презентации уроков  и мероприятий)

Название урока, мероприятия

Время проведения

Кем используются материалы

Открытый урок русского языка «Состав слова», 2 класс

2011-2012 учебный год

Материалы урока используются учителями школы, размещены на сайте www.prosholu.ru

Урок литературного чтения «Лиса и журавль

сская народная сказка»,

1 класс

2012-2013 учебный год

Материалы урока используются учителями школы, пополнение банка данных школьной  методической копилки, размещены на сайте www.prosholu.ru 

Открытый урок  литературного чтения «С.Я.Маршак. Апрель»,

1класс

2012-2013 учебный год

Материалы урока используются учителями школы, пополнение банка данных школьной  методической копилки, размещены на сайте www.prosholu.ru

Открытое внеклассное мероприятие « В лес к первоцветам»

2012-2013 учебный год

Материалы урока используются учителями школы, пополнение банка данных школьной  методической копилки, размещены на сайте www.prosholu.ru

Тематический классный час «Внимание-наркомания!»

2012-2013 учебный год

Материалы классного часа используются учителями школы, размещены на сайте www.prosholu.ru

Родительское собрание «Поговорим о наркомании»

2012-2013 учебный год

Материалы родительского собрания используются учителями школы.


Раздел 3. Характеристика деятельности педагога.

3.1. Результативность.

Позитивная динамика учебных достижений обучающихся

Предмет

2010-2011 учебный год

3 класс

2011-2012 учебный год 4 класс

Литературное чтение

64 %

64%

Русский язык

50 %

64%

Математика

50 %

64%

Окружающий мир

64%

64%

Содержание критерия

2010-2011 учебный год

3 класс

2011-2012 учебный год

4 класс

Всего обучающихся

6

6

Успеваемость

100%

100%

Качество обучения

50%

64%

Достижения учащихся

Конкурс

Год участия

Результат

Праздник «Зимние забавы», оргкомитет отдела образования Ивнянского района

2011-2012 учебный год

Грамота команде «Снегири», призер праздника «Зимние забавы»

Общероссийская викторина, посвященная истории православной культуры

2011-2012учебный год

Свидетельство участника,  количество баллов- 52

Всероссийская дистанционная мультиолимпиада – марафон «Муравейник»

2011-2012 учебный год

Сертификат участника

Всероссийская олимпиада «Ученик 21 века»: пробуем силы, проявляем способности

2011 – 2012 учебный год

Диплом победителя муниципального тура


Здоровьесбережение

В школе реализуется программа «Здоровье», главным целевым ориентиром которой является формирование здорового образа жизни.

Направление деятельности:

  • Приобщение всех учащихся к различным формам физической культуры путём привлечения их в спортивные секции, оздоровительные группы, спортивные состязания.
  • Организация интересного и плодотворного досуга во внеурочное и каникулярное время.

Мною в рамках данной программы разработаны и проводятся мероприятия

Мероприятие

Год

Кем используется материал

Комплексы гимнастических упражнений на уроках для различных частей тела

2012-2013 учебный год

Используют учителя начальной школы

Комплекс гимнастик:

оздоровительная;

пальчиковая,

дыхательная.

постоянно

Используют учителя начальной школы

Санитарно-просветительская  помощь:

  • ЗОЖ «Мойдодыр»;
  • Беседа с учащимися  «Профилактика гриппа»;
  • ЗОЖ «Витамины»

2012-2013 учебный год

 

Материалы бесед используют учителя начальной школы

Тематическое родительское собрание «Внимание-наркомания!»

2012-2013 учебный год

Материалы собрания используют учителя школы, памятки распространены среди родителей

Физкультурные музыкальные паузы с различными двигательными упражнениями

Постоянно

Используют учителя начальной школы


3.2. Профессиональные действия и средства.

Использование технологий

Название используемой технологии

Обоснование применения технологии

 Результат

1          

Уровневая дифференциация

Образовательная модель «Начальная школа 21 века»

Под руководством Н.Ф. Виноградовой

У  учащихся формируются обобщённые интеллектуальные умения: умение анализировать сложившуюся ситуацию и делать выводы;

 видеть разные функции одного и того же объекта; устанавливать связи объекта с другим выделять существенные признаки; сравнивать объекты; классифицировать их; обобщать наблюдаемые явления; переносить известные способы деятельности  в другие условия.

