Повышение уровня патриотического воспитания детей и молодёжи через коллективно-творческие дела детской организации
статья на тему

Кудрявцева Евгения Николаевна

Повышение уровня  патриотического воспитания детей и молодёжи через коллективно-творческие дела  детской организации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кудрявцева Евгения Николаевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

города Валуйки Белгородской области

Повышение уровня  патриотического воспитания детей и молодёжи через коллективно-творческие дела  детской организации

                                                     Кудрявцева Евгения Николаевна,

                          старшая вожатая

                                                        МОУ «СОШ №1» города Валуйки

                                    Белгородской области

Валуйки

2010

Содержание:

Информация об опыте……………………………………………………………3

Технология опыта……………………………………………………………….16

Результативность опыта………………………………………………………..23

Библиографический список…………………………………………………….25

Приложение к опыту…………………………………………………………….27

Раздел I

Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта

Кризисные явления последних десятилетий в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни разрушили основы деятельностипо воспитанию подрастающего поколения. Особую тревогу вызывает ослабление одного из ключевых направлений этой деятельности, связанного с созданием условий для формирования и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать свои интересы и интересы своего государства.

По данным социологов в российском обществе значительно изменилось отношение к таким непреходящим ценностям, как Отечество, патриотизм, верность героическим традициям, уважение к памяти павших за Родину, долг, честь, достоинство, готовность к самопожертвованию и др. Акценты в социально-нравственных ориентирах значительной части общества, особенно молодёжи, резко сместились в сторону прагматизма с ярко выраженными проявлениями эгоистичного, и, даже, антигуманного характера.

 Это вызывает беспокойство за будущее России. Ведь, очевидно, что дальнейшее её развитие в полной мере зависит от развития общества, основу которого составит поколение молодых людей. находясь в эпицентре ряда проблем, затрагивающих интересы больших слоёв общества, проблема патриотического воспитания детей и молодёжи становится одной из актуальнейших. Именно патриотизм и гражданственность являются основами вхождения в государственный, общественный социум, уводят молодое поколение от антисоциального поведения, воспитывают сострадательное отношение к ближайшему окружению, способствуют передаче традиций от поколения к поколению.

Детские общественные организации и объединения (далее ДОО) помогают найти подросткам и молодёжи своё место в обществе, вносят конкретный вклад в личное развитие подростков и формирование их гражданской ответственности. Учитывая, что развитие и воспитание эффективнее осуществляются в деятельности и общении, ДОО создает для этого благоприятные условия.

Целью данной работы является изучение формирования патриотических качеств личности и развития гражданской позиции у детей и молодёжи, через участие воспитанников в коллективно-творческих делах детской организации.

В связи с этим были поставлены следующие задачи

       В связи с этим были поставлены следующие задачи:

         - изучение опыта работы педагогов-новаторов, психолого-педагогической литературы,

         - разработка системы мероприятий с использованием доступных и интересных форм и методов работы;

        - отобрать содержание и средства, организационные формы и методы воспитательной работы;

         - проведение исследования;

         - опираясь на знания и практический опыт, проанализировать полученные результаты деятельности, социальный эффект проводимых воспитательных мероприятий, и сделать выводы;

         - определить роль патриотического воспитания в процессе формирования личности.

В любом случае задачи воспитания остаются неизменны:

- формирование у подрастающего поколения любви к своей Родине;

- изучение истории и культурного наследия Отечества, своего края;

- координация деятельности школы, семьи, общественности в патриотическом воспитании детей;

- сохранение и развитие традиций ДОО

- познакомить школьников с основными свойствами информации, научить их приёмам организации и планирования в деятельности различных форм КТД  при решении поставленных задач.

       Выполнение этих задач приведёт к активизации процесса патриотического воспитания, реализации идей разностороннего подхода, совершенствованию форм и методов организации деятельности как детского объединения в целом, так и каждого его члена в отдельности, овладению школьниками знаниями, умениями и навыками работы с информацией, умения самостоятельно приобретать новые знания, воспитанию активной гражданской позиции.

       Использование различных форм и методов в  планировании, организации и проведении классных, школьных и городских мероприятий позволяет разнообразить работу ДОО, позволяет системно подойти к проблеме патриотического воспитания детей и молодёжи.  

        Базой исследования является детская организация «Страна Знаний» МОУ «СОШ №1» города Валуйки Белгородской области.      

Краткая характеристика детской организации

     В муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №1»г. Валйки обучается 1150 учеников. В образовательном учреждении ведут свою деятельность три детских объединения:

  • «Росток» для учащихся 1-4 классов (461 чел., из них мальчиков -232, девочек – 229);
  • «Родник» для учащихся 5-6 классов (425 чел., из них мальчиков – 213, девочек – 212);
  • «Новая волна» для учащихся 9-11 классов (264 чел., из них мальчиков – 127, девочек – 137).

Детская подростковая организация «Страна Знаний» осуществляет свою деятельность в рамках областной программы «Мы вместе», направленной на формирование у учащихся гражданского самопознания, расширения кругозора и познавательных интересов и способностей, овладению практическими навыками поисковой, исследовательской, опытнической деятельности, социальной адаптации в обществе.

У  каждого детского объединения есть свои  законы, правила, структура органов самоуправления, символика и традиции. Согласно общей программе активом разрабатывается план работы объединения.

В коллективной взаимообогащающей деятельности происходит становление личности каждого ученика. Через разноплановую деятельность развивается коллектив и личность, способная в разноплановых видах деятельности реализовать всё богатство своей индивидуальности.

      При подборе тематики, разработке форм и методов организации мероприятий по формированию патриотических качеств личности школьников мы исходили из психологических и возрастных особенностей учащихся. С помощью школьного психолога и социального педагога была разработана анкета, благодаря которой удалось выяснить уровень патриотического воспитания школьников, уровень знаний  об истории Отечества, определить тематику мероприятий, способную заинтересовать учащихся и углубить их знания. В связи с этим решили в качестве эксперимента проследить, насколько систематическое участие в планировании, организации и проведении мероприятий, направленных на развитие патриотических качеств личности влияет на повышение уровня значимости данной деятельности в сознании воспитанников.

      Формировать мотивацию – значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развёртывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учётом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.

      Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что  школьный возраст имеет большие резервы формирования мотивационной сферы воспитания. Главное содержание мотивации в этом возрасте: младший - «научиться учиться»; средний - «научиться действовать сообща»; старший - «научиться действовать самостоятельно». Школьный возраст – это становление мотивации воспитания, от которого во многом зависит судьба молодого поколения в будущем. Поэтому важно начинать с серьёзного отношения к деятельности детских организаций прежде всего старших товарищей. Ребёнок убедится в важности своей деятельности только при условии внимания и поддержки к его работе и достижениям со стороны родителей, педагогов и старших товарищей.

      Для мобилизации резервов мотивации в каждом возрасте необходимо организовать включение каждого ребёнка в активные виды деятельности классного и школьного коллектива и виды общественных взаимодействий его с другим человеком (учителем, сверстниками, ребятами старших классов).

      Для выявления уровня патриотического воспитания школьников,  знаний  об истории Отечества, определить тематику мероприятий, способную заинтересовать учащихся и углубить их знания  на разных этапах исследования учащимся предлагалось несколько диагностик.

Первое исследование проводилось методом письменного опроса (с  применением анкеты), так как он позволяет охватить большее количество школьников. Отвечая на предложенные вопросы дети называли исторические даты, формулировали определение термина «патриот», называли его качества личности, определяли степень важности патриотизма в характере современного гражданина России.

      Следующее исследование проводилось методом  устного  опроса. Ребятам предлагалось назвать тему и форму мероприятия, посвященного Родине, в котором они хотели бы принять участие.  (Приложение 1).

        Результаты диагностики были учтены при планировании работы детских объединений.

           Диагностика на заключительном этапе доказала, что учитывание интересов воспитанников при планировании дел, выборе форм проведения, привлечение детей к участию в творческом процессе организации, подготовки и проведения мероприятий повышается уровень патриотического сознания и воспитания школьников.

Актуальность опыта

       Человек рождаясь, взрослея, постоянно находится в коллективе. Поэтому и дела решать он должен уметь коллективно. С пользой для каждого и не ущемляя прав другого человека.

Большую часть времени дети проводят на территории школы. Работая на уроках, встречаясь на переменах, проводя в школе внеурочное время школьники общаются, думают, решают важные «детские» проблемы.

В нашей стране исторически сложилось, что школьники разных поколений были объединены в детские организации. Эта традиция сохраняется и в наше время. Детские школьные общественные организации и объединения объединяют детей разного возраста. Они ведут активную деятельность по воспитанию достойного молодого поколения. Работе ДОО уделяется большое внимание со стороны Правительства страны на разных уровнях. Недаром 2009 год был назван в России Годом молодёжи.

Ежегодно в образовательном учреждении детскими организациями планируется и проводится большое количество важных тематических мероприятий и дел. Школьники принимают участие в школьных, городских и областных выставках, акциях и т.д. Среди всего многообразия форм мероприятий особое место занимают коллективно-творческие дела. Это как правило дела, планируемые и подготовленные самими детьми. Они имеют особую важность для всех участников процесса реализации. Здесь каждый видит свой вклад в общее дело. Дело,  подготовленное ровесниками вызывает неподдельный интерес у других школьников. За процессом создания внимательно следят все участники образовательного процесса. Поэтому и результат дела важен каждому: и авторам идеи, и реализаторам, и зрителю.

Работа по такому непростому направлению, как гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи важно суметь организовать через участие воспитанников в коллктивно-творческих делах ДОО.

