Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии через исследовательскую деятельность.
методическая разработка по технологии (3 класс) по теме

Оксана Алексеевна Безяева

Данная работа будет интересна творческим учителям. В программе по технологии не хватает уроков, где дети могли бы свободно работать в той технике, которая им уже известна и больше нравится. Предлагаю ввести уроки творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polnostyu.doc91.5 КБ
Файл dokument_microsoft_office_word.docx1.7 МБ
Microsoft Office document icon t.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии через исследовательскую деятельность.

                                                                       

                                                                         Выполнила:

                                                                        Безяева Оксана Алексеевна,

                                                                        учитель начальных классов

                                                                        МОУ СОШ с. Кировское  

с. Кировское, 2012

Содержание

Введение_______________________________________________________________________3

  1. Психолого-педагогическая характеристика творческих

способностей  младших школьников._______________________________________________5

1.1.Основные проблемы развития творческих способностей

     младших школьников._________________________________________________________5

1.2.Креативность как характеристика творческих способностей._________________________8

  1. Исследовательская деятельность как средство развития

творческих способностей младших школьников.______________________________________9

2.1.Сущность исследовательской деятельности младших

     школьников__________________________________________________________________9

2.2.Включение исследовательской деятельности

 в учебный      процесс.___________________________________________________________11

Заключение____________________________________________________________________14

Список литературы______________________________________________________________16

Приложения___________________________________________________________________17

ВВЕДЕНИЕ

   Проблема образования и воспитания детей в современном обществе рассматривается как одна из главных проблем человечества. Особое место в системе образования занимает начальное образование. Именно в младшем школьном возрасте закладываются те основы знаний, которые находят своё дальнейшее развитие в более старшем возрасте. Кроме этого, как доказано многими исследователями, именно в этом возрасте усваивание чего-либо нового происходит наиболее продуктивно. Но необходимо отметить, что современная педагогика постепенно, но всё же меняет свои основные ориентиры с «зазубривания» на деятельностный подход к получению знаний. Стандарты второго поколения подразумевают в корне изменить подход к обучению. Именно поэтому, говоря о системе образования, в первую очередь необходимо подразумевать развитие у детей не просто способностей к чему-либо, а именно, творческих способностей, так как только творчество позволяет производить что-то новое, уникальное. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых. Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогике и психологии - «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира. Главная цель исследовательского обучения - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры и представлять их в виде проекта. Именно поэтому выбранная тема данной работы (Развитие творческих способностей учащихся на уроке технологии через исследовательскую деятельность) является актуальной.

   Целью работы является изучение развития творческих способностей в младшем школьном возрасте на уроках технологии через их исследовательскую деятельность.

   Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

 1. Дать психолого-педагогическую характеристику творческим способностям младших школьников.

2. Раскрыть сущность метода исследования.

3. Проследить взаимосвязь развития творческих способностей младших школьников через их исследовательскую деятельность.

   Данная проблема так или иначе затрагивается в различных литературных источниках. Многие психологические принципы развития творчества у детей младшего школьного возраста выдвинули Н.Н. Подьяков, Д.Н. Узнадзе, А.В. Запорожец, А. Матюшкин и другие. Свои психологические модели были разработаны и рядом западных психологов: Э.Де Боно, Дж. Галлаир, Дж. Рензулли, П. Торренс. Проблемы исследовательской деятельности поднимают Матяш Н.В., Симоненко В.Д., А.И. Савенков, А.Г.Виноградов.

  1. Психолого-педагогическая характеристика творческих способностей младших школьников.

1.1.Основные особенности развития творческих способностей младших школьников.

    В психологии творчества одним из самых популярных является утверждение о том, что «Творец спит в каждом человеке, но ему не дают проявиться».

   Творчество определяется  как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого еще не существующее.

   Понятию «творчество» также можно дать и более широкое определение. Творчество  — это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности.

   По сути дела, творчество - это "способность создавать любую принципиально новую возможность".

   В том числе отличительным признаком интеллектуального творчества является усовершенствование способов решения уже известных проблем. В исследовании А. Г. Виноградова было показано, что способность отыскивать (открывать) способы собственной деятельности в разных типах проблемных ситуаций является следствием организации индивидуального понятийного знания, которое может выступать в качестве одного из источников индивидуальных различий в способности к процедурному творчеству.

   Важную роль в творчестве играет возможность трансформировать интуитивные, выраженные в необычном, часто достаточно смутном виде субъективные представления в пригодные для человеческого общения формы (словесно-речевые, категориальные, коммуникативные).

   Понятие природы творчества связано с вопросом о критериях творческой деятельности. Творчество может быть рассмотрено в различных аспектах: продукт творчества - это то, что создано; процесс творчества - как создано; процесс подготовки к творчеству - как развивать творчество.

    Продукты творчества - это не только материальные продукты - здания, машины и т.д., но и новые мысли, идеи, решения, которые могут и не найти сразу же материального воплощения. Другими словами, творчество - это создание нового в разных планах и масштабах.

   При характеристике сущности творчества важно учитывать разнообразные факторы, признаки, свойственные процессу создания. С точки зрения психологии и педагогики особенно ценным является сам процесс творческой работы, изучение процесса подготовки к творчеству, выявление форм, методов и средств развития творчества.

   Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности. Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Творчество является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ.

   Важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты и восприимчивы и любопытны. Для развития творческих способностей детей необходимо создать ситуацию заинтересованности.

   В современном обществе вопрос развития творческих способностей становится всё более актуальным. Главная проблема заключается в существующей системе образования, которая не содержит необходимых подходящих методик. Весь образовательный процесс строится по принципу однообразного решения проблемы, то есть, любая задача в школе, в том числе и в младшем школьном возрасте, решается одним способом, установленным в учебнике. Сам процесс обучения, как правило, сводится не к познанию процесса или явления, а к заучиванию (зазубриванию) алгоритма решения конкретной задачи. В этом плане наше общество недалеко ушло от своих предков. Так, в первых цивилизациях  зазубривание было основной методикой для обучения детей.  

   Таким образом, основным условием для развития творческих способностей является привнесение в обучение естественных способов познания окружающего мира. Необходимо уйти от зазубривания. Младший школьник с детства должен учиться познавать окружающие объекты в их целостности. Главной задачей системы образования должна стать задача формирования у личности стремлений к познанию. То есть, человеку с детства должна прививаться особая система мотивации, способствующая развитию творческих начал личности. Например, решая задачу, не следует замыкаться на определённом алгоритме. Необходимо учить детей умению представлять всю проблему в целом, и это умение, в свою очередь, должно подсказывать им способы решения поставленной задачи. Итак, успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.

Такими условиями являются:

  1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.
  2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.
  3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального        напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.
  4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.
  5. Умная,  доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
  6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

     Но создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима усиленная направленная работа по развитию творческого потенциала у детей. К сожалению, традиционная существующая в нашей стране система воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей у детей. Поэтому они (способности) развиваются в основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития.

     Для  развития творческих способностей можно предложить следующие меры, направленные на эффективное  развитие творческих способностей школьников:

  1. Введение в программу школьного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческих способностей.
  2. На специальных занятиях по рисованию, музыке, технологии давать детям задания творческого характера.
  3. Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей.
  4. Работа с родителями.

1.2. Креативность.

  Креативность — это творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора. Креативность играет одну из главных ролей в развитии творческих способностей у детей. Именно креативность позволяет продуцировать новые идеи и создавать нечто новое, ранее не существовавшее.

   Младший школьный возраст  наиболее подходящий период для развития творческих способностей человека. Успешному усвоению материала  благоприятствуют такие характерные способности детей этого возраста, как доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность и т.д. Но взрослея, ребёнок утрачивает некоторые особенности младшего школьного возраста, именно поэтому главная цель педагога – не упустить этот период, а максимально его использовать для развития творческих способностей личности.

  1. Исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников.

   2.1. Сущность исследовательской деятельности.

   В Концепции новых стандартов говорится, что современная школа должна воспитывать готовность человека к «инновационному поведению». На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной и профессиональной.

   Высокотехнологичный мир стремительно меняется день ото дня. У детей XXI века мы обязаны воспитать привычку к переменам, научить их быстро реагировать на смену условий, добывать нужную информацию, разносторонне анализировать ее. Характерно, что тяга к новизне, исследовательской деятельности, по утверждению нейропсихологов, свойственна именно младшему школьнику. У детей этого возраста ведущим является правое полушарие, отвечающее за целостное эмоционально-образное восприятие и мышление.

   Человек правополушарного типа – исследователь. Поэтому акцент, сделанный в стандартах на целостном восприятии учениками мира, на их поисковой, самостоятельной деятельности, вполне соответствует психофизическим особенностям младших школьников. Импульсом к поисковой деятельности могут быть коллизии (противоречия). Они возникают, когда ученик или сталкивается с недостатком (избытком) информации или способов деятельности для решения поставленной проблемы, или оказывается в ситуации выбора мнения, подхода, варианта решения и т.п., или ищет пути в новых условиях использования уже имеющихся знаний.

   Отсюда перед педагогом возникает проблема выбора необходимого метода, позволяющего по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Нужны деятельностные, групповые, игровые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.

   Не меньшее значение имеют проектная и исследовательская технологии обучения. Остановимся подробнее на исследовательском методе обучения. Данный метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний, умений. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа.         Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной и творческой деятельности.  Таким образом, как отмечает А.И. Савенков, исследование – это бескорыстный поиск истины.

   В основе метода исследования лежат:

  1. развитие познавательных умений и навыков учащихся;
  2. умение ориентироваться в информационном пространстве;
  3. умение самостоятельно конструировать свои знания;
  4. умение интегрировать знания из различных областей наук;
  5. умение критически мыслить.

   Метод исследования ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Это задача личностно ориентированной педагогики.

   Исследовательская деятельность предполагает:

  1. наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
  2. практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
  3. самостоятельную деятельность;
  4. использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования; обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов; презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.

   Использование метода исследования предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное сочетание методов, форм и средств обучения.

   А для этого учителю необходимо:

  1. владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую работу учащихся;
  2. уметь организовывать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом;
  3. устанавливать и поддерживать в группах, работающих над исследованием деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
  4. уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранного исследования.

2.2. Включение исследовательской деятельности в учебный  процесс:

   Работа над детскими исследованиями на уроках технологии достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.

   По мере возрастания степени трудности решаемых творческих задач на уроках технологии, как правило, требуются все более тонкие и сложные практические действия, которые должны быть освоены учениками. Любые практические знания, чтобы стать умениями и навыками, должны быть неоднократно повторены детьми, т.е. репродуцированы. Поэтому в первом классе на уроках технологии ведущим методом является репродуктивный, т.к. идет отработка умений и навыков работы с различными материалами.

   Начав во втором классе работать с учебником Н.А. Цирулик «Умелые руки», я поняла, что дети продолжают копировать изделия, представленные на иллюстрациях. Развивать творчество таким образом было бы не возможно, поэтому я стала чаще пользоваться частично-поисковым методом, как подготовкой к исследовательскому методу. Ведь только через исследовательскую деятельность ученика можно развивать его творческие способности.

   В рамках частично-поисковых методов школьники активно включаются в решение проблемы. Такую работу было интересно начинать с эвристических бесед, в ходе которых я задавала вопросы, подводящие детей к какому-то «открытию», разрешению противоречия, самостоятельному нахождению решения. В ходе таких бесед дети не просто отвечают на вопросы, они учатся рассуждать, анализировать, находить доказательства.

   Например, во втором классе при изучении раздела «О чем рассказывают вещи» школьники знакомятся с проблемой социально-психологической информативности предметного мира. Они узнают, что каждая вещь должна соответствовать обстановке и условиям, в которых она используется, и что по внешнему виду вещи можно догадаться о ее хозяине.   «Как, по-вашему, должен выглядеть домик Мальвины? Опиши его. А домик Дюймовочки? Почему Баба Яга уютно чувствует себя в избушке на курьих ножках? А вот Илье Муромцу было бы тесно, а Мальвине – грязно! Не так ли?»

   В третьем классе по программе дети знакомятся с такими приемами работы, как выпуклая контурная аппликация, мозаика из мелких природных материалов, витражи и коллаж. При обучении ребят данным приемам я обратила внимание, что детям очень понравился такой прием как коллаж. Причем, дети были наиболее активны при совместно-индивидуальной форме организации работы над данным приемом, т.е. каждый сам делал свою работу самостоятельно и лишь на завершающем этапе она становилась  частью общей композиции.

   Данная работа уже требовала нового метода, и тогда я обратилась к исследовательскому методу, который предполагает самый высокий уровень творчества.

   Например, на уроке, тема которого «Бумажные узоры» дети изготовили узоры из бумаги, но оформить коллаж с использованием своих работ я уже доверила им самим без моего участия. Дети сначала стали просто приклеивать работы, потом заметили, что есть часто повторяющиеся цвета, ритмы, узоры. В итоге, они изготовили еще дополнительные работы, чтобы уравновесить общую работу. Этот коллаж был первым их исследованием, т.к. при его изготовлении они анализировали свою работу, учились группировать работы по цвету, форме, размеру и каждый старался быть лучшим. (Приложение 5)

   Очень интересным получился коллаж «Восход». Эту коллективную работу дети начали на уроке и продолжали еще несколько дней. На урок «Лоскутная мозаика» практически все дети принесли лоскуты синих оттенков. С них все и началось. Они решили делать коллективное панно, выяснили, что синий цвет – это цвет моря. Чтобы изобразить море, решили вырезать волны. У одних волны были большие, у других маленькие, тут выработали одинаковую длину волны. На следующий день по договоренности принесли желтую ткань, приклеили солнце. «Чего теперь не хватает? В море нет солнечной дорожки!»  Потом дети стали вырезать волны из желтой ткани, в итоге получилось панно, которое дети назвали «Восход». Моя роль была только участника, одного из исследователей.  

   Конечно, в программе мало уроков, где дети могут «творить», но некоторые темы все же позволяют нам это делать.

   По окончании ознакомления с ниточным дизайном, дети изготовили красивые картины в подарок папам. Исследование состояло в том, что дети сами придумывали композиции, анализировали, какие нитки им более подойдут (швейные, для вышивки),какие иголки нужны, какие цвета необходимы и какая именно техника изонити необходима для вышивки данного элемента.

   62-63 уроки по технологии «Моделирование и конструирование из ткани» предполагали изготовление детьми чудиков, выполненных по шаблону. Я решила детям дать свободу в выполнении таких поделок. Они сами, на основе уже отработанных умений и навыков работы с различными материалами придумывали различные работы.

   В четвертом классе мы освоили вышивку. В итоге я предложила детям сделать творческую работу с использованием готовых вышитых элементов, природного материала и умениями, приобретенными на уроках изобразительного искусства. Работы были индивидуальные. Опять же дети не обошлись одним уроком. Каждый день они дополняли свои коллажи различными идеями.  (Приложение6)

   В итоге, при работе именно над развитием творчества на уроках технологии через исследовательскую деятельность, я пришла к выводу, что необходимо сделать индивидуальные карточки – памятки «Юного творца». (Приложение 1)  

Заключение

   У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы они могли проявить свои дарования, необходимо использование исследовательского метода работы на уроках. Исследовательская деятельность - один из важнейших источников развития у ребенка творческих способностей.

   Передо мной стал вопрос, с чего и как начать работу с детьми в направлении исследовательского обучения.

   Обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, умениям и навыкам, необходимым в исследовательском поиске, а также методам обработки полученных материалов, не просто и этот вопрос практически не рассматривается в специальной педагогической литературе. Добавлю также, что данный вопрос не решался в рамках программы первых стандартов. При кажущемся обилии научного материала по развитию творческого мышления учащихся, приходится признать, что конкретного методического и дидактического материала, позволяющего строить обучение младших школьников с учетом развития творческого мышления нет. Существует множество методических пособий только для средней и старшей школы.

   Одним из действенных и наиболее близких направлений является деятельность по развитию мышления ребенка на специальных занятиях. Эти занятия имеют в школах разное наименование. Их называют уроками логики, развития творческого мышления, развития воображения и другими. Я считаю, что в рамках уроков технологии такая работа тоже возможна.

   По результатам диагностики учащихся, делаю выводы, что развитие творческих способностей на уроках технологии через исследовательскую деятельность имеет хорошие результаты, но детей, которых можно было бы назвать креативными нет. (Приложение 2) Могу сделать следующие выводы:

  1. Необходимо минимизировать работу с учебником на уроках технологии. Использовать его только при изучении нового приема работы с каким-либо материалом.
  2. Исследовательский метод на уроках технологии фактически приобретает черты проектной деятельности. Времени для выполнения полноценного проекта на уроке не хватает, поэтому целесообразней чаще использовать исследовательский метод при работе с каким-либо материалом.
  3. Добавить в программу по технологии уроки «Творчества», на которых дети смогут полностью открывать свой творческий потенциал и будут свободны от оценивания работы.

Список использованной литературы

  1. Гулуева Т.С. Технология. 4 класс: поурочные планы по учебнику Н.А.Цирулик, С.И.Хлебниковой, О.И.Нагель, Г.Э. Цирулик «Ручное творчество» для 4 класса / авт.-сост. Т.С.Гулуева. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008.-154с.
  2. Интернет ресурсы. Материалы по диагностике творческих способностей и исследовательских умений.
  3. Конышева Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов и колледжей / Н.М.Конышева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007. – 296с.
  4.  Лыкова И.А. Цель – воспитание свободных / И.А. Лыкова // Цветной мир. – 2009. - №2 – с.1
  5. Нечаева Н.В. Развитие личности – цель современного образования / Н.В.Нечаева // Начальная школа. – 2009. - №20 – с.16-23
  6. Примерные программы начального общего образования. В 2ч. Ч.1. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – с.252-255
  7. Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников / Художник А.А. Селиванов – Ярославль: Академия развития, 2004. – с.17-22
  8. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2006. – 480с.
  9. Сухаревская Е. Проекты и исследования / Е. Сухаревская// Начальная школа. – 2008. – №5 – с.10-15
  10. Теплинская, О.А. Аппликация и коллаж. Новые идеи, разнообразные материалы, полезные советы / О.А. Теплинская, И.А.Тукаева; худож. А.А.Берилло. – Ярославль: Академия развития, 2010. – с.8-9
  11. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Ручное творчество: Учебник для 4 класса. 3-е изд., исправленное. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2006. – 112с.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Урок технологии. 4 класс.

Тема: Коллаж «Жители Охотского моря». (2 урок)

Цель: развитие творческих способностей младших школьников через исследовательскую деятельность.

Задачи: - отрабатывать умение выполнять работу в технике «коллаж»;

                 - развивать исследовательские и творческие способности учащихся,     их кругозор;

                 - воспитывать аккуратность, самостоятельность, уважение к труду товарищей.

Тип урока: эмоционально-художественный;

Ведущий метод: практическое исследование;

Оборудование: - у учителя – наглядность «Обитатели Охотского моря», DVD проигрыватель, CD запись «Шум моря», запись на доске «Умелые руки не знают скуки».

                              - у учащихся – различные материалы, технологические карты, расписанная ткань (в пяльцах), клей ПВА, ножницы, кисть для клея, клеёнка, «помощница», салфетка.

