Главные вкладки

    Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела.
    материал по теме

    Киргизова Татьяна Ивановна

    Обобщение педагогического опыта по теме: "Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела."Автор опыта: Киргизова Татьяна Ивановна воспитатель в группе продлённого дня

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Киргизова Татьяна  Ивановна

    Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №5»

    города Губкина Белгородской области

    Развитие творческих способностей и

    познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела.

     

    Автор опыта:

    Киргизова Татьяна Ивановна

    воспитатель в группе продлённого дня

            2010 год

    Содержание:

      Информация об опыте……………………………………………3

     Технология опыта………………………………………………....7

     Результативность опыта…………………………………………13

     Библиографический список……………………………………..14

     Приложение ……………………………………………………...15

    1. Информация об опыте.

    Сначала я открывал истины, известные многим, затем я открывал истины известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому ещё неизвестные.

      К.Э.Циолковский

    Мой педагогический стаж 11 лет, из них 6 лет работаю в МОУ «Лицей №5» воспитателем в группе продлённого дня в начальной школе. До 2010-2011 учебного года ежегодно в нашем лицее группы формировались на базе двух классов одной параллели. В связи с этим  у меня возникали трудности при формировании коллектива единомышленников с сохранением индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Современные дети требуют особенного отношения к себе как к личности, но личностные качества можно проявить лишь в коллективных отношениях. Коллектив - большая  семья, где  каждый  ребенок  воспринимается  таким, какой  он  есть, где  считаются  с  его  мнением,  помогая  во  всем  и  всегда.

    Эффективность работы групп продлённого дня во многом зависит от отношения ребёнка к школе, от его желания быть на продлённом дне. Хорошее настроение – залог физического, нравственного здоровья ребёнка, его успехов в учёбе, в творчестве. Поэтому основная задача воспитателя не только заполнить свободное время ребёнка, но и создать атмосферу, способствующую интеллектуальному, творческому развитию каждого ребёнка и обогащать его эмоционально.

    Социальные процессы, происходящие в обществе, выдвигают новые требования к развитию личности. Настоятельной потребностью времени является проявление творчества, поиск рациональных нестандартных путей решения задач в любой сфере деятельности,  повышение интеллектуального  потенциала  каждого  члена  общества,  максимального развития творческих способностей человека.
            Проблему психолого-педагогических особенностей развития творческого потенциала школьников, невозможно рассматривать как процесс самостоятельный, отдельный от комплексного формирования личности. На мой взгляд, на формирование личности влияют такие психологические факторы, как:
    наследственность, среда, активность, воспитание, образование, развитие.

    Понятие «коллектив» в силу его неоднозначности нуждается в уточнении. Можно выделить 2 основных значения, которые ему придают, что дает основание говорить о двух подходах в трактовке этого понятия.

    Один из подходов состоит в том, что коллектив понимается как высший уровень развития малой группы. В соответствии с этими представлениями коллективом можно назвать группу, в развитии которой достигнуты:

       - высокая степень сплоченности;

       - ценностно-ориентационное единство и другие показатели высокой организации (разные авторы выделяют различные системы показателей).

    Согласно другому подходу, коллективом считают особым образом сформированная группа, которая в реальной жизни  проходит определённые этапы своего развития от нулевого до высшего уровня. Однако не зависимо от того, на каком уровне развития  находится эта группа, она является коллективом. В этом случае коллектив отличается по известным признакам:

    - выдвижение общественно значимой цели;

    - совместная деятельность, направленная на ее достижение.

     Дети не хотят обезлички и уравниловки, но, несмотря не на что, дети хотят единения, хотят жить в «дружном» коллективе и очень остро переживают, если их коллектив таковым не является.

    Занимаясь с детьми декоративно – прикладным творчеством более 6 лет, пришла к выводу, что именно трудовое обучение раскрывает творческие и познавательные особенности каждого воспитанника, раскрывает его неповторимую индивидуальность, воспитывает художественный вкус и познавательную активность.

    В соответствии с этим тема опыта, над которым я работала с 2004 года «Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела».

    В процессе работы дети не только совершенствуют практические навыки, но и начинают глубже ощущать  окружающий мир. Стремятся придумать что-то новое. Работы получаются разного качества и настроения, но главное в том, как через творчество воспитанники преодолевают свои личные проблемы, реализуют свой небольшой жизненный опыт, утверждаются в собственной жизни. Поэтому сам процесс создания композиции из бумаги, картона, ткани, кусочков меха, вторично используемых материалов, не менее важен для ребенка, чем результат (картина, открытка или игрушка).

