ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЧЕРЕЗ КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО
статья

Знаете ли вы что такое КТД? Как оно организуется в современной школе, и что с помощью него можно достичь? В статье рассматривается вопрос о формировании межличностных отношений через коллективное творческое дело. Авторы расскажут, как в современной школе воспитать детский коллектив, на основе сотрудничества. Как коллектив влияет на развитие личности ребенка. Подробно расскажут, что такое КТД, и его основные характеристики. Какие есть особенности в организации коллективной деятельности, какие условия необходимо соблюдать, чтобы правильно направить детей на достижение результата. Расскажут способ, позволяющий определить микроклимат, и выявить межличностные связи внутри коллектива. На примере покажут, как проходит КТД в классе. И узнаете, как его организация влияет на коллектив. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx43.12 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЧЕРЕЗ КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО

Аннотация

Знаете ли вы что такое КТД? Как оно организуется в современной школе, и что с помощью него можно достичь? В статье рассматривается вопрос о формировании межличностных отношений через коллективное творческое дело. Авторы расскажут, как в современной школе воспитать детский коллектив, на основе сотрудничества. Как коллектив влияет на развитие личности ребенка. Подробно расскажут, что такое КТД, и его основные характеристики. Какие есть особенности в организации коллективной деятельности, какие условия необходимо соблюдать, чтобы правильно направить детей на достижение результата. Расскажут способ, позволяющий определить микроклимат, и выявить межличностные связи внутри коллектива. На примере покажут, как проходит КТД в классе. И узнаете, как его организация влияет на коллектив. Ключевые слова: коллективно творческое дело; коллектив; дружественная атмосфера; сплочение; совместная деятельность.

Введение. Начальная школа для многих детей становиться местом, где они впервые становятся частью коллектива. Несмотря на чувства радости или удивления по поводу того, что происходит в школе, каждый ребенок испытывает сильный стресс, ведь поступление в школу вносит большие перемены в их жизнь. Для детей период адаптации очень разный, и зависит от многих факторов, таким образом дети приспосабливаются к новым для себя требованиям [1]. Большим помощником на этапе адаптации становиться коллектив класса. С этого момента начинается долгий процесс по формированию детского коллектива.

В.М. Лебедев понятие «коллектив» раскрывает как относительно автономную систему, для которой характерны такие процессы как: саморегулирование, самоорганизация, самоуправление. Это возможно достичь, если согласовано единство структур: официальной, которая формируется под влиянием взрослых, и неофициальной, которая строится в процессе межличностного общения [2, с.108].

Включаясь в коллектив, ребенок осваивает социальные нормы и ценности. Происходит формирование его мировоззрения и появляется стремление к саморазвитию. Постепенно ребёнок начинает узнавать и дифференцировать свои личностные качества. Таким образом, на протяжении всего периода начального образования закладывается фундамент для формирования личности ребенка.

Основная часть. Одним из ключевых факторов формирования личности внутри коллектива является то, что ребенок осваивает межличностные отношения. При этом идет усвоение различных социальных ролей и вырабатывается собственное отношение к ним. Формируются нормы общения, такие как взаимодействовать с людьми и группой, а также развитие у обучающихся эмоционального интеллекта. В. Г. Белинский говорил: «Создает человека природа, но развивает и образует его общество». Поэтому учителю необходимо создать условия, которые будут благоприятно влиять на развитие способностей обучающихся и способствовать их личностному росту. Это возможно только при создании дружественной атмосферы в коллективе, где учащиеся являются единомышленниками, партнерами и командой, способной объединять свои усилия при достижении цели.

Таким образом, важно определить, что будет наиболее эффективным для формирования детского коллектива. Необходимо выбрать форму, позволяющую создать коллектив, в котором главной составляющей будет бесконфликтное общение, толерантность к другим и поддержка каждого участника группы.

С этим вопросом мы обратились к трудам доктора педагогических наук Игоря Петровича Иванова. Он является основоположником методики «Коллективное творческое дело» (КТД). Г.К. Селевко отмечал, что цель педагогической системы И.П. Иванова направлена на «воспитание человека творца, гуманиста, борца», и «…воспитание общественно-активной творческой личности, способной приумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового, демократического общества» [3].

Коллективное творческое дело считается эффективным, потому что содержит в себе множество факторов, помогающих достичь высоких результатов в формировании дружественного коллектива. Оно не имеет шаблонов, поэтому в полной мере раскрывает творческие способности каждого участника.

Наше исследование направлено на изучение КТД, как способа формирования и развития межличностных отношений в современной школе. Для этого рассмотрим особенности КТД подробнее.

Методология. Игорь Петрович Иванов в своих книгах обозначал «Коллективное творческое дело», как «способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство (инструмент) коммунарской методики» [4].

В настоящее время КТД имеет ведущую позицию в воспитательной работе с детьми, так как на первый план выходят личностные результаты. «В КТД и ребенок, и взрослый проявляют инициативу, и самостоятельность, вкладывают свои духовные и интеллектуальные возможности в общее дело, согласованно взаимодействуют» [5, с.116]. Это обеспечивает активность всех участников группы, а также служит разностороннему развитию личности каждого члена коллектива.

Главным элементом в КТД является именно детский коллектив. И.П. Иванов отмечал: «…только в общих, конкретных делах на пользу и радость близким и далеким людям, делах, оставляющих след в душе и сердце ребят, можно растить не потребителей и наблюдателей, а инициативных строителей радостной жизни. Людей, способных к сочувствию, сопереживанию, отклику на чужие заботы и радость, умеющих соизмерять свое и общее, способных к постоянному самосовершенствованию, чтобы быть максимально полезными обществу» [6]. Включение в коллектив открывает перед ребенком новые возможности для формирования собственного «Я», учит взаимодействовать с обществом не отдельно от него, а в сотрудничестве и гармонии с ним.

Коллективно творческое дело всегда осуществляется совместно всеми участниками коллектива, предполагает непрерывный совместный поиск решений поставленных задач [7, с.441]. Поэтому каждый участник деятельности чувствует себя сопричастным группе, образуется единый механизм, где каждый вносит свои идеи и использует в полной мере свои способности, чтобы достичь результата совместной деятельности.

Главным навигатором коллективной деятельности является творчество. Оно позволяет показать обучающимся, что нет предела их возможностям, что существует множества вариантов решения проблемного вопроса, что даже не удавшиеся продукты деятельности являются не ошибкой, а возможностью посмотреть на решение под другим углом. Это расширяет представление о мире и собственных возможностях как каждого участника деятельности, так и коллектива в целом. Это позволяет обучающимся реализовать себя в различных ролях. Такой акцент учит детей высказывать свое мнение, слушать партнёров и принимать их точку зрения, уважительно относиться к иному мнению.

Опираясь на выше изложенное, мы можем говорить о том, что КТД не только развивает коммуникативные способности ребенка, но и способствует формированию креативного мышления. Понятие «креативность» Т. Бьюзен раскрывает как особенность поведения личности, которая проявляется оригинальными способами достижениями результата, нахождением нового решения проблемы, использованием различных подходов к проблеме с разносторонних точек зрения [8, с.172]. Реализация КТД формирует у обучающихся способность широко мыслить, быть свободными от шаблонов, генерировать весь свой прошлый опыт, чтобы преобразовать его в новых идеях, при поиске решений и планировании действий для достижения поставленной цели.

За счет совместной деятельности обучающихся протекают два важных процесса – формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника [9]. И.П. Иванов выделяет пять необходимых условий для создания коллективно творческого дела:

  • Первое условие – общая забота.
  • Второе условие – единство уважения и товарищеской требовательности.
  • Третье условие – единство мыслей и действий, воли и чувств.
  • Четвертое условие – единый коллектив.
  • Пятое условие – творчество, а не шаблон [4].

Данные условия позволяют сформировать принцип сотрудничества. Сама деятельность носит совместно-разделённый характер, когда ребёнок, ещё являющийся «неумелым», объединяет свои усилия со взрослым и другими детьми. В последствии роль взрослого-наставника ослабевает, потому что возрастают умения и навыки самого ребенка, с течением времени коллектив становиться автономным, и сам может выступать в роли наставника для более младших школьников.