Предварительная подготовка учащихся: расписанная ткань (в пяльцах), информация об одном из обитателей Охотского моря.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Приветствие

- Организация рабочего места.

№ этапа

 урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

2

Самоопределение цели.

- Что мы с вами делали на прошлом уроке?


На доске пословица:

Умелые руки не знают скуки.

- Как вы понимаете эту пословицу?


- У нас умелые руки?

- Как же нам не знать скуки?


- Хорошо, сегодня у вас есть возможность показать, что умеют ваши руки.


Расписали ткань по мокрому,

просмотрели клипы об обитателях Охотского моря.



Дети объясняют значение пословицы


Да.

Работать на уроке, творить что-то новое.

3.

Постановка учебной задачи.

- А что сегодня будут творить ваши руки?


- Что такое коллаж?



- Что мы берем за основу?


- Что поможет нам распланировать свою работу?


Продолжим работу над коллажем.


Это приклеивание к основе отличных от нее по цвету и фактуре материалов.

Ткань, расписанную в тон моря.

Индивидуальные карты «Юного творца»

4.

Составление алгоритма выполнения коллажа.

Возьмите в руки карточки и проговорите про себя план своей работы над коллажем.


Составим алгоритм вашей работы.


- Какие размеры деталей?


- Какого тона будут объекты?


- Вы сразу приклеите все элементы?


- Какая у вас должна получиться работа?

- На что обратим внимание?

Т.Б. при работе с ножницами.




Дети думают и готовят материал.



Выбор сюжета – цветовая гамма – материалы - оригинальная работа.

Чем дальше, тем мельче, чем ближе, тем крупнее.

Не яркие, т.к. море холодное.

Нет, сначала прикладываем, смотрим.


Красивая, аккуратная.


На работу с клеем, с ножницами.

ФИЗМИНУТКА «Мои любимые ручки»

5.

Практическая часть.

Звучит музыка (фон). Учитель оказывает пассивную помощь.

Если устанут глазки, работаем с тренажером.


Дети самостоятельно выполняют работу.

6.

Выставка работ.


- Кто считает, что справился в полной мере со своей работой?

- Какие неудачи, почему?

-Оценивание учителем. Каждая оценка комментируется.

Дети выкладывают на одну парту все свои работы.

Самооценка: аккуратность, соответствие темы.

7.

Итог.

Умелые ли ваши руки?

- Есть ли идеи по оформлению выставки?

- Какой фон можно использовать?

- На каком уроке можем использовать коллективный коллаж?

 - Спасибо за работу. Приводим свои рабочие места в порядок.


Да.


Коллективный коллаж.

Корабль с окошками, море.


На уроке «Окружающий мир».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии"

Мастер - класс  показывает возможности уроков технологии по развитию творческих способностей учащихся...

Обобщение опыта "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность"

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность...

Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время

Опыт работы "Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время"...

Доклад по теме "Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и на кружке Мастерилка".

В материале рассказывается об уроках технологии во 2 классе по программе "Перспектива", Н.И.Роговцева, Н.В.Богданова и др. Ребенок усваивает содержание учебного предмета...

Статья "Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии"

Актуальность проблемы развития творческих способностей на уроках технологии обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования все более утверждается личностно-ориентиров...

«Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность»

Статья о развитии творческих способностях детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность в урочное и внеурочное время....

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и внеурочной деятельности»

Доклад   на тему: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и внеурочной деятельности»...


 

Комментарии

Мерзлютина Ирина Александровна

Хороший урок. Голосую. Можете поддержать мою работу. http://nsportal.ru/node/612101

Ширеторова Людмила Галсановна

Отличная работа!Голосую с удовольствием!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада узнать Ваше мнение!http://nsportal.ru/node/667020

Ширеторова Людмила Галсановна

Отличная работа!Голосую с удовольствием!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада узнать Ваше мнение!http://nsportal.ru/node/667020