     

Ведущая педагогическая идея опыта

На современном этапе развития ДОО в нашей стране проблемам патриотического воспитания уделяется особое внимание. Каждая программа ДОО содержит направление, которое предполагает различные формы работы по воспитанию патриотизма, любви к Родине, уважения к традициям народов, населяющих её, формированию знаний истории Отечества и т.д.    

 Тема патриотического воспитания для каждого гражданина российского общества имеет разный смысл. Люди старшего поколения помнят годы лихолетий и восстановления страны из руин,  когда великие свершения соотечественников стали возможными только благодаря любви к родной земле, своему народу. На протяжении десятков лет граждане страны мечтали, строили планы, стремились к единой для всех цели – процветанию страны и её граждан. Поколение, взрослеющее в годы перестройки потеряло старые ценности, не получив взамен равноценных новых. И тогда начал  катастрофически понижаться уровень морально-нравственного и гражданско-патриотического здоровья детей и молодёжи. На первый план вышли другие «ценности» и приоритеты: деньги, власть, достижение цели любыми средствами.

Наше государство признает детство важным этапом в жизни человека. Именно поэтому создаются программы развития и воспитания юных патриотов «России». Но к сожалению тема патриотизма не достаточно привлекает современных детей, и не всегда находит отклик у их родителей. Э        Ведущая педагогическая идея заключается:

-  в создании необходимых условий (диагностика отношения и интереса детей к данной тематике мероприятий, знакомство с технологией КТД), содействующих повышению интереса учащихся школы к делам патриотического направления;

- определении путей повышения положительной мотивации участия школьников в мероприятиях патриотической тематики посредством КТД (информированность участников воспитательного процесса, проектная деятельность, перспективы КТД)

Идея КТД сама по себе не нова. Коллективно-творческие дела были широко популярны в 70-80-е годы прошлого века. Тогда повсюду проходили марши, сборы металлолома и макулатуры и т.д. но с упрощением пионерских и комсомольских организаций КТД утратили свою популярность. Не смотря на то, что данная форма воспитательной работы давно известна, предлагаем применить её не только в организации общественно-полезной  и досуговой деятельности детей и молодёжи, но и в пропаганде активной гражданской позиции.

Длительность работы над опытом.

      Работа над опытом охватывает период работы на базе двух образовательных учреждений разных регионов России:

  • с сентября 2005 по ноябрь 2008 года – реализация работы по патриотическому воспитанию в МОУ «Касторенская средняя общеобразовательная школа №1» Касторенского района Курской области.
  • с сентября 2010 года по май 2011 года – МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Валуйки Белгородской области.

  В МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Валуйки Белгородской области работа по разработке новых форм КТД для реализации программы патриотического воспитания была проведена в несколько этапов.

      1 этап – начальный (констатирующий) – сентябрь - октябрь 2010 года

      На данном этапе изучалась психолого – педагогическая литература и опыт педагогов-новаторов, вёлся подбор диагностического материала, была проведена диагностика уровня гражданско-патриотического воспитания школьников и выявления тематики мероприятий, вызывающих интерес у детей, на основании диагностики планирование КТД в деятельности ДОО.

      2 этап – основной (формирующий) – ноябрь2010 – апрель 2011 года.

      На формирующем этапе осуществлялась работа по реализации разработанного плана работы ДОО.

      3 этап – заключительный (контрольный) – май 2011года.

На данном этапе проводится повторная диагностика. Выявляется динамика развития интереса учащихся к современному подходу воспитания юных патриотов.

      Диагностика на заключительном этапе доказала, что разработанные виды КТД (презентации, концерты, митинги, поисковые задания, литературно-музыкальные композиции, операции «С добрым утром, родной город!», «Дети – ветеранам»), спроектированные и реализованные силами детей, повысили интерес учащихся школы к проблеме патриотического воспитания, подтвердили, что современные дети не равнодушны к будущему своей страны, уровню воспитанности и образованности молодого поколения.  детям не чужды такие чувства, как  гордость  военными победами и культурным наследием предков.

Диапазон опыта

      Диапазон опыта представлен авторской программой системы воспитательной работы вожатого по повышению уровня патриотического воспитания детей и молодёжи через КТД ДОО.

      Представленный опыт работы является единой системой «Гражданско-патриотическое воспитание в школе».

Использование для проведения мероприятий патриотического направления форм КТД создаёт благоприятный эмоциональный фон, способствуя развитию гражданско-патриотической позиции учащихся как бы незаметно для них, в процессе активной коллективной и творческой деятельности.

Все виды и формы КТД перечислить невозможно. Любая деятельность детей школьного возраста творческая и должна реализовываться в коллективе. Начиная с создания коллектива, выбора программы его деятельности, составлением плана работы, оформления отрядного уголка или отрядного места, выбора темы и формы проведения предстоящих дел, заканчивая реализацией планов, анализом результатов и изучением перспектив развития коллектива.  Всё  это  члены коллектива делают сообща.