2        

Технология коллективных творческих  дел (КТД)

Младшие школьники предпочитают коллективные дела индивидуальной деятельности. Ребёнок приучается к труду, выполнению определённых обязанностей, к соблюдению правил и норм жизнедеятельности.

1.Дети научились определять творческие задачи и проблемы.

2.Вырабатываются  ценности и идеалы  коллектива исходя из личностных интересов. 3.Создаются  условия включения детей в творческую деятельность.

4.Оцениваются результаты коллективной деятельности с точки зрения каждого.

5. Формируется толерантная среда.

3

Игровая технология

Младшие школьники учатся моделировать жизненные ситуации, находить пути решения  через игровую деятельность.

Формировать функции межнациональной коммуникации, самореализации ребенка  в игре, успешная адаптация учащихся к школе.

4

Использование ИКТ

Повышение интереса к предмету; развитие самостоятельности и творческой активности учащихся, привлечение жизненного опыта детей.

Дети сами участвуют в подготовке презентаций; умеют выбирать нужную и полезную информацию.

5

Здоровьесберегающие технологии

Сформировать у младших школьников необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Я работаю по образовательной модели «Начальная школа 21 века».

 Решить проблему обучения учащихся с различным уровнем подготовки мне позволяет технология  уровневой дифференциации, которая  предполагает, что любое новое знание должно опираться на субъективный опыт ученика, на его склонности, интересы, ценности.

Действенным приемом обучения школьников, способствующим достижению поставленных задач, я считаю дифференцированный подход к ученикам. Применение его вызывает интерес к изучению предметов, развивает их способности, необходимые навыки и умения, активизирует речемыслительную деятельность.

Со второго полугодия третьего класса я нередко предлагаю хорошо успевающим ученикам на отдельных этапах урока заменять меня, взять на себя роль учителя. Такой прием  приучает ребят к самостоятельности, воспитывает у них смелость, умение определять свои действия в различных ситуациях. Он способствует в дальнейшем также организации групповой  и парной работы. Дифференцированный подход к ученикам с разным уровнем обученности я осуществляю и при определении домашнего задания.

В обучении русскому  языку и литературному чтению использую так же игровые технологии. Большими обучающими возможностями  обладает ролевая игра, которая:

  • предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему;
  • способствует расширению ассоциативной базы;
  • способствует формированию учебного сотрудничества;
  • имеет образовательное значение.

Таким образом, ролевая игра обладает большими возможностями в практическом, образовательном и воспитательном отношениях.

Я  применяю различные образовательные средства ИКТ при подготовке к уроку;  непосредственно на уроке (при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля знаний); для организации внеурочной деятельности учащихся.

Использование данных технологий способствует повышению мотивации учащихся к изучению русского  языка, развитию личности школьника и его познавательных способностей, что в свою очередь позволяет мне достигать желаемых результатов в обучении.


Отзыв  родителей о работе учителя начальных классов

Босенко Светланы Алексеевны

 

         Первые впечатления о школе, об учителях у детей складываются от знакомства с первым учителем, занятий, которые он проводит. Мы считаем, что нашим детям очень повезло, так  как их первым педагогом стала Светлана Алексеевна Босенко.

За время обучения  у Светланы Алексеевны ребята успели  полюбить её. Ведь она добрый, отзывчивый, хотя вместе с тем строгий и требовательный педагог. Галина Георгиевна всегда творчески подходит как к подготовке, так и к проведению своих занятий.

С какой радостью, возвращаясь домой из школы, ребята рассказывают, что они делали на уроках, что нового узнали.

Светлана Алексеевна  большое внимание уделяет не только обучению русскому языку, математике, чтению и другим предметам, но и проведению внеклассных мероприятий. Очень интересно проходят  классные часы, праздники. Много интересных встреч организовано ею в школе, которую и  мы  посещаем вместе с детьми. Она смогла найти индивидуальный подход к детям,  способствует развитию их интересов и наклонностей.

Наша учительница учит детей быть отзывчивыми, справедливыми, добрыми, воспитывает взаимопонимание, взаимопомощь, чувство товарищества.

