«Развитие творческих способностей у детей с интеллектуальными нарушениями через изобразительную деятельность в условиях реализации ФГОС»
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо)

Лиленкова Наталия Михайловна

В данной статье ещё раз доказывается, что изобразительная деятельность, пожалуй, единственная область, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима для развития творческих способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx28.56 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей у детей

с интеллектуальными нарушениями

через изобразительную деятельность

в условиях реализации ФГОС»

«Обучить творчеству нельзя, но это вовсе не значит,

 что нельзя воспитателю содействовать

его образованию и проявлению»

Л.С. Выготский.

Изобразительная деятельность - важнейшее средство художественно-эстетического развития, а также специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком.

На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интереснее придумать его и как можно лучше выполнить. Восприятие и понимание произведений искусства, доступных детям: графики, живописи, скульптуры, архитектуры, произведений народного декоративного творчества - обогащают их представления, позволяют найти разнообразные выразительные решения.

Изобразительная деятельность является одной из самых любимых видов деятельности детьми в дошкольном возрасте. Еще Аристотель отмечал, что занятия изобразительной деятельностью способствуют разностороннему развитию ребенка. Об этом писали и выдающиеся педагоги прошлого - А. Я Каменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель и многие отечественные исследователи. Их работы свидетельствуют: занятия художественной деятельностью создают основу для всестороннего развития ребенка.

Изобразительная деятельность, пожалуй, единственная область, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима для развития творческих способностей детей.

Каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом заключается суть детского изобразительного творчества, которое проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно придумывает тему своего рисунка, лепки, аппликации, но и тогда, когда создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение и другие выразительные средства, внося интересные дополнения. Взрослому важен результат деятельности, а для ребенка первостепенное значение имеет сам процесс.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно – технического прогресса во все сферы жизнедеятельности человека диктуют нам необходимость выбирать наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Применение новых форм организации изобразительной деятельности   направленно на развитие творческих способностей и решает следующие задачи:

• формирование у детей алгоритма деятельности (на примере изобразительной деятельности);

• развитие основных психических процессов; удовлетворение потребности ребёнка в продуктивной творческой проектной деятельности;

• формирование и совершенствование технических умений и навыков; развитие способностей применять различные средства выразительности, дизайна продукта;

• развитие эмоциональной сферы.

Все формы организации изобразительной деятельности предполагают активное использование современных аудиовизуальных средств обучения и новых информационных технологий. Работа в данном направлении реализуется, в первую очередь, через обучение педагогов, просветительскую работу с родителями, создания предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями метода проектов.

Для изобразительной деятельности детей необходимы следующие   условия:  

• организация предметно-развивающей среды;

• создание ситуации успеха;

• сочетание индивидуальных и коллективных видов работы;

• выстраивание на занятии игрового сюжета;

• создание ситуации творческого поиска;

• стимулирование детского творчества занимательным содержанием;

• применение разнообразных художественных материалов и техник;

• наличие творческих заданий;

• проведение наблюдений перед рисованием с натуры;

• интеграция различных видов искусства;

• обеспечение позитивного отношения семьи к творчеству ребенка.

В работе по изобразительной деятельности используются следующие методы и приемы:

Наглядный метод - использование натуры, показ репродукций картин, образцов наглядных пособий, отдельных предметов; показ различных приемов изображения; детских работ в конце занятия, при их оценке.

Словесный метод – беседа, указание педагога в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа. Цель метода - вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию.

Игровой метод - для детей дошкольного возраста большее место в воспитании и обучении занимает игра. Игровые приемы обучения способствуют привлечению внимания детей к выполнению задачи, облегчают работу мышления и воображения.

Метод стимулирования занимательным содержанием — это подбор образного, яркого, занимательного материала и добавление его к ряду заданий. Метод позволяет создать атмосферу приподнятости, которая, в свою очередь, возбуждает положительное отношение к изобразительной деятельности и служит первым шагом на пути активизации творчества обучающихся через создание ситуации эмоционального переживания, а также через чувство удивления от необычности и эффектности применения художественных материалов.

Метод «оживления» детских эмоций с помощью литературных и песенных образов. Сущность данного метода состоит в том, чтобы при помощи специально подобранных литературных и музыкальных образов «оживить «эмоциональную память детей. Данный метод способствует активизации ранее пережитых эмоций.