Каждый член детского коллектива должен знать:

  1. Что будет происходить в коллективе?
  2. Как это называется?
  3. Что я могу сделать для дела, чтобы получилось интересно?
  4. Когда  и где всё случится?
  5. Где нам это пригодится? Что делать дальше?

Расширение возможностей коллективной деятельности учащихся в ДОО, использование этого вида деятельности в  решении воспитательных задач, ведёт к познавательному развитию детей.

Теоретическая база опыта.     

В основе педагогического опыта лежат идеи Игоря Петровича Иванова.

Необходимо, прежде всего, знать основные особенности, как основного средства современной методики воспитания, чтобы успешно использовать это средство на практике.

«Каждое коллективное творческое дело — это проявление практической заботы об улучшении обшей жизни, иначе говоря, это система практических действий на общую радость и пользу. Поэтому оно – ДЕЛО».

Оно — коллективное дело, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями, как младшими и старшими товарищами.

Оно — творческое коллективное дело, потому что на каждой стадии его осуществления все воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно важной практической задачи, поставленной самими детьми.

Оно — творческое еще и потому, что не может совершаться по шаблону, но всегда осуществляется в новом варианте.

Следует, поэтому, обратить особое внимание на отличие коллективных творческих дел от воспитательных занятий («воспитательных мероприятий») — бесед, экскурсий, кружковых занятий и т.п., для которых характерны, открытая постановка перед воспитанниками и открытое осуществление воспитательных задач. Здесь — в отличие от КТД — на первый план выступает не создание воспитанниками вместе с воспитателями и под их руководством нового жизненно важного опыта, не применение в практических целях ранее усвоенных знаний и умений, а открытая передача воспитанникам готового опыта — тех знаний, умений, навыков, которые должны быть переданы учащимся дополнительно к учебной работе.

Необходимо иметь в виду, что именно в коллективных творческих делах происходит непосредственное обогащение каждого участника собственным опытом гражданского отношения к окружающей жизни и к себе как к гражданину и  товарищу других людей. В этом процессе теснейшим образом соединяется развитие всех трех сторон личности нового человека: познавательно-мировоззренческой (научные знания, взгляды, убеждения, жизненная позиция, идеалы), эмоционально-волевой (высокие чувства, стремления, интересы, потребности), действенной (общественно-необходимые умения, навыки и привычки, творческие способности, общественно-ценные черты характера).

Каждое реализуемое дело дает свой необходимый, незаменимый вклад в развитие у каждого участника КТД целостно-многостороннего гражданского отношения к окружающей жизни и к самому себе, обогащает определенной частью общественно-ценного опыта. Формирует (расширяя, укрепляя, углубляя) различные их компоненты: знания, взгляды, убеждения, чувства, интересы, умения и т.д.

Изучая и используя коллективные творческие дела, как комплексное средство патриотического воспитания нужно не только знать общие воспитательные возможности, присущие этому средству, но и понимать, как эти возможности раскрываются в каждом виде КТД.

При этом следует иметь в виду, что коллективные творческие дела отличаются друг от друга, прежде всего, по тому виду общей практической заботы, который выступает на первый план. В гражданско-патриотических КТД ведущую роль играет общая забота гражданско-патриотического  характера (содержания); в трудовых КТД — общая забота трудового характере; в познавательных КТД — общая забота познавательного содержания; в художественных КТД — общая забота художественно-эстетическим творчеством; в спортивных КТД — общая забота спортивного, оздоровительного, оборонно-спортивного, спортивно-туристическоро характера.

Поэтому каждый вид коллективных творческих дел играет ведущую роль в развитии определенных звеньев гражданского отношения к жизни, в развитии гражданского отношения к определенным видам деятельности определенных социальных объединений. И, далее, каждый вид КТД обогащает личность по-преимуществу определенным видом общественно-ценного опыта, например, нравственно-политическим или трудовым.

Укажем, прежде всего, на воспитательные возможности КТД: операции типа «Дети – ветеранам!», «С добрым утром, город родной!», «Подари малышу радость»; литературно-музыкальные композиции «Дети войны», «Памяти воинов-интернационалистов посвящается…»; выпуск газеты-молнии «Памяти мгновения живые», трудовой десант «Их подвиг длится вечность». В этих делах сообща осуществляется — на пользу и радость друг другу и окружающим людям (школьникам других детских объединений,  ДОО других школ, ветеранам и семьям погибших, жителям города, родным и т. д.) — проникнутая патриотической романтикой деятельность, отражающая память о прежних и сегодняшних свершениях  жителей Белгородской области и всей страны в целом,   картины трудовых и боевых подвигов русских людей, утверждается наглядным образом единство всех поколений россиян — строителей нового общества.

Основу содержания такой деятельности составляет нравственно-политический опыт, развивающий у школьников гражданское отношение к общественным событиям, к жизни нашей Родины в прошлом и настоящем, к перспективам развития нашей страны, развивается отношение к себе, как, юным патриотам.

Развитие у школьников такого отношения (в единстве общественно-значимых взглядов, чувств, интересов, умений и привычек) идет благодаря обогащению духовного мира участников  КТД  жизненным опытом, но не обособленно, а в слиянии с другими видами общественно ценного опыта, прежде всего, с общеобразовательным, трудовым, художественно-эстетическим.

Новизна опыта.

      Создание системы применения методики коллективно-творческих дел, для повышения уровня  патриотического воспитания детей и молодёжи.

Раздел II.

Технология описания опыта.

В центре любого образовательного и воспитательного процесса стоит ученик, ведомый к знаниям. И если школьник от мотива «надо» придет к мотиву «мне интересно, я хочу это знать», то путь этот будет более радостным и плодотворным.

На современном этапе школа занимает большее пространство в жизни ребёнка, чем  улица, а иногда и семья. Воспитание гражданско-патриотической позиции уделяется большое внимание на всех уровнях власти.

Целью данной работы является изучение формирования патриотических качеств личности и развития гражданской позиции у детей и молодёжи, через участие воспитанников в коллективно-творческих делах детской организации.

В связи с этим были поставлены следующие задачи

       В связи с этим были поставлены следующие задачи:

         - изучение опыта работы педагогов-новаторов, психолого-педагогической литературы,

         - разработка системы мероприятий с использованием доступных и интересных форм и методов работы;

        - отобрать содержание и средства, организационные формы и методы воспитательной работы;

         - проведение исследования;

         - опираясь на знания и практический опыт, проанализировать полученные результаты деятельности, социальный эффект проводимых воспитательных мероприятий, и сделать выводы;

         - определить роль патриотического воспитания в процессе формирования личности.

В любом случае задачи воспитания остаются неизменны:

- формирование у подрастающего поколения любви к своей Родине;

- изучение истории и культурного наследия Отечества, своего края;

- координация деятельности школы, семьи, общественности в патриотическом воспитании детей;

- сохранение и развитие традиций ДОО

- познакомить школьников с основными свойствами информации, научить их приёмам организации и планирования в деятельности различных форм КТД  при решении поставленных задач.

     При создании проекта данной системы воспитательных мероприятий патриотической направленности, мы учитывали особенности детей разного возраста. В рамках месячника по военно-патриотическому воспитанию, согласно проекта «Отечество» областной программы «Мы вместе» для каждого детского объединения, в зависимости от возраста участников, активом детских объединений были выбраны доступные и интересные формы КТД. При планировании были учтены возрастные особенности учеников, их возможности и интересы.

        Детское объединение младших школьников «Росток» - выставка «Праздничная открытка», посвященная Дню защитника Отечества.

Детское объединение школьников 5-8 классов «Родник» - операция «Сдобрым утром, город родной!», трудовой десант «Их подвиг длится вечность».

Детское общественное объединение старшеклассников «Новая волна» - литературно-музыкальная композиция «Дети войны», «Памяти воинов-интернационалистов посвящается…», выпуск газеты-молнии «Памяти мгновения живые».

В своей деятельности наша детская организация старается использовать различные виды КТД. Причем при подготовке дела в  инициативную группу могут входить ребята одного возраста, но как правило и чаще - это разновозрастный отряд. В самом начале каждый участник инициативной группы участвует в «Мозговом штурме», рождении идеи формы, содержания дела. В этот момент ребята активно обсуждают предложение каждого, ведь интересно должно быть всем. В инициативной группе определяется лидер – человек, который несёт ответственность за результат.

КТД по времени подготовки делятся на быстрые (трудовой десант) и долгосрочные (концерты, интеллектуальные игры).

Рождается совет дела. Определяется график встреч по работе над проектом дела. Выбираются ответственные за направления деятельности.

Например, при подготовке литературно-музыкальной композиции «Дети войны» совет дела составили: сценаристы, художники-оформители, диджей и музыкальный оформитель, режиссер, творческая группа (вокалисты и танцоры), костюмеры и помощники.

При подготовке операции «С добрым утром, город родной!» - ответственные за изготовление открыток, разведгруппа ответственная за информацию об адресах ветеранов, волонтеры классов ответственные за доставку памятных подарков ветеранам в назначенное советом дела время.

На первой ступени обучения учащимся требуется помощь в определении вида КТД. Учащиеся 1-2 класса не могут самостоятельно придумать и осуществить проект. В этом им помогают старшие товарищи, учащиеся 3-4 классов, участники ДОО «Родник» и «Новая волна». Младшие внося в реализацию проектов свой посильный вклад. Командиры классов доводят сведения о предстоящем деле до классных коллективов, ответственно следят за своевременным исполнением задания. Ребята этих классов выполняют такие виды деятельности как рисование плакатов и рисунков для оформления дела, дела, учат и декламируют стихотворения, вместе с классными руководителями и родителями изготавливают небольшие декорации и костюмы.  О шефской помощи младшему звену говорится на каждом собрании актива организации.