           На  занятиях  дети фантазируют, рисуют, вырезают, клеят, шьют; создавая свои композиции и образы сказочных героев. Более опытные воспитанники создают свои авторские  работы,   которые становятся участниками школьных выставок,  городских выставок в учреждениях дополнительного образования.

            Актуальность опыта: Чем же привлекает к себе детей группа продлённого дня? Возможностью быть в детском коллективе, находясь в атмосфере доброжелательности; разнообразием и сменой видов деятельности; возможностью выбрать занятие по интересам, реализовать и развивать свои способности.

    Режим группы продлённого дня строится в соответствии с гигиеническими и педагогическими требованиями. Он характеризуется определённым расположением урочных и внеурочных занятий в течении дня, недели, года. Его структура состоит из следующих частей: уроки, активный отдых, самоподготовка, внеурочная деятельность, занятия по интересам, прогулки, экскурсии. Переход к игровым и самодеятельным формам занятий, многообразие связей при общении способствуют снятию напряжения. Клубные часы  в группе всегда отличаются доступностью: цветная бумага, картон, небольшие лоскутки материала, меха, кожи и иголка с ниткой всегда есть под рукой. Они вызывают светлые чувства: волнуют образцы, волнует радость созидания, такой труд доставляет наслаждение, приобщает к миру прекрасного в природе и искусстве. Они познавательны: помогают лучше разглядеть окружающий мир. Они продуктивны: мастеришь – и обязательно, что-нибудь получиться. Но главное в том, что через творчество можно преодолеть свои личные проблемы и утвердить позитивное отношение к жизни.                                        

    Считаю, что проблемная тема, над которой работала, «Развитие творческих способностей и познавательного интереса у  обучающихся через коллективные творческие дела» имеет широкий спектр действия и работает на завтрашний день. Выполнение механической и бездумной работы на занятиях не дает положительных результатов, поэтому на занятиях не требую от воспитанника безоговорочного исполнения представленного образца, а наоборот стараюсь помочь ему поверить в себя, в свои силы, дать возможность фантазировать, тем самым сформировать начальную ступеньку к творчеству.

               Поэтому опыт призван разрешить противоречия между:                     имеющимся у детей уровнем развития и современными требованиями к уровню развития  школьников;                                 

    стоящей перед воспитателем в ГПД задачей создания условий для развития творческой личности воспитанника и имеющимся у него арсеналом средств педагогического воздействия.                 

    Данные противоречия решаю  через организованную систему занятий, которая позволяет воспитанникам научиться владеть учебной деятельностью, т.е. уметь учиться («умею учить себя»), иметь развитые познавательные интересы («люблю учиться, все интересно»), внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»).

    Ведущая педагогическая идея моего опыта заключается в формировании разносторонне развитой личности, способной реализовать творческие навыки в динамичных социально-экономических условиях, в собственных жизненных интересах,  в интересах общества:

    - в развитии познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, способствующих самореализации личности;

    - в изучении основ декоративно-прикладного творчества;  

    -  в гармоничном сотрудничестве педагога и коллектива воспитанников и единого стремления  к красоте.

    Основная задача достижение воспитанниками такого уровня знаний, умений и навыков в работе по созданию собственных работ, который бы позволил  максимально раскрыть их творческий потенциал.

    Данную идею реализую в процессе  деятельности по теме: «Развитие творческих способностей и познавательного интереса у  обучающихся через коллективные творческие дела ».

    Новизна опыта. Опыт адаптирует теорию и практику коллективной творческой деятельности, основанной на создании коллектива единомышленников, объединённых общественно значимой целью и совместной деятельностью, направленной на достижение этой цели.

    В процессе воспитания  применяются не только традиционные методы работы в ГПД, но и стимулирующие, такие как: поощрения, самовоспитание – пробуждение в каждом ребёнке скрытых в нём сил и возможностей.

    Доступность опыта.  Опыт моей педагогической  деятельности может быть успешно использован воспитателями в ГПД в общеобразовательных школах нашего города.

    Длительность работы над опытом.  Работа над опытом: «Развитие творческих способностей и познавательного интереса у  обучающихся через коллективные творческие дела » проводилась в течение четырех лет.

    Теоретической базой моего опыта служат, как  идеи классиков педагогики А.С.Макаренко и К.Д.Ушинского, так и современных педагогов М.И. Нагибиной (моего преподавателя в Ярославском высшем педагогическом училище по методике трудового обучения  в начальной школе), Л.И.Байбородовой (моего преподавателя в Ярославском государственном педагогическом  университете по методике воспитательной работы в школе).

    При  характеристике состояния проблемы природы творчества, прежде всего, подчеркну давно зафиксированное в педагогике понимание творчества. «Творчество» в широком смысле определяется как «деятельность, рождающая нечто качественно новое, некогда ранее не бывшее».

    Рассматривая процесс творчества, и  работая над темой,  обращаюсь к трудам ученых – исследователей Г.С.Батищева, Г.А. Давыдова, которые выявили определение категории качества творчества, его основные признаки:

    - творчество – важнейшее качество человеческой деятельности;

    - творчество – антипод подражанию, копированию;

    -творчество – деятельность, порождающая нечто новое и отличающаяся  неповторимостью.

    В работе над темой использую методическое пособие Н.А.Касаткиной «Учебно-воспитательные занятия в группе продлённого дня». В пособии дан материал, позволяющий использовать различные формы организации  учебно-воспитательной работы в группе продлённого дня для повышения уровня обучения и воспитания школьников на произведениях народного, художественного и декоративно-прикладного искусства. Анализ методической  литературы  наглядно  свидетельствует  о  том,  что искусство обладает огромными возможностями по развитию творческого  потенциала  детей.

    Степень новизны. Свой опыт строю согласно теории известного ученого Л.С. Выготского, утверждавшего, что творчество - не удел избранных, более того, творчество - необходимое условие существования людей. «Если понимать творчество в его истинном, психологическом смысле как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени».

    II. Технология описания опыта.

    В 2004-2005 учебном году в ГПД собралась впервые дети из

     двух классов 2а и 2б , и было очень важно, чтобы дети стали друзьями, коллективом. Это, по моему мнению, возможно было сделать с помощью дел, которые объединили их. Вместе с тем, необходимо помнить, что каждый хочет выразить свои чувства, мысли и показать себя с лучшей стороны, т.е. перед каждым ребенком стоит субъективно-творческая задача. Творчество можно разделить на группы:

    1.        Предпосылки творчества:
     - сказки

      - олимпиады

      - игры

    2.        Индивидуальное творчество детей:
     - сочинения - импровизации

          - лепка

          - рисование

          - аппликация

    3.        Исследовательская работа.

    Предпосылки творчества и развитие познавательного интереса успешно можно наблюдать при проведении следующих дидактических игр:

    1  «Лесенка»

    Задача: накопление словаря, закрепление правописания слов.

     Ход игры:

    Дети по желанию или по жребию делятся на группы по 3-5 человек. Группы придумывают себе названия. Каждая группа имеет на столе лист со следующей записью:

    У

    В

    П

    М

    О

    Воспитатель зачитывает вопрос, а группа должна записать ответ в течение 30 секунд.

    1 .Домики для пчел

    1. Снежная буря
    2. Женская одежда

    4.Насекомые - санитары леса

    5.Дикое животное жарких стран, которое живет на дереве.

    Затем группы сдают заполненные листы воспитателю. За каждый правильный ответ присваивается 1 очко, побеждает та группа, которая набрала большее количество очков.

    2.        «Живые картинки»

                Цель: закрепление названий работ в саду, огороде, обучение правильному использованию простого предложения.

                Ход игры:

    Группа учеников (принципы деления на группы прежние) договариваются о действиях, которые они будут показывать.

    Перед началом работы вся группа проговаривает двустишие:

    Где мы были, вам не скажем,

    А что делали, покажем.

    Каждый член группы имитирует действия работ в саду или огороде, например: сбор яблок, посадка деревьев, выкапывание картофеля, срезание капусты, выдергивание моркови, сбор огурцов, помидоров.

    Остальные группы должны отгадать, что делает 1 группа и сказать: «Дети рвут яблоки».

    3.        Решение кроссвордов

    «Начинай с буквы К»

    Дети делятся на группы, которые заполняют следующий кроссворд

    к

    к

    к

    к

    к

    к

    к

    к

    к

    1. Столовая для зимующих птиц
    2. Дом для лошадей
    3. Прическа для длинных волос у девочек
    4. Площадка для катания на коньках
    5. То чем покрыты ствол и ветки деревьев
    6. Предмет, которым покрывают пол и стены
    7. Домашнее животное

    8)    Детеныш кошки

                            9)    Детеныш козы

    (кормушка, конюшня, коса, каток, кора, ковер, коза, котенок, козленок)

    4.   Игра «Да - Нет»

    Цель: развитие умения составлять вопросительные предложения и узнавать предмет по его признакам, местоположению и т.д.

