Доклад на семинар
статья по теме

Опыт внедрения ФГОС НОО в МБОУ СОШ №20

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Опыт внедрения ФГОС120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 20

Доклад по теме

Подготовила  Величко И.Н.,

руководитель ШМО

учителей начальных классов

Новочеркасск

2013

 «Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления.

Новый век поставил перед школой новые задачи. Одна из главных – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире.

Для решения этих задач был  разработан Федеральный государственный образовательный стандарт  (ФГОС), который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ. Введение ФГОС общего образования, одно из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и ведущий инструмент модернизации общего образования. Новая парадигма образования, реализуемая ФГОС, – это переход от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной, формирующей у обучающихся компетенции самостоятельной навигации по освоенным предметным знаниям при решении конкретных личностно значимых задач, в том числе и в ситуациях неопределенности.

Перед нами стоит цель – сделать наших учеников более самостоятельными. Причём с самых первых классов. В отличие от образовательных стандартов первого поколения (2004г.), которые были ориентированы на решение  основной задачи - сохранение единого образовательного пространства страны, обеспечение доступности образования в пределах минимального достаточного уровня его содержания, федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГСО НОО) предусматривают необходимость перехода к компетентностно-деятельностному подходу в обучении, который обеспечивает «достижение планируемых результатов начального общего образования и создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, компетенций, видов и способов деятельности».

Введение ФГОС НОО обусловлено следующими нормативными документами:

  1. Приказ Минобрнауки  РФ от 6 октября 2009 года № 373 об утверждении ФГОС начального общего образования. 
  2. Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 о внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образовании и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 (этим приказом часы внеурочной деятельности вынесены за рамки учебного плана).
  3. Приказ Минобрнауки РФ от 22 сентября 2011 года № 2357 о внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образовании и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 (Уточнена структура основной образовательной программы. В качестве ее обязательной составляющей предусмотрена программа формирования не только здорового и безопасного образа жизни, но и экологической культуры. Помимо учебного плана составляется план внеурочной деятельности. Он должен обеспечивать учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся. Конкретная форма внеурочной деятельности выбирается самим ребенком. На внеурочную работу отводится до 1 350 часов (за 4 года обучения). 

С 1 сентября 2011 года внедрение стандартов в начальной школе идёт в штатном режиме. Но педагогический коллектив нашей школы задолго до этой даты начал работу в этом направлении. Ее условно можно разделить на три этапа или модуля:

  1. Эмпирический: Изучение нормативно-правовых документов федерального и регионального уровней; проведение педагогических советов, заседаний методического совета школы и методического объединения учителей начальных классов.
  2. Аналитический: Анализ учебного плана школы, учебных программ и УМК; имеющихся ресурсов для реализации ФГОС (кадровые, материально-технические, информационно-методические, санитарно-гигиенические условия); используемых в практике работы педагогических технологий и их соответствие требованиям ФГОС.
  3. Прогностический: Составление плана курсовой подготовки по ФГОС; проектирование основной образовательной программы начального общего образования и формирование учебного плана начальной школы на основе Примерной основной образовательной программы; внесение изменений в нормативно-правовые документы школы (положение о рабочей программе педагога) и разработка локальных актов в соответствии с ФГОС (положение об организации внеурочной деятельности, модель реализации внеурочной деятельности).

Основная образовательная программа начального общего образования нашей школы разработана рабочей группой, созданной в соответствии с приказом от 22.02.2011 № 29, рассмотрена на заседании Совета школы и рекомендована к утверждению (протокол от 17 марта 2011 г. № 3), утверждена приказом по МБОУ СОШ № 20 от 18 марта 2011г. № 36 и согласована учредителем. Структура образовательной программы соответствует Примерной образовательной программе и состоит из следующих разделов:

  1. Пояснительная записка                                                                        
  2. Планируемые результаты                                                                    
  3. Учебный план                                                                                        
  4. Программа формирования универсальных учебных действий        
  5. Программа духовно-нравственного развития и воспитания            
  6. Программа формирования культуры здорового и безопасного

образа жизни                                                                                          

  1. Программа коррекционной работы                                                    
  2. Система оценки достижений планируемых результатов                        

Целью реализации образовательной программы в МБОУ СОШ № 20 является:

  1. создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования;
  2. достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС  на основе учебных программ по предметам и используемых УМК.

Основная образовательная программа реализуется школой через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Ресурсы для реализации основной образовательной программы.

