Опыт работы учителя начальных классов по организации учебного процесса путем внедрения новых технологий в обучении, направленных на развитие метапредметных компетенций и качества образования в начальной школе.
статья (4 класс)

В данной статье рассмотрены пути решения по внедренияю новых технологий в учебный процесс начальной школы. Даны первые результаты работы по данному напревлению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_uchitelya_nachalnyh_klassov_vinyarskoy_n.v.docx49.47 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы учителя начальных классов по организации учебного процесса путем внедрения новых технологий в обучении, направленных на развитие метапредметных компетенций и качества образования в начальной школе.

Государственные образовательные стандарты второго поколения направлены на согласование потребностей и интересов, предъявляемых к образованию личностью, обществом и государством. И то, насколько сегодняшний ученик завтра сможет проявить гибкость, мобильность, способность к саморазвитию и самообразованию, определит его личную успешность и государственную полезность.

    Цель моей педагогической деятельности тесно связана с целью, которую ставит перед собой коллектив нашей школы - это формирование творческой, конкурентоспособной, физически здоровой, успешной личности, способной жить в гармонии с собой и с окружающим миром

       В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

В связи с этим возникает проблема активизации познавательной деятельности учащихся, которая на всех этапах развития школы оставалась актуальной, потому что «активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности». Перед нами стоят задачи :

  • формировать у школьников убеждение в связности предметов школьного цикла и целостности окружающего мира,
  • повышать и развивать познавательный интерес сразу к нескольким учебным дисциплинам;
  • приобщать школьников к научно-исследовательской деятельности;
  • формировать комплексный подход к учебным предметам;
  • учит школьников применять современное программное обеспечение в решении нестандартных задач;
  • развивать у школьников теоретическое, креативное мышление, а также формировать операционное мышление, направленного на выбор оптимального решения;

Итак, исследуя данную проблему, можно сделать вывод, что метапредметные связи – важнейший принцип обучения в школе. Их использование способствует целостному восприятию мира и формированию основных учебных компетенций, способствующих развитию умения обнаруживать скрытые зависимости и связи, устанавливать причинноследственные связи, переносить ранее усвоенный материал на новый, а также позволяет активизировать уже существующий интерес ученика к предмету или способствует развитию такого интереса. Одним из направлений в работе нами была выбрана работа в рамках преемственности между средним звеном и начальной школой по формированию навыка смыслового чтения. Данное умение прослеживается на всех предметах и на всех этапах обучения. Итоги данной работы я представляю вашему вниманию.

      Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у обучающихся  основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Это период не только  получения знаний, но и период контроля полноты и качества  усваиваемых умений и навыков. Ребенок в период обучения сталкивается с различного вида диагностическими, проверочными и  контрольными работами. Анализируя данные работы, преподаватели нашей гимназии заметили , что ряд заданий встречал у обучающихся наибольшие трудности. Как известно, основным отличием в оценивании работ на основе федеральных образовательных стандартов является упор на применение навыков и знаний учащихся для решения различных познавательных, практических и коммуникативных задач. И в фокусе уже находится не просто овладение каким-либо  объемом учебного материала, а определенный спектр умений, способов познавательной деятельности, приобретенных школьниками.

Проверяются не только знания по конкретному предмету, но и метапредметные навыки, которые нужны на всех предметах:

  • смысловое чтение,
  • коммуникационная грамотность,
  • умение пользоваться справочной информацией,
  • и многое другое.  

      Метапредметные результаты , которыми должны овладеть обучающиеся начальных классов, чтобы успешно справиться с различными диагностическими и проверочными работами  по различным предметам, это :

 работать с учебным текстом, уметь выделять информацию, уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях; работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций), работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

А с какими информационными источниками встречаются ученики 1-4 классов на уроках и в повседневной жизни? Это к примеру такие виды информации как  сплошные и несплошные тексты, кластер, план, деформированный текст, таблицы, объявления, расписание, ценники, графики, столбчатые, линейные и круговые диаграммы, афиши и другие   В результате работы с данными источниками информации  выпускники начальной школы смогут выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее, находить и оценивать полученные данные и применять их в жизненных ситуациях.    

  Всем этим критериям успешной работы соответствуют методики, способствующие формированию у обучающихся навыка смыслового чтения   Среди  метапредметных универсальных учебных действий чтение и работа с информацией занимают особое место. Именно читательские умения обеспечивают  младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих уровнях  обучения.

Смысловое  чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон прочитанного.

    Научить детей правильному, беглому, осознанному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Особое значение в контексте требований ФГОС НОО имеют вопросы организации методически грамотной работы учащихся с текстом. Это обусловлено социальным заказом общества на компетентную личность, владеющую способами получения необходимой информации из различных источников, свободно ориентирующуюся в плотном информационном потоке. Навыки читательской деятельности россиян в последние годы становятся предметом пристального внимания со стороны государства. Важность проблемы подчеркивается международными исследованиями в области чтения. PISA и PIRLS 

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»

Мы начали с  формирования читательской грамотности:

  • Формирование навыка чтения. Оно строится на

- умение правильно прочитывать слова;

- понимать смысл текста;

- выразительно читать;

  • Овладение техникой чтения.
  •  Создание условий для того чтобы учащиеся начальных классов овладели необходимыми умениями для полноценной читательской деятельности при работе с любым видом текста.

 В результате данной работы обучающиеся должны будут  научиться:

  • понимать;
  • анализировать;
  • сравнивать;
  • видоизменять;
  • генерировать (создавать тексты под свои цели и задач

Таким образом, мы получаем ряд умений, которые обязательно должны быть сформированы у детей:

Анализировать задание; Отвечать на поставленные вопросы (и письменные, и устные);

Определять последовательность событий в тексте; Формулировать простые выводы после прочтения; Преобразовывать прочитанный текст в таблицу (кластер, схему и т.д.); Сопоставлять иллюстративный материал с текстовой информацией; Объяснять различные ситуации (жизненные, учебные) с помощью прочитанного текста; Опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения, опровергать какие-либо утверждения. Находить нужную информацию в различных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д.

Работа по формированию данных умений проводилась на различных видах текстов и на разных предметах как на уроках, так и на внеурочных занятиях.

Согласно классификации PISA, все тексты делятся на сплошные, несплошные и смешанные.

Виды текстов:

  • Сплошные ( художественные и научные тексты, журнальные и газетные статьи без визуальных изображений ).
  • Несплошные ( таблицы, графики, диаграммы, объявления, расписания, каталоги).  
  • Смешанные ( веб-страницы, инфографика, объявление и др. )

Основными видами смыслового чтения  являются: 

  • – ознакомительное чтение, направленное на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста;
  • – поисковое/просмотровое чтение, предполагающее нахождение конкретной информации (единицы информации), конкретного факта;
  • – изучающее чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста; такое чтение требует от читателя умений сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме; выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; сопоставлять иллюстративный материал с текстовой информацией; переносить информацию текста в виде кратких записей; различать темы и подтемы научного текста; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
  •  вдумчивое (медленное, рефлексивное, художественное) чтение как наиболее востребованный вид чтения заключается в овладении также целым комплексом умений: предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения; анализировать изменения своего эмоционального состояние в процессе чтения и др.

Работу по формированию умений и навыков смыслового чтения необходимо проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения, способы обработки информации от класса к классу.

Проводить  работу по формированию у обучающихся навыка смыслового чтения мы начинаем с 1 класса Результативность этой работы вы можете проследить на динамике повышения качества знаний у обучающихся начальных классов за период с 2017г.

Динамика успеваемости и качества знаний

год

Качество знаний (100%)

Успеваемость (%)

2017-2018

73

100

2018-2019

79

100

2019-2020

85

100

. На результативность данной работы указывает и качество промежуточной аттестации обучающихся начальных классов в 2018-2019 учебном году. Государственный федеральный образовательный стандарт предполагает по завершении каждого года обучения выполнение обучающимися итоговой диагностической  работы. Результаты диагностических работ, на мой взгляд, можно рассматривать, как показатель сформированности умения работать с текстом, т.е. проверить уровень сформированности навыков смыслового чтения.

В 2018-2019 учебном году в качестве промежуточной аттестации учитывались результаты ВПР и региональной диагностики. 

класс

Русский язык

Математика

Успеваемость %

Качество знаний %

Подтвердили оценку %

Повысили  оценку %

Понизили оценку %

Успеваемость%

Качество знаний%

Подтвердили оценку %

Повысили  оценку %

Понизили оценку %

4а/25

100%

72%

92%

4%

4%

100%

80%

96%

4%

0

4б/25

100%

68%

84%

12%

4%

100%

69%

69%

15%

15%

4в/26

100%

88

65%

23%

12%

100%

92%

62%

27%

11%

4г/28

100%

62%

75%

21%

4%

100%

65%

74%

13%

13%

Если проанализировать результаты ВПР 2019 г, то мы можем увидеть преобладание средних и вышесредних результатов по диагностике успеваемости по предметам.

Математика 

Статистика по отметкам

ВПР 2019 / 4 класс Математика

Группы участников

Количество

Распределение  в %

2

3

4

5

Вся выборка

1542816

2.4

18.6

43.5

35.5

Наш  муниципальный район

1298

0.85

19

48.6

31.5

МБОУ гимназия №6

102

0

18.6

49

32.4

                           

Русский язык.

Статистика по отметкам

ВПР 2019 / 4 класс Русский Язык

Группы участников

Количество

Распределение  в %

2

3

4

5

Вся выборка

1520153

4.6

25.8

46.9

22.7

Наш  муниципальный район

1278

2.1

25.4

49.8

22.7

МБОУ гимназия № 6

105

0

24.8

55.2

20

                     

Окружающий мир   

Статистика по отметкам

ВПР 2019 / 4 класс Окружающий мир

Группы участников

Количество участников

Распределение в %

2

3

4

5

Вся выборка

1528102

0.94

20.2

55.6

23.3

Наш  муниципальный район

1266

0.16

16.5

54.2

29.1

МБОУ гимназия № 6

97

0

10.3

52.6

37.1

Результаты выше  муниципальных. Неудовлетворительных отметок нет.

                     

 Итак, мы видим, что смысловое чтение -фундамент всех обозначенных в ФГОС НОО результатов.            

Конечно, нам не удалось полностью решить все трудности и проблемы, связанные с формированием навыка смыслового чтения, и как следствие с написанием проверочных и диагностических работ.  Но  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования также предполагает обеспечение преемственности всех уровней общего образования.

       Следовательно, работа по формированию навыка смыслового чтения не  прерывается при переходе обучающихся начальной школы на следующий уровень обучения. Учитель – предметник в рамках своего предмета  проводит работу по развитию и совершенствованию навыков смыслового чтения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Особенности построения учебного процесса в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида".

В школу приходят дети разные: каждый имеет свои особенности развития, состояние здоровья, жизненный опыт и каждому необходимо найти оптимальный вариант обучения и воспитания. Чтобы помочь ребёнк...

Адаптивная система обучения (АСО) как средство повышения эффективности и качества образования в начальной школе для учащихся с разными образовательными возможностями.

Адаптивная система обучения (АСО) А.С.Границкой помогает учителю так организовать урок, чтобы учесть по возможности особенности детей....

Повышение качества образования в начальных классах на уроках русского языка при помощи игровых технологий

1. Информационная карта передового педагогического опыта             3...

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.

Стремление к интеграции учебного материала является ведущей мировой тенденцией образования, поскольку определяется стиль научного мышления и мировоззрения современного человека. Каждый учит...

Статья « Повышение качества образования в начальных классах на уроках русского языка при помощи игровых технологий»

Статья  « Повышение качества образования в начальных классах на уроках русского языка при помощи  игровых технологий»...

Повышение качества образования в начальных классах на уроках русского языка при помощи игровых технологий

Игра – самое любимое, самое естественное занятие детей. Значение детской игры трудно переоценить. В детской игре ребенок получает социальный опыт, который необходим для всей дальнейшей жизни, и получа...