«Индивидуальный подход к организации учебного процесса – реальный путь повышения его качества».
статья (1 класс) по теме

Лысенкова Ольга Петровна

"Учитель - человек, который может делать трудные вещи лёгкими" Р.У Эмерсон. Реальный путь к достижению данной цели становится индивидуальный подход к организации учебного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1176 г. Москва

«Индивидуальный подход к организации учебного процесса – реальный путь повышения его качества».

        Лысенкова Ольга Петровна- учитель начальных классов                                (из опыта работы)

                                                                                       Чтобы быть хорошим преподавателем,

                                                                                        нужно любить то, что преподаёшь, и

                                                                                        любить тех, кому преподаёшь…

 

В. Ключевский.

 

  Невозможно не согласиться с русским историком Василием Ключевским. Среди учителей, педагогов, наставников не должно быть равнодушных людей, пускай даже они и будут стопроцентными профессионалами своего предмета. Придя в первый класс, ребёнок и не предполагает, насколько грамотный перед ним учитель, для него главное – человеческие качества, располагающие к дальнейшему желанию идти в школу, в класс, на урок. И именно в этом, на мой взгляд, и есть профессионализм учителя: создать обстановку для обучения, творчества и самореализации ученика и именно в такой атмосфере передать свои знания ребёнку. К такому учителю дети всегда с радостью бегут на урок,  и даже неудовлетворительная оценка не становится поводом для большого огорчения, потому что ребёнок знает, что завтра учитель непременно поможет исправить, даст шанс. Оканчивая школу, выпускники с благодарность вспоминают именно такого учителя, называя его профессионалом.

   Современный учитель стремится к тому, чтобы выявить индивидуальные способности учащихся, их способность мыслить глубоко, оригинально, свободно и эмоционально. Уместно, на мой взгляд, вспомнить слова писателя, философа США  Ральфа Уолда Эмерсона (1803-1882): «Учитель – человек, который может делать трудные вещи лёгкими». И  с каждым годом работы в школе я всё больше убеждаюсь в том, что реальным путём к достижению такой цели становится индивидуальный подход к организации учебного процесса.

  В моей педагогической деятельности (учителем работаю 25 лет) индивидуальный  подход является одним из принципов работы, который с большим интересом я применяю на практике, так как именно это направление  неоднократно подводило к ответам  в решении многих профессиональных ситуаций, и (что немало важно) помогает сохранению психологического, да и физического здоровья учеников.

По программе "Школа 2100" я работаю 7 лет. Именно эта программа (по моему мнению) позволяет наиболее полно реализовать  технологию индивидуального подхода к ученикам.

И это, в первую очередь, личностно-ориентированные принципы:

- принцип адаптивности;

- принцип развития;

- принцип психологической комфортности

      Индивидуализация  обучения – работа сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учета результатов. Мною выделены  4 этапа работы над этой проблемой:

I этап.    Изучение индивидуальных особенностей учащихся.

II этап.  Выделение различных групп учащихся на основе полученных данных.

III этап.  Подбор дифференцированных заданий для выделенных групп детей.

IV этап.  Отслеживание динамики индивидуального развития

I этап  работы по реализации индивидуального подхода в обучении учащихся  был  начат  с  проведения  различных  диагностик.

В 2010 году  в 1-ом классе мною совместно с психологом школы проведена диагностика готовности к школьному обучению, которая помогла мне выявить уровень развития внимания, памяти, мышления каждого первоклассника. Диагностика позволила определить,  в каком состоянии каждого маленького ученика  произношение звуков, речь, тонкая моторика и координация движений рук, выявлены особенности поведенческих реакций.

Диагностики были такие:

1.Исследование уровня  готовности к школьному обучению. В классе 25 человек.

Уровни

Кол-во       учащихся

                    высокий

         1 чел.           (4%)

                    средний

      12 чел           (48%)

          ниже среднего

        7 чел            (28%)

                      низкий

        5 чел            (20%)

Выяснилось, что 4% учащихся имеют высокий уровень готовности к школьному обучению, 48%  - средний уровень, у 28% - уровень ниже среднего и 20% учащихся - на низком уровне готовности к школьному обучению.

Как видно из таблицы, примерно половина учащихся  имеют ниже среднего и низкий уровень готовности  к обучению в школе. Исходя из этого, была спланирована помощь учащимся, соответствующая характеру отставания.

Следующая диагностика

          2.   Исследование типов темперамента:

Тип

Характеристика

Кол-во      учащихся

холерик

сильный

неуравновешенный

подвижный

       

  5 чел      (20%)

сангвиник

сильный

уравновешенный

подвижный

  6 чел      (24%)

флегматик

сильный

уравновешенный

инертный

  9 чел       (36%)  

меланхолик

слабый

неуравновешенный

инертный

  5 чел       (20%)

               20% - это холерики. Холерики отличаются вспыльчивостью, неуравновешенностью, импульсивностью характера.

             24%  - сангвиники. Сангвиники – способны к быстрому переключению внимания и деятельности.

              36% - флегматики. Флегматики – трудно приспосабливаются к новой обстановке и испытывают определенные трудности в общении. Замкнуты, медлительны.

              20% - меланхолики. Меланхолики – неуверенны в себе, чрезмерно обидчивы, отличаются низкой работоспособностью и быстрой утомляемостью.

Следующий вид диагностики

        3. Исследование стиля деятельности учащихся:

Стиль деятельности

Кол-во

учащихся

          аудиалы

  12чел          (48 %)

          визуалы

   8 чел          (32%)

          кинестеты

   5 чел          (20%)

В классе 48% учащихся – аудиалы.

Аудиалы воспринимают информацию на слух, у них быстрая реакция, необходима быстрая смена видов деятельности,  задачи решают устно, закрепление нового  для них с помощью учебника или дополнительной литературы.

32% - визуалы. Визуалы воспринимают информацию зрительно. Первоначальное знакомство с материалом по учебнику, в ходе объяснения рекомендуется использовать записи на доске большими печатными буквами. Этим учащимся требуется время на обдумывание полученной информации. Задачи решают письменно.

20% детей – кинестеты. Кинестеты воспринимают информацию деятельностно, для них на уроке должен быть раздаточный материал для практических действий.

4. Диагностика  развития внимания:

            Уровни

   Кол-во учащ-ся

            высокий

   6 чел             (24%)

            средний

  11 чел            (44%)

             низкий

  8 чел              (8 %)  

5. Диагностика развития памяти:

         Уровни

Кол-во учащ-ся

         высокий

   5 чел            (20%)

         средний

  13 чел           (52%)

          низкий

  7  чел            (28%)

6. Диагностика развития мышления:

        Уровни

    Кол-во учащ-ся

        высокий

  5 чел           (20%)

        средний

 12 чел          (48%)

        низкий

  8  чел          (32%)

7. Диагностика биоритмов

      Биоритмы

     Кол-во уч-ся

           совы

 5 чел          (20%)

       жаворонки

 4  чел         (16%)

          голуби

16 чел         (64%)

Дети, относящиеся к совам, с утра неработоспособны, дети, относящиеся к жаворонкам, чувствуют себя некомфортно в конце учебного дня. Необходимо учитывать и эти особенности учащихся. Предметы с максимальной нагрузкой не ставить на первый и последний уроки.

Среди   учащихся    были    выявлены   леворукие   дети – 3 человека, что составляет 12%  от общего числа уч-ся. Это чаще всего подвижные, очень ранимые, тревожные, эмоциональные дети. Хуже привыкают к смене обстановки, в праворуком мире часто испытывают невроз. С ними  была эффективна индивидуальная работа, когда нет жесткого регламента, строгого подчинения.

II этап работы по проблеме. На основании результатов обследования учащиеся  были нами распределены в три группы:

1 группа обучающихся характеризуется слабой подготовленностью к школе, недостаточной сформированностью психических процессов или необходимых общеучебных умений. Они нуждаются в постоянном внимании со стороны учителя.

2 группа обучающихся  характеризуется достаточной подготовленностью  к школе, владением  основным обязательным объемом знаний и умений. Этим учащимся требуется определенная помощь со стороны учителя при обобщении изученного.

3 группа обучающихся имеют высокую степень подготовки к школе, выраженную познавательную мотивацию, способность к творчеству при выполнении заданий.

III этап  работы. Полученные результаты позволили мне планировать работу с учетом индивидуальных особенностей учеников. Приведу пример индивидуального подхода на уроках обучения грамоте.

 Наиболее остро вопрос индивидуальных различий школьников стоит на уроках обучения грамоте в 1-ом классе. Очень важно организовать работу учащихся таким образом, чтобы ни одна минута 35-минутного урока не пропала даром, чтобы не потерять ни самых читающих детей, ни тех, кто начал  знакомиться с буквами только в школе. Это позволяет повышать учебную мотивацию всех учащихся: умеющие читать дети не только переживают ситуацию успеха, но и совершенствуют умение читать, а дети только начавшие знакомство с буквами, осознают престижность получаемых знаний и умений, учатся слушать и отвечать на вопросы по услышанному.    

             

Рассмотрим пример индивидуального подхода  на уроке обучения грамоте по «Букварю» (авторы Р.Н. и Е.В. Бунеевы). Эту учебную книгу можно с успехом использовать и в классах, где все дети уже читают, и в классах с  не читающими детьми, и в смешанных классах.