Коллективное творческое дело дает большие перспективы в развитии самостоятельности, и позволяет действовать независимости от инструкции учителя. В этом помогает чередование различных организационных форм, «творческое изобретение новых, нестандартных форм, позволяет уйти от шаблона в воспитании, сделать жизнь детей увлекательной непринуждённой, значительно повышая её воспитательный потенциал» [10, с.95].

Несмотря на разнообразие, выделяют восемь видов КТД, к ним относятся: трудовое, познавательное, художественное, спортивное, общественное, организаторское, экологическое и досуговое.

В основном в школах используется познавательный, художественный, общественный и досуговый вид КТД, но важно использовать и другие, таким образом мы сможем полноценно развивать у обучающихся такие стороны личности как: познавательно-мировоззренческие (знания, взгляды, убеждения, идеалы), эмоционально-волевые (чувства, стремления, интересы, потребности), действенные (умения, навыки, привычки, способности, черты характера).

Отсутствие шаблонов позволяет проявлять креативность при организации и проведении коллективного дела. Открывает возможность использовать КТД как во время перемен и во внеурочной деятельности, так и в урочной форме обучения. Главным фактором выбора формы и вида коллективной деятельности является понимание воспитательных задач, понимание сути проблемы, требующей решения.

Перед организацией КТД необходимо чётко выделить проблемы, на которые будет направлена деятельность. Поскольку мы планируем работать над формированием межличностных отношений учащихся конкретного класса, нам необходимо составить социально-психологический портрет коллектива.

Наиболее эффективным методом исследования социально-психологического климата класса является социометрия. Она позволяет определить социометрический статус каждого обучающегося, увидеть взаимосвязи между отдельными членами коллектива.

Статус – «положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии, степень авторитета в глазах остальных участников» [11, с.322]. С помощью статуса мы можем отследить реальное социально-психологического положение определенного члена группы в иерархии коллектива. В последствии мы можем использовать это для объединения обучающихся в микро-группы при реализации КТД, создавая комфортные условия и открывая новые возможности для взаимодействия, способствуя развитию всех участников коллектива.

Организация КТД предполагает последовательное прохождение пяти этапов:

1 этап – предварительная подготовка, поиск идеи или проблемы, поиск дела.

На этом этапе учитель проводит педагогическую диагностику для выявления интересов и потребностей учеников, определяет сроки, и прогнозирует результаты совместной деятельности.

2 этап – осмысление задачи.

Основное действия совершается участниками, они определяют объем и сроки работы, формируют творческие коллективы по желанию. На этом этапе также запускается первичный механизм самопланирования.

3 этап– подготовка.

На этом этапе проводится реализация достижений общего труда в микро-группах. Подготовка включает в себя мероприятия, на которых проходят показы результатов деятельности той или иной микро-группы. Общим голосованием принимаются лучшие варианты, и происходит доработка других результатов. В итоге на этом этапе происходит сбор общего продукта деятельности обучающихся.

4 этап– проведение КТД.

Это этап показа полученного продукта деятельности. Формат проведения обговаривается участниками заранее.

5 этап – последствия.

На последнем этапе проходит рефлексия общей деятельности, и индивидуальных достижений. Рассматривается и обобщается опыт работы, реализуются рекомендации. Возможно совместное планирования дальнейших мероприятий [12].

Приведем пример организации праздника «День матери» в третьем классе.

Первый этап– предварительная подготовка.

Нами была проведена социометрия по запросу учителя, который обозначил, как проблему, недостаточную сплочённость класса. На основе анализа полученных данных можно сделать вывод о том, что обучающиеся проявляют стремление к общению со сверстниками, и предпочитают общаться изолированными группами. В данном классе нет конфликта лидеров, обучающиеся стремятся к сотрудничеству. Это связанно с возрастными особенностями младших школьников, именно в третьем классе можно наблюдать интенсивное развитие способности к сотрудничеству, они способны самостоятельно, основываясь на личностных качествах сверстников и межличностных отношениях, распределить роли межу собой. Но несмотря на готовность обучающихся идти на контакт друг с другом, есть трое «пренебрегаемых» младших школьника, которых по результатам социометрии не принимают в коллектив.