Участники ДОО «Родник» - учащиеся 5-8 классов. На данной ступени у детей уже сформирован навык нахождения новой информации, умение ориентироваться в ситуации, быстро реагировать на новую идею, осущетсвлять коллективный поиск путей решения новой задачи. Ребята любят использовать новые формы работы, требующие долгой подготовки и взаимодействия со старшеклассниками.

В ДОО «Новая волна» входят ученики 9-11 классов.  Старшеклассники  действуют самостоятельно. Они уже ясно формулируют цели и задачи предстоящего дела, а главное понимают его значимость для ребят-участников, что говорит о правильности системного подхода в воспитательном процессе. Здесь собран весь актив школьной организации. Образованные и творческие личности, готовые передать опыт следующему поколению, стремящиеся создавать новые проекты.

Таким образом работа детских объединений тесно взаимосвязана и направлена на достижение целей, общих для каждого «жителя» «Страны Знаний»  

      Методика проведения исследования

      Для выявления уровня патриотического воспитания школьников,  определения гражданской позиции, определения  новых форм проведения мероприятий, способных заинтересовать учащихся и углубить их знания  на разных этапах исследования учащимся предлагалось несколько диагностик.

Первое исследование проводилось методом письменного опроса (с  применением анкеты), так как он позволяет охватить большее количество школьников. Отвечая на предложенные вопросы, дети называли исторические даты, формулировали определение термина «патриот», называли его качества личности, определяли степень важности патриотизма в характере современного гражданина России.

Исследование проводилось среди учащихся разных параллелей со следующим распределением по возрастам:

4 классы – возраст 10-11 лет (

5 классы – возраст 11-12 лет (

8 классы – возраст 14-15 лет (

11 классы – возраст 17-18 лет (

Гипотеза:

На начальном этапе обучения дети гражданская позиция у детей пассивная, они исполнители чужих идей. В среднем звене – жизненная позиция переосмысливается ребёнок из пассивного участника превращается в активного и становится не только исполнителем, но и автором идей. Старшеклассники – активные строители жизни, неравнодушные граждане своей страны, патриоты Родины. Они инициаторы, авторы идей, исполнители и вожатые.

Исследование проводилось в форме анкеты, т.к. это позволяет  охватить большее количество учащихся. Анкетирование осуществлялось на классном часе. Командиры и лидеры классов раздали анкеты и предложили своим одноклассникам ответить на предложенные вопросы. Вопросы сформулированы в доступной форме и направлены на выявление уровня сформированности патриотических понятий. После заполнения, анкеты были собраны и переданы вожатой для изучения.

4 класс

Вопрос

Сентябрь 2010 года

Май 2011 года

Государственные праздники России

Годы ВОВ

Имя президента РФ

Патриот – это…

Качества, которыми должен обладать патриот

Считаете ли вы себя патриотом?

Если вы не патриот, то почему?

5 класс

Вопрос

Сентябрь 2010 года

Май 2011 года

Государственные праздники России

Годы ВОВ

Имя президента РФ

Патриот – это…

Качества, которыми должен обладать патриот

Считаете ли вы себя патриотом?

Если вы не патриот, то почему?

8 класс

Вопрос

Сентябрь 2010 года

Май 2011 года

Государственные праздники России

Годы ВОВ

Имя президента РФ

Патриот – это…

Качества, которыми должен обладать патриот

Считаете ли вы себя патриотом?

Если вы не патриот, то почему?

11 класс

Вопрос

Сентябрь 2010 года

Май 2011 года

Государственные праздники России

Годы

Имя президента РФ

Патриот – это…

Качества, которыми должен обладать патриот

Считаете ли вы себя патриотом?

Если вы не патриот, то почему?

      Следующее исследование проводилось методом  устного  опроса. Ребятам предлагалось назвать тему и форму мероприятия, посвященного Родине, в котором они хотели бы принять участие.  (Приложение 1)

        Результаты диагностики были учтены при планировании работы детских объединений.

           Диагностика на заключительном этапе доказала, что учитывание интересов воспитанников при планировании дел, выборе форм проведения, привлечение детей к участию в творческом процессе организации, подготовки и проведения мероприятий повышается уровень патриотического сознания и воспитания школьников, вырабатывается активная жизненная позиция.

     

Раздел III.

Результативность опыта.

     

      Состояние современного образования и тенденции развития общества требуют новых системно организуемых подходов к развитию образовательной среды. Для достижения успеха в XXI веке уже недостаточно академических знаний и умений критически мыслить, а необходима некоторая техническая квалификация, поэтому многие учащиеся стремятся заранее получить навыки в области информационных технологий и обеспечить себе карьеру. В процессе модернизации российского образования информация образования выделяется в качестве одного из приоритетов.

      Давно доказано, что учащиеся по – разному осваивают новые знания. Ранее преподавателям трудно было найти индивидуальный подход к каждому ученику. Теперь же с использованием компьютерных сетей и онлайновых средств школы получили возможность преподносить новую информацию таким образом, чтобы удовлетворить индивидуальные запросы каждого ученика.

