Публикация по теме: "Развитие творческих способностей детей в учебной и трудовой деятельности в условиях реализации ФГОС НОО".
методическая разработка (2 класс)

Живайкина Мария Алексеевна

Эта тема может использоваться для самообразования педагого в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тема самообразования17.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования

«Развитие творческих способностей детей в учебной и трудовой деятельности в условиях реализации ФГОС НОО»

Срок реализации: 2020-2024 учебный год

Живайкина М.А.

Методические рекомендации по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста.

 Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные». Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.

Методы – это совокупность приемов и средств, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей. Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей. В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается общедидактическим принципам: научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, активности, прочности, индивидуального подхода. Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями.

  Каждая игра представляет собой набор задач.

 Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с разными способами передачи информации.

  Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности.

 Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.

 Постепенное возрастание трудности задач - способствует развитию творческих способностей.

Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо соблюдать условия: 1) развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста; 2) задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей; 3)творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к. создают атмосферу свободного и радостного творчества.

 Примеры заданий для развития творческих способностей младших школьников:

Задание 1 Из бумажных конусов, цилиндров и других элементов попробуй склеить как можно больше фигурок людей и животных.

Задание 2 Запасемся старыми иллюстрированными журналами и яркими кусочками ткани. Вырежьте вместе с ребенком из содержащихся в журналах иллюстраций и кусочков ткани фигуры разных форм. Теперь наклеим полученные фигуры на лист картона и получим коллаж.

Задание 3 Очень интересную, а потому очень популярную задачу предложил психолог Д. Гилфорд: найти как можно больше самых разных, оригинальных применений хорошо 73 знакомому предмету. В качестве такого предмета можно использовать кирпич, мел, газету и многое другое. На выполнение этого задания отводится обычно пять-шесть минут. В ходе анализа итогов учитываются все ответы, кроме тех, что не соответствуют заданию, повторяются или могут считаться нелепыми. Это задание можно предложить и старшему дошкольнику, и взрослому. Оценивается в данном случае продуктивность и оригинальность мышления. Чем больше идей, чем больше среди них необычных, тем больше баллов получает участник.

Другое задание: подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия света и темноты (тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и др.). Приведем примеры ответов. Свет - яркий, ласковый, живой; солнце - ... , утро - ... , лампа - ... , костер - ... , свеча

 Задание 4 Найдите как можно больше общих признаков для непохожих предметов. Колодец - паркет; бревно - коробка; облако - дверь; кукла - снег.

Задание 5 К дивергентным задачам относятся задачи на поиск причин событий.

 Вот несколько ситуаций, требуется определить причины их возникновения:

1. Утром Дима проснулся раньше обычного. Солнце еще не ушло за горизонт, но уже стало темно. Сидевший у ног хозяина пес грозно зарычал на маленького котенка.

Задание 6 Другой вариант вышеописанного задания: придумай и расскажи, что произошло у каждого из героев. Ребенок должен понять эмоциональное состояние каждого из мальчиков и рассказать, что с ними произошло.

Задание 7 Подумай, что может произойти, если ... «... дождь будет идти, не переставая», «... люди научатся летать, как птицы», «... собаки начнут разговаривать человеческим голосом», «... оживут все сказочные герои», «... из водопроводного крана польется апельсиновый сок». Хорошо, если ребенок смог придумать интересный ответ на каждую из предложенных фраз.

 Задание 8 Задание на развитие творческого мышления у детей: придумывание рассказов, историй или сказок, используя заданный набор слов, например: светофор, мальчик, санки.

Задание 9 Посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.

Задание 10 Следующий тип заданий: "Облака-загадки". Ребенку необходимо определить, на что похожи изображенные на рисунках облака (чернильные пятна). Хорошо, если он сможет увидеть в каждом облаке, хотя бы один персонаж.

Задание 11 Другой вариант этого задания: попробовать нарисовать что-то интересное, используя данные фигуры.

Задание 12 Еще одно упражнение: дорисуй и раскрась волшебниц так, чтобы одна стала доброй, а другая – злой. Творческие задачи можно разрабатывать на любом материале. Хорошим заданием такого типа может быть и создание из деталей строительного конструктора самых разных фигур.

 «Рекомендации родителям. Как воспитать творческого ребенка»

 Ориентироваться не на оценки ребенка, а на его знания и стремления.

 Попытаться найти школу, в которой ребенку будет комфортно. Если это невозможно, старайтесь сами с ребенком проверять законы на практике.

 Купите наборы «Юный химик» и «Юный физик». Попробуйте вовлечь в эти действия всю семью или большую ее часть. Даже если кто-то не будет участвовать в самом действии, он может интересоваться тем, что получилось.

 Поощряйте любопытство и вопросы школьника. Обсуждайте ситуацию в школе. Помогайте ребенку находить конструктивные пути решения проблем, которые встают между ним и учителем, ним и учениками. Вдохновляйте ребенка на проведение исследовательских работ по разным предметам и помогайте ему выполнять их, не подавляя своей инициативой.

  Уважайте необычные мысли вашего ребенка и его решения. Показать это можно, внимательно выслушивая его и рассуждая вместе с ним. Можно посоветовать ребенку проконсультироваться в отношении его идей с более компетентным соседом, если вы сами не считаете себя достаточно осведомленным в каком-то вопросе. Порекомендуйте почитать журналы. Вместе с ребенком можно сходить в библиотеку или книжный магазин, пытаясь найти ответ на поставленный им вопрос.

 Однако не давайте исчерпывающих ответов на все вопросы ребенка. Оставьте ему возможность проверить что-то самому, найти какую-то информацию.  Научите школьника оценивать собственные возможности в выполнении заданий и поиске альтернативных решений.

  Рассматривайте ошибочные действия ребенка как часть творческого процесса. Не оценивайте их строго. Нейтрально проанализируйте, в чем ошибка. Никогда не делайте целостных оценок: «Ты всегда ошибаешься». Можно сказать: «Ты пошел по неверному пути. Попробуй еще раз».

 Попробуйте сделать всех своих детей единомышленниками. Никогда не наказывайте одного, если между ними произошла ссора. Накажите всех запретом общения на некоторое время. Тогда они не станут ссориться, чтобы привлечь ваше внимание к себе. Постарайтесь с каждым ребенком побыть наедине хотя бы несколько минут в день, чтобы не вызывать у детей чувство ревности по отношению друг к другу.

 Привлеките всех детей, независимо от возраста, к выполнению некоторой деятельности или к семейной игре. Можно придумать страну, в которой живут пластилиновые человечки. Ваши дети будут делать газету для этой страны, рассказывать о событиях, которые в ней происходят. Главное, чтобы всем нашлось чем заняться. Пусть у всех в рамках этого общего дела будут свои обязанности, возможность проявить себя наилучшим образом. Также необходимо знать, что творческие способности могут быть убиты:

 требованием делать нечто только «правильным» образом;

  требованием перестать фантазировать и заняться наконец-то делом, когда под «делом» понимается школьная учеба, конформное поведение, отсутствие инициативы;

 сравнением вашего ребенка с «правильными» или «идеальными» детьми;

 когда вопросы, которые задает ребенок, расцениваются как глупые, а его стремление размышлять принимается за безделье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС"

Доклад раскрывает вопрос развития творческих способностей обучающихся во внеурочное деятельности в условиях реализации ФГОС...

Творческий отчёт на тему: «Формирование творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО»

Актуальность опыта.В настоящее время методическая литература, посвященная театрально-игровой деятельности, обогатилась рядом работ, охватывающих самые разнообразные стороны театрализованной деятельнос...

Развитие творческих способностей детей в трудовой деятельности в условиях реализации ФГОС НОО

Развитие творческих способностей детей в трудовой деятельности в условиях реализации ФГОС НОО...

Опыт работы по теме "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО"

     Материалы опыта могут быть использованы в различных дошкольных учреждениях,  с детьми разных возрастных групп, при организации образовательной, самостоятельной и совмес...

Развитие творческих способностей детей в трудовой деятельности в условиях реализации ФГОС

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и пробл...

«Развитие творческих способностей у детей с интеллектуальными нарушениями через изобразительную деятельность в условиях реализации ФГОС»

В данной статье ещё раз доказывается, что изобразительная деятельность, пожалуй, единственная область, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима для развития творческ...