Метод создания ситуации творческого поиска. Метод предполагает наличие задания, содержащего творческий компонент, для решения которого ребенку необходимо использовать знания, приемы или способы решения, никогда им ранее в рисовании не применяемые. Наибольший творческий потенциал содержат рисунки, выполняемые по воображению.

Технологические приемы, используемые в работе – это технологии, позволяющие сочетать различные материалы в одной творческой работе (акварель, гуашь, пастель, маркеры, цветные мелки, пластилин и глина, крупа, нитки, ткань, мех, кожа и др.). Варианты объединения материалов могут быть самые разнообразные. Важно показать детям не эталон правильного изображения предметов, а разнообразие возможностей в трактовке образов.

В результате выполнения подобных заданий ребенок воспринимает взрослого не как контролёра, который будет проверять правильность выполнения рисунка, а как помощника в достижении желаемого результата. Новые технологические приемы работы позволяют развить фантазию ребенка, создать в его воображении более яркие образы, развить инициативу, эмоционально – волевую среду, позволяющую смело воплощать собственные замыслы.

Творческий процесс - это настоящее чудо - дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы все условия, которые используются в полном объёме. Работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима. «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

Таким образом, хочется сказать, что для организации изобразительной деятельности в ДОУ необходимо выполнение специальных условий, использование разнообразных методов и приемов и форм работы.

Развитию творческих способностей дошкольников придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей является продуктивная деятельность, способствующая:

- развитию способности нестандартно мыслить;

- готовности к активности творческого характера;

- умению создавать креативные продукты собственной деятельности;

- формированию эстетического отношения к миру.

Новизна опыта заключается в переосмыслении целевых и содержательных ориентиров художественно - эстетического развития младших дошкольников посредством:

 - использования наряду с традиционными приемами нетрадиционных методов продуктивной художественной деятельности;

 - взаимосвязи непосредственно образовательной с самостоятельной и совместной с педагогом деятельностью детей;

Развивать творческие способности надо начинать уже в детстве.

Некоторые считают, что воображение у детей более развито, чем у взрослых. Но это не так. Ведь у детей еще мало знаний и опыта, поэтому исходный материал, из которого они создают образы, гораздо беднее, чем у взрослых, а также менее разнообразны комбинации создаваемых образов. Однако если сравнивать роль воображения в детстве и зрелом возрасте, то, конечно же, в жизни ребенка воображение проявляется гораздо чаще и допускает гораздо более легкое нарушение реальности, чем у взрослого.

Одной  из приоритетных задач современной системы образования становится формирование творчески, смело и свободно мыслящего человека, обладающего высокой культурой, широкими и глубокими, постоянно обновляющимися и развивающимися знаниями. Необходимыми параметрами развития признаются мышление, творческие способности, личностные качества. Вместе с тем,  креативный потенциал личности не формируется сам по себе, спонтанно; развитие его должно быть перманентным и начинаться уже с первых дней жизни ребенка.

 На развитие креативности оказывают влияние следующие факторы:

- наследственность;

- специально организованное обучение;

- собственная активность ребенка, его удовольствие и радость от умственной деятельности;

- окружающий социум (родители, педагоги, дети).

Для того, чтобы у детей сформировалась целостная картина мира, необходимо эту картину создавать постепенно, начиная с детского сада.

Дети одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в изотворчестве, и не удивительно, ведь продукт их деятельности – рисунки можно хранить, экспонировать, изучать, как свидетельство талантливости маленького автора. На занятиях мы развиваем активность и самостоятельность детей. Помогаем вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось, учим сравнивать предметы, активизируя опыт ребят, что похожее они уже рисовали, лепили, как это они делали. Важно помнить, что все виды изобразительной деятельности должны быть взаимосвязаны, ведь в каждом из них дети отражают предметы и явления окружающей жизни, игры и игрушки, образы сказок, потешек, загадок и песен.