      Общеизвестно, что информационные технологии могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время.

      Учителю информатизация предоставляет возможность гибко управлять обучением и разнообразить способы предъявления учебной информации.

Формы использования мультимедиа в качестве обучающего средства различны. Это и работа всем классом и группами, и индивидуальная работа.

Педагогическая эффективность мультимедиа на сегодняшний день уже теоретически обоснована и практически доказана. Примером могут служить презентации к урокам, работа с интерактивной доской на различных этапах урока.

       Использование в учебном процессе начальной школы системы  средств мультимедиа оказывает существенное влияние на формирование положительной мотивации учения.    

       При обработке результатов по выявлению сформированности положительной мотивации учения младших школьников при использовании средств мультимедиа ориентировались на следующие критерии:

  1. реально фиксировать результаты исследований;
  2. результаты исследований отражать  в процентном соотношении;
  3. дозировано использовать на уроке средства мультимедиа;
  4. использовать информационно-коммуникативные технологии в начальном образовании школьников;
  5. продолжить работу по созданию системы дидактических средств (презентаций), которые охватывают все предметы курса начальной школы и направлены на решение различных дидактических задач.

       

Изучив литературу по проблеме и исследовав активность на уроках с компьютерным сопровождением, зафиксировав результаты на диаграммах, графиках, а так же сравнив объём выполняемой работы в разных классах, пришли к выводам:

  • при создании презентаций, слайдов надо стремиться максимально реализовать те преимущества мультимедиа, которые выгодно отличают его от традиционных средств обучения;
  • использование мультимедийных средств обучения и грамотное их использование способствует вовлечению школьников в активный процесс обучения, усиливает мотивацию, повышает интерес к учению;
  • с учётом реальностей нынешней школы можно ставить вопрос о сочетании компьютерного обучения с традиционным;
  • система мультимедиа должна использоваться наряду с другими средствами обучения;
  • обучение школьных дисциплин в начальной школе с помощью  мультимедийной системы – это перспективное направление в методике начальных наук.

                         

  1. Энциклопедия коллективных творческих игр

- Перевести эту страницу 

Методика КТД – деятельный, творческий и организационный механизм педагогики, ... Книга "Энциклопедия КТД" известна широким кругам педагогической общественности. ...

Библиографический список

1. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1968 – 250 с.

2. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Составители : И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин.-М.: Издательский центр «Академия», 2003 – 368 с.

3.Григорьев С.Г Информатизация образования - новая учебная дисциплина // Материалы ХVI Международной конференции "Применение новых технологий в образовании" [Текст] / С.Г.Григорьев, В.В. Гриншкун. – Троицк: МОО ФНТО "Байтик", - 2005. - С. 102-108.

4.Горелов И.Н. Разговор с компьютером. Психолингвистический аспект проблемы [Текст] / И.Н.Горелов. –  М.: Наука. - 1987. - 255с.

5.Ефимов В. Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников [Текст] / В.Ф.Ефимов // Начальная школа. – 2009. - №2. – С. 38 - 43.

6.Информационные технологии на уроках в начальной школе / составитель О.В. Рыбъякова – Волгоград: Учитель, 2008 – 233 с.: ил.

7. З.П. Ларских, И.Б. Ларина Проблемы компьютерного обучения русскому языку в начальных классах: учебно – методическое пособие. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2007 – 87 с.

8. Маркова «Формирование мотивации учения школьников» Пособие для учителя – М. : Просвещение, 1983 – 96 с.

9.Мартиросян Б. П. Повышение качества инновационной деятельности в образовательных учреждениях [Текст] // Педагогика – 2008 - №7 – С. 25-31.

10.Молокова А. В. Актуальные вопросы информатизации образования [Текст] / А. В. Молокова, Ю. Г. Молоков // Образовательные технологии: сб. научн. ст.; под ред. И. М. Бобко. – Новосибирск: СИОТ РАО, 1997. – С. 77 – 81

11.Молокова А. В. Информатизация начального образования на страницах журнала «Начальная школа» [Текст] / А. В. Молокова // Начальная школа. – 2007. – №9. – С. 82 – 90.

12.Молокова А. В. Комплексный подход к информатизации начальной школы [Текст] / А. В. Молокова // Начальная школа. – 2005. – №1. – С. 119 – 123.

13.Молокова А. В. Компьютер на уроках обучения грамоте [Текст] / А. В. Молокова // Начальная школа. – 2006. – №8. – С. 39 – 42.

14.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров ; Под редакцией Е.С. Полат. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005 – 272 с.

15.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. // Под ред. Е.С. Полат. [Текст] –  М.: "Академия", - 2001. 224с.

16.Педагогика. Учебное пособие для студентов. Под редакцией П.И. Пидкасистого М. , Педагогическое общество России, 1998 – 640 с.

