«Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и внеурочной деятельности»
материал по музыке

Доклад   на тему: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и внеурочной деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po.docx24.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ ОШ с. Нарышкино

Доклад

 на тему:

 «Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и внеурочной деятельности»

Подготовил: Бударова Лидия Ивановна,

 учитель музыки

2020 год

“Музыкальное творчество детей –

самый действенный способ их развития”.

 (Б. В.Асафьев)

           Важнейшая задача эстетического воспитания в школе – развитие в учащихся творческого потенциала. Сегодня обществу нужна   творческая личность,  умеющая планировать будущие действия для достижения целей,  понимающая  высокую ценность образования и обучения,  с развитым  творческим мышлением. Важно обновить обучение, чтобы достичь желаемого результата в развитии творческого потенциала учащихся, а для этого надо создать условия для успешного развития творчества учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности.

Урок музыки – это урок искусства. Каким мне видится этот урок? Конечно же творческим. Этот урок должен способствовать решению следующих задач:

- максимально развить гармоничную личность;

- приобщить к искусству и осознать неразрывную связь между различными его видами;

- выработать ассоциативный вид мышления и воображения;

- помочь сформировать положительный духовный опыт;

- пробудить и развить чувство доброты, сердечности, сопереживания к окружающим.

Исходя из этих задач, на уроках применяю разнообразные методы и формы работы.

        У каждого школьника есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Проявления творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, так как творчество – норма детского развития. Реализация творческих способностей учащегося делает более богатой и содержательной его жизнь. Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию. Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию. В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения активности, способности принимать быстрое решение и мыслить аналитически.

 Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще ни кем не было сделано, или то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Музыкально-эстетическое воспитание учащихся на уроках музыки происходит через вовлечение их в процесс собственного художественного созидания, социально-значимого по сущности и направленного на познание и освоение окружающего мира.

Помочь ребёнку пробудиться, дать толчок и развить творческие способности у детей – это и есть основная цель при обучении каждого ребёнка. Лучший способ для учителя развить творческие задатки у детей – это самому быть творческой личностью.

Каждому педагогу известно состояние поиска и волнения при составлении урока. Как создать обстановку творческой активности? Что останется в душе ребёнка после очередного урока? Бывает  так, что реальная встреча с учениками часто вносит свои коррективы в план. И чем больше творческого поиска, тем ярче и эмоциональнее проходит урок. Под термином «творчество» подразумеваю «познавательно-поисковую художественную практику» детей, поскольку на каждом уроке они сами открывают что-то важное, ранее не известно им в мире искусства. Умение вслушиваться в музыку, вглядываться в картину, чувствовать истинный смысл слова – это и есть творческая работа души. А всё творчески усвоенное становится прочным достоянием, и сам процесс познания приобретает развивающий характер, жизнь ребёнка обогащается новыми чувствами. Важно, чтобы все испытали эту радость творчества, проявили себя независимо от индивидуальных особенностей. Я стараюсь находить слова поддержки для новых творческих начинаний, избегать критики. Стараюсь относиться к ученику с пониманием, ведь он стремится творить не только для себя, но и для тех, кого он любит.

Творческое начало проявляется в ребятах уже с первого класса: в своеобразии ответов (а не только их правильности), в стремлении самому задавать вопросы учителю (а не только отвечать на его вопросы), в собственных предложениях о характере исполнения того или иного музыкального произведения, в остроте слуховой наблюдательности.

В процессе выявления и развития креативного потенциала учащихся предусматриваю различные формы учебных занятий:

типовые уроки, включающие в себя объяснения и практическую деятельность;

комплексные уроки (музыкальное рисование, написание творческих работ, игра, импровизация).

  Немыслимо сегодня проводить урок музыки без тесной связи с другими предметами и видами искусства. Сочетание музыки, поэзии, изобразительного искусства даёт безграничные возможности сделать урок увлекательным и интересным. И это не просто межпредметные связи или интеграция в подаче материала, а сочетание всех этих видов деятельности – это и есть искусство. А что такое искусство для ребёнка? Это – жизнь.. И чем больше будет жизненных связей музыки обнаружено на уроке, тем более прочно будет музыка входить в сознание ребят.