Наблюдение за обучающимися во время перемен показало, что «пренебрегаемые» школьники не принимаются в свободные игры, одноклассники к ним никогда не обращаются за помощью и не предлагают свою. Эти ученики будто отсутствую в классе.

Второй этап– осмысление задачи.

Учителем была проведена мотивирующая беседа о важности праздника, и организовано обсуждение, как можно поздравить мам. Многие школьники включились в обсуждение, и предлагали множество вариантов. Для того чтобы выбрать форму поздравления, было организованно голосование. По результатам голосования приняли решение организовать концерт и чаепитие.

В момент обсуждения вариантов поздравления, только двое из «пренебрегаемых» обучающихся принимали в нем участие. Один из них не вступал в диалог с одноклассниками, и соглашался с мнением большинства. Другие участники обсуждения не пытались начать взаимодействие с ним. При этом внимательно слушали двух других «пренебрегаемых», и учитывали их мнение при выборе формы проведения праздника.

На этом этапе мы смогли увидеть, как школьники договариваются друг с другом, могут ли они самостоятельно выйти из конфликтных ситуаций, при столкновении мнений. Это одно из важных умений, которое формируется у обучающихся в младших классах. Именно в момент общего обсуждения и голосования необходимо прийти к общему соглашению и пониманию перспектив принятого решения. Если есть хоть одна несогласная сторона, то конфликт будет деструктивным. В последствии это приведет к тому, что обучающийся потеряет интерес к коллективному делу, и «выпадет» из общей группы. В худшем случаи конфликт перейдёт в скрытую форму, и может перерасти в противостояние с окружающими, и отразиться на всем учебном процессе [13]. Поэтому, организуя КТД, мы учим школьников сотрудничеству, как способу совместного существования и решения проблем.

Третий этап– подготовка.

На протяжении недели осуществлялась подготовка к концерту. Под руководством учителя было совершено распределение на группы. В последствии совместной деятельности был создан примерный план концерта. Путем обсуждения у каждого члена группы была своя значимая часть (стихотворение, сценка, конкурс, и т.д.). В течении подготовки праздника была предложена идея о создании поделки и рисунка для мамы, данная идея замотивировала обучающихся.

В период подготовки «пренебрегаемые» обучающиеся попали в разные группы. Один из них включился в деятельность группы, не испытывая дискомфорт. Остальные не сразу смогли адаптироваться, и лишь, когда были распределены роли, включились в деятельность. На репетициях каждый «пренебрегаемый» старался проявить себя. В дальнейшем они не чувствовали препятствий со стороны коллектива, и включились в подготовку к празднику также активно, как и другие обучающиеся.

На данном этапе обучающимся представилась возможность работать как в группе, так и индивидуально. Школьники планировали, как будет украшен класс для создания уютной, праздничной атмосферы. Параллельно с этим проводились репетиции, и создание необходимых декораций. Каждый был включен в деятельность и смог внести свою идею в общий концепт праздника. Главной точкой стала генеральная репетиция, на которой были внесены последние изменения.

Четвертый этап– проведение КТД.

Наступил день демонстрации проделанной работы. Мероприятие проходило в виде концерта с элементами конкурсов. Данная форма способствовала комфортной и дружественной атмосфере, поэтому школьники и родители активно принимали участия в общей деятельности, и смогли проявить себя.

Обучающиеся не только показали высокие результаты проделанной совместной деятельности, но и показали сплочённость при организации чаепития. Во время чаепития и концерта весь класс активно включался в деятельность, не было ни одного отвергнутого и пренебрегаемого ребенка.

Пятый этап– последствия.

После проведения концерта и чаепития учитель получил много благодарственных отзывов от родителей класса. Дети тоже высоко оценили свою деятельность. Но при рефлексии также были рассмотрены моменты, которые не смогли реализоваться в той степени, в которой планировались изначально. Поэтому учитель предложил использовать эти идеи в дальнейшем на других праздниках или мероприятиях.