Родительский комитет

 

 


Отзыв

об учителе начальных классов

МБОУ «Сафоновская основная общеобразовательная школа»

Босенко Светлане Алексеевне  от зам. директора по УВР.

Босенко Светлана Алексеевна – учитель второй квалификационной категории с 23 – летним стажем педагогической деятельности.

Имеет среднее специальное образование: в 1987 году окончила Белгородское педагогическое училище по специальности «учитель начальных классов общеобразовательной школы».

В МБОУ «Сафоновская ООШ» села Сафоновка Ивнянского района Белгородской области работает с 1987 года. Её педагогический стаж составляет 23 года.

Босенко С.А. – опытный, творчески работающий педагог, обладающий высокой педагогической  культурой, системой знаний по педагогике и возрастной психологии.  

Светлана Алексеевна - творческая личность. На уроках применяет новые технологии, использует ИКТ, поэтому её уроки интересны и надолго запоминаются.

Светлана Алексеевна дает на уроках прочные знания и воспитывает истинных граждан.

Она очень отзывчивый и искренний человек, готовый прийти на помощь по первому зову.  

Босенко С.А. имеет грамоты от отдела образования и школы.

Учитель своевременно повышает свои педагогические знания на курсах повышения квалификации. Последние курсы были пройдены в 2010 году.

16.04.13 г.          

Заместитель директора поУВР:                  С.Ю.Аношкина

 


Раздел 4. Рефлексивно – аналитическая записка – самоанализ профессиональных норм поведения

Я, Босенко Светлана Алексеевна, учитель начальных классов второй квалификационной категории, образование среднее специальное педагогическое, педагогический стаж работы – 23года.

Свою педагогическую деятельность выстраиваю, руководствуясь Законом РФ «Об образовании»; инструктивно-методическим письмом « О преподавании предметов в начальной школе в условиях перехода на ФГОС в Белгородской области в 2013-2014 учебном году» ;нормативными документами, регламентирующими деятельность учителя начальных классов; образовательной программой и программой развития школы

Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации».

Главная цель начального образования – сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, его физического и психического развития,  становление элементарной культуры деятельности, развитие готовности к самообразованию, формирование коммуникативных умений.

      Одной из важнейших целей школы является развитие творческой личности, формирование культурно-ценностных ориентиров, индивидуальности учителя и обучающегося, организация работы разновозрастных групп в условиях сетевого взаимодействия. Для этого изменена структура, разработаны и осуществляются на практике содержание и соответствующие ему формы, средства и методы обучения.

Целью своей работы считаю сохранение и поддержку индивидуальности каждого ребенка. Основной задачей для достижения этой цели считаю оказание педагогической поддержки развитию интересов, индивидуальных склонностей и способностей учащихся, в чём мне помогает система заданий, разработанных авторами комплекта по программе «Начальная школа 21 века».

  УМК «Начальная школа 21 века» позволяет организовать учебный процесс с помощью различных методов и форм. Основной особенностью методов и форм является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат.

Обобщающими характеристиками содержания комплекта являются следующие:

 - личностно-развивающий характер образования с приоритетом духовно-нравственного развития ребенка;

 - гражданско-ориентированный характер образования, предусматривающий воспитание ребенка гражданином своей страны, развивающий чувства гражданственности и патриотизма.

  Свои  рабочие  программы по предметам разрабатываю на основе Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, в соответствии с образовательной программой ОУ, уставом ОУ, положением о рабочих программах.  

 Для работы по УМК «Начальная школа 21 века»  у меня есть подборка дидактических и методических материалов. Это учебники, методические поурочные разработки, книги для чтения, демонстрационные таблицы по русскому языку, математики, литературному чтению, окружающему миру, контрольно – измерительные материалы, тестовые задания. Весь материал систематизирован по классам, предметам и темам.

Принимая детей в первый класс, я ставлю перед собой цель сформировать в каждом из своих будущих выпускников социально адаптированную личность с активной жизненной позицией. При формировании детского коллектива обращаю особое внимание на развитие доброжелательных и творческих отношений между детьми. Этому способствует система  бесед, классных часов, экскурсий, коллективно-творческих дел. Провожу мероприятия  на социально-значимые темы, касающиеся профилактики дорожно-транспортного травматизма, таких «социальных» заболеваний, как алкоголизм, токсикоманию.

