Аналитический отчет о результатах профессиональной деятельности
статья по теме

Сундуева Марина Цыреновна

Анализ педагогической деятельности учителя начальных классов МБОУ "Баянгольская СОШ" Сундуевой М. Ц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zayavlenie._samoanaliz.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Баянгольская средняя общеобразовательная школа»

Баргузинского района Республики Бурятия

Согласован                                                                                                                                          Утвержден

Директор школы                                                                                                                                  Советом школы

Е.Р.Дондупова                                                                              

«      » ___________2010 года

Марина Цыреновна Сундуева,

учитель начальных классов  

МОУ «Баянгольская средняя общеобразовательная школа»

Аналитический отчет

о результатах  профессиональной         деятельности

2010 г

Перед системой российского образования сегодня стоят новые социальные требования. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

     Изменилась на сегодня  и миссия начальной школы: из социального института, который помогает накапливать  и беречь знания, она превращается  в образовательное учреждение,  обеспечивающее развитие активной познавательной деятельности, потребности в самообразовании и саморазвитии;   умение жить в обществе.

В течение   20 лет   я работаю   учителем начальных классов, за эти годы  приобрела   опыт  и  педагогическое  мастерство.

Я считаю своей приоритетной целью: создание в учебном процессе таких условий, при котором учение было бы частицей богатой интеллектуальной и духовной жизни, которая содействовала бы саморазвитию и самовыражению ребенка.  

Для этого я создала в учебно-воспитательном процессе  некоторые   методико-педагогические условия:

-организация рефлексивной деятельности на уроках (прием «Ситуация успеха», самооценка по шкале, взаимное рецензирование);

-использование на уроках  различных форм учебного сотрудничества (групповой, межгрупповой, парный, индивидуальный, общественный смотр знаний, диспут);

-создание креативной образовательной среды (увеличение масштаба использования на уроках и во внеурочное время творческих заданий, коллизий, игр, проблемных ситуаций, ситуативных игр,  создание творческих работ, литературно-словесное творчество, изобразительно-конструктивная деятельность, театральное творчество, народное творчество);

-внедрение в образовательный процесс  проектного, исследовательского,  проблемно - диалогического технологий;

-расширения объема работы с разными дополнительными источниками: книги, словари, аудио-видео пособия,  СМИ, компьютер.

      Только при таких условиях предметное содержание может приобрести практико  – ориентированный  характер, который обеспечит развитие  умений решать не только предметные практические, но и надпредметные ситуационные задачи.

Формированию интеллектуального потенциала детей, приобретению знаний как условию нормальной жизнедеятельности  в современном мире помогает участие в олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных марафонах. Мои ученики ежегодно принимают участие в международных,   всероссийских конкурсах  «Кенгуренок»,  «Русский медвежонок» (призовые места в районе),  «Познание и творчество».   Гармаева Юлия  стала  лауреатом   российского заочного интеллектуального конкурса «Познание и творчество». Бубеева Саша заняла 2 место  в Молодежном чемпионате «Старты» (г. Пермь)

  В результате участия в таких мероприятиях наметились некоторые

положительные аспекты:

-увеличение  числа обучающихся, принимающих  участие в предметных олимпиадах (конкурсах) на уровне учреждения;

-увеличение числа обучающихся, посещающих библиотеки;

-рост мотивации к изучению предмета (увеличение  процента учащихся класса, испытывающих интерес к изучению данного предмета);

- повышение качества образования (о чем свидетельствуют итоги тестирования).

        По результатам тестирования республиканского центра оценки качества образования (РЦОКО)  процент качественной успеваемости  учащихся по предметам составил100%. По итогам проверки муниципального центра оценки качества образования (МЦОКО) технического компонента читательской деятельности учащихся 4 класса был показан  лучший результат чтения в районе. У 50% учащихся темп чтения выше базового уровня, 33,3% имеют базовый уровень чтения. (Приложение)

Этому способствовало целенаправленное управление  обучением чтению  с помощью системы  специальных упражнений  и заданий.

Анализ учебных достижений учащихся моего класса показывает, в основном,  высокий и средний уровни знаний и умений.

При обучении детей по учебно– методическому комплекту  Образовательной системы   «Школа  2100»  мои уроки и занятия носят проблемный характер.   Учащиеся вместе со мной открывают на уроках новые знания, контролируют и оценивают свою деятельность, деятельность своего товарища.        

На своих уроках широко применяю разноуровневые и дифференцированные задания. По каждому предмету  есть необходимый пакет  дидактических материалов в трех вариантах. Первый – самые простые задания, которые ученик может решить по образцу. Второй – теоретические вопросы по темам и применение правила при решении примера, выполнении упражнения. Третий – нестандартные задания, творческие работы. Это дает ученикам  с разными уровнями  обученности возможность  активно участвовать  в образовательном процессе.  С психолого-педагогической точки зрения дифференцированная работа эффективна тем, что для каждого ученика существует возможность самореализации на различных уровнях обучения, что способствует ощущению психологического комфорта.

  Использование информационных технологий  в обучении становится велением времени. Компьютер  помогает мне интересно преподнести  учащимся учебный материал, более рационально использовать время при актуализации необходимых  для усвоения знаний,  при наглядном предъявлении дидактического материала, при проведении устного счета на уроках математики,  и.т.д. В своей учебной практике применяю компьютерные обучающие программы, включающие в себя электронные учебники по родному языку, мультимедийные презентации. Технические возможности компьютера  позволяют создать  на экране  игровую среду (распускается волшебный цветок, появляется Дюймовочка….)

           Проектная деятельность становится частью учебного процесса в нашей школе.  Учитывая  возрастные особенности своих детей,  выбираю темы детских проектных работ из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Длительность выполнения проекта  ограничиваю  одним уроком (может быть, сдвоенными уроками) или одной – двумя неделями в режиме урочно – внеурочных занятий.

 Результаты («выходы») проектной деятельности:  задачник по математике, проект по дизайну кабинета, выпуск книжки «Проба пера», энциклопедия одного слова, сувенир в подарок,  сценарий праздника,  проект «Школа будущего»,  проект «Наше будущее», проект «Украсим школу нашими руками» к юбилею школы и т.д.  

       В результате участия в таких проектах наметились положительные качества у моих учащихся: искать, находить лучшее; сотрудничать, оказывать помощь  товарищам, принимать их помощь; оценивать результаты труда; выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; демонстрировать артистические возможности; планировать деятельность – время.

      Реализация  метода творческих проектов изменила мою позицию, что позволило мне самой стать организатором самостоятельной  познавательной деятельности учеников.

       Творчество в своей деятельности рассматриваю как одно из условий  реализации человеком своей индивидуальности, уникальности. Главное в педагогике творчества  - не дать угаснуть божьему дару, не помешать расцвести «таинственному цветку поэзии» (Л.Н.Толстой) в душе ребенка, школьника, начинающего мастера.  Возраст  до 12 лет считается самым благоприятным периодом для развития творческого воображения.

В этом возрасте ребенок открыт и восприимчив к чудесам познания, к умению удивляться, богатству и красоте окружающего мира.

Поэтому стараюсь вводить в урок такие формы работы, которые не только развивали, подвигали к творчеству, но были доступны и интересны каждому. Таких форм существует множество.  Из всех форм творчества литературное, словесное творчество является самым характерным для младшего школьного возраста.  Творческое воображение развивают задания, которые предоставляют право выбора в зависимости от желаний ребенка: создание текста по кругу по заданному  учителем предложению, создание текста – загадки по кругу, придумывание продолжений сказки,  изменение сюжета сказки, сочинение собственных стихов, рисование картины к произведению.

Для развития речевого творчества учащимся  даю задания – исследования «Энциклопедия одного слова». Учащиеся исследуют слово всей семьей или в группах  (проектная работа) по заданному плану:

 1) Слово и его лексическое значение (в толковом словаре)

2) История происхождения слова (в этимологическом словаре)  

3) Родственные слова (однокоренные)

4)Слово и его «друзья-синонимы»

5) Слово и его «враги-антонимы»

6)Слово    и слова-рифмы

7) Слово … в иллюстрациях, рисунках (Нарисуй свое слово)

8) Слово в детском речевом  творчестве (собственные стихи, рассказы, сказки).

Затем идет представление (презентация) – защита детских проектов. При выполнении заданий оценивается только успех. Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Такая работа также развивает и орфографическую зоркость.

        Одним из эффективных приемов, формирующих коммуникативную компетентность, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся является  творческая игра.  Разнообразны игры, применяемые нами на уроках чтения: игра «Философский стол», конкурс ораторов, игра «Волшебная кисточка», «Журналисты», и.т.д.

         В моем классе каждая творческая деятельность поощряется. Учащиеся ставят спектакли, готовят утренники, выступают со своей самодеятельностью перед родителями, другими учениками; учатся выпускать книжки с рассказами, стихами, сказками.

         Творческая группа учащихся моего класса в 2007 году стала победителем в районном конкурсе «Первая книжка на заповедной тропинке»  в номинации «Лучшие книжки о Бурятии».  В районном конкурсе «Чудесный клад Бурятии» в номинации «Лучшее авторское произведение» дипломом 1 степени награждена Бубеева Галина. Отмечена работа Путушкиной Оюны на  городской научно – практической конференции  по гуманитарным дисциплинам «Сибирская весна» в секции «Творческие работы».

        Рассматривая пути формирования функциональной грамотности у младших школьников на уроках русского языка, я  уделяю особое внимание развитию умения анализировать научный текст, создавать тексты различных жанров,  работать с разными источниками информации.

       Для решения  поставленных задач в своей деятельности использую  такие приемы, как работа с правилами и определениями,  лексическая словарная работа, изложение с элементами рассуждения, создание текстов разных жанров, редактирование  созданных текстов, написание отзыва к прочитанному тексту; учимся брать интервью, писать репортаж,  статью в газету,  писать юмористические рассказы. Кроме того, большое внимание уделяю орфографической грамотности, каллиграфии детей.

         Одним из приоритетных направлений  нашей школы является воспитание  подрастающего  поколения на основе изучения родного бурятского языка.

        Уроки родной литературы позволяют мне включать в их содержание этнокультурный материал. При подготовке детей к районному конкурсу «Юный Гэсэр», «Юная Дангина», к республиканской научно – практической конференции «Шаг в будущее» (тема доклада «Фольклор баргузинских бурят») мы «знакомились» с народными героями, сравнивали образ народного богатыря с веселым Будамшуу,  искали и находили фольклорный материал баргузинских бурят (народные песни, благопожелания, сказки, легенды, предания, пословицы, острые слова уран угэнууд), беседовали со старожилами нашего села, записывали народные песни, легенды.

.      За 20 лет работы классным руководителем выпущено мною 5 классов, в данное время - классный руководитель первого  класса.

         Главной моей целью, как педагога, как воспитателя является создание условий, способствующих развитию творческой личности,  личности духовно богатой, свободной, физически здоровой.  В соответствии с этим и выбрала тему своей воспитательной системы -  «Закон звезды и формула цветка». Девизом системы является: «Семь лепестков у цветка – семь дорог у нас»   Каждый лепесток этого чудесного цветка  соответствует одному из семи взаимосвязанных направлений деятельности системы. Это  

«Я- гражданин», «Я и мой мир», «Я- художник», «Я – мастер», «Я и красота»,  «Я и мое здоровье», «Познай себя».

        Основу деятельности составляет годовой круг традиционных дел: День знаний,  праздник “Посвящение в ученики”,  Новогодний праздник, 23 февраля, 8 марта,  День именинника, акция «Доброе утро, ветеран»,  

день Семьи, совместные походы родителей и детей, праздник “Окончания начальной школы”, составление и оформление летописи класса.

        Содержание каждого направления реализовывается через различные формы. Это игра, поисково-исследовательская деятельность; экскурсии, дискуссии, проектные работы, акции, ярмарки, выставки, конкурсы, тренинги, и.т.д.        

        В младшем возрасте у многих детей наблюдаются достаточно выраженные интересы в форме предпочтения тех или иных видов или содержания деятельности. Развито всякого рода коллекционирование, увлечение рисованием, лепкой, конструированием. В моем классе для поддержания интереса к таким увлечениям постоянно действуют персональные и коллективные выставки работ учащихся. Причем выставляются все предоставленные работы, независимо от их качества. В своих работах учащиеся отражают не столько мир, сколько выражают самого себя, пробуют свои возможности.  Зная желание и возможности своего класса, провожу коллективные творческие дела для развития детского коллектива, а вместе с тем развивается личность каждого  ребенка.

           В реализации  воспитательной системы  целесообразно используем  социокультурный потенциал своего села: музей, библиотеки, Дом Культуры,  кружки (хореографический, «Серебряная шкатулка», «Дархан», шахматный кружок) спортивный стадион, ДЮСШ,   парк отдыха, Сад камней.

          Мои ученики активно посещают спортивные секции по вольной борьбе и легкой атлетике, хореографический кружок и достигли хороших результатов. Будаев Сергей - победитель республиканского турнира по вольной борьбе,  Гармаева Юлия - призер районного конкурса «Юная Дангина-2008»,  Бурхинова Арюна призер районного конкурса «Юная Дангина-2009».

          Художественные работы моих детей занимают призовые места на российских, республиканских, районных конкурсах рисунков. Работа Гармаевой Дыжид, представленная на российский конкурс «Перепись в детском изложении» заняла в 2007 году  1 –ое место. В районном конкурсе  рисунков «Моя безопасность» Будаев Буда занял 1 место, в конкурсе  Забайкальского национального парка «Мир заповедной природы» Батуева Света и Бурхинова Арюна заняли 2 и 3 места.  Ринчинова Дулма - победительница многих конкурсов рисунков республиканского и районного уровней. Сейчас она учится в ВСГТУ на дизайнера – стилиста.  

      Воспитательная система  моего класса - максимально открытая система, родители, педагоги школы, работники учреждений дополнительного образования, Попечительский Совет, Совет школы  - наши сотоварищи и на уроках, и во внеклассной деятельности. В классе проводятся дни открытых дверей для родителей, семейные праздники. В своей деятельности стараюсь использовать различные формы работы с родителями. На первом родительском собрании выбирается родительский комитет и создаются группы: «Творчество», «Фонд класса», «Наш дом», «Услуги», которыми руководит председатель родительского комитета класса.

      Основные внутренние и внешние связи классного сообщества: ученики - учитель - родители - интересные люди - жители нашего села - другие учителя - другие классы.

      Вся деятельность по построению и развитию воспитательной системы класса направляется на то, чтобы учащийся в течение 4 лет смог развить личностные качества, соответствующие сформированному педагогами, учениками, родителями образу выпускника начальной школы.  

        Показателем результативности педагогической работы классного руководителя с родителями являются хорошее отношение ребенка к школе, желание учиться, быть активным участником школьных дел. Главным результатом совместного сотрудничества классного руководителя, детей и родителей является победа в школьном конкурсе «Класс года-2008» среди 0-11 классов.  Коллектив 4 класса был награжден  Почетной грамотой администрации школы и путевкой  на озеро Байкал.          

        Но основным своим результатом я считаю повышающийся уровень воспитанности моих детей.

          Во всех  в своих классах веду работу по созданию сотрудничества и поддержки учащихся,  психоэмоционального климата, здоровьесберегающих факторов на уроке, в классе.

 Провожу большую внеклассную работу по предметам. В школе проводятся недели математики, олимпиады, различные конкурсы, турниры, КВНы по предметам. Мои ученики принимают активное участие в данных мероприятиях, занимают призовые места.

       Кроме того, провожу  целенаправленную работу с отстающими детьми по индивидуально составленной программе.

       Внеклассная работа является средством насыщения потребностей, личностного становления и самоутверждения.  В зону этой деятельности включается работа научного общества учащихся (НОУ), творческих мастерских, учебно – исследовательских маршрутов. В состав научного общества учащихся входят учащиеся не только старших классов, но и младших классов, руководителем которого являюсь я. Исследовательская деятельность является одной из эффективных форм в этой работе. Формируются экспедиционные отряды с целью исследования природных комплексов. В 2007-08, 2008-2009 учебных годах младшими школьниками проведены исследования уровня засоряемости села бытовыми отходами; исследования облепихового питомника, архитектурных построек  села Баянгол, исследованы местность Сагаалай,  выявлены степень загрязненности воздуха выхлопными газами автомобилей.   Результаты данных исследований отражены в содержательных работах, которые заняли призовые места на НПК «Шаг в будущее» (1-ое место, 3 –ее место)

         В течение  своей работы в школе  делюсь своим опытом  с  коллегами, с учителями близлежащих малокомплектных школ. Даю открытые уроки, мастер - классы для учителей своей школы, малокомплектных школ,  школ района. В 2009 году урок окружающего мира в 3 классе был помещен на сайт www/ profistart. ru (Республиканский банк открытых уроков) для открытого голосования.

        В 2006 году принимала участие в  научно-практической конференции с международным участием(БГУ). Доклад «Влияние родного языка на  русскую речь младших школьников» опубликован в сборнике статей «Современные проблемы филологии». В 2007 году принимала участие в Международной научно-практической конференции «Филологическое образование: проблемы и перспективы».  Доклад «Вопросы развития творчества учащихся на уроках литературного чтения» опубликован в сборнике статей «Филологическое образование: проблемы и перспективы».

        С 2001 года являюсь руководителем методического объединения учителей начальных классов, член школьной службы оценки качества образования, руководитель научного общества учащихся, руководитель творческой группы «Перемены».

        Постоянно работаю над совершенствованием своего педагогического мастерства.

        Принимаю  участие в профессиональных конкурсах на уровне  республики, района и школы. Участвовала в районном конкурсе «Учитель года-2000».  В 2000 году участвовала в республиканском конкурсе «Учитель года-2000», стала лауреатом конкурса  в номинации «Педагогическая инициатива».  В 2008 году принимала участие в районном конкурсе «Самый классный классный», стала призером конкурса.  Занятие, представленное на конкурс было оценено высшим баллом.

В 2008  году стала победителем районного конкурса учителей «Лучший по достижениям». В 2009 году стала победителем всероссийского конкурса «Лучший учитель России- 2009»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчет- анализ педагогической деятельности

Отчет о работе учителя начальных классов за 2012-2013 учебный год ( учебная деятельность и воспитательная работа)...

Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности учителя.

Аналитический отчет о результатах педагогической деятельностиучителя, преподавателя, мастера производственного обучения НПО, СПОза межаттестационный период (за последние 3-5 лет)...

Аналитический отчет о педагогической деятельности за год

Данная работа попожет педагогу составить отчет о своей педагогической деятельности за год по разным разделам....

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ о результатах профессиональной деятельности

Аналитический отчет о результатах профессиональной деятельности...

Аналитический отчет "Продуктивность образовательной деятельности"

Анализ результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов...

Информационно-аналитический отчет о профессиональной деятельности в межаттестационный период

Информационно-аналитический отчет о профессиональной деятельности в межаттестационный период...