Развитие творческих способностей у детей с интеллектуальными нарушениями.
методическая разработка на тему

Апарина Юлия Геннадьевна

         Гуманистический подход к образованию требует от дефектологов, психологов пристального внимания к изучению природы ребенка.

Внутренний мир ребенка с проблемами в интеллектуальном развитии   сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие окружающей среды? Как помочь, чем познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?

Дети с нарушениями развития являются особой категорией. Творчество помогает детям развиваться и жить. Все виды детского творчества для ребенка с проблемами – это шанс реализоваться в этом мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей у детей с интеллектуальными нарушениями 

         Гуманистический подход к образованию требует от дефектологов, психологов пристального внимания к изучению природы ребенка.

Внутренний мир ребенка с проблемами в интеллектуальном развитии   сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие окружающей среды? Как помочь, чем познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?

Дети с нарушениями развития являются особой категорией. Творчество помогает детям развиваться и жить. Все виды детского творчества для ребенка с проблемами – это шанс реализоваться в этом мире.

Мы знаем, что детям с нарушением интеллекта непросто заниматься любой деятельностью. Тем более, им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим в процессе обучения и развития этих детей встает первая важная задача – сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности.

Для того чтобы обучить ребенка тому или иному приему работы, педагог-дефектолог должен обладать огромным терпением и действовать в соответствии с принципом «пошагового обучения»,  который включает в себя длительную отработку каждого мельчайшего компонента трудового процесса.  Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребенка, а его самостоятельная работа над заданием укрепляла уверенность в своих силах и способствовала развитию готовности заниматься т этой деятельностью.

На занятиях творческим трудом в занимательной форме использую  доступные детям виды практической деятельности, во внеурочное время воспитываю  и прививаю  социально-бытовые знания, умения и навыки, необходимые для жизни. В ходе этой работы у детей формирую  такие личностные качества как трудолюбие, ответственность, настойчивость, чувство взаимопомощи,    желание преодолевать трудности. При переходе к усложненным формам ручной деятельности с использованием инструментов совершенствую мелкую моторику рук.

Хочу отметить, что все виды самостоятельных творческих работ очень привлекают ребят, а их выполнение способствует развитию творческих способностей, наблюдательности, художественному видению окружающей действительности, конструкторскому, творческому мышлению. Убеждена, что изготовление конкретных поделок не должно являться самоцелью, а должно служить средством развития творческих способностей учащихся.

  Творчество (креативность) – способность удивляться и познавать, умение находить выход в нестандартных ситуациях.

 

Творческие способности  развиваются в любой деятельности: игровой, трудовой, учебной.

Вопросом развития творческого потенциала занимались известные нам ученые - педагоги Л.С. Выготский, Л. А. Венгер, П.Я. Гальперин, Б.Д. Эльконин,  Ш.А. Амонашвили,  В. Давыдов, В.П. Зинченко, T.B. Кудрявцев, A.M. Матюшкин, Я. А.

          Выделяя свободу как непременное условие всякого творчества, Лев Выготский замечал, что «творческие занятия детей не могут быть ни обязательными, ни принудительными и могут возникнуть только из детских интересов».

            Творческая деятельность у.о. школьников - это продуктивная форма деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы, направленная на овладение творческим опытом познания, преобразования, создания и использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.

           

Структура ее включает в себя следующие основные компоненты:
1. Предварительная диагностика
уровня творческого развития;
2.
Мотивация (представляет собой одно из ведущих направлений работы);
3. Организация
творческой деятельности. Должны быть созданы определенные условия, способствующие развитию творческого потенциала личности, ее реализации.
4. Контроль качества выполнения творческой деятельности. Процессу контроля должно быть уделено значительное
внимание. При использовании методики основное внимание должно быть направлено на процесс организации творческой деятельности и создание определенных условий, способствующих ее эффективному проведению.
5. Выявление соответствия полученных результатов запланированным. Обязательно делаю объективный и рефлексивный анализы эффективности проведенной работы. Выявляю  затруднения и проблемы в решении задач, вношу необходимые коррективы.

       

     Для раскрытия творческих способностей детей применяются активные формы и методы:

  1. беседы;
  2. игры;
  3. конкурсы; творческий труд
  4. проекты, исследовательская деятельность
  5. экскурсии  
  6. олимпиады;
  7. индивидуальные занятия;

 

Считаю, что  внеурочная  работа  должна  строиться по принципу добровольности, поэтому  ее  содержание  в  большей   степени должно отвечать   индивидуальным   устремлениям   учащихся. Учебная и внеурочная  работа  дает мне   возможность  проводить разнообразные занятия, развивающие творческие способности детей, воспитывающие у них интерес к выполнению работ, любовь к творчеству.