         В процессе обучения, в воспитательной деятельности использую инновационные модели - целенаправленные организованные ситуации, создавая условия для реализации права личности на индивидуальный творческий вклад, условия сотворчества и сотрудничества. Расширяю социальный опыт детей средствами внеурочной и внешкольной деятельности (экскурсии, походы, предметные недели, общешкольные праздники).

 Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Моя главная цель – вызвать у детей эмоциональный интерес, создать условия, максимально раскрывающие творческие способности учащихся. Продумываю структуру каждого урока так, чтобы дети могли открыть для себя новое, обратили внимание на главное, важное, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Даю шанс самым неуверенным учащимся. Постоянно совершенствую интенсивные методы нового образования: самостоятельное «строительство» знаний путём творческого поиска решений и открытий.

            На уроках литературного чтения  веду диалог с учащимися, подталкивая их к размышлению. Выбор метода работы на уроке зависит от специфики текста. Но есть позиции, общие для любого урока. Учитель и ученик выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но необходимого опыта, высказывая свои мысли о прочитанном произведении. Дети не боятся высказывать свое собственное мнение, так как ни одно из них я не называю ошибочным. Все детские версии  обсуждаю не в жесткой оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. В этих условиях все ученики стремятся быть «услышанными», высказываются по затронутой теме, работают над собой – каждый в силу своих индивидуальных возможностей.  Нравится моим ученикам  инсценировать произведения. Здесь – полный простор для творчества, проявления личностных качеств и талантов детей. Все же основная задача литературного чтения – формирование читательских умений и привитие интереса к чтению. Так некоторые ученики любят читать сказки, и я предлагаю им сочинить свою сказку.  Я координирую стремления детей, направляю их, помогаю в выборе хорошей литературы. Они делятся со мной впечатлениями о прочитанных дома книгах, а я советует прочитать ту или иную книгу по интересующей их теме. Таким образом, осуществляется дифференциация обучения.

            На уроках математики веду целенаправленную и систематическую работу по формированию у детей приемов умственной деятельности в процессе усвоения математического содержания.

           На уроках окружающего мира ученики всегда наиболее  активны, стремятся поделиться своими наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал из разных источников. В стремлении создать условия для успешного познания окружающего мира учащимся с разным типом восприятия,  я предоставляю им возможность более самостоятельно «открывать» новые знания, новые способы взаимодействия с учебным материалом. Большую роль в реализации такого подхода играют практические работы, экскурсии и организованные наблюдения.

Развитию творческой индивидуальности учащихся способствуют уроки  технологии, которые проходят в атмосфере свободного общения. Дети увлеченно работают над созданием поделок, применяют свои творческие способности на практике, помогают товарищам справиться с трудностями. В процессе такой работы учащиеся приобретают знания о гармоничном устройстве мира и о месте в нем человека, проникаются уважением к культурным традициям и людям – носителям этих традиций.

            Следует подчеркнуть, что работа с индивидуальностью каждого ученика ставит учителя в новую позицию – быть одновременно и учителем, и психологом, умеющим осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального возрастного развития и личностного становления. Результатом работы  является повышение уровня самооценки и самоконтроля учащихся их творческие успехи, стабильные показатели качества знаний.

Для раскрытия творческих способностей детей  я  применяю активные формы и методы: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, турниры, собеседования, олимпиады, наблюдения, творческий труд, поисковые эксперименты, индивидуальные занятия, художественно-эстетическую деятельность. 

На внеурочных занятиях предлагаю детям не только решение занимательных и олимпиадных заданий по преподаваемым  предметам, но и совместно с учащимися создаю обучающие мультимедийные проекты-презентации, готовлю открытые мероприятия, занимательные уроки, материалы для   проведения предметных недель.  Всё это позволяет  мне  формировать положительную учебную мотивацию по предметам, развивать кругозор учащихся, формировать новые умения и навыки в учебной деятельности.

В своей деятельности постоянно ищу пути для того, чтобы воспитать и развить в ребёнке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.  Тема моей работы по самообразованию «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики как условие успешности обучения ».  Работая над данной темой, я применяю  следующие образовательные технологии.

Игровые технологии сохраняют познавательную активность ребенка и облегчают сложный процесс обучения, способствуют как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности. Игровые технологии использую на уроках, в основном  в 1-2 классах. Считаю, что хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала.

     Проектные технологии применяются мною на уроках, во внеурочной деятельности, внеклассной работе. Я не «навязываю» ученикам информацию, а направляю их самостоятельный поиск, например: «Всё ли знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться? Иными словами, действую по принципу: «…ничего не делай за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению, а остальное я сделаю сам». Особое  внимание обращаю на формирование у детей необходимых качеств:

- деловые отношения, умение взаимодействовать в группах, планировать совместную работу, договариваться о способах разделения обязанностей,

- умение презентовать себя, объективно оценивать свою работу, выслушивать мнение участников проекта, конструктивно реагировать на критику со стороны своих товарищей.

Коммуникативные технологии, используемые мной, позволяют развивать у учащихся такие навыки:

- умение работать в группе;

- высказывать свое личное мнение;

- выслушивать мнение товарищей;

- создавать благоприятный психологический климат,

  атмосферу взаимопомощи, толерантности.

           Исследовательские технологии мне нравятся тем, что в них могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и дети, которые испытывают трудности в обучении. Просто уровень исследования будет иным. Мотивация исследовательской деятельности реализуется через формирование у учащихся познавательной активности, развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи, умений обобщать и систематизировать информацию, коммуникативных умений, формирование наблюдательности и внимания, умений работать с художественным и научным текстом.                                                                                      

        Компьютерные технологии. Активно использую в своей практике ИКТ. Выступление с опорой на мультимедиа-презентации использую не только сама, но и привлекаю к этому учащихся. С помощью ИКТ дети  узнают новые способы сбора информации и учатся пользоваться ими, расширяется их кругозор, повышается мотивация учения.

Использование этих технологий предлагает новые подходы к процессу обучения, в первую очередь деятельностный и личностно - ориентированный.

             В процессе обучения важную роль играет внеурочная деятельность.  Являюсь активным участником  проведения предметных недель в начальной школы. Интересны и разнообразны их формы проведения: конкурсы стихов, викторины, олимпиады, интеллектуальные марафоны, выпуск стенгазет.

Все мероприятия оказывают большое влияние на формирование духовно-нравственных качеств личности учеников, отличаются высоким уровнем методической организации, использованием различных методов и приемов воздействия на внутренний мир детей. В ходе  вовлечения учащихся в различные виды деятельности раскрывается их творческий потенциал, развивается познавательный интерес детей. 

При организации учебно – воспитательного процесса руководствуюсь соответствием учебной нагрузки учащихся.  В течение дня организую  режим занятий с учетом динамики умственной работоспособности, поддерживаю двигательную активность детей: провожу  на уроках физкультурные паузы, в которых есть элементы гимнастики для рук, глаз, упражнения для формирования правильной осанки, подвижные игры на переменах, благодаря чему снижается утомляемость, повышается эмоциональный настрой и работоспособность, что  в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.  

Работаю в тесном контакте с родителями. На родительские собрания подготовила цикл лекций по педагогике, психологии, физиологии и гигиене; педагогические практикумы по рассмотрению различных ситуаций воспитания ребенка в семье и школе. В классе организован родительский комитет. Родители учеников - мои первые помощники в подготовке внеклассных мероприятий, экскурсий, подготовке кабинета к новому учебному году.  


Самоанализ воспитательной деятельности

 

В наше время, время новых технологий, деловых людей, школа несет на себе груз не только обучения, но и воспитания. Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране  делает процесс воспитания еще более трудным. В связи с этим определились цели  и задачи обучения и воспитания моего класса.

Цель: Формирование творческой личности, обладающей и проявляющей интеллектуальную и этическую культуру человека.

Задачи:

  • формировать у обучающихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
  • знакомить обучающихся с опытом и традициями предыдущих поколений.
  • формировать интеллектуальную культуру обучающихся, развивать их кругозор и любознательность;
  • учить обучающихся приемам преодоления проблем в общении;
  • формировать у обучающихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений в обществе.

Воспитание - процесс непрерывный, и, начавшись на уроке, он продолжается, углубляется и дополняется во внеурочной деятельности.