17.Педагогическая психология. : Учебник для студентов высших учебных заведений / Под редакцией Н.В. Клюевой. – М.: Издательство ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003 – 400 с.

18.Применение информационных и телекоммуникационных технологий в учебно – воспитательном процессе школы / Под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.П. Кузовлева : учебно – методическое пособие. – Елец : Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2008 – 260 с.

19.Полат Е.С. Телекоммуникации в системе образования. // ИНФО, М.: Информатика и образование [Текст] – 1988, №5. С.110-113.

20.Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. [Текст] –  М.: Школа-Пресс, - 1994. 205 с.

21.Ротмистров Н.Ю. Мультимедиа в образовании // Информатика и образование [Текст] – М., - 1994. №4. С.89-96.

22.Сергеева Т. Новые информационные технологии и содержание обучения. // Информатика и образование. [Текст] – М., - 1991. №1. С. 3-10.

23.Тулайдан Э.Я. Использование технологии мультимедиа в обучении как педагогическая проблема [Текст] // Телекоммуникации и информатизация образования – 2006 - №3 – С. 78-80.

24.Фролова Л.А. Использование современных технологий в образовательном процессе [Текст] // Начальная школа – 2008 - №7 – С. 94-96.

25.Цифровые образовательные ресурсы в системе профессионального педагогического образования // Под ред. Харламовой А.П. [Текст] – Белгород, 2008. – 150с.

Приложения

  1. Приложение №1 – Методический материал

  1. Приложение №2 – Разработки уроков

  1. Приложение №3 – Презентации к урокам

  1. Приложение №4 – Анкета 1, Тест – опросник на выявление мотивации учащихся.

  1. Приложение №5 – Диаграмма активности учащихся на уроках с компьютерной поддержкой

  1. Приложение №6 – График повышения проведения эффективности урока

  1. Приложение №7 – Диаграмма сформированности познавательных мотивов

Приложение №1

Методический материал.

Приложение №2

Разработки уроков

Приложение №3

Презентации       

Приложение №4

Анкета 1

Чтобы убедиться в том, что компьютер становится «средством ученика», помогающим ему учиться, мы провели анкетирование всех учащихся экспериментального класса и их родителей.  

Результаты представлены в таблицах.

  1. Проявляет ли ребёнок интерес к урокам с компьютерной поддержкой?

Да

Нет

Не знаю

Обучающиеся

60 %

40 %

Родители

69 %

31 %

  1. Использует ли ребёнок домашний компьютер в учебных целях или только для игры? (для имеющих ПК дома)

И для учебных

Только для игры

Не знаю

Обучающихся

63 %

37 %

Родителей

32 %

53 %

15 %

  1. Нужно ли в начальной школе обучать детей работать с компьютером и средствами мультимедиа?

Да

Нет

Не знаю

Обучающиеся

57 %

43 %

Родители

78 %

12 %

  1. Есть ли у Вас дома справочная литература и обучающие программы на информационных компьютерных носителях ? (для имеющих ПК дома)

Да

Нет

Не знаю

Обучающиеся

80 %

20 %

Родители

82 %

18 %

  1. Использует ли Ваш ребёнок Интернет? (для имеющих ПК дома)

Да

Нет

Не знаю

Обучающиеся

15 %

85 %

Родители

100 %

   

     6. Использует ли ребёнок знания, полученные в школе, в жизненных ситуациях?

Да

Нет

Не знаю

Обучающиеся

85 %

15 %

Родители

63 %

37 %

Тест - опросник на выявление мотивации учащихся

1. Я учусь потому, что на уроке интересно

2. Я учусь, потому, что заставляют родители

3. Я учусь потому, что хочу больше знать

4. Я учусь, чтобы потом хорошо работать

5. Я учусь, чтобы доставить радость родителям

6. Я учусь, чтобы не отставать от товарищей

7. Я учусь, чтобы не опозорить свой отряд и класс

8. Я учусь потому, что в наше время нельзя быть незнайкой

9. Я учусь потому, что нравится учитель

Приложение №5

Диаграмма познавательной активности учащихся на уроке с компьютерной поддержкой.

Разработанная нами система дидактических средств охватывает все предметы курса начальной школы и направлена на решение различных дидактических задач.

С целью определения эффективности использования информационных технологий в практике обучения мы провели экспериментальное исследование.

Проведенное исследование позволило увидеть, что у учащихся 3 класса уровень познавательной активности значительно вырос к концу 4 года обучения в начальной школе.

Приложение №6

График повышения проведения эффективности урока.

Сопоставление объемов выполняемой работы, как с компьютером, так и без него, в  классах позволило  увидеть, что и в контрольном классе использование компьютера повышает эффективность проведения урока.

Приложение №7

Диаграмма сформированности познавательных мотивов.

У всех учащихся экспериментального класса сформированы познавательные мотивы, направленные  как на усвоение новых знаний, так и на их добывание и совершенствование способов добывания знаний (например, использование Интернета).