        С помощью ИКТ  создаю разработки наглядных материалов и заданий: различные карточки, тесты, мультимедийные презентации и слайдшоу. Все это призвано разнообразить жизнь школьника, развить его внутренний мир и определить пути успеха.  

На занятиях мне удаётся результативно использовать такие формы работы, как фронтальную, индивидуальную и  групповую. Стараюсь уделить внимание каждому школьнику и так построить учебно-воспитательный процесс, чтобы все оказались вовлечёнными в процесс творческой деятельности.

Использование в учебной деятельности  традиционных и нетрадиционных форм и методов обучения, на мой взгляд, повышает интерес учащихся к предмету, способствует формированию навыков и практических умений, воспитывает уверенность в своих креативных возможностях, даёт школьникам импульс для поиска, позволяет пофантазировать и испытать радость творчества. Это особо актуально в связи с тем, что дети в наше время максимально подвержены влиянию стрессовых ситуаций, а так же обусловлено повышением тревожности, агрессивности и психосоматических заболеваний у детей, о чём свидетельствует современная статистика. Я считаю, что музыкально-творческая деятельность на уроках музыки даёт детям возможность снять психологическое напряжение или наоборот, активизировать чрезмерно заторможенную эмоциональную сферу. Творческое восприятие музыкальных произведений приобщает учащихся к мировому культурному наследию, расширяя их кругозор, а, значит, делая их духовно богаче в целом.

    Необходимым условием работы считаю наблюдение за динамикой учебных достижений, овладением творческими умениями на уроках музыки. Это осуществляется с помощью беседы с учениками на разные темы, что позволяет составить представление о кругозоре школьника, его интересах и умении общаться. Диагностические контрольные задания, письменные формы опроса, среди которых наиболее актуальной является анкетирование, помогают  составить сравнительный анализ промежуточных результатов в процессе работы, с целью своевременной необходимой корректировки некоторых недостаточно детально разработанных методологических аспектов.    

         Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки - одна из самых активных форм приобщения к ней, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли. Вне восприятия музыка как искусство вообще не существует. Бессмысленно говорить о каком-либо воздействии музыки на духовный мир детей и подростков, если они не научились слышать музыку, как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы.

Только самостоятельное творчество детей на уроке разбудит их дремлющие способности. Поэтому много внимания уделяю видам деятельности, развивающим именно творческую жилку в ребенке. На своих уроках наряду со слушанием музыки и вокально-хоровым исполнением уделять значительное место пластическому интонированию, импровизации.

Распространено мнение, что музыкальное творчество доступно лишь одарённым детям. На самом деле это не так. Каждый ребёнок может сочинить свою музыку, пусть даже самую примитивную, но она ему поможет глубже воспринимать музыку, так как он пропустит её через себя. Импровизация – это один из путей развития творческих способностей ученика. Она пронизывает весь урок, всю музыкальную деятельность школьников: в ответе на поставленный вопрос, в пластическом интонировании, в инструментальном музицировании,  вокальная импровизация. Занятия импровизацией могут преследовать  две взаимосвязанные цели:

1. выработку интонационного и ладового слуха,

2. развитие творческой фантазии.

В этом виде деятельности можно использовать такие творческие задания как:

- продолжить начатую учителем мелодию и завершить её, чтобы чувствовалось окончание произведения.

- прохлопать ритмический рисунок, предложенный учителем, а затем придумать свой.

- придумать движения к песне, произведению, пластическое интонирование.

         В работе очень важно использование фольклора. Ведь как вид творческой деятельности он уникален. В пении – прост, в слушании – красочен, в театрализации – доступен, в танце – лёгок для импровизации. Хочется, чтобы ребята ощущали фольклор не как что-то стародавнее, а как естественную часть их жизни.