Занимаясь  художественно-практической деятельностью с детьми, знакомя их с произведениями искусства, решаются не только задачи художественного воспитания и образования, но и более глобальные – развивается интеллектуально-творческий потенциал ребенка. Познание мира, осмысление явлений в процессе активной художественно-творческой деятельности, посильной детям дошкольного возраста, является одной из центральных задач развития детей в изобразительной деятельности. В связи с этим, основная задача взрослого – создать условия и помочь сформировать у ребенка целостное и многогранное представление об окружающем мире в процессе работы над художественными образами средствами изобразительного искусства. Таким образом, возникает необходимость поиска новых подходов в организации педагогического процесса, обеспечивающих успех развития и воспитания детей.

Прежде всего, это:

1. Создание оптимальной предметно-пространственной среды, включающей разнообразные компоненты художественно-творческого комплекса развития ребенка, которая будет:

1.1.Способствовать обогащению ребенка широким спектром эстетических впечатлений.

1.2. Направлять их творческую активность.

1.3.Вызывать желание экспериментировать с различными художественными материалами, тем самым, создавая основу для разнообразных видов детской деятельности в едином культурном пространстве.

2. Создание системы творческих заданий для дошкольников по изобразительной деятельности в детской дошкольной организации, активизирующих творческое воображение, мышление, художественно-творческие способности и т.д.

3. Предоставление максимальной свободы для проявления творчества и инициативы. Широкий подход к решению проблемы. Бережное отношение к процессу и результату деятельности ребенка.

 4. Использование в работе с детьми игр и игровых упражнений на развитие эмпатии, что очень важно при создании художественного образа.

5. Использование в работе с детьми принципа интеграции различных по содержанию видов деятельности, разных видов искусств, что является актуальным и органичным в направлении интеллектуально-художественного и творческого развития личности ребенка.

Большое значение имеет эстетическое оформление группы, подбор материалов для занятий, наглядных пособий, картин, игрушек, так как эмоциональное благополучие детей в процессе занятий влияет на конечный результат.

Подобный подход позволяет охватить образовательный процесс в целом. А педагогу дает широкие возможности для создания благоприятных педагогических условий, обеспечивающих эффективность развития личности дошкольника с учетом его индивидуальных особенностей; помогает сформировать умения мобильно включаться в поиск, присваивать новые способы действий, разбираться в заданной педагогической ситуации, выходить за ее пределы, творчески варьируя и прогнозируя результат.

Отсюда следует, главная задача детского сада состоит в том, чтобы помочь ребенку развиться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал, выбирающему при этом оптимальные виды деятельности. Следовательно, целенаправленная реализация тенденций развития системы поддержки и сопровождения талантливых детей, играет важную роль в раскрытии их творческого потенциала.

Хочется предложить вашему вниманию креативные раскраски.

Важная отличительная черта нового поколения раскрасок – сюжетность и интерактивность. Ребенок больше не является пассивной фигурой с карандашом в руке. Теперь он отважный первооткрыватель, участник или рассказчик историй, творец собственного фантастического мира.

Автор обращается к нему с каждой страницы раскраски с вопросом или заманчивым предложением: "Нарисуй жуков и улиток, прячущихся в листве", "Найди, у какой пироженки нет пары", "Преврати деревья в разноцветные пуговицы" и т.д.

Таким образом, раскраска не только вовлекает ребенка в забавный мир рисованных историй, но направляет его и помогает развивать свое творчество. Часто рисунки в них незакончены, истории обрываются на самом интересном месте, заставляя фантазию ребенка работать.

Раскраски нового поколения – это не только картинки, которые нужно разрисовать, но целые сборники заданий, игр и развлечений, способные надолго занять ребенка.

Изменились сюжеты и темы книг для раскрашивания. Все чаще они посвящены не абстрактным сценкам, а актуальным историям и сюжетам.

Например:

  • "Каракули-маракули" (автор Никалас Кэтлоу) (9 выпусков) - это мощный толчок к развитию творческих способностей, абстрактного и пространственного мышления, чувства цвета и свободы самовыражения ребенка.
  • "Читалка-рисовалка. Весёлое сказкотворенье всем на загляденье" (автор Александр Голубев)

В книге представлены разнообразные задания: найти отличия, пройти по лабиринту, дорисовывать недостающие детали, вписать в фон новые изображения.

Сказки любят все дети: и большие и маленькие. Даже если тебе два годика или целых сто.