Результаты исследования. Подготовка и проведение праздника «День матери» показало, что обучающиеся готовы взаимодействовать друг с другом, и это им интересно. Но личные убеждения и представления, которые остались у них с прошлых лет обучения, еще не дают принять «пренебрегаемых» обучающихся. Также на данном мероприятии было важно взаимодействие родителей и обучающихся. Данная тематика актуальна, так как мы воспитываем семейные ценности, а также это возможность установления взаимосвязи между школой и семьей.

В результате проведения мероприятия, у обучающихся формировались навыки публичного выступления, креативность, положительные отношения как с одноклассниками, так и с семьей. Этому способствовали конкурсы и подготовка к концерту.

«Пренебрегаемые» обучающиеся во время концерта чувствовали себя комфортно, но, как и другие, были скован больше, чем на генеральной репетиции. Это может быть связано с тем, что каждый ребенок волновался выступать перед мамами, так как до этого не часто приходилось играть на публику. Но несмотря на это, двое из «пренебрегаемых» свободно общались с одноклассниками во время чаепития, а третий предпочёл общению со сверстниками общество своей мамы. Это показывает, что он ещё не готов открыться коллективу.

Родители оставили благодарственные отзывы в родительском чате. Многие из них выделили, что самым важным стало то, что они смогли принять участие в общеклассном мероприятии, и провести досуг вместе с детьми.

Дискуссия. Коллективная деятельность дает большое пространство для реализации способностей всех обучающихся. Но эффективным оно будет только тогда, когда будут соблюдены условия: отношения, построенные на сотрудничестве и содружестве; коллективная творческая деятельность; коллективная организация жизни [14, с.117].

Если упустить один из компонентов, то при реализации КТД большая часть работы будет выполнена не школьниками, а учителем. Теряется важная составляющая, где поиск решения задачи имеет творческий характер, а не четкое следование условиям. А самое главное, не произойдёт развития личности ребенка и его индивидуальных особенностей. Организация коллективного творческого дела требует целенаправленной тщательной осознанной подготовки. Педагогу важно понимать и помнить, что главное – это опора на потребности самих школьников. Важно дать свободу их воображению и стремлениям. Только тогда мы сможем увидеть в качестве результата личностный рост каждого участника и сплочение коллектива.

Заключение. На протяжении многих лет методика коллективного творческого дела доказывает, что возможно выстраивать коммуникацию коллектива, основываясь на сотрудничестве. Это не просто метод работы, это способ преобразования реальности школьных будней, и расширение представления обучающихся о своих собственных возможностях и о возможностях того, кто рядом. Через совместную деятельность у школьников формируются социальные навыки и потребности: быть самостоятельным, дружелюбным, готовым прийти на помощь [15, с.99]. Коллективная деятельность школьников – это уникальное и в тоже время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива, это бесценный опыт для младших школьников, который пригодится им в дальнейшей жизни.

Список использованных источников

[1] Косьяненко А.В. Проблемы адаптации первоклассников к школе / А.В. Косьяненко; Ж.А. Васильевна // Инновационное развитие науки и образования: сбоник статей IX Международной научно-практической конференции: в 2ч. – 2020 – С.155-158 [Электронный ресурс]: URL:

[2] Лебедев В.М. Управление организацией. Правовые вопросы / В.М. Лебедев. – М.: Просвещение, 2018. – С.209

[3] Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / Г. К. Селевко // НИИ шк. технологий —2006. — С. 815 [Электронный ресурс]: URL:

[4] Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел– М.: изд. «Педагогика». – 1989– С.58

[5] Царева, Н. П. Коммунарская методика - научная концепция в её жизненно-практической реализации / Н. П. Царева // Социальная педагогика. – 2017. – № 1-2. – С. 112-117. [Электронный ресурс]: URL:

[6] Гребенкина, Л. К. Коммунарская методика И.П. Иванова и современность / Л. К. Гребенкина, Н. А. Копылова // Психолого-педагогический поиск. – 2008. – № 7. – С. 157-164. [Электронный ресурс]: URL:

[7] Попова, Л. И. Коллективно-творческое дело как метод социальной адаптации несовершеннолетних / Л. И. Попова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2010 – № 17. – С. 440-446. [Электронный ресурс]: URL:

[8] Капишева М.Б Формирование креативного мышления школьника на уроках художественного труда на основе информационно-коммуникативных технологий / Капишева М.Б // Педагогика и психология– 2020 – №43 – С.170-179 [Электронный ресурс]: URL:

[9] Ташкинова, И. В. Коллективно-творческое дело как средство формирования взаимодействия учащихся и учителя / И. В. Ташкинова // Педагогический перекресток: школа-семья-общество– 2016. – С. 38-40. Электронный ресурс]: URL:

[10] Маленкова, Л. И. Коллективно-творческое дело: идеи и способы организации / Л. И. Маленкова // Народное образование. – 2018 – № 8-9(1470). – С. 92-96. [Электронный ресурс]: URL:

[11] Морозов А.В. Деловая психология/ Курс лекций – СПб: Союз– 2000. С. 576. [Электронный ресурс]: URL:

[12] Найденова, Л. Г. Коллективно-личностное творческое дело - залог успеха в развитии личности гимназиста / Л. Г. Найденова, Н. И. Ильичева // Педагогический университетский вестник Алтая. – 1999 – № 1. – С. 547-550. [Электронный ресурс]: URL:

[13] Воскресенская, Т. А. Агрессивное поведение в конфликте обучающихся начальной школы / Т. А. Воскресенская // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 6(85). – С. 17-19. – DOI [Электронный ресурс]: URL:

[14] Царева, Н. П. Коммунарская методика - научная концепция в её жизненно-практической реализации / Н. П. Царева // Социальная педагогика. – 2017. – № 1-2. – С. 112-117. [Электронный ресурс]: URL:

[15] Кузьминов, Н. Н. Коллективно-творческие дела в летнем лагере отдыха как условие социального взросления детей младшего школьного возраста / Н. Н. Кузьминов, А. С. Емельянова // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований. – 2020. – С. 95-101[Электронный ресурс]: URL:

Referenсes

[1] Kosyanenko Problems of adaptation of first-graders to school / Kosyanenko; Vasilievna // Innovative development of science and education: a collection of articles of the IX international scientific and practical conference: in 2 hours. – 2020 – [Electronic resource]: URL:

[2] Lebedev Personality management. Legal issues / Lebedev. – M.: Enlightenment, 2018. –

[3] Selevko, Encyclopedia of Educational Technologies: in 2 volumes / G. K. Selevko // Research Institute of School. technologies - 2006. - P. 815 [Electronic resource]: URL:

[4] Ivanov Encyclopedia of collective creative affairs - M .: ed. "Pedagogy". – 1989–

[5] Tsareva, Kommunarskaya method - a scientific concept in its vital and practical implementation / Tsareva // Social Pedagogy. - 2017. - No. 1-2. - S. 112-117. [Electronic resource]: URL:

[6] Grebenkina, Kommunarskaya method of Ivanova and the present / L. K. Grebenkina, N. A. Kopylova // Psychological and pedagogical search. - 2008. - No. 7. - P. 157-164. [Electronic resource]: URL:

[7] Popova, L. I. Collective and creative work as a method of social adaptation of minors / L. I. Popova // Psychology and Pedagogy: Methods and Problems of Practical Application. - 2010 - No. 17. - P. 440-446. [Electronic resource]: URL:

[8] M. B. Kapisheva Formation of schoolchildren’s creative thinking in art classes based on information and communication technologies / M. B. Kapisheva // Pedagogy and psychology - 2020 - No. 43 - P. 170-179 [Electronic resource]: URL: https

[9] Tashkinova, I. V. Collective and creative work as a means of forming interaction between students and teachers / I. V. Tashkinova // Pedagogical crossroads: school-family-society - 2016. - P. 38-40. Electronic resource]: URL:

[10] Malenkova, Collective creative work: ideas and methods of organization / Malenkova // Public education. - 2018 - No. 8-9 (1470). - S. 92-96. [Electronic resource]: URL:

[11] Morozov Business psychology / Course of lectures - St. Petersburg: Union - 2000. S. 576. [Electronic resource]: URL:

[12] Naydenova, L. G. Collective-personal creative work is the key to success in the development of the personality of a high school student / L. G. Naydenova, N. I. Ilyicheva // Pedagogical University Bulletin of Altai. - 1999 - No. 1. - S. 547-550. [Electronic resource]: URL:

[13] Voskresenskaya, T. A. Aggressive behavior in the conflict of elementary school students / T. A. Voskresenskaya // World of science, culture, education. - 2020. - No. 6 (85). - S. 17-19. – DOI [Electronic resource]: URL:

[14] Tsareva, Kommunarskaya method - a scientific concept in its vital and practical implementation / Tsareva // Social pedagogy. - 2017. - No. 1-2. - S. 112-117. [Electronic resource]: URL:

[15] Kuzminov, N. N. Collective and creative affairs in a summer holiday camp as a condition for the social maturation of children of primary school age / N. N. Kuzminov, A. S. Emelyanova // Actual problems of the theory and practice of psychological, psychological and pedagogical and pedagogical research. - 2020. - S. 95-101 [Electronic resource]: URL:

Formation of interpersonal relations through collective creative work

, Rodomanskaya

Krasnoyarsk Pedagogical College No. 1 named after M. Gorky (Krasnoyarsk, Russia), class="c4">

Annotation

Do you know what is KTD? How is it implemented in a modern school, and what can be achieved with it? The article changes the question of the nature of interpersonal relations through a collective creative work. The authors will tell you how to educate a children's team in a modern school on the basis of cooperation. How does the team influence the development of the personality of the child. They will tell you in detail what is KTD, and its main characteristics. What are the features in the organization of collective activities, what conditions must be observed in order to properly direct children to achieve results. They will tell you how to determine the microclimate and identify interpersonal relationships within the team. An example will show how the KTD passes in the classroom. And you will find out how his organization affects the team.

Key words: collectively creative work; team; friendly atmosphere; rallying; Team work.

Ұжымдық шығармашылық арқылы тұлғааралық қарым-қатынасты қалыптастыру

П.К.Черемнова, Е.И. Родоманская

Красноярск педагогикалық колледжі № 1. 1 им. М.Горький (Красноярск, Ресей), class="c10 c5">

Аңдатпа

KTD деген не екенін білесіз бе? Бұл заманауи мектепте қалай жүзеге асырылады және оның көмегімен қандай нәтижеге қол жеткізуге болады? Мақалада ұжымдық шығармашылық арқылы тұлғааралық қарым-қатынастардың табиғаты туралы мәселе өзгереді. Авторлар қазіргі заманғы мектепте балалар ұжымын ынтымақтастық негізінде қалай тәрбиелеу керектігін айтып береді. Ұжым баланың жеке басының дамуына қалай әсер етеді. Олар сізге KTD деген не екенін және оның негізгі сипаттамаларын егжей-тегжейлі айтып береді. Ұжымдық іс-әрекетті ұйымдастыруда қандай ерекшеліктер бар, балаларды нәтижеге жетуге дұрыс бағыттау үшін қандай шарттарды сақтау керек. Олар сізге микроклиматты қалай анықтау керектігін және ұжымдағы тұлғааралық қарым-қатынастарды қалай анықтау керектігін айтады. Мысал КТД-ның сыныпта қалай өтетінін көрсетеді. Ал сіз ұйымыңыздың командаға қалай әсер ететінін білесіз.

Негізгі сөздер: ұжымдық шығармашылық жұмыс; команда; достық атмосфера; митингі; топтық жұмыс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный подход к формированию межличностных отношений младших школьников

Работа предназначена для учителей начальных классов общеобразовательной школы. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений я...

Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела.

Обобщение педагогического опыта по теме: "Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела."Автор опыта: Киргизова Татьяна Ивановна воспитат...

Теоретические основы развития ценностно-смысловой ориентации учащихся и ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях через личностные универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включ...

Формирование грамматически правильно оформленной речи у старших дошкольников через технологию коллективного творческого дела

Коллективное творческое дело как эффективное средство формирования регулитивных УУД у младших школьников...

Повышение уровня патриотического воспитания детей и молодёжи через коллективно-творческие дела детской организации

Повышение уровня  патриотического воспитания детей и молодёжи через коллективно-творческие дела  детской организации...