     Ход игры:

    Все договариваются, о чем будет идти речь: о предмете в классе, мебели, овощах, птицах. Один ученик выходит из класса, а класс задумывает какой-либо предмет. Ученик входит и спрашивает о предмете так, чтобы класс мог ответить словом «Да» или «Нет».

    План постановки вопросов:

    «Он» находится (в классе, дома, в огороде...) «Он» нужен для (письма, рисования...) «Он» по цвету (белый, красный...) «Он» по форме (овальный, круглый...) «Он» по вкусу (сладкий, кислый...)

    Если водящий отгадывает, он садится на место, выбирая другого ведущего.

    Во второй половине учебного года дети уже могут самостоятельно подготовить и провести кроссворд на заданную тему.

    Кроссворды можно использовать не только в досуговой деятельности – на клубных часах, но и  для дополнительных заданий во время самоподготовки. Как показывает мой опыт работы в ГПД и опыт работы других воспитателей нашей школы, и других школ, дети выполняют домашние задания в различном темпе, поэтому возникает возможность  и потребность организовать микрогуппы для развития способностей детей более успешных в учебной деятельности.

     Победителей  дидактических игр награждаю самодельными грамотами и призами. Дети, которые самостоятельно готовят и проводят игры, также изготавливают свои призы.  

    Изготовление призов развивает у детей эстетический вкус, умение работать с различными материалами и инструментами и требует применения фантазии, смекалки, а это всё и есть составляющие творчества и познания чего-либо нового, интересного.

    Целью данного опыта является создание условий для полноценного творческого развития воспитанников группы продлённого дня через организацию ведущей учебной и коллективной творческой деятельности.

    Основные задачи:

     - дать основные понятия  технологии изготовления различных поделок, познавательных игр;

    - привить интерес к изготовлению художественных предметов и побудить желание   совершенствовать творческие способности в декоративно-прикладном творчестве;

    -  воспитывать художественный вкус, творческое мышление, трудолюбие;

    -  приобщать к традициям народного творчества и развивать эмоциональную отзывчивость к произведениям искусства, произведениям своих товарищей.

    Любой педагог знает, что заинтересованный ученик занимается лучше. Решению этой задачи помогает четкое планирование структуры занятий, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приемы подачи учебного материала.

            Обучение в группе основано  на общедидактических принципах: научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, от простого к сложному, активности, а так же личностно-ориентированного подхода и педагогики развития. На занятии предусматривается индивидуальная работа с воспитанником, при этом учитываются возрастные и психофизиологические особенности ребенка.

            При постановке учебных задач учитываю индивидуальность каждого воспитанника: скорость реакции, объем памяти, внимание, логическое мышление, самообладание, работоспособность, а также особенности характера и темперамент.  

    В  процессе работы   использую следующие формы занятий:

    -занятие-соревнование;

    - практическая работа;

     - выставка, экскурсия;

    - занятие-игра;

    -занятие-викторина;

    - занятие-путешествие;

    - занятие-акция;

    Так в процессе занятия-викторины о птицах, прошедшей в рамках школьной акции «Покормите птиц зимой», дети развивают работоспособность, логическое мышление, память, скорость реакции, эстетический вкус (Приложение 1).

            Применяю следующие методы обучения:

    - объяснительно- иллюстративные методы;

    - методы развития творческих способностей;

    - метод проблемного изложения;

    - метод упражнений и игры;

    - метод создания нестандартной (творческой) ситуации.

    Индивидуальный подход один из основных методов работы, который создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого воспитанника коллектива. Именно индивидуальный подход в обучении дает возможность раскрыться и  утвердиться ребенку.

    Обучаемым всегда дается возможность выбора задания на практике по силам, часто используется взаимопомощь, что сплачивает коллектив.

            В процессе практической работы, которая является основной формой обучения, последовательно осваиваются приемы и навыки создания собственных разработок игр, изготовления и оформления открыток, композиций,  игрушек.

            Коллективное творчество используется в создании больших совместных работ. Коллективный труд обеспечивает опыт творческого общения, сплачивает детей, а ошибки, допущенные одним, всегда бывают замечены другими детьми и вовремя исправлены. Поэтому в процессе деятельности используется работа детей в парах сменного состава, работа в группах, соревнования по группам, выбор среди детей «помощника» педагога.       Ребенок  в  процессе  труда  чувствует  себя  взрослым, и  сознание,  что  он  работает  как  взрослый,  приносит  ему  радость,  поддерживает  интерес  к  труду.  Этому  способствует  и  совместный труд  нескольких  детей  над  изготовлением  одной  работы  (Приложение 2).   

