Доклад к семинару
статья по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Мордовскопошатская средняя общеобразовательная школа им. В.В.Кирдяшкина
Ельниковский район
Республика Мордовия
Доклад
на тему:
«Внедрение ФГОС второго поколения»
Составитель: Кирдяшкина Раиса Ивановна
учитель начальных классов
2013г.
Требования новых стандартов состоят в переходе от традиционных технологий к технологиям развивающего обучения, которые носят личностно ориентированный характер обучения, вариативны, повышают ответственность школьников за результаты обучения.
На сегодняшний день образовательные программы, учебники, количество часов остались прежними. А изменился подход к их изучению. По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. А ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни. Поэтому в требованиях нового стандарта – это формирование и развитие у ребенка тех или иных навыков, компетенций.
А внедрение ФГОС второго поколения требует от учителя времени, дополнительных усилий. Учитель должен научить детей не только читать, считать и писать. Ему должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий. Ко второй формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии. А сам учитель должен быть примером для подражания.
С 1 сентября 2011-2012 учебного года в нашей школе начали работу по новому образовательному стандарту второго поколения, который ориентирует образование на новое качество, соответствующее современным запросам личности, общества и образования.
Уже в 1 классе на своих уроках учим детей ставить цель, составлять план ее достижения, осуществлять поиск решения, рефлексировать результаты своей деятельности, осуществлять самоконтроль и давать самостоятельную оценку своей работы на уроке. В условиях безотметочного обучения предлагаю детям оценить свою работу с помощью «дерева - яблони с яблоками трех цветов», которую использую на уроках русского языка, а для уроков математики применяю «светофор», а на уроках окружающего мира использую «смайлики», где они отмечают качество своей работы. Затем обсуждаем это в паре, анализируем в группе, корректируем оценку. С каждым разом дети объективнее оценивают свою работу. Таким образом, дети на основе системно–деятельностного подхода должны учиться учить и оценивать самого себя.
Важным элементом формирования УУД является ориентировка младших школьников в информационно-коммуникативных технологиях. Вполне очевидно, что дальнейшее развитие начального образования будет связано более глубоким внедрением ИКТ - технологий для развития познавательной способности младших школьников.
Мы получили новое оборудование-это компьютеры и мультимедийный проектор, которые широко используем на уроке при подаче материала. Хотелось бы и нам учителям, как и других сельских школ, получить интерактивный моноблок, который поможет расширить возможности работы на уроке. Все новое детям интересно и они постоянно спрашивают, будем ли работать с оборудованием.
В новых ФГОСах большое внимание уделено интегрированному подходу в обучении, который предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам.
Например: на уроке обучения грамоте мы изучаем звук {o}, буквы О, о.
Идет работа над словом «осень».
Далее эта работа продолжается на уроке окружающего мира по теме «Времена года».
На уроке ИЗО – рисуем осень.
На уроке технологии – выполняем сюжетную аппликацию. В результате получается коллективный проект, изображающий осень во всем ее многообразии.
Проектный и исследовательский метод, широко представленный в новых стандартах. Мы с детьми тоже готовим проекты. Проекты различны по форме, теме, содержанию. В 1 классе – это рисунки, поделки. Во 2 классе - мини-сочинения, книжки-малышки. В этом учебном году наши первоклассники представляли свои проекты в форме устных выступлений на тему: «Кто я?», «Какой я?», «Расскажи мне о себе». Также авторы учебников тоже предлагают работу над проектами. По окружающему миру мы сделали уже несколько проектов. Такая работа позволяет привлечь родителей в помощь детям. Проекты делают все. На уроках мы собираем нужный материал, обсуждаем тему, а дома ребята воплощают свои идеи в жизнь. В этом им помогают родители, затем в классе дети защищают свои работы.
В новых ФГОСах нашла свое отражение и тема дифференцированного обучения, которую использую в своей практике. Большое внимание в новых стандартах уделено продуктивности предлагаемых детям заданий, так как продуманное и правильно сформулированное задание – это одно из главных средств достижения нового результата образования.