 Мое убеждение, что ребенок - главная ценность общества, выше которой ничего быть не может. В каждом ребенке скрыт неизвестный нам потенциал, который  должен обязательно реализоваться. И мой педагогический принцип - очень осторожно и бережно помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность  независимо от конкретных успехов в учебной деятельности в данный кратковременный момент. Значимо лишь его самоощущение личности, которую принимают и любят без всяких условий.

Поэтому моя позиция по отношению к ребенку такова: он - мой соратник, союзник, соавтор, принимающий и дающий, имеющий право на несогласие, сомнение и даже ошибку. Предлагая учащимся те или иные мероприятия,  прислушиваюсь к мнению детей. Младшие школьники – это учащиеся, которые хотят активно участвовать во всех мероприятиях, ими движет желание получить похвалу, выглядеть успешным в глазах своих родителей и учителя.

В своей работе я развиваю качества у младших школьников:

1. Интерес к самому себе. Вся система воспитательной работы должна пробудить интерес к самому себе. Он должен научиться ставить вопросы и отвечать на них, он должен научиться любить себя в самом хорошем смысле слова.

2.  Самопризнание себя как личности. Классный руководитель должен помочь ученику в формировании адекватной самооценки, самоуважении. Уверенности в своих силах, собственной успешности.

3. Управление самим собой. Умение ученика управлять собой осознанно, а не бездумно подчиняться приказу – одно из важных звеньев в реализации целей воспитания в работе классного руководителя.

4. Уважение чужого мнения – развитие культуры общения, коммуникативных способностей.

5. Любознательность и вовлеченность в деятельность.

6. Эмоциональная устойчивость. Школа наряду с семьей должна развивать положительные эмоции учащихся, а также управлять отрицательными эмоциями.

7. Мотивация действий и поступков.

 Главным  фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентировочный и творческий характер, который представлен в плане воспитательной работы на каждый учебный год. Основу этой деятельности составляет годовой круг традиционных дел:

  • День знаний;
  • «Праздник Осени», выставка поделок из природного материала «Дары осени»;
  • «Здравствуй, Новый год!» - праздник, конкурс рисунков, елочных украшений;
  • Фольклорный праздник «Масленица »;
  • 23 февраля – конкурс  «А, ну-ка, мальчики», изготовление поздравительных открыток;
  •   8 марта -  конкурс «Мисс Дюймовочка», концертная программа для наших любимых мам; изготовление поздравительных открыток;
  •  День именинника – проводится по сезонам;
  •  День семьи,  день матери;
  •   Праздник «Не забыть нам этих лет…», конкурс рисунков о войне, изготовление открыток для ветеранов ВОВ;
  • профилактика дорожно-транспортного травматизма (игры, викторины, классные часы).

Особенности  обучения в современной школе во многом определяются все нарастающим объемом информации, постоянной модернизацией и усложнением учебных программ.  Безусловно, подобные условия обучения предъявляют организму младшего школьника самые высокие требования. Поэтому важно, чтобы дети прошли этот нелегкий путь без ущерба для своего здоровья, не утратив интереса к учебе, не потеряв веру в себя, в свои силы. Ученики моих классов  принимают участие в школьных и других спортивно-массовых мероприятиях.

 В целях формирования  осознанной потребности в сохранении и укреплении здоровья провожу следующие мероприятия:

  • Дни здоровья;
  • Пешеходные прогулки в лес;
  • Конкурсы рисунков;
  • Конкурсы и защита плакатов по различным темам;
  • Тематические классные часы.

Провожу индивидуальные и коллективные санитарно- просветительские беседы по вопросам профилактики инфекционных заболеваний, профилактики вредных привычек.

            Раскрытие потенциала каждого ребёнка, признание его как личности, умение добиваться чего-либо им в окружающей его действительности – эти приемы  я использую в своей работе. Потенциал ребёнка в большей степени выявляется через игру. Поэтому большинство мероприятий и дел  я провожу в виде игры, конкурсов, викторин.

В формировании и развитии личности обучающихся ведущую роль отвожу гражданско-патриотическому воспитанию, которое способствует становлению социально значимых ценностей у подрастающего поколения. В своей работе по этому направлению: воспитываю уважение к символам и атрибутам Российского государства, прививаю любовь к Малой Родине, к родной школе. Так, на классных часах было организовано изучение государственной символики России, порядка официального использования государственного флага, герба и гимна Российской Федерации. Проводились конкурсы, выставки и экспозиции по вопросам патриотического воспитания детей с использованием государственных символов России. Через внеклассные мероприятия осуществлялось знакомство с историей своей семьи, города, области, региона. Принимали участие в конкурсе рисунков «Я люблю тебя, Россия!» Проводился классный час «Прошлое, настоящее и будущее моего села».

Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Школа и семья - два важнейших воспитательно-образовательных института, которые изначально призваны пополнять друг друга и взаимодействовать между собой. С этой целью в классе ведется большая работа с родителями.  Систематически провожу  классные родительские собрания, разнообразные по формам (организационные, тематические, итоговые, собрания-диспуты). Работу с родителями веду в двух направлениях: повышение педагогической культуры и объединение родителей в сплоченный коллектив.

Задолго до начала учебного года знакомлюсь с родителями будущих первоклассников в рамках дополнительных услуг «Подготовка к школьному обучению». Провожу первое родительское собрание за полгода до поступления в школу, на котором рассказываю, как правильно подготовить ребенка к школьной жизни, знакомлю родителей с правилами внутреннего распорядка школы. Каждый родитель получает памятку, в которой указано, какие школьные принадлежности потребуются первокласснику к началу учебы. Во втором полугодии будущие школьники проходят подготовительный период. В это время ближе знакомлюсь с родителями, стараюсь ответить на их многочисленные вопросы, даю практические советы. На своем опыте убедилась, что не следует запугивать родителей разговорами о сложностях, о большой учебной и трудовой нагрузке первоклассников.

Особое внимание уделяю семьям, где растет один ребенок, и многодетным, так как и в тех и в других семьях встречаются трудности в воспитании детей. Присматриваюсь и к молодым семьям, где подчас родителями являются мои бывшие ученики.

Подводя итоги воспитательной работы, надо отметить, что у детей значительно активизировалась любознательность, инициативность, повысилась заинтересованность в учёбе, сплотился ученический коллектив.

В заключение хочется добавить, что целью любой воспитательной системы является формирование гармонично развитой личности. Целью современной школы является формирование личности информационной, то есть способной не только, и не столько выполнять свои функции, сколько принимать критические решения и устанавливать новые отношения в быстро меняющейся реальности. От учителя, а значит от меня, в данных условиях требуется построить педагогический процесс в соответствии с потребностями и целями современного общества.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообобщение опыта учителя начальных классов Щербаль Светланы Александровны Тема: «Активизация познавательной активности младших школьников на уроках природоведения»

Много приходится поработать учителям начальных классов над тем, чтобы приучить детей думать, проникать в суть явлений, повысить их внимание к слову и действиям учителя, сделать их активными участникам...

Портфолио учителя начальных классов Агеевой Светланы Николаевны

В портфолио включен самоанализ педагогической деятельности учителя, показатели высокой результативности учебной и внеурочной деятельности обучающихся, а также материалы. подтверждающие распространение...

Маршрутный лист учителя начальных классов Гизатуллиной Фаины Алексеевны на 2015 – 2016 учебный год

Маршрутный лист учителя начальных классов Гизатуллиной Фаины Алексеевны  на 2015 – 2016 учебный год...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период учителя начальных классов Терехиной Елены Алексеевны 2015-2020 гг.

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период учителя начальных классов  Терехиной Елены Алексеевны  2015-2020 гг....

Портфолио учителя начальных классов Оспищевой Людмилы Алексеевны

Аттестационный материал для прохождения аттестации на высшую категорию...

ЭССЕ "Я - ПЕДАГОГ!" УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ЕНИНОЙ МАРИНЫ АЛЕКСЕЕВНЫ

Я ОПИСАЛА СВОЮ ЖИЗНЕННУЮ ПОЗИЦИЮ, СВОЁ ОТНОШЕНИЕ К РАБОТЕ, ПОЧЕМУ Я ВЫБРАЛА ИМЕННО ЭТУ ПРОФЕССИЮ."ЕСЛИ ВЫ УДАЧНО ВЫБЕРЕТЕ ТРУД И ВЛОЖИТЕВ НЕГО СВОЮ ДУШУ, ТО СЧАСТЬЕ САМО ВАС ОТЫЩЕТ"  ...