статья "Формирование универсальных учебных действий как требование ФГОС"
статья по теме

статья "Формирование универсальных учебных действий как требование ФГОС"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       «Если ученик в школе не научился сам

                                                         ничего творить, то в жизни он всегда только    

                                                         подражать, копировать, так как мало таких,  

                                                           которые бы, научившись копировать,  умели

                                                          сделать самостоятельное приложение этих

                                                          сведений».

                                                                                                Л.Н. Толстой

Формирование универсальных учебных действий

как требование ФГОС

В настоящее время стремительно возрастает объем информации, которая используется для практической жизни и научных исследований. В этих условиях человеку необходимо обладать не только некоторой фиксируемой суммой знаний, умений и навыков, но, главное, уметь ориентироваться в информационном пространстве, быть способным ставить перед собой цель, достигать ее, не ущемляя прав окружающих его людей, уметь адекватно себя оценивать и прогнозировать развитие дальнейших событий. Другими словами, в современном обществе сформировались объективные условия, требующие от человека способностей к самореализации на основе сохранения целостности социальной культуры.

Приоритет деятельностных целей требует новых подходов к организации процессов обучения, новых типов урока, новой системы взаимодействия между учителем и учеником, метода работы, который реализует поставленные цели.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий, что является одним из основных положений Концепции федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.

Формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) выступают основой образовательного и воспитательного процесса, что обеспечивает развитие личности школьника в системе образования. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности  для формирования универсальных учебных действий.

Фрагмент урока по обучению грамоте продемонстрирует,  как происходит формирование  универсальных учебных действий на этапе подготовки к восприятию нового материала (личностные – ЛИЧН, познавательные – ПОЗН, регулятивные – РЕГ, коммуникативные – КОМ).

Учитель: Ребята, назовите буквы, написанные на доске.

На доске:   а  Л  Р  у  о  Ы  и (письменная)  э  м  Н  й

Учитель: Что вы можете сказать об этих буквах?

Ответы детей: Они обозначают гласные и согласные звуки.

Учитель: На какие группы можно разделить эти буквы?

Ответы детей: 1 группа – буквы, обозначающие гласные звуки, 2 группа – буквы, обозначающие согласные звуки; большие и маленькие.

Учитель: Какая буква может быть лишней?

Ответы детей: Буква и, так как она письменная, остальные печатные; буква Ы, так как в русском языке нет слов, которые начинаются с буквы Ы, это мы проверяли по словарю.

При каждом новом ответе учитель мимикой показывает,  как радуют ее ответы детей, их сообразительность.

Данное конкретное задание направлено на актуализацию знаний учащихся. Формулировка вопроса, заданного учителем побудила детей к активной мыслительной деятельности: набор букв подвергается всестороннему анализу с самых разных точек зрения (ПОЗН). При этом все найденные детьми закономерности и все подмеченные особенности верные – так активизируется самостоятельность, создается ситуация успеха (ЛИЧН), готовность допускать существование разных точек зрения (КОМ). Кроме того, дети работают с информацией, представленной в неявном виде, довольно долгое время удерживают и сохраняют учебную задачу, они также в уме выполняют учебные действия, осуществляют контроль (РЕГ), формулируют выводы по результатам наблюдений (ПОЗН).

Учитель, демонстрируя свои реакции детям, создает атмосферу доброжелательности, принятия каждого ответа, значимости каждого мнения.

Таким образом, мы отчетливо видим, что продуманный подбор заданий на данном этапе урока способствует формированию универсальных учебных действий, что в полной мере обеспечивает развитие учащихся в соответствии с требованиями ФГОС.

Список литературы.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М., Просвещение, 2010.
  2. Официальный сайт ФГОС.
  3. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М., Просвещение, 2010.
  4. А.Г. Ванцян, Н.В. Нечаева и др. Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2011.


Формирование универсальных учебных действий

как требование ФГОС

автор-Зайцева Оксана Валентиновна

МБОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа»

учитель начальных классов

Архангельская область

г.. Онега


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС

Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС...

«Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС»

«Методическая разработка учебных заданий,направленных на формирование универсальных учебных действийв соответствии с требованиями ФГОС»Задания для закрепления пройденного и оценки деятельности себя и ...

Формирование универсальных учебных действий в рамках ФГОС НОО на уроках русского языка

Начальная школа играет исключительно важную роль в системе общего образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной к...

Статья Формирование универсальных учебных действий при реализации ФГОС ОВЗ

В этой статье описаны примеры реализации ФГОС ОВЗ на примере универсальных учебных действий...