Технология деятельности классного руководителя по развитию творческих способностей учащихся и вовлечение их в занятия по интересам
статья на тему

Бугрова Татьяна Владимировна

Технология деятельности классного руководителя по развитию творческих способностей учащихся и вовлечение их в занятия по интересам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poisk_talant_detey.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

ШМО классных руководителей.

Полянская ООШ

Сообщение на тему :

« Развитие системы поиска и отбора талантливых детей через систему олимпиад и конкурсов»

Кл.руководитель Бугрова Т.В.

2011г.

В условиях, происходящих в нашей стране социально-экономических изменений потребность общества в формировании творческой личности, способной сыграть активную роль в социально-экономическом и духовном возрождении России, востребована как никогда прежде. Этим обусловлен социальный заказ общества на развитие творчески одаренных личностей, который в нашей стране получил отражение, в частности, в президентской программе «Дети России», включающей раздел «Одаренные дети» (1996), «Национальной доктрине образования РФ» (2000), «Концепции модернизации образования до 2010 года». Президентская инициатива «Наша новая школа» 2009г. Во всех этих документах развитие способностей, одаренности личности ставится в качестве одной из приоритетных задач.

 

Выявление одаренных детей должно начинаться уже с детского сада на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Одаренные дети:

имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

испытывают радость от добывания знаний, умственного труда

К числу наиболее распространенных в современной психологии моделей одаренности детей относится концепция одаренности Дж. Рензулли Одаренность, в его понимании — сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости. Эта концепция дает ответы на вопросы о том, по каким параметрам выявлять одаренность, как прогнозировать её развитие, на что ориентироваться в обучении. Важно, что автор относит к одаренным не только тех, кто по всем трем основным параметрам превосходит сверстников, но и тех, кто демонстрирует высокий уровень хотя бы одному из параметров. Таким образом, контингент одаренных существенно расширяется по сравнению с тем небольшим процентом детей, которых обычно выявляют при помощи тестов интеллекта, креативности или по тестам достижений. Выделенная Дж. Рензулли триада, представляемая им обычно в виде трех взаимно пересекающихся окружностей, в несколько модифицированном виде, присутствует в большинстве современных концепций одаренности.

 

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

 

Принципы выявления одаренных детей в образовательном учреждении

Комплексность, системность, длительность отслеживания показателей психолого-педагогического статуса одаренного ребенка;

Принципиальное значение имеет разработка методов выявления «потенциальной» одаренности, это:

1) предварительное всестороннее психодиагностическое обследование в рамках психологического сопровождения развития школьника, осуществляемое психологической службой школы;

2) переплетение диагностических, психокоррекционных и развивающих методов в условиях групповой, тренинговой работы психолога с учащимися.

Это позволяет осуществить переход от методов « диагностики отбора» к методам « диагностики развития». Режим психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса позволяет не только отслеживать актуальный психолого-педагогический статус каждого ребенка лицея в самые сложные критические возрастные периоды, но и прогнозировать зону ближайшего развития у детей «скрытых», нереализованных пока возможностей и способностей.

 

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • применение междисциплинарного подхода;
  • углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;
  • насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;
  • поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи;
  • поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;
  • поощрение движения к пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признанию своих способностей;
  • оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов;
  • установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин;
  • принятие и учет возможного неравномерного (дисгармоничного) развития личности ребенка с признаками одаренности;
  • установка на готовность к непрагматическому риску в неординарных ситуациях жизни, возможности сохранения приоритета духовных, идеальных ценностей при любых обстоятельствах.

Стратегия работы с одаренными детьми

Оптимальный результат достигается при одновременно существующем изменении содержания учебных программ, методов обучения и сочетании основных стратегий ускорения: вертикального и горизонтального обогащения.

Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к познавательным высшим уровням в области избранного предмета.

Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний. Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал, большие возможности развития мышления и креативности, развивает умение работать самостоятельно. Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора знаний об окружающем мире и самопознание, углубление знаний и развития инструментария получения знаний. Обогащение обучения специально направлено на развитие творческого мышления.

Учебный материал, применяемый педагогами в работе с одаренными детьми, соответствует следующим требованиям: научность, расширенный объем, практическая направленность, соответствие разнообразию интересов учащихся, дискуссионное содержание.

Идентификация одаренных и талантливых детей

Создание системы учета одаренных детей через:

  • анализ особых успехов и достижений ученика;
  • создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
  • диагностику потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб;
  • преемственность между дошкольным и начальным образованием посредством создания программы взаимодействия;

 Создание условий для самореализации одаренных детей и талантливых детей для проявления творческих и интеллектуальных способностей

  • создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание, формирование личностных развивающих маршрутов одаренных детей;
  • включение в учебный план лицея факультативных и элективных курсов, профильное и углубленное изучение предметов школьной программы;
  • формирование и развитие сети дополнительного образования;
  • организация научно-исследовательской деятельности;
  • организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных  олимпиадах, научно-практических конференциях.
  • мониторинг формирования ключевых компетенций в рамках учебной деятельности;
  • организация эффективного взаимодействия педагогов.

 Стимулирование учащихся к занятию интеллектуальной деятельностью, развитию и проявлению творческих способностей

  • создание  стенда «Ими гордится школа»;
  • участие в школьных и районных  конкурсах и олимпиадах;
  • Информирование о достижениях ребенка по месту; работы родителей
  • Сборы в каникулярное время лидеров с учащимися других ОУ.

  •  Основные мероприятия по выявлению и работе с одарёнными детьми.

- разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм учителей для одарённых детей;

- организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;

- приобретение оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников в школе, развивающих работу с одарёнными детьми;

- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;

- подбор и поддержка руководителей исследовательских и творческих работ школьников;

- проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми.

Формы организации образовательной деятельности с одаренными учащимися:

Форма

Задачи

Факультатив

Элективный курс

  • Учет индивидуальных возможностей учащихся.
  • Повышение степени самостоятельности учащихся.
  • Расширение познавательных возможностей учащихся.
  • Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Ученическая конференция

  • Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.
  • Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.
  • Формирование информационной культуры учащихся.

Предметная неделя

  • Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.
  • Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.
  • Развитие творческих способностей учащихся.

Научное общество учащихся

  • Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.
  • Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.

Кружки, студии, объединения

  • Развитие творческих способностей учащихся.
  • Содействие в профессиональной ориентации.
  • Самореализация учащихся во внеклассной работе.

Работа по индивидуальным планам

  • Создание индивидуальной траектории развития личности ребенка

Организация исследовательской работы учащихся

1 – 4 классы

Подготовительный этап:

  • Формирование навыков научной организации труда.
  • Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.
  • Формирование познавательного интереса.
  • Выявление способных учащихся

Формы:

 

Урок.

Внеклассная работа.

Кружки эстетического цикла.

Секции.

5-7 классы

Творческий этап:

  • Совершенствование навыков научной организации труда.
  • Формирование методов общения с миром.
  • Творческое развитие учащихся.
  • Индивидуальная работа со способными школьниками.

Формы:

 

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Лицейские олимпиады.

Факультативы.

Научно-практическая конференция.

Кружки.

Секции.

8-9 классы

Развивающий этап:

  • Совершенствование навыков научной организации труда.
  • Развитие и расширение познавательных интересов учащихся.
  • Формирование исследовательских навыков.
  • Развитие информационной культуры учащихся.

Формы:

 Урок.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Олимпиады.

Факультативы.

Элективные курсы

НОУ.

Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии через исследовательскую деятельность.

Данная работа будет интересна творческим учителям. В программе по технологии не хватает уроков, где дети могли бы свободно работать в той технике, которая им уже известна и больше нравится. Предлагаю ...

Использование инновационных технологий для развития творческих способностей учащихся и становления устойчивого интереса к чтению у младших школьников.

Статья об использовании инновационных педагогических технологий и технологии музейной педагогики для  развития творческих способностей учащихся и становления устойчивого интере...

«Проектная технология как один из способов развития творческих способностей учащихся»

Урок русского языка в 3 классе (3 четверть)Учитель: Сывоконь Екатерина Игоревна , учитель начальных классов, МАОУ СОШ № 13 г. Темрюка Тема: Значение и употребление имен прилагательных в речиТип: ...

Презентация "Роль классного руководителя в развитии творческих способностей детей через внеклассную деятельность"

Презентация "Роль классного руководителя в развитии творческих способностей детей через внеклассную деятельность"...

«Роль классного руководителя в развитии творческих способностей детей через внеклассную деятельность»

Докдад по теме:«Роль классного руководителя в развитии творческих способностей детей через внеклассную деятельность»...

"Научно-исследовательская деятельность, как основной способ развития творческих способностей учащихся"

Стать " Научно-исследовательская деятельность,как основной способ развития творческих способностей учащихся" раскроет цели и возможности для работы с проектной деятельностью в начальных клас...