Система работы учителя по развитию творческих способностей учащихся ориентирует детей на проявление интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности.

Способы стимулирования творческого потенциала.

1.Благоприятная атмосфера в классе.

2. Доброжелательность со стороны учителя.

3. Обогащение окружающей среды ребенка самыми новыми и разнообразными для него предметами, с целью развития его любознательности (материалы, инструменты  с которыми работают дети)

4. Поощрение высказывания оригинальных идей.

5.Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.

             Большую роль по развитию творческого потенциала играют уроки трудового обучения, ИЗО, чтения, развития речи, коррекционные занятия.

         Каждый ребенок хочет творить. На своих уроках я стараюсь пробуждать заложенное творческое начало, учить трудиться, помогаю ребенку понять и найти себя для радостной, счастливой жизни, сделать первые шаги в творчестве.

         

          Живой интерес вызывает у детей инсценирование и проигрывание каких –то реальных ситуаций. Ребята с увлечением подбирают тексты к иллютрациям, читают по ролям, подбирают необходимую интонацию, составляют композиции к тексту, которые помогают слабым детям запомнить как поступить в той или иной ситуации (мнемотехника)

           Наиболее эффективно это осуществляется при помощи организации исследовательской работы через учащихся. Данная форма работы способствует развитию творчески способных детей.

       Активно школьники участвуют в различных творческих конкурсах на школьном, краевом, региональном, всероссийских уровнях. Такие конкурсы стимулируют  инициативу учащихся  мотивируют на положительные поступки и обучение.

Более всего творческий потенциал обучающихся,  выявляется, развивается и усиливается  посредством игры. Поскольку игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит “почву” для успешной деятельности в реальной жизни. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, интеллектуальное, нравственное и эмоциональное развитие личности обучающихся. Игры универсальны для любого этапа урока, занятия, мероприятия.

Для того, чтобы в процессе игры раскрывался и усовершенствовался творческий потенциал личности, я использую разнообразные творческие задания, воздействующие на возможные способности личности: интеллектуально-логические, интеллектуально-эвристические, коммуникативно-творческие. Посредством чего в процессе игры формируются качества творческой личности: любознательность, наблюдательность, развивается воображение и фантазия, мышление становится индивидуально-неординарным и др.

          В играх, как правило, используется групповую форма работы, и поэтому каждый из учеников принимает и выполняет ту роль, которую он бы хотел выполнять, что позволяет проявить его природные способности: художественные, этические и эстетические, математические и др.

               Для того, чтобы учащиеся видели свои результаты в классе организован «Уголок творчества». «Экспозиции» меняются в зависимости от времени года, мероприятия, праздника.

Развитие творческих способностей у детей с интеллектуальными нарушениями формирует инициативность, самостоятельность, способствует успешной социализации  детей и является одним из важнейших  компонентов воспитания в интересах человека, общества, государства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие координационных способностей у детей с интеллектуальными нарушениями.

Развитие координационных способностей у детей с интеллектуальными нарушениями...

Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста.Темы для творческих работ

9 тем для творческих работ на каждый месяц учебного года.Совместное творчество ребёнка и родителей.Развитие уверенности в себе,раскрытие таланта рассказчика и писателя....

"Декоративно-прикладное творчетво, как средство развития творческих способностей у детей 1-2 классов на занятиях в кружке "Творческая мастерская"

Развитие творческих способностей является одним из самых важных вопросов современной педагогики  и определяет задачу - воспитание в деталях творческой интеграции окружающего мира, самостоятельнос...

Доклад Развитие творческих способностей у детей с задержкой психического развития в младшем школьном возрасте.

Способность к творчеству, развитие воображения является специфической особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее....

Развитие творческих способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи на уроках чтения, русского языка и развития речи в начальных классах.

В данной статье описывается как  на основе сказок Л.В. Забродиной и игровых приемов возможно развивать твоческие способности и речь обучающихся на уроках русского языка, литературного чтения и ра...

Развитие творческих способностей у детей с интеллектуальными нарушениями как условие их успешной социализации в обществе.

Проект направлен на создание благоприятных условий для успешной социализации детей с интеллектуальными нарушениями посредством художественно-творческойдеятельности....

«Развитие творческих способностей у детей с интеллектуальными нарушениями через изобразительную деятельность в условиях реализации ФГОС»

В данной статье ещё раз доказывается, что изобразительная деятельность, пожалуй, единственная область, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима для развития творческ...