Развитие творческих способностей учащихся. Повышение интереса к изучению предметов.
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Важева Елена Викторовна

Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Главная цель учителя на уроках - вызвать у детей эмоциональный интерес, рефлексию, создать условия, максимально раскрывающие познавательные и творческие способности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мирновская основная общеобразовательная школа»

«Развитие творческих способностей учащихся. Повышение интереса к изучению предметов».

                                     Подготовила:  

учитель русского языка

и литературы

Важева Елена Викторовна

                                                                                             

п. Мирный

 2025 год

Развитие творческих способностей учащихся. Повышение интереса к изучению предметов.

Считаю данную тему актуальной и важной. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. С моей точки зрения, той способностью, которая позволяет эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление во всех его проявлениях, креативность, умение ориентироваться в образовательном пространстве.

Во-вторых, мы живем в век информации; в обществе произошли большие изменения. Выпускник школы вынужден реагировать на них, но часто он бывает не готов к постоянно происходящим в обществе изменениям. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, он должен активизировать свои познавательные и творческие способности.  Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы. В этот период начинают складываться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе познания и творчества.

Уверена, что учащиеся должны учиться «добывать» знания и применять их в самостоятельной работе, испытывая радость учебного труда. Мне, как учителю необходимо: поддерживать интерес к школе, не дать ребенку разочароваться и обмануться в своих ожиданиях, разжечь искру познания. Ведь желание учиться не пропадет только при условии, что ученик добивается успехов в учебе.

Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Моя главная цель на уроках – вызвать у детей эмоциональный интерес, рефлексию, создать условия, максимально раскрывающие познавательные и творческие способности учащихся. Продумываю структуру каждого урока так, чтобы дети могли открыть для себя новое, обратили внимание на главное, важное, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Поэтому, использую различные типы уроков: уроки-путешествия, уроки-конкурсы, уроки - экскурсии, интегрированные уроки, игровые уроки, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал. Это помогает развить в ребёнке интеллектуально – творческую личность, креативное мышление. Даю шанс самым неуверенным учащимся.

В своей деятельности создаю проблемные, поисковые и исследовательские ситуации на уроках , чтобы моделировать ситуации успеха с учётом индивидуальных способностей учащихся с целью включения их в творческий поиск решения учебных задач.

Считаю, что учение должно быть увлекательным, а не мучительным. Для эффективности урока использую разные формы обучения: индивидуальную, работу в парах и группах, а так же различные методы обучения: словесные, наглядные, поисковые, исследовательские, элементы проектной деятельности, эвристические беседы, применяю разные виды контроля: зачёты, тесты, взаимопроверки, самопроверка, мнение и оценка коллектива. В результате соединения учебной и игровой деятельности стараюсь научить детей моделировать учебный материал, самостоятельно добывать знания (использование сети Интернет, познавательной литературы, энциклопедий, выступление с сообщениями по изучаемой теме). В результате чего, у них развиваются такие качества как активность, любознательность, фантазия, зоркость, оптимизм, быстрота и гибкость мышления. Эти формы работы помогают мне прививать и поддерживать интерес к изучаемым предметам.

Опыт применения данной технологии позволил: 
- повысить эффективность обучения; 
- совершенствовать логику подачи учебного материала, что положительно сказывается на уровне знаний учащихся; 
- вырабатывать навык работы с различными источниками информации;

- дать возможность организовать проектную деятельность.

Для реализации поставленных задач по формированию познавательного интереса, я стараюсь работать по двум направлениям: учебное и внеурочное. 
В учебной деятельности формирую познавательный интерес через: 
- подбор занимательного материала; 
- правильную организацию формирования учебной деятельности, учитывая

психологические особенности учащихся начальных классов; 
- умения планировать и контролировать собственные действия; 
- формирование активности и инициативности, самостоятельности в учебной

работе; 
- умение оценивать правильность выполнения собственной работы, создавать

предпосылку для формирования учебной деятельности и развития  познавательного интереса. 
Во внеурочной деятельности путем проведения познавательных праздников,
занимательных часов по предметам, встреч с интересными людьми, экскурсий и познавательных поездок различной направленности продолжаю формировать познавательный интерес к учебной деятельности.

Одним из средств формирования познавательного интереса учащихся начальных классов является занимательность. Наиболее эффективным средством включения в процесс учения на уроке является игровая деятельность. В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения. Я использую этот прием в своей педагогической деятельности.

Игры, направленные на развитие познавательной активности и формирование УУД учеников, используемые мной на уроках в начальной школе

Регулятивные

Игры:  «Ладошки», «Муха», «Два дела», «Статуя, замри», «Голова - Рамена», «Товарищи командиры», «Ветер и флюгеры», «Счет», «Ритм по кругу», «Да и нет не говори», «Найди ошибки» и другие.  

развитие навыков саморегуляции, произвольности в чередовании активности и статики, коммуникативные навыки, а также развитие устойчивости внимания, организация детей.

Познавательные

Игры: «предложение - рассказ», «Отгадай задуманное», «Снежный ком», «Летает  - не летает», «Съедобное - не съедобное», «Горячая картошка», «Украшаем слова», «Ищем сокровище»,  «Сложи картинку», «Поиск клада», «Маршрутный лист», «Угадай слово», «Бывает-не бывает», «Мультфильм», «Неподвижная картина», «Шпионы» и другие.

на развитие мышления: на умение обобщать, выделять существенное, анализировать свойства предметов.

Коммуникативные

«Паутинка», «Туристы и скалы», «Ассоциации», «Инопланетяне», «Наследство», «Необитаемый остров», «Интервью», «Рукавички», «Разговор через стекло», «Отгадай, о ком говорим», и другие.  