          Творческие способности учащихся  развиваются не только на уроках музыки, но и во внеурочной деятельности. Форма различная: тематические мероприятия, концерты, фестивали, музыкальные путешествия, утренники, смотры, конкурсы, КВНы и т.д. Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Вся внеклассная работа подчинена педагогике сотрудничества, творческому общению с людьми.

     Традиционными в школе стали праздники: “День знаний” , « День Матери», “Новый год”, «23 февраля»,  «8 Марта», “Встреча школьных друзей”, «9 Мая», “Последний звонок”,  “Выпускной вечер”.
Ведь задача не только урока музыки, но и школы - средствами музыкального искусства воспитывать и развивать у ребят эстетические чувства, правильное представление о прекрасном, расширять их знания, воспитывать высокий художественный вкус.
                Учителю следует лишь правильно и целенаправленно направить деятельность учащихся через музыкально-игровую деятельность, творческие задания как на уроках, так и во внеурочной деятельности.  Целостная система музыкально-игровых заданий, методов и приёмов, творческих заданий, опирающихся на взаимосвязь восприятия музыкального произведения и сценического действия, позволит сформировать у учащихся чувство интереса к учению, внутреннее влечение к активной учебно-познавательной деятельности, эмоциональное представление, осознать свои чувства и переживания при восприятии музыкального произведения. Свои умения школьники реализовывали в разнообразных и привлекательных для них видах музыкальной деятельности. Применяемые методы и приёмы развития эмоциональной отзывчивости способствовали активизации эмоциональных творческих проявлений у детей.

     Успех в работе по развитию творческих способностей детей достигается только при тесном взаимодействии с родителями. Те знания, которые ребёнок получает в школе, должны подкрепляться в условиях семьи. Поэтому проводится работа по ознакомлению родителей с возможностями школы в музыкальном воспитании детей. Главное правильно научить раскрывать возможности влияния музыки на творческое  развитие ребёнка и привлечь родителей к разнообразным формам совместной музыкально-художественной деятельности с детьми.

 Закончить хочется словами Василия  Александровича Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

 

               

Литература:

1.Абдулин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М., 2008.

2. Агафонова И.Н. Программа «Уроки общения для детей 6-10 лет «Я и мы». СПб, 2003.

3.Байбородова Л. В.Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных --группах.-М.:Просвещение, 2013.

4. Григорьев Д. В., Куприянов Б. В. Программы внеурочной деятельности.- М.:Просвещение, 2011.

5. Кабалевский Д. Б. «Музыка в 4-7 классах» Методическое пособие для учителей. Москва «Просвещение», 1986г.

6. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль: Академия развития, 2008

7. Степанов П. В., Григорьев Д. В.Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе.- М.:Просвещение, 2014.

8. Степанов П. В., Сизяев С. В., Сафронов Т. С. Программы внеурочной деятельности.- М.:Просвещение, 2011.

Тарасов Г.С. Психология музыкального восприятия// Вопросы психологии.  

Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.  – 31с. – (Стандарты второго поколения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Проблема: каковы педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.Цель проекта: выявить условия развития творческих способностей ...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии через исследовательскую деятельность.

Данная работа будет интересна творческим учителям. В программе по технологии не хватает уроков, где дети могли бы свободно работать в той технике, которая им уже известна и больше нравится. Предлагаю ...

Доклад на тему: «Развитие творческих способностей обучаемых на уроках и во внеурочной деятельности»

Выступление на заседание ШМО - Орловой Т.Е.  учителя начальных  классов...

Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время

Опыт работы "Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время"...

Проект по теме: «Развитие творческих способностей школьников на уроках и во внеурочной деятельности»

Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения направлены на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца. Современная система образования ориент...

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности».

В  современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Наша задача не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по п...

Обобщение опыта Развитие познавательных и творческих способностей учащихся в учебном процессе и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО

Считаю данную тему актуальной и важной. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предостав...