    Один из методов работы – коллективное обсуждение результатов, при котором дается стимулирующая оценка деятельности ребенка, тем самым создается благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию мышления, фантазии.

    Однако перед воспитанниками ставится задача аккуратно и технологически правильно выполнять задания, соблюдая последовательность выполнения всех операций, заданий.

            Здесь  особенно  важно,  чтобы  дети  понимали,  что  конечный  результат  зависит  от  работы  каждого. Видя  преимущества  коллективного  труда, воспитанники с большим интересом учатся работать сообща, распределять  обязанности  между  собой,  уступать   ради  общего  дела. Сначала  я  активно  вмешиваюсь  в  процесс  распределения  обязанностей  между  детьми,  показываю,  как  это  делается.  Чтобы  мнение  взрослого  не  было  навязано  детям,  я    включаюсь  в  совместное  изготовление  творческих  работ  и  так  же,  как  и  все  участники  коллективного  труда,  отвечаю  за  какое-нибудь  конкретное  дело. В  таком  случае  мои советы   не  будут  восприниматься  как  приказ,  а  общее  станет  непосредственнее  и  доверительнее.  Когда  у  ребят  появится  некоторый  опыт  работы  в  коллективе,  я  только корректирую.

            Я побуждаю своих воспитанников к созданию неповторимых, особенных и симпатичных работ своим личным примером, принося на занятия свои образцы. Увидев их, в детских душах загорается огонек творчества. Я всегда говорю им, что нужно искренне чего-то хотеть: накапливать знания; много работать, не падая духом, ведь не ошибается тот, кто ничего не делает. Ко всем старым и новым знаниям подходить творчески.

            Внимание уделяется формированию определенных качеств личности, таких как гибкость, уверенность, свобода мышления и суждения, инициативность, непохожесть на других, умение уважать мнение окружающих, готовность посмотреть на ситуацию глазами другого человека. В результате развития таких качеств дети быстрее находят выход из различных жизненных и проблемных ситуаций, становятся  доброжелательней по отношению друг к другу, повышается их самооценка. Кроме того дети легче справляются  с углубленными, развивающими, экспериментальными образовательными программами, не испытывая тяжелых перегрузок.

            Результатом  обширного  и  эффективного  развития  всех  перечисленных  выше  качеств,  необходимых  для  творческой  деятельности,  должен  стать  самостоятельно  созданный  творческий  продукт: праздник, аппликация, игрушка.  Творчество,  индивидуальность  должны  проявиться  хотя  бы  в  минимальном  отступлении  от  образца.  Всегда  поощряю,  поддерживаю  ребенка,  если  он  внес  какие-то  свои  изменения,  свои  нюансы в  то  или  иное  изделие.

            Решая проблемы образования, важно осуществить практику взаимодействия воспитателя в ГПД и педагогов дополнительного образования по созданию необходимых условий для нравственного воспитания и личностно-ориентированного развития ребёнка. Между нашим лицеем и муниципальными образовательными учреждениями дополнительного образования детей: Домом детского творчества, Станцией юных техников, Станцией юных натуралистов установлено тесное сотрудничество именно через взаимодействие с группами продлённого дня. Таким образом, дети во время пребывания в ГПД активно занимаются в творческих объединениях «Сказочная страна», «Бисероткачество», «Растениеводство», «Цветоводство».  В школе организована постоянная выставка работ детей ТО «Сказочная страна» (Приложение 3) . Руководитель этого ТО детей Кочкина И.И. оказывает активную помощь не только детям в развитии творческих способностей, но и педагогам лицея.

      В коллективе большое значение придается целеустремленности, готовности к сотрудничеству, что сказывается на системе межличностных отношений. Я говорю своим воспитанникам, что их знания и умения должны найти практическое применение в быту, в жизни, а возможно  стать их будущей профессией, поэтому  уделяется внимание экскурсиям в музеи, выставочные залы, где воспитанники ГПД познают окружающий мир, знакомятся с различными видами художественного и декоративно-прикладного искусства. Очень  нравится  детям  разглядывать  готовые  работы, выполненные  их  сверстниками,- каждый  хочет  научиться  делать  такие  же  изделия,  поделки, а  если  пофантазировать  немного,  можно  придумать  что-то  свое. Все познанное и увиденное на экскурсиях отражается в творческих работах учащихся.