Кадровый состав:

  1. общее число педагогов – 16 чел;
  2. средний возраст преподавателей – 45,4 лет;
  3. высшее образование – 11чел;
  4. ср. специальное образование – 5чел;
  5. наличие   званий – «Почетный работник общего образования Российской федерации» - 1;
  6. наличие  категорий –  высшая    первая       вторая          не имеют

                       5                      2                        7                          2

Материально-техническая база МБОУ СОШ №20:

учебные кабинеты

7

спортивный зал

1

спортивные площадки

3

лицензированный медицинский кабинет

1

столы с регулируемыми высотой и углом наклона крышки

105

стулья с регулируемой высотой

210

автоматизированное рабочее место учителя с выходом в интернет

7

интерактивный проектор

4

интерактивный мультимедийный комплекс

1

телевизор

3

документ-камера

1

DVD-плейер

1

кабинет по изучению правил дорожного движения

1

Все кабинеты оснащены комплектами электронных учебно-наглядных пособий, карт. Мы считаем, что крайне важно формировать навыки, связанные с использованием современных технологий и мультимедийных средств, и не только в связи с их все большим распространением и влиянием на жизнь в обществе, но и потому, что они обладают способностью оказывать мощное влияние на значение и смысл многих привычных явлений и объектов, создавая прочные  ассоциации, воздействующие на ход наших мыслей и чувств. С их помощью дети 1-2 классов на уроках чтения не только видели, но и слышали «живых» Агнию Барто, Корнея Чуковского (видео), вместе с ними читали стихи.  На внеурочном занятии клуба «Зубренок» и  уроках окружающего мира могли наблюдать движение планет вокруг Солнца (движущуюся модель), побывать в настоящем зоопарке, на уроках математики побывать в стране любимых героев мультфильма Смешарики, в гостях у Совуньи, на уроках письма учить правильное написание букв с помощью интерактивной прописи (движущаяся модель написания буквы). На своих уроках и внеурочных занятиях наши учителя с удовольствием пользуются дисками Кирилла и Мефодия.

Возможности современных мультимедийных технологий очень обширны.

В этом учебном году с подключением школы к высокоскоростному интернет (в каждом учебном кабинете) появилась возможность использования на уроках цифровых электронных образовательных ресурсов. Работа по оснащению кабинетов начальной школы на этом не завершается, в планах администрации школы – закупка цифровых лабораторий и виртуальных ЛОГО-роботов для организации исследовательской, проектной и творческой деятельности младших школьников.

Учебный  план МБОУ СОШ № 20 ФГОС НОО ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательной программы  начального общего образования. Реализуется в режиме 5-ти дневной рабочей недели. Максимальная (суммарная) нагрузка обучающихся соответствует нормативам, обозначенным в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» и Примерном учебном плане для общеобразовательных учреждений Ростовской области. Инвариантная часть учебного плана МБОУ СОШ № 20 на 2012-2013 учебный год для 1-2-х классов полностью сохраняет  номенклатуру обязательных учебных предметов, количество часов на их изучение в соответствии с  примерным учебным планом Ростовской области  для образовательных учреждений. Содержание образования на этой ступени реализуется за счет часов федерального компонента.

Содержание учебного плана реализуется  УМК «Планета знаний».

«Планета знаний» - комплект учебников, в которых полностью реализован Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и воплощены идеи модернизации российского образования. Он позволяет обучать учащихся разного уровня подготовленности к школе и темпа развития, выстраивать индивидуальные программы развития учащихся, в том числе и для одаренных детей, сохранять и укреплять здоровье школьников, а нам - педагогам конструировать урок в соответствии с особенностями и потребностями учащихся класса с использованием новых образовательных технологий.

Содержание, структура и организация учебного материала, дидактический, методический аппарат учебников в УМК «Планета знаний» направлены на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов развития ученика на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД) и обеспечивают важнейшее требование новых образовательных стандартов — сформировать положительную мотивацию к получению знаний. Механизм формирования УУД направлен на развитие способностей учащихся к самоорганизации, саморазвитию, саморегуляции, самосовершенствованию. Формирование универсальных учебных действий является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области УМК «Планета знаний» и внеурочную деятельность. 

Дифференцированный подход в обучении по УМК «Планета знаний» может быть реализован на нескольких уровнях: на уровне материала — базового и повышенной сложности (вариативного), дифференцированных заданий, заданий по выбору; по видам деятельности — поисковая, творческая, интеллектуальная, исследовательская, проектная; в проектной деятельности — по формам работы (индивидуальная, коллективная), по выполняемой роли (профессиональной и социальной). Обеспеченность электронными приложениями к учебникам позволяет вести преподавание с использованием современных технологий по всем предметам с первого класса.

Внеурочная деятельность, как часть основной образовательной программы начального общего образования регламентируется планом, Положением и рабочими программами педагогов.

Введение часов на внеурочную деятельность учащихся (одно из достоинств новых стандартов) увеличивает возможности школы в расширении спектра предоставляемых образовательных услуг, создаёт финансово обеспеченные возможности для организации индивидуальной проектно-исследовательской работы с учащимися.

Внеурочная деятельность  в первых классах в 2011-2012 учебном году осуществлялась по пяти направлениям. Модель внеурочной деятельности в прошлом году можно представить как школу «полного дня». В первых классах были организованы группы продленного дня и внеурочная деятельность не замыкалась рамками плана. Учителями были  разработаны программы: «Риторика», «В мире красок», «Донские узоры», «Песни и сказки Тихого Дона», «Доноведение», «Безопасная дорога в школу», «Мир профессий», «Дончата». Общее количество часов, отведенное на их реализацию,- 10. Часы внеурочной деятельности увеличивают возможности школы дать детям первичные представления о своем крае. Такие занятия, как «Доноведение», «Песни и сказки Тихого Дона», «Донские узоры» обогащают социальный опыт ребенка ( семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает. Формирует у детей младшего школьного возраста целостные представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нем.

Каждое занятие подкрепляется продуктивными видами деятельности. Это изготовление коллажей, коллективные композиции из поделок, рисунки. Знания и умения приобретенные на уроках углубляются при знакомстве с жизнью и бытом края.

Итоги такой работы демонстрируются во время общих праздников, деловых игр, викторин. Так же эти занятия увеличивают возможность организации индивидуальной проектно-исследовательской работы с учащимися. Проектная деятельность, которой уделяется много внимания на уроках плавно переходит во внеурочную деятельность- это формирует пропедевтические знания о природных и социальных объектах и явлениях Донского края.

Первоначальный опыт реализации этого нового направления деятельности школы показал, что не все формы внеурочной деятельности приняты детьми и родителями. Поэтому в текущем учебном году внеурочная деятельность претерпела изменения в содержательном плане.

Внеурочная деятельность:

1 класс

2 класс

Направления:

Духовно-нравственное

Доноведение

1

1

1

1

Социальное (проекты)

Шахматы

1

1

Сказочный театр

2

2

1

1

Общеинтеллектуальное

Клуб «Зубренок»

1

1

1

1

Занимательная математика

1

1

1

1

Веселая грамматика

1

1

1

1

Юный лингвист

1

1

Общекультурное

Кружок «Донские узоры»

1

1

Песни и сказки Тихого Дона

1

1

1

1

Умелые ручки

1

1

Спортивно-оздоровительное

Спортивная секция

2

2

1

1

Итого:

10

10

10

10

«Занимательная математика» и «Веселая грамматика» направлены на решение нестандартных задач, развитие логики, творческих способностей ребенка. «Умелые ручки», «Сказочный театр», «Донские узоры», позволяют развивать мелкую моторику, что благотворно влияет на общее развитие. Кружок «Юный лингвист» востребован родителями, в эпоху глобализации знание иностранного языка на уровне свободного общения необходимо. Проект «Сказочный театр» реализуется по этапам: изготовление своими руками персонажей сказок, постановка сказки (кукольный спектакль), представление сказки в школе и д/с микрорайона.

Т.о., содержание внеурочной деятельности реализует такие разделы основной образовательной программы начального общего образования как Программа формирования УУД, Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, Программа духовно-нравственного развития и воспитания.          

Вместе с тем реализация внеурочной деятельности выявила ряд нерешенных проблем: Стандарты позволяют вводить до 10 часов внеурочной деятельности в неделю – окончательное решение о количестве часов принимает школа в зависимости от своих возможностей и потребностей детей и родителей. Однако опыт прошлого года показал, что на уровне управления образования была директива – вести все 10 часов и для всех обучающихся! Но п.16 ст.50 Закона РФ «Об образовании» гласит: «Обучающиеся имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом». Елена Низенко,  директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России в своих ответах на вопросы журналистов, опубликованных на портале информационной поддержки руководителей образовательных учреждений «Менеджер образования», сказала: «… кое-где на местах эту норму восприняли буквально: если в школе предусмотрено, например, 3 часа на внеурочную деятельность, то на эти занятия заставляют ходить всех учеников. И неважно, что ребёнок занимается в музыкальной или спортивной школе. Это неверный подход, поскольку внеурочная деятельность может обеспечиваться не только силами школы, но и с привлечением учреждений дополнительного образования, культуры, физкультуры, спорта. Это собственно зафиксировано и в тексте стандарта. Если учащийся посещает дополнительные занятия в другом учреждении, родители могут сообщить об этом в школу – написать заявление директору школы или уведомить его в другой форме (по решению образовательного учреждения), представить справку, и от часов внеурочной деятельности по соответствующему направлению в школе он может быть освобождён. 

А может ли ребёнок не ходить на внеурочные занятия в школу, даже если нигде не занимается на стороне? 
– Нет, внеурочная деятельность теперь является обязательной, поскольку включена в стандарт.
 Выбор заключается не в том, чтобы соглашаться на внеурочную деятельность или не соглашаться, а в том, чтобы найти занятия по интересам в школе или за её пределами. В качестве аналогии – выбор не в том, будешь ты завтракать или нет, а в том, что ты выберешь из предложенного тебе меню». 

Реализация основной образовательной программы начального общего образования не сводится только к учебному плану и плану внеурочной деятельности. Большим подспорьем является деятельность учителя как классного руководителя и реализация программы воспитания.

Основное значение воспитательной системы – развитие личности и формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству, реализация учебных и досуговых программ в интересах личности.

Главными задачами воспитательной деятельности на ступени начального общего образования выступают:

  1. формирование знаний о природе, культуры общения младших школьников с товарищами, родителями, учителями, взрослыми;
  2. ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека: в быту, на улице, в транспорте, на лоне природы, в магазине, в театре;
  3. развитие способности соотносить культурные социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности: общении, учебной, трудовой, художественной, спортивной, духовной, общественной;
  4. развитие интереса к народному творчеству и его традициям;
  5. усвоение понятий «красивое», «уродливое», «безобразное», «природа», «гигиена», «атмосфере», «добро», «зло», «правдивость», «честность», «ответственность», «отзывчивость», «вежливость», «исполнительность», «трусость», «смелость».

Ведущими качествами личности ученика в данной ступени выступают:

  1. любовь к родине, к отчему краю, дому, где вырос;
  2. способность к сотрудничеству;
  3. милосердие к больным, престарелым, животным;
  4. трудолюбие;
  5. самостоятельность, честность;
  6. бережливость, умение беречь народное добро, школьное имущество;
  7. организованность;
  8. готовность охранять и защищать природу.

Т.о, только интеграция основной образовательной программы начального общего образования и воспитательной системы школы позволят нам сформировать выпускника начальной школы, соответствующего требованиям ФГОС:

  1. Любознательный, активный и заинтересованно познающий мир.
  2. Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности.
  3. Любящий свой народ, свой край и свою Родину.
  4. Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.
  5. Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом.
  6. Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника.
  1. Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Завершая свое выступление, хочу отметить положительные и отрицательные моменты нашего опыта внедрения ФГОС НОО:

  1. опыт внедрения ФГОС второго поколения показал, что, в целом, концептуальные идеи и прописанные пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой;
  2. использование проектной деятельности позволяет ребенку включатся в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов;
  1. введение часов на внеурочную деятельность обучающихся, с одной стороны, увеличивает возможности школы в расширении спектра предоставляемых образовательных услуг, а с другой – имеются недостатки в формах организации («обязаловка» по посещению);
  1. материально-технические условия школы позволяют организовать внеурочную деятельность эффективно, мобильно, но не решены финансовые проблемы в организации сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования;
  1. не смотря на достаточно хорошую материально-техническую оснащенность кабинетов начальных классов, они еще не до конца оборудованы в соответствии с требованиями стандарта. А значит, наши учителя работают в типичных классических условиях, в каких работают большинство педагогов в городе. Не следует ждать мгновенного решения проблем, связанных с материально-техническим обеспечением, а надо действовать в соответствии с достигнутыми профессиональными качествами, педагогическими амбициями («я умею», «я могу») в интересах детей.
  2. учителю, обученному в ВУЗе, и много лет работающему в знаниевой парадигме, трудно перестроить себя, произвести революцию в уме и душе, по - новому взглянуть на свою роль и ученика на уроке.

Проблем много, но они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад к семинару

Выступление на МО...

ИКТ в начальной школе (доклад на семинаре)

доклад обосновывает необходимость  внедрения ИКТ в начальной школе...

Доклад на семинар "Система оценивания качества знаний в соответствии с ФГОС"

Доклад на семинар "Система оценивания качества знаний в соответствии с ФГОС"...

Доклад на семинаре-практикуме учителей-логопедов "Аграмматическая дисграфия"

Профилактика и коррекция аграмматической дисграфии...

Доклад. Школьный семинар.

Доклад. Школьный семинар....

Доклад на семинаре для заместителей директоров по УВР - 22.03.2018

ДОКЛАД «Обеспечение специальных образовательных условий для реализации адаптированных образовательных программ общего образования, предусмотренных современными требованиями»...

Доклад на семинаре для зам. директоров по ВР_17.01.2018

Доклад на семинаре - совещании для зам. директоров по воспитательной работе «Законодательные основы образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации» 17.01.2018...