Развитие творческих сил
статья (1 класс) по теме

Анохина Юлия Леонидовна

« Слово, идущее от сердца, проникает в сердце» - Низами.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

                  Одна из важных целей к концу обучения в начальной школе состоит в том, чтобы ученик мог свободно, с помощью большого словарного запаса высказаться на любую предложенную тему.  Учитель должен хорошо понимать, что развитие речи – непременное условие не только интеллектуального, но и гармонического развития личности.  Нужно признать, что в этой области очень большие резервы остаются еще не использованными. Нужна параллельно проводимая большая работа над расширением кругозора учеников, над умением выбирать средства языка, с учетом ситуации общения, и грамотно формулировать мысли.                                                                                                                   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskikh_sil.docx16.04 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СИЛ, ЛИТЕРАТУРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.                                                                                                                                                                   « Слово, идущее от сердца, проникает в сердце» - Низами.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

                  Одна из важных целей к концу обучения в начальной школе состоит в том, чтобы ученик мог свободно, с помощью большого словарного запаса высказаться на любую предложенную тему.  Учитель должен хорошо понимать, что развитие речи – непременное условие не только интеллектуального, но и гармонического развития личности.  Нужно признать, что в этой области очень большие резервы остаются еще не использованными. Нужна параллельно проводимая большая работа над расширением кругозора учеников, над умением выбирать средства языка, с учетом ситуации общения, и грамотно формулировать мысли.                                                                                                                   Как же достичь этой важной цели, с помощью каких методов и приемов?  Особенностью этого возраста является чистота и непосредственность восприятия, необычна и богата фантазия детей, воображение, потребность выдумывать и сочинять -  очень велики.  Младшие школьники – все до единого в душе поэты, им близки и вполне доступны малые поэтические формы. Еще Корней Чуковский утверждал: «В начале детства мы все стихотворцы и лишь потом постепенно научаемся говорить прозой». Поэтому, можно  легко,  безопасно  и весело  на любых  уроках  реализовать  с помощью стихотворчества создание положительной  мотивации  учения. Этому может служить опора на речевое творчество учащихся. Так как обучение в школе может являться фактором повышенной тревожности, способствующим формированию заниженной самооценки, то высокий эмоциональный тонус – это не  украшение урока, а необходимость при развитии литературного творчества каждого.  При этом у ребенка возникает творческий порыв, он хочет творить дальше, что и поддерживает положительную составляющую мотивации. Я не стремлюсь сделать всех своих учеников поэтами, но считаю себя обязанной влюбить своих учеников в литературу, научить их восприятию стиха, развить умение наслаждаться  стихами,  научить их восхищаться творчеством писателей и поэтов, гениальной  простотой их речи, а не томить ребят  зубрежкой. Все они будут профессиональными читателями, истинными ценителями поэтического слова.  Чтение хорошей литературы, увлечение поэзией нередко приводит ребят к мысли попробовать и свои силы в поэзии. Главные источники вдохновения – жизненные, новые впечатления детей. Личные переживания тоже могут стать не только темой, но и стимулом, побуждающим детей к поэтическому творчеству. Вообще, дети будут творить чудеса, если им не мешать, а разрешить безбоязненно сочинять. Хотя все дети разные, несхожие, но эта разность и берет начало в побудительных мотивах поэтической работы, а формирование положительных мотивов – определяющий момент в руководстве стихотворчеством школьников. Поэтому задачей номер один является снятие страха оценки, скованности. Нужно требовать от ребенка больше того, что он может, не бояться рисковать.

           Огромное значение имеет и то, насколько грамотно и полно выражают свои мысли  ученики, то есть важна лексика и орфография. Еще в начале 20 века К. И. Чуковский писал: «Катастрофически плохая орфография в сочинениях. Но ее невозможно улучшить в отрыве от общей культуры. Орфография хромает у тех, кто духовно безграмотен, у кого недоразвитая и скудная психика. Ликвидируйте эту безграмотность и все остальное приложится». Трудно не согласиться с этими словами,  ведь они актуальны и поныне: низкий уровень общей культуры личности, и коммуникативной в частности – культуры чувств, культуры мышления, культуры речи и общения. Ликвидация духовной   безграмотности возможна только через игру со словом - этот своеобразный тренажер интеллекта, гимнастики ума и духа.  Нужно научить ребенка ТВОРИТЬ, он должен научиться удивляться всему, будто видит все в первый раз; научиться видеть, слышать, ощущать, мечтать. Должен научиться владеть техникой творчества, т.к. современная педагогика уже не сомневается, что учить творчеству возможно, нужно лишь найти оптимальные условия для такого обучения. Простое речевое творчество детей легко проявляется в игровой деятельности, так как это естественная деятельность, требующая речевых умений.  Только игра снимает усталость, создает обстановку раскованности и защищенности, ведет к свободе и дисциплине, дает простор и выход лучшим силам и качествам ребенка.  Кроме того, коммуникативно – лингвистические игры со словом имеют обучающую, развивающую и развлекательную направленность. Моя цель – превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное приключение, развитие эмоциональной сферы, образно – чувственного  мышления; развитие  умений и навыков, таких  как  память, внимание, восприятие; формирование чувства слова, языковой интуиции, обогащение словаря  младших школьников. Занимательный, игровой, стихотворческий материал, сочиненный моими учениками, я использую в ходе изучения ведущих разделов русского языка. Эти стихи  можно использовать не только на основных занятиях по русскому языку, литературному  чтению и природоведению, но и в качестве  нетрадиционной формы итогового контроля при закреплении, обобщении отдельных учебных тем, во внеклассной работе, а также в качестве олимпиадных заданий по русскому языку.

                        Как научить ребенка мыслить творчески и нестандартно? Как сделать процесс учения увлекательным, доступным и результативным? На мой взгляд, на первый план выступает мастерство учителя, его творческое начало, его личность.  Нужно быть не просто оценщиком литературных опытов детей, но и близким человеком, надежным другом, нужно жить интересами детей, смотреть на мир их глазами, удивляться и радоваться вместе с ними.  Обязательно нужно помнить: обучение должно быть радостным и интересным. Убеждена, что главное в обучении – яркость и легкая запоминаемость образов, выразительность и точность речи учителя. Тогда учебный материал любого уровня сложности становится ясным и понятным.  Если детям сухо сообщить, что «роса утром быстро высыхает», то их душе это ничего не скажет. А если сказать, что «солнышко пьет росинки», то образ, созданный фантазией каждого ребенка, заинтересует и могут родиться живые стихотворные строчки.                                          Творческая литературная деятельность развивает активность и самостоятельность ребенка, ориентирует его в мире, где главным является умение смотреть и видеть, слушать и слышать и воспитывает  трудолюбие, настойчивость, правдивость, умение не бояться неудач и трудностей, что и  рождает самостоятельно  мыслящую  личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела.

Обобщение педагогического опыта по теме: "Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела."Автор опыта: Киргизова Татьяна Ивановна воспитат...

Творческие задания как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики

Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблеме творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания. На протяжении многих...

Особенности развития творческих способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе

Зачем нужно развивать творческие способности у младших школьников? Счего начать? Творческие задания для младших школьников в учебном процессе....

Развитие творческого воображения как способ развития творческих способностей и одарённости младшего школьника.

В концепции представлены возрастные особенности воображения младших школьников, диагностика воображения по П. Торрансу, методы, средства и способы стимулирования творческой активности, а также техноло...