             Свои творческие результаты воспитанники регулярно представляют на праздниках и выставках не только в школе, но и в МОУ ДОД города.

    В течение периода пребывания ребёнка в группе основываюсь на поддержку родителей. В  первый  год  обучения  не  все  родители  понимают, какую  роль  для  детей  имеет  посещение  занятий  и  как  важна  их  помощь. Сейчас  все  иначе.  Они  вместе  с  нами  и  шьют, и  вышивают,  и  рисуют.  Мы  вместе  готовимся  к  выставкам.  Родители  волнуются  и  радуются  успехам  своих  детей. Дети  и  родители  становятся  ближе,  лучше  понимают  друг  друга.

             Общение с родителями проходит не только на родительских собраниях, но и на индивидуальных встречах, в разговорах по телефону, на празднике для мам (Приложение 4). Всегда приглашаю родителей  на школьные и городские выставки, на свои занятия. У  ребенка,  который  видит,  как  трудятся  его  родители,  взрослые, старшие  товарищи  или  сверстники,  возникает  естественное  желание  тоже  сделать  что-то  полезное  для  других,  доставить  людям  радость  своим  трудом (например,  сделать  подарок  маме, бабушке  к  8  Марта,  смастерить    игрушки  для   малышей  и  т.д.)

            III. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ.

    Использование данного опыта в работе группы привело к следующим результатам:

    -формирование нравственных качеств: трудолюбие, проявление творчества, поиск рациональных нестандартных путей решения задач в любой сфере деятельности,   максимальное развитие творческий способностей.

    -формированию дружного коллектива детей, родителей, педагога.

    -успешной реализации индивидуальных творческих способностей в конкурсной и коллективной  деятельности.

            Индивидуальную творческую деятельность дети из ГПД продолжают в учреждениях дополнительного образования: Красильникова Ольга, Давиденко Евгений, а Киргизова Ксения и Булгакова Татьяна имеют персональные выставки своих работ в Доме детского творчества.

            Воспитанники ГПД со своими композициями постоянно  участвуют в сменной школьной выставке «Сказочная страна», получают почётные грамоты от МОУ ДОД «Станция юных натуралистов», «Дом детского творчества».

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

    1. Богданов Г.П. Игры и развлечения в группе продлённого дня. «Просвещение»,1985г.
    2. Горичева В.С., Филипова Т.В. Мы наклеем на листок солнце, небо и цветок, -Ярославль, «Академия развития», 2000 г.
    3. Журналы «Воспитание школьников», 1997-2003гг.
    4. Касаткина Н.А. Учебно-воспитательные занятия в группе продлённого дня, «Учитель», 2005г.
    5. Методика внеучебной воспитательной работы, Ярославль, 1995г.
    6. Организация работы в группах продлённого дня, под редакцией Кульпединовой М.Е. «Просвещение»,1990г.
    7. Полякова А.И. Превращения слов. «Просвещение»,1991г.
    8. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. «Просвещение», 1988г.
    9. Ушинский К.Д. О воспитании, М., 2003г.

    Приложение

    1. Приложение 1 – Занятие-викторина о птицах.
    2. Приложение 2 – Коллективные творческие работы
    3. Приложение 3 – Школьная выставка работ  ТО «Сказочная страна»
    4. Приложение 4 – Праздник-конкурс «Мамины помощники»
    5. Приложение 5 – Индивидуальные выставки воспитанников ГПД в МОУ ДОД «Дом детского творчества»
    6. Приложение  6 - Грамоты
    7. Приложение  7 - Коллективные дидактические игры

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Повышение уровня патриотического воспитания детей и молодёжи через коллективно-творческие дела детской организации

    Повышение уровня  патриотического воспитания детей и молодёжи через коллективно-творческие дела  детской организации...

    Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста.Темы для творческих работ

    9 тем для творческих работ на каждый месяц учебного года.Совместное творчество ребёнка и родителей.Развитие уверенности в себе,раскрытие таланта рассказчика и писателя....

    Программа «Выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей в начальных классах».

    Программа «Выявление и развитие у обучающихсяинтеллектуальных и творческих способностейв начальных классах»....

    Программа «Выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей в начальных классах».

    Программа «Выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей в начальных классах»....

    Программа выявления и развития у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей

    Программа   выявления и развития у обучающихся  интеллектуальных и творческих способностей  в начальной школе. Срок реализации 3 года...