развитие навыков общения, снятие напряжения, сплочение коллектива

Следующий занимательный материал, который я использую на уроках и во внеурочной деятельности– это ребусы, кроссворды, головоломки, лабиринты. Они позволяют ребенку тренировать внимание, память, формировать саморегуляцию, контроль за своей деятельностью. 
Кроме обычных кроссвордов использую кроссворды-тесты, где на вопрос дается три ответа: ребенок выбирает правильный и заполняет кроссворд.

Дети очень любят слушать сказки. На уроках, при ознакомлении с новым правилом для создания проблемной ситуации, развития внимания, наблюдательности, включаю в урок учебные сказки.

Но далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает ещё один источник познавательного интереса – сам процесс деятельности.

Огромное влияние на детей оказывает самостоятельная работа, именно самостоятельность является высшим уровнем активности. Поэтому на уроках стараюсь больше времени отводить на самостоятельную работу, подбирая разнообразные задания для самостоятельного выполнения, давая индивидуальные задания. Часто создаю ситуации, в которых учащиеся сами:

-отстаивают своё мнение;

·принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;

·задают вопросы друг другу и учителю;

·анализируют ответы друг друга;

·оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка);

·консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников;

·самостоятельно выбирают разноуровневые задания;

·находят несколько вариантов решения проблемы;

·находят “ошибкоопасные места”.

Самостоятельная работа может быть:

- индивидуальной;

- в парах;

- групповой.

Содержание предметов начальной школы позволяет применять разнообразные формы самостоятельных работ. Это и:

- работа с учебной литературой и наглядностью;

- использование рабочих тетрадей;

- работа со средствами ИКТ.

При работе с учебной книгой использую разнообразные виды самостоятельной работы:

- чтение текста вслух, про себя, выборочное чтение;

- постановка вопросов к тексту;

- ответы на вопросы текста, раздела;

- поиск объяснений явлений;

- словарная работа;

- составление плана;

- пересказ по плану;

- составление синквейнов;

- работа с иллюстрациями учебника;

- работа с инструкциями для практических занятий;

Самостоятельную работу с учебником провожу на уроках систематически и на всех этапах урока.

Большим подспорьем для выполнения самостоятельной работы с учебником являются рабочие тетради по предметам на печатной основе, которых имеется большое количество заданий для работы с учебником и при изучении нового материала, и для закрепления и для выполнения домашних заданий. Задания разнообразны: это и работа с понятиями, заполнением таблиц, схем, задания, требующие ответов на вопросы.

Систематическое выполнение самостоятельных работ вырабатывает у учащихся наблюдательность, умение анализировать изучаемые объекты, проводить сравнения, выявлять главное, делать обобщения и выводы, решать проблемные задачи, способствует повышению качества знаний, развивает познавательный интерес к изучаемому предмету.

Познавательный интерес учащихся напрямую зависит от успешности школьного обучения. Он является реальной силой для преодоления отставания в учении. В первую очередь, я стараюсь определить причины отставания. Они могут быть разнообразны, но в основном это недостаточная сформированность познавательных процессов. Поэтому учебные задания подбираю таким образом, чтобы они включали в себя всю систему познавательных операций, начиная с самых простейших действий, связанных с восприятием, запоминанием, припоминанием, осмыслением и заканчивая операциями логического и творческого мышления. 

В результате работы по развитию познавательных способностей учащихся, можно сделать вывод:

- дети спокойно отвечают у доски, не боятся сделать ошибку

- умеют четко и ясно излагать свои мысли

- стали активнее и самостоятельнее

- не боятся высказать свою точку зрения

- лучше обосновывают свои ответы

- спокойнее и легче ориентируются в необычных ситуациях (в школе, дома)

Развитие познавательных и творческих способностей помогает  развивать у ребят интерес к учению, желание самостоятельно добывать знания, тренировать память, мышление, воображение, что в свою очередь создает условия для формирования ключевых образовательных компетенций в рамках реализации ФГОС.

Познавательность не замыкает образование только на обучении. Она соединяет урок и жизнь, связана с воспитанием и внеурочной деятельностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела.

Обобщение педагогического опыта по теме: "Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела."Автор опыта: Киргизова Татьяна Ивановна воспитат...

Использование инновационных технологий для развития творческих способностей учащихся и становления устойчивого интереса к чтению у младших школьников.

Статья об использовании инновационных педагогических технологий и технологии музейной педагогики для  развития творческих способностей учащихся и становления устойчивого интере...

Изучение народных традиций как инструмент , мотивирующий развитие творческих способностей учащихся при отсутствии этнокультурного компонента в школе

В современном социуме среда для прочуствования народных традиций как одного из основных воспитательных средств утрачена. Поэтому в этнокультурном воспитании основным средством педагогического взаимоде...

Технология деятельности классного руководителя по развитию творческих способностей учащихся и вовлечение их в занятия по интересам

Технология деятельности классного руководителя по развитию творческих способностей учащихся и вовлечение их в занятия по интересам...

Приемы развития творческих способностей учащихся начальной школы через интеграцию учебных предметов «иностранный язык + музыка»

Ученик начальной школы не может жить и учиться без того, чтобы все свои мысли, свои знания и умения воплощать в различных типах деятельности – изобразительной, музыкальной, конструктивной и др. ...

Диагностика по изучению количества учащихся, испытывающих интерес к изучению предмета.

Диагностика по изучению количества учащихся, испытывающих интерес к изучению предмета....