Когда ты читаешь сказку, то все ее герои оживают. И некоторые оказались в этой книжке. Из своих сказок они принесли самые интересные задания — придется вспомнить сказку или даже прочитать заново. Дети на страницах встретятся с любимыми сказками, возможно по-новому взглянут на уже известных героев. Эта книга будет интересна детям, которые уже умеют самостоятельно рисовать, создавать целые образы.

Вывод: Целенаправленная продуктивная художественно- творческая деятельность способствует развитию творческих способностей младших дошкольников. Использование наряду с традиционными нетрадиционных приемов художественной деятельности стимулируют творческую активность, мышление, воображение, «погружают» ребенка в атмосферу творчества.

Также хочется рассказать вам об удивительных альбомах Таро Гоми для развития творческих способностей у детей. Они так и называются - альбомы для развития креативности. Возрастная категория 3+.

Таро Гоми - это японский иллюстратор и детский писатель. Больше 20 лет дети во всем мире учатся рисовать и развивают свою креативность по его альбомам.

Что такое альбомы для развития креативности?

Альбомы Таро Гоми - это не просто раскраски. Это сборник удивительных историй, которые придумает и изобразит ребенок.

В обычном альбоме для рисования перед ребенком лежит чистый белый лист. Что рисовать? Как рисовать?

Аналогично с раскрасками. Они очень быстро надоедают ребенку, потому как, кроме выбора цвета (да и тот иногда уже предопределен), фантазию особо проявить негде.

Каждая страница альбома по развитию креативности - это новая история.  Малышу будет предложено продолжить ее и нарисовать. Вот где есть разгуляться фантазии!  Кто летит на воздушном шаре? Что лежит в тарелке? Что не войдет в пылесос?

Страница альбома состоит из 3 частей:

  • задание
  • раскраска
  • место для свободного рисования

Почему альбомы так популярны?

Не только идея сочетать альбом для рисования и раскраску сделала альбомы Таро Гоми  популярными.

Фишка этих альбомов - иллюстрации, а именно необычный стиль рисования. Раскраски несколько похожи на каракули, но именно поэтому они нравятся детям. Здесь нет привычных нам, взрослым, четких линий, контуров, прорисовки.

Дети постарше часто переживают, что у них не получается рисовать красиво, малыши не всегда аккуратно раскрашивают, "выезжают" за контур. Иллюстрации в альбоме похожи на детские рисунки, и потому дети не боятся рисовать. Они могут рисовать так как умеют, а не так как требует образец.

В серии представлены три альбома:

  • Всякие вкусности
  • Животные
  • Истории.

Литература

  • Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Мозаика-Синтез, 2006.
  • Журналы «Дошкольное воспитание» №4, №7, 2009год.
  • Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Скрипторий, 2003.
  • Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка», «Просвещение» М., 2005.
  • Т. С. Комарова «Детское художественное творчество». М.2005.
  • Субботина Л. «Развитие воображения у детей». -Ярославль, 1998.
  • А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Каро, 2007.
  • С. И. Гудилина «Чудеса своими руками» - 1998 г.
  • http://www.maaam.ru
  • http://nsportal.ru
  • http://www.vospitalochka.ru
  • http://www.o-detstve.ru
  • http://doshvozrast.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие координационных способностей у детей с интеллектуальными нарушениями.

Развитие координационных способностей у детей с интеллектуальными нарушениями...

Развитие творческих способностей у детей с интеллектуальными нарушениями.

       Гуманистический подход к образованию требует от дефектологов, психологов пристального внимания к изучению природы ребенка.Внутренний мир ребенка с проблемами в интелл...

Развитие творческих способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи на уроках чтения, русского языка и развития речи в начальных классах.

В данной статье описывается как  на основе сказок Л.В. Забродиной и игровых приемов возможно развивать твоческие способности и речь обучающихся на уроках русского языка, литературного чтения и ра...

Развитие творческих способностей у детей с интеллектуальными нарушениями как условие их успешной социализации в обществе.

Проект направлен на создание благоприятных условий для успешной социализации детей с интеллектуальными нарушениями посредством художественно-творческойдеятельности....

Нестандартная форма логопедических занятий как способ повышения познавательной активности школьников в условиях внедрения ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями (сборник "Здоровьесбережение в условиях цифровой образовательной среды") 2021г

В статье рассматриваются различные формы нестандартных логопедических занятий, описываются характеристики основных видов занятий. На основе проведенных исследований доказывается их эффективность в пов...