Каждый разворот страниц данного учебника составляет один урок. Например, стр.52-53. Тема «Согласные звуки и буква н». Левая страница предназначена для не читающих детей, а правая – для читающих. После знакомства с новыми звуками и буквой Н, раскрашивания схемы-человечка,  читающим детям предлагается самостоятельно  прочитать на доске ключевые слова, на правой странице учебника прочитать заглавие, рассмотреть иллюстрации к тексту, сделать предположение о содержании текста, а затем самостоятельно и про себя прочитать текст и проверить свои предположения.  А в это время не читающая группа детей работает под руководством учителя по левой странице, упражняясь в чтении столбиков слогов, слов  и предложения. Когда данный этап работы закончен, обе группы детей работают по правой странице.  Текст читается вслух по предложениям или по абзацам. Для не читающих детей может быть дано задание: найти и прочитать знакомые слова, провести их звуко - буквенный

анализ.

  Такой подход к обучению чтению позволяет к концу букварного периода добиться хороших результатов в скорости чтения у всех учащихся.

Сравним результаты. В первой таблице отражены данные   в ходе  опроса учащихся на начало 1-го класса:

                Способ чтения

   Кол-во учащ-ся

Знали частично буквы

  5чел           (20%)

Читали отдельные слоги

  7чел           (28%)

Читали по слогам

 12чел          (48%)

Читали целыми словами

  1 чел            (4%)

На конец 1-го класса  учащиеся  прочитали  контрольный текст с такими результатами:

             Скорость чтения

       Кол-во уч-ся

                  Выше нормы

   20 чел          (80%)

                             Норма

     5  чел          (5%)

                   Ниже нормы

     0 чел           (0%)

80% первоклассников имеют результат выше нормы.

5%  первоклассников уложились в норму.

Ниже нормы результатов нет.

Таким образом, можно сделать вывод, что учебная книга «Букварь»  в образовательной системе «Школа 2000-2100» обеспечивает познавательное и индивидуально - дифференцированное обучение  чтению  каждого учащегося.

 На уроках приходится учитывать разный темп и различное качество усвоения программного материала. Одним учащимся для приобретения прочных умений достаточно интенсивной работы на начальном этапе и небольшого количества упражнений на применение изучаемого материала. Другим для достижения того же результата необходимо более продолжительное время, значительно больший объем упражнений, помощь учителя.

             Первых нельзя задерживать на типовых, тренировочных упражнениях, вторых нельзя торопить, переводить к более сложному материалу. Поэтому закрепление организуется на разных уровнях и в неодинаковом объеме.

            IV этап работы по проблеме дифференциация и индивидуализация обучения -   отслеживание динамики индивидуального развития.

 Таким образом, постоянный мониторинг успешности обучения, развития физиологических и интеллектуальных способностей учащихся позволяет мне грамотно планировать учебно-воспитательный процесс, своевременно корректировать его и снимать образовательные трудности у каждого отдельно взятого ученика и класса в целом. Мониторинг результативности использования технологии индивидуального обучения в начальной школе свидетельствует о высокой эффективности технологии, т.к. она позволяет каждому ученику переходить в зону ближайшего развития.

 Исходя из своей педагогической практики, могу утверждать, что каждый ученик справится с программным материалом, если создать необходимые для него условия работы. В решении этой задачи и состоит значение метода индивидуального подхода к организации учебного процесса.

   Сейчас мои ребята – выпускники начальной школы. По литературному чтению они имеют высокие результаты. Успеваемость – 100%, качество знаний – 100%.

 Индивидуальный подход на уроке можно и, на мой взгляд, должно применять на любом предмете и в любом классе, это даст только положительный результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влаеологический подход в организации учебного процесса. Что это такое?

Что такое валеологический подход? Для чего он нужен?...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ.

В статье говорится о современных подходах к организации учебно-воспитательного процесса в школе. Комплексное применение современных подходов имеет большое значение в организации учебного процесса....

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМАМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА. ТИПОЛОГИЯ СОВРЕМЕННЫХ УРОКОВ И ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ УРОКОВ НОВЫХ ТИПОВ

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определила один из приоритетов: «Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социал...

Опыт работы учителя начальных классов по организации учебного процесса путем внедрения новых технологий в обучении, направленных на развитие метапредметных компетенций и качества образования в начальной школе.

В данной статье рассмотрены пути решения по внедренияю новых технологий в учебный процесс начальной школы. Даны первые результаты работы по данному напревлению...

Дифференцированный подход в организации учебного процесса в начальной школе

Часто в классе обучаются дети с разными учебными способностями.Как организовать учебный процесс, чтобы каждый ученик работал в полную силу,  сознательно и прочно усваивал программный материа...