Формирование основ учебной самостоятельности
методическая разработка по теме

Бетенькова Светлана Викторовна

Из опыта работы по ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Северная средняя общеобразовательная  школа»

Первомайский район

Алтайский край

Формирование основ учебной самостоятельности

(из опыта работы)

                                                     

Составила: Бетенькова С.В.

учитель начальных классов

высшей  квалификационной категории

2013

1. Актуальность темы.  (слайд 2)

В материалах ФГОС второго поколения (начальное образование) одним из ценностных ориентиров указано «развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации» [6, с. 8]. В связи с этим ключевой компетенцией младшего школьника является учебная самостоятельность, которая основывается на рефлексивных навыках, учитывает индивидуальные особенности учащихся и опирается на общеучебные умения и навыки .Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – стандарт) провозглашает в качестве одной из важнейших задач современной системы образования "формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию" .

В стандарте универсальные учебные действия сгруппированы в четыре основных блока: (слайд3-7)

1.личностные, 2.регулятивные, 3.общепознавательные (включая общеучебные, логические, постановку и решение проблем),

4.коммуникативные действия.

(Слайд 8.)В результате обучения у ребёнка должны формироваться: желание и умение учиться, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности. Именно поэтому сегодня учитель начальных классов переосмысляет свой педагогический опыт и ставит перед собой вопросы:

( слайд 9) Как обучать детей? Как формировать умение учиться? Что значит уметь учиться? Как формировать и развивать универсальные учебные действия у учащихся? В первом классе у детей складывается представление об учебной деятельности. Учащиеся находят ответ на вопрос: Что значит уметь учиться? Они знакомятся с двумя основными шагами учебной деятельности – «Что я не знаю?» и «Сам найду способ!». Младшие школьники учатся фиксировать затруднение в учебной деятельности, ставить цель, строить способ достижения цели. Мы формируем и развиваем у учащихся умение проверять свою работу по образцу с опорой на алгоритм, также знакомим с алгоритмом исправления ошибок. Ученики учатся выполнять инструкции, чётко следовать образцу. Таким образом, мы формируем у первоклассников регулятивные универсальные учебные действия. Регуляция – это не что иное, как управление действиями, это основа основ успешности любой деятельности, это умение управлять своей деятельностью.

Слайд 10

2. Формы, методы и средства формирования основ самостоятельности (умения учиться) младших школьников.

 Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе.

Задача учителя : включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Многие учителя-практики в своей деятельности сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Разрешением этого вопроса является использование активных форм и методов обучения на уроке.

Включение младших школьников в самостоятельную познавательную деятельность происходит через проблемные ситуации, игровую деятельность, систему дифференцированных заданий, проектную и исследовательскую деятельность, совместные формы организации обучения.         (Слайд 11-12) На уроках  необходимо создавать ситуации, побуждающие обучающихся к  самостоятельным решениям и действиям: к свободному выбору заданий, к поиску разных путей решения заданий, к творческой деятельности по созданию собственных заданий, авторских текстов, к самопроверке и самоанализу, к возможности высказать свои суждения.

Обучающийся может работать самостоятельно только тогда, когда у него получается, и когда ему интересно. Интерес движет ребенком. А если ему интересно, он будет проявлять инициативу в поиске нужной помощи. (Слайд 13) Можно выделить две грани несамостоятельности: беспомощность и безынициативность. Беспомощность ребенка связана с неосвоенностью содержания, средств и способов той или иной деятельности.

        Большинство детей не могут на начальном этапе обучения обходиться без помощи взрослого и при этом справляться с выполнением учебных и внеучебных заданий. Развитие самостоятельности по этой линии носит характер постепенного накопления детской умелости и постепенного уменьшения дозы помощи со стороны учителя и родителей, в которой нуждается ребенок.

Роль взрослого в формировании индивидуального опыта и развитии самостоятельности обучающегося заключается не только в том, чтобы поделиться своими знаниями, умениями, опытом, но и в том, чтобы обратить его внимание на результаты своих действий, помочь проанализировать ошибки и выявить причину неудач; создать условия для успеха в его деятельности. Под воздействием взрослого накопление индивидуального опыта приобретает более организованный, систематический характер.

Самостоятельную познавательную деятельность нужно «взращивать». Так, например, в 1-ом классе чаще всего при написании реферата основную работу выполняет родитель (поиск информации, выбор главного, оформление), а ребенок наблюдает, учится. Он списывает то, что выделит ему родитель или учитель, а затем представляет реферат в классе. И с каждым новым рефератом доля самостоятельности ученика возрастает. В 4-ом классе этот ученик реферат и компьютерную презентацию готовит самостоятельно.

Формирование самостоятельности младших школьников наглядно показывает работа по составлению детьми кроссвордов. На 1-ом этапе (1 класс) я показываю, как сделать кроссворд, рассказываю особенности составления кроссворда. На родительском собрании с родителями обсуждаем эти особенности. И каждым новым заданием, проектом я наблюдаю, как усложняются детские кроссворды, повышается уровень самостоятельности.

Безынициативность – другая грань несамостоятельности – связана преимущественно с неумением сотрудничать, с неспособностью восполнить собственную неумелость, некомпетентность с помощью других людей.

А чтобы дети свободно могли сотрудничать, проявляли инициативу, активность, развивали коммуникативные способности, необходимо использовать  групповую работу, проектную и исследовательскую деятельность.

Считаю, что главной целью проектов является создание условий для самовыражения, самореализации обучающихся и для развития самостоятельной деятельности.

Цель эта может быть достигнута:

- через проживание ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различные проблемные ситуации

- через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания, поэтому все обучающиеся класса участвуют в проектной деятельности в зависимости от своих возможностей и способностей.

Для формирования самостоятельной познавательной деятельности обучающихся очень важна мотивация. Мотивация обеспечивается четким представлением обучающегося о нужности и значимости выполняемой им работы, познавательным интересом, пониманием сути задания, проблемы. Поэтому при организации проектной и исследовательской деятельности я стараюсь вместе с детьми найти проблему, знакомую и личностно значимую. Таким значимым для обучающихся стал проект «   Кормушки для птиц», «Жили-были буквы». «Мои любимые животные» (слайд 14-18)

   Участие  в проектах позволило детям проявить свои способности, стать активнее, коммуникабельнее, подняться на ступеньку выше в развитии самостоятельности.

3. Основы учебной самостоятельности. ( слайд 19)

Учебная самостоятельность, основы которой закладываются в 1-м классе, рассматривается как один из показателей сформированности учебной деятельности младшего школьника. Авторы УМК для начальной школы включают большое количество материала для развития учебной самостоятельности по каждому предмету. Самостоятельная деятельность формируется различными средствами, из которых наиболее распространённой является самостоятельная работа.

Она обеспечивается высоким уровнем познавательной активности учеников начальной школы по критериям саморегуляции и целеполагания, которые формируются именно в этом возрасте. Под самостоятельной работой понимают особую форму организации учебной деятельности, осуществляемой под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личностных качеств (И. Ф. Харламов).

Основные виды самостоятельных работ( слайд20-21)

  1. Работа с книгой
  2. Упражнения
  3. Выполнение практических работ
  4. Проверочные самостоятельные, контрольные работы
  5. Домашние задания

(слайд22)

I. Виды самостоятельной работы на уроках математики. Выделяют ряд видов самостоятельной работы, основываясь на возможности их использования на различных этапах обучения, например – на уроках математики.

 1)Самостоятельная работа с целью актуализации знаний. Актуализировать опорные знания и умения учитель должен перед введением нового материала и перед его закреплением. Данная работа может носить воспроизводящий и реконструктивно_вариативный характер.

1. Работы воспроизводящего характера (или по образцу) – это многочисленные типовые примеры и задачи с полностью заданными условиями. В ходе выполнения этих работ ученики формулируют условия задач, определяют данные и искомое, а затем, воспроизводя соответствующие знания, находят способ решения. Работы такого вида учащиеся выполняют с подробной инструкцией.

2. Работы реконструктивно-вариативного характера требуют от учащихся выполнения различных преобразований, обобщений, с опорой на ранее приобретённые знания и умения. Здесь необходимо не только воспроизвести отдельные функциональные характеристики знаний, но и структуру этих знаний в целом. Тем самим знания углубляются, сфера их применения расширяется, они становятся более совершенными, а мышление учащихся достигает уровня продуктивной деятельности. Например: Преврати записи Кати в верные равенства. Запиши в «окошках» знаки действий

(+, –). 1 _ 4 = 5  3 _ 2 = 5  4 _ 1 = 5  5 _ 4 = 1  5 _ 3 = 2  5 _ 1 = 4

2) Самостоятельная работа с целью освоения новых знаний. Введение нового материала может происходить на различных уровнях познавательной активности учащихся. Это зависит от сложности материала и подготовленности класса.

1. Работы воспроизводящего характера (или по образцу) выполняются всецело на основе образца или подробной инструкции, в силу чего уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся не выходит за рамки воспроизводящей деятельности.

 2. Работы реконструктивно-вариативного характера. Здесь учащиеся должны видеть и уметь применять опорные знания и умения. Для этого необходима система подготовительных вопросов и заданий – только она позволит организовать самостоятельную работу данного вида.

 3. Работы частично поискового характера отличаются от предыдущих большей степенью самостоятельности учащихся. При таком виде работы целесообразно предлагать дополнительный материал.

4. В работах исследовательского характера учащимся самим предлагается разрешить проблему, составить алгоритм решения, сделать обобщение. Большую роль здесь играет так же система подготовительных упражнений.

 3)Самостоятельная работа с целью закрепления и повторения знаний и развития умений. Цель закрепления – запоминание, систематизация, обобщение и практическое применение знаний и умений. Чаще всего на практике мы наблюдаем многократное выполнение аналогичных заданий. Этого, конечно, недостаточно. Закрепление – процесс длительный, и задания должны предлагаться в определённой последовательности: решение аналогичных задач; выполнение заданий, где осуществляется перенос знаний в новые условия; включение новых знаний в систему старых; последними можно предлагать задания творческого характера. Для самостоятельного выполнения можно использовать задания любого вида. При закреплении самостоятельные работы могут носить воспроизводящий и реконструктивновариативный характер.

4)Самостоятельная работа с целью проверки знаний и умений. Цель проверки – определение уровня усвоения знаний и умений учащихся. Результат проверки – выставление оценки. Работы на этом этапе, как и при закреплении знаний, могут носить воспроизводящий и реконструктивно_вариативный характер, задания предлагаются аналогичные. Важным средством формирования учебной самостоятельности является метод варьирования текстовых задач. Это способ конструирования из одной задачи (назовем её базовой) цепочки взаимосвязанных задач. Базовая задача – это задача с несложными математическими зависимостями, заданными явно. Её решение необходимо для решения других задач по теме.

(слайд23)

II.Творческая работа на уроках литературного чтения. Литературное образование учащихся невозможно без включения ученика в самостоятельную творческую деятельность. Поэтому можно выделить следующие основные направления работы на уроках литературного чтения, которые используют многие учителя в своей работе:

- развитие навыка чтения;

- развитие восприятия художественного произведения;

- усвоение литературоведческих понятий;

- развитие речевых умений;

- развитие творческой деятельности учащихся;

- формирование читательских умений;

 -нравственно-эстетическое воспитание.

Самостоятельная работа рассматривается как деятельность учащихся под руководством учителя, управляется учителем, который организует виды самостоятельной литературно-творческой деятельности учеников, причем каждый ученик проявляет свои индивидуальные способности.

 Комплект учебников и тетрадей «Литературное чтение» по многим УМК дают возможность индивидуально подойти к ученикам, готовым выполнить задание самостоятельно, без указания и инструкции педагога ( высокий уровень самостоятельности);

работать с учащимися, способными проявить самостоятельность при соблюдении определенных педагогических условий (средний уровень),

а также предложить свою помощь ученикам, которые способны сделать самостоятельно лишь отдельные действия (низкий уровень).

Такая возможность предоставляется при работе с учебниками и разноуровневыми заданиями рабочих тетрадей. Характер самостоятельной работы определяется содержанием учебного материала, дидактической целью и уровнем развития учащихся. Говоря о самостоятельной работе, чаще отмечаются такие формы, как пересказ, составление плана, устное рисование, устное сочинение и др. одна и та же форма, с позиции участия ученика, может проходить на разных уровнях самостоятельности. Так, виды пересказа ориентируются на различную самостоятельность учащихся:

1. Подробный пересказ - работа воспроизводящего характера.

2. Выборочный пересказ – работа репродуктивно-творческого характера.

 3. Творческий пересказ – частично-поискового характера работа. Подробный пересказ – работа, которую может выполнить практически любой ученик. Этот вид пересказа основан на развитии восприятия и памяти учеников. Учащиеся с любым уровнем развития самостоятельности, проявляют активность при выполнении такого вида работы.

 Выборочный пересказ предполагает элементарный анализ произведения, отбор необходимого материала. Этот вид работы носит репродуктивно –творческий характер и вызывает трудность у учащихся с низким уровнем самостоятельности.

Творческий пересказ (краткий, от лица какого-то героя, характеристика героев, их поступков и т.д.) – частично–поискового характера требует от учащихся умения анализировать произведение, проводить сравнение, систематизацию фактов, отбор необходимого материала, обобщение по предложенной теме, развитие речевых умений. Поэтому этот вид работы требует от ученика развития высокого уровня самостоятельности. С первых уроков грамоты в 1 классе учащиеся включаются в творческую самостоятельную работу: чтение частей текстов, характеристика героев и их поступков. А сравнение нескольких произведений: героев, событий, поступков и т.д. обучает детей творческой исследовательской деятельности. Высшим уровнем самостоятельной творческой работы является создание собственного произведения: стихотворений, сказок, коротких рассказов и прочее. Но эти работы дети выполняют самостоятельно по собственному желанию.

 Методы, приемы обучения.

 На уроках чтения можно использовать такой прием в подготовительной работе, который называется «Разминка». Этот прием подразделяется на отдельные самостоятельные части: дыхательная гимнастика, дикция, творческая. Дыхательная гимнастика В книге М.Р. Львова «Школа творческого мышления» в памятке «Что нужно уметь, чтобы говорить или читать выразительно, на первое место ставится «умение ровно и глубоко дышать – владеть своим дыханием» и «умение говорить звонко, громко, но без крика». Формировать навык владения дыханием можно с помощью следующих упражнений. «Задуйте свечу» Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. Представьте, что на руке стоят 3 свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов. «Побрызгайте белье водой» Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье (в один прием, три, пять) «В цветочном магазине» Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза) «Выдох со счетом» Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух. Использование скороговорки ( хором): Как на горке, На пригорке Жили 33 Егорки ( глубокий вдох) Раз Егорка, два Егорка… ( и т.д. до полного выдоха, но так чтобы в легких осталось немного воздуха). ( Уже через несколько уроков воздуха хватает на большее количество Егорок) Проводя систему дыхательной гимнастики, построенную на особой комбинации звуков, можно помочь детям овладевать умениями, способствующими отработке дикции; чувствованию произносимого звука; созданию эмоционального фона, благоприятно воздействующего на технику чтения; укреплению здоровья.

Дикция

Дикция – произношение, степень отчетливости в произношении слов и слогов в речи, пении, декламации. ( С.И. Ожегов ) При работе над произношением используются скороговорки. Не каждому из ребят удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая словесная игра увлекает, а сама скороговорка запоминается навсегда. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими образами. Виды работ со скороговоркой. «Скороговорная разминка» – проводится в начале урока для концентрации внимания, настроя на положительную эмоциональную волну, снятия напряжения, подготовки артикуляционного аппарата школьников к уроку. «Скороговорная пятиминутка» – для снятия интеллектуального напряжения данного урока, смены вида деятельности проводится в середине урока или в конце урока. «Скороговорные игры-конкурсы» «Творческий вид - скороговорки с продолжением» Придумывается начало скороговорки и все одновременно придумывают ее окончание. Проще простого простаку Прохору просыпать просо просто так пройти по проволоке провести прием праздничный и т. д. Методика работы над скороговоркой достаточно известна. От медленного, отчетливого проговаривания до максимально четкого быстрого. Начинаю с одной строки скороговорки и на каждом уроке добавляю новую. Для отработки четкого произношения предлагается только одна новая строка, объем же материала для чтения увеличивается (2,3,4 строки). Так как в течение 3-4 уроков чтение скороговорки начинается со знакомого ребятам текста, то при переходе на незнакомую новую строку темп чтения сохраняется. И ребята в хорошем темпе и без ошибок прочитывают новую строчку. Эти упражнения дети выполняют в группах (в парах или самостоятельно), следя за правильностью их выполнения. Развивается самоконтроль и самокоррекция деятельности учащихся, при сравнении каждым учеником своей работы и работы товарища. Успехи каждого ученика обязательно оцениваются учителем, но не сравниваются деятельность учеников. Оценивать работу каждого нужно с его личным продвижением в овладении предметом.

  Действенным средством при развитии самостоятельности у учащихся начальных классов является групповая форма обучения. Использование групповых форм ведет к тому, что у учеников возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность; меняется способ общения между детьми; учащиеся более точно оценивают свои возможности; дети приобретают навыки, которые помогут им в дальнейшей жизни: ответственность, такт, уверенность.

 Важно в этом случае вспомнить о некоторых достоинствах групповой работы (по В.Оконю). Эта форма организации деятельности детей:

- способствует реализации воспитательных целей, приучая к ответственности, готовности оказать помощь другим, к партнерству;

 - способствует реализации познавательных целей, повышает производительность труда учащихся, развивает их познавательную активность и самостоятельность;

 - расширяет границы межличностных отношений и способствует возникновению связей между учащимися;

- делает объективнее процесс самооценки, повышает объективность в оценке других.

Большую роль для достижения метапредметных, личностных результатов играет качественная оценка. На уроках  необходимо практиковать выполнение самостоятельных и тестовых работ с самопроверкой или взаимопроверкой – это позволяет ученикам самостоятельно разобраться в сделанной ими ошибке, приучает к самоконтролю. Этап рефлексии позволяет детям на своем уровне проанализировать  работу на уроке, оценить собственную деятельность. ( слайд 24)

Надо так организовать учебный процесс, чтобы каждый ученик мог реализовать свои возможности, видеть процесс своего продвижения, оценить результат своей и коллективной (групповой) работы, при этом развить в себе самостоятельность, как одно из главных качеств личности.

Слайд 25

Таким образом, включение в урок проблемных ситуаций, групповых форм обучения, построение урока в технологии деятельностного метода обучения способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся, даёт возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.

Спасибо за внимание и успехов в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование универсальных учебных дей-ствий в начальной школе «Основ умения учиться»

Ключевой задачей современного учителя  становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универ...

Формирование навыков учебной самостоятельности младшего школьника.

Проблема формирования учебной самостоятельности учащихся до сих пор является актуальной. Это объясняется тем, что современный учитель ставит перед собой комплекс задач для достижения основной цели обр...

"Формирование основ учебной самостоятельности младших школьников"

В материалах ФГОС второго поколения (начальное образование) одним из ценностных ориентиров указано «развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализа...

Формирование основ читательской самостоятельности младших школьников на уроках обучения грамоте средствами «Дидактического материала» Галины Геннадьевны Мисаренко

В статье представлены различные приёмы работы и даны рекомендации их использования по развитию навыка чтения у учащихся 1 класса с помощью дидактического пособия "Дидактический материал для разви...