В своей работе этому вопросу уделяю большое внимание. По итогам диагностики продумываю разноуровневые задания, индивидуальные карточки. Стараюсь не давать знания в готовом виде. Учу сравнивать, обобщать, делать выводы. Тщательно продумываю систему заданий. Стараюсь не задавать прямых вопросов.
Например: -Как обычно ставится вопрос. Перечислите отличия растения от животного?
Я организую работу по-другому:
Например говорю: Лягушонок прыгал и кричал: «Я зеленый – значит я растение! Как вы думаете, что ему ответил умный утенок?» Что тут начинается, ребята высказываются, приводя веские доводы своей правоты. И каждый раз мы должны соглашаться с их ответами, убеждениями.
Изучая новый стандарт, я заметила такую особенность – акцент делается на умение применять знания в жизни, на развитие личности, ее социализацию, т.е. современное образование должно обеспечить способность жить в современном обществе. Поэтому, разрабатывая систему заданий к уроку, делаю акцент, например, в математике не на узнавание и называние пространственных фигур, а на умения находить их в окружающем мире.
На уроках окружающего мира нацеливаю детей не столько на усвоения конкретных знаний, сколько на работу с информацией, схемами, таблицами. Уже в 1 классе учу ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Много работаем в группах. Учимся выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя) критика в виде игры «Шепталка».
Таким образом, в соответствии с ФГОСами, уроки должны строиться по совершенно другой схеме. Перестроиться очень сложно, но я стремлюсь к этому. Стараюсь усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать, что школьные занятия – это необходимая подготовка к жизни. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
Высший пилотаж в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором так организована работа, что учитель лишь направляет и дает рекомендации, заставляя детей мыслить, выдвигать свои гипотезы и аргументировать их. Это сложно, но очень важно для гармоничного развития личности.
Как должен выглядеть портрет нашего выпускника начальной школы?
1. Инициативный
2. Искренний, доброжелательно настроенный к миру, к людям
3. Умеет использовать свои знания и умения в реальных жизненных ситуациях
4. Желает активно высказывать свою точку зрения, аргументировать ее
5. Любознательный
6. Умеет организовывать свои дела, решая различные проблемы
7. Умеет результативно мыслить, добывать информацию и работать с ней
8. Может оценивать свои и чужие поступки, занимать свою позицию
9. Умеет общаться с разными людьми, договариваться с ними, делая что-то сообща
В заключении хочу сказать, что многое зависит от желания и характера педагога. Если учитель открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать первые уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОСов, потому что именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования. Возможно у меня еще не все получается идеально, но думаю я на правильном пути и всему научусь .А ФГОСы… Не так страшен черт, как его малюют. Там есть много хорошего, современного, важного, значимого. А мы учителя всегда отличались тем, что умеем отделять зерна от плевел… Разве это не так?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на семинар
Опыт внедрения ФГОС НОО в МБОУ СОШ №20...
ИКТ в начальной школе (доклад на семинаре)
доклад обосновывает необходимость внедрения ИКТ в начальной школе...
Доклад на семинар "Система оценивания качества знаний в соответствии с ФГОС"
Доклад на семинар "Система оценивания качества знаний в соответствии с ФГОС"...
Доклад на семинаре-практикуме учителей-логопедов "Аграмматическая дисграфия"
Профилактика и коррекция аграмматической дисграфии...
Доклад. Школьный семинар.
Доклад. Школьный семинар....
Доклад на семинаре для заместителей директоров по УВР - 22.03.2018
ДОКЛАД «Обеспечение специальных образовательных условий для реализации адаптированных образовательных программ общего образования, предусмотренных современными требованиями»...
Доклад на семинаре для зам. директоров по ВР_17.01.2018
Доклад на семинаре - совещании для зам. директоров по воспитательной работе «Законодательные основы образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации» 17.01.2018...