Выступление: «Вовлечение учащихся в образовательный процесс путем внедрения новых технологий в рамках ФГОС.»
учебно-методический материал (4 класс) на тему

Каурова Елена Витальевна

=========================================

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Использование современных технологий обучения в рамках ФГОС НОО»

«Вовлечение учащихся в образовательный процесс путем внедрения новых технологий в рамках ФГОС.»

                                                                              Подготовила: Каурова Елена Витальевна

Каждое время рождает свои требования к учебному процессу. Индикатором этих требований является по-прежнему урок. Современный урок – это урок, где видна совместная деятельность учителя и учащихся, урок, на котором каждый учащийся не остается посторонним, способен пережить ситуацию успеха, урок, на котором ребенку интересно. Современный урок немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, которые способствуют развитию творческих способностей учащихся, их познавательной активности, интереса к изучаемому предмету. Каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий и направлений, не тратить время на открытие уже известного. От меня, как от современного учителя, требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность. Следовательно, необходимо изменить атмосферу занятий, учебное содержание, методику преподавания. Целью моей педагогической деятельности стало:

  • Развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
  • Освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. На уроках стараюсь применить различные технологии: здоровьесберегающий подход, компетентностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, гуманно-личностные, информационно-коммуникативные технологии, технологии разноуровневой дифференциации, индивидуализации обучения, технологии проблемного, игрового, интегрированного обучения, пр

Причиной выбора мною определенных современных образовательных технологий является следующее:


  • в условиях существующей классно-урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, не затрагивают содержание обучения, которое определено стандартами образования и не подлежит, каким бы то ни было серьезным коррективам;
  • образовательные технологии позволяют, интегрируясь в реальный образовательный процесс, достигать поставленные программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету;
  • педагогические (образовательные) технологии обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода;
  • они обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельнсть, помогают создать ситуацию успешности для каждого учащегося;
  • обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;
  • отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности;
  • четкая ориентация на развитие творческой деятельности.

Развитие личности в школе идет на учебном занятии, поэтому моя задача состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности. Правильно выбранная цель определяет отбор методов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся, поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно – ориентированное взаимодействие с учениками, где обеспечивается комфортное психологическое самочувствие обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках, создаются благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки детей.

Моя задача - не преподносить готовые знания ученику, а компетентностно организовать самостоятельный познавательный процесс. Именно поэтому считаю необходимым использовать в своей педагогической практике технологии, реализующие компетентностно-ориентированное обучение, обеспечивающие вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Данный подход  используется мной на уроках и во внеклассной работе по предметам.

1) Большой интерес у учащихся вызывает исследовательская работа в группах и парах, организованная с учётом потенциальных возможностей и зоны ближайшего развития каждого учащегося.

2)Современный урок не может быть без применения технологии проблемного обучения. На этапах сообщения темы и целей урока при организации самостоятельной работы учащихся успешно использую проблемное обучение, создавая проблемную ситуацию, вызывающую удивление, затруднение, призыв помочь. Основная функция проблемного обучения – развитие творческих способностей учащихся, при этом знания не сообщаются детям в готовом виде, а перед учащимися ставится проблемная задача, побуждающая искать пути и средства ее решения. В совместной деятельности идет поиск ответа на возникшие в процессе работы вопросы. Использование таких приёмов позволяет учащимся, не боясь, высказывать своё мнение, делать умозаключения, делает их активными участниками учебного процесса. Например, урок развития устной речи «Путешествие в страну Здоровья» я начала с того, что попросила ребят ответить на вопрос, что нужно человеку для достижения цели, преодоления препятствий и трудностей. Когда дети ответили, что нужно хорошее настроение, добрые мысли, большое желание и крепкое здоровье, последовал вопрос, заставивший ребят снова задуматься: «А что же такое «Здоровье»? Что нужно для того, чтобы оставаться здоровым?» Так, постановка проблемных вопросов заставляла детей думать, строить свои высказывания, отстаивать свою точку зрения. На этом уроке удачно переплелись сразу несколько современных педтехнологий: форма проведения урока – урок-путешествие, глубокая интеграция с уроками чтения, физкультуры, здоровьесберегающие технологии, дифференцированный подход.  С целью повышения познавательной активности, развития интереса к изучаемому предмету на уроке использованы  информационно-коммуникативные технологииМногие уроки провожу с  использованием компьютерных презентаций, особенно те, которые требуют наглядного представления материала. Использование компьютерных программ, анимации позволяет увидеть то, что на обычном уроке невозможно. Учащиеся при этом ощущают себя активными участниками процесса обучения, получают новые знания, анализируют, сопоставляют, находятся в постоянном поиске. На своих уроках я использую следующие нестандартные формы работы с использованием ресурсов компьютера и мультимедиатехники: урок-презентация, урок-исследование, урок-путешествие, урок-игра, урок-соревнование. На таких уроках учащиеся ощущают себя активными участниками процесса обучения, не боятся отвечать, проявляют активность, творческие способности, чувствуют себя успешными. И как следствие, повышается качество знаний учащихся.


3) Применение игровых  технологий на уроках позволяет сделать изучаемый материал более увлекательным и запоминающимся, снять напряжение и способствует эмоциональной разрядке, позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии.  Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Учитывая,  что основным видом деятельности детей семи-девяти лет является игра, в процессе обучающей игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Игровая  деятельность используется мной в следующих случаях: для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета, в качестве нетрадиционного урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля). Детям нравятся уроки, на которых они становятся участниками сказочного сюжета, помогают сказочным героям, сами сочиняют свою сказку. Например, на уроке письма ребята побывали вместе с Незнайкой и его друзьями в Королевстве Грамматики. Помощь героям любимого произведения активизировала познавательный интерес учащихся, сделала урок более динамичным, каждый ребенок чувствовал свою ответственность за выполняемые в ходе урока задания, стремился быть полезным. Успешно проходят на уроке деловые игры. На уроке письма при закреплении темы «Слова, обозначающие предметы» учащиеся становятся участниками деловой игры «Поиск слова», в которой ребята почувствовали себя в роли сыщиков: слово пропало, известны лишь его приметы. Выполняя различные задания, устанавливая грамматические отношения, задавая вопросы, ребята закрепляли знания, полученные в результате изучения темы «Слова, обозначающие предметы».

5) Очень нравятся детям уроки с элементами театрализации, наиболее часто я применяю эту технологию в ходе уроков чтения. Через исполнение роли ребенок учится передавать свои чувства, эмоции, отношение к окружающей действительности. Играя роль, ребенок перевоплощается: слабый становится более сильным, неуверенный в своих силах – более уверенным, вживаясь в роль, дети познают мир с другой стороны, учатся видеть себя со стороны и во многом переоценивают свои поступки. С успехом применяется педагогика сотрудничества путём использования совместной деятельности учителя и обучающихся, проведения эвристических бесед, работы в группах, формулирования коллективных выводов.

Технология развивающего разноуровневого обучения, ориентированная на «Зону ближайшего развития» каждого конкретного учащегося при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в учесть его способности, возможности, темпы развития. На своих уроках я применяю технологии уровневой дифференциации обучения, все задания я стараюсь подбирать с учетом индивидуальных возможностей, используя разноуровневые задания, таким образом у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с сильными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют свое стремление быстро продвигаться вперед, слабые – меньше ощущают свое отставание от сильных учащихся.

Любой урок – это, прежде всего, творчество, поэтому каждый педагог старается пробудить интерес к изучаемому предмету, не просто осуществляя передачу знаний и умений, но и укрепляя веру в свои силы у каждого ученика, независимо от его способностей, используя для этого современные образовательные технологии, грамотно адаптируя их в соответствии с педагогической ситуацией на уроке, создавая ситуацию успеха для каждого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные подходы к организации познавательной деятельности учащихся в образовательном процессе с учетом требований ФГОС нового поколения

Основные подходы к организации познавательной деятельности учащихся в образовательном процессе с учетом требований ФГОС нового поколения...

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.

Стремление к интеграции учебного материала является ведущей мировой тенденцией образования, поскольку определяется стиль научного мышления и мировоззрения современного человека. Каждый учит...

Опыт работы учителя начальных классов по организации учебного процесса путем внедрения новых технологий в обучении, направленных на развитие метапредметных компетенций и качества образования в начальной школе.

В данной статье рассмотрены пути решения по внедренияю новых технологий в учебный процесс начальной школы. Даны первые результаты работы по данному напревлению...

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с внедрением ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с внедрением ФГОС  НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ, Презентацию подготовила: учитель начальных классов, Козлова Кристина Степано...

Педагогическая практика внедрения в образовательный процесс форм организации наставнических практик в рамках проекта «Организация наставничества молодых педагогов» (по форме «учитель - учитель»)

Данный методическая разработка обобщает опыт работы наставнической пары учителей по форме "учитель-учитель".Одним из магистральных направлений и ключевых условий проекта «Школа Минпрос...

Педагогическая практика внедрения в образовательный процесс форм организации наставнических практик в рамках проекта «Организация наставничества молодых педагогов» (по форме «учитель - учитель»)

Презентация служит сопровождением выступления по теме "Педагогическая практика внедрения в образовательный процесс форм организации наставнических практик в рамках проекта «Организация наст...