Публичное представление собственного опыта.
материал по теме

Желавская Ольга Васильевна

Аттестация воспитателей ГПД

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon zhelavskaya_o.v_predstavlenie_sobstvennogo_opyta.zip1.27 МБ

Предварительный просмотр:

                                      Представление собственного опыта

 “Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великим сокровищем жизни” (М.М. Пришвин). На Земле экологический кризис. Сегодня очень важно, найти пути выхода из него. Один из выходов - это привить детям любовь к окружающему миру,  заботу о нём. Каждому человеку с детства необходимо научиться любить и оберегать нашу планету.

Проблема, над   которой я работаю в группе продлённого дня с 2010 года - «Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня»

1.Актуальность и перспективность опыта

   Проблема  экологического  воспитания  является  в   настоящее   время актуальной.  Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого - тотальная экологическая безответственность. Я считаю, что в связи с этим необходимо усилить  и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет  обучения в ней детей.

2.Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов);

     Приступая к  проблеме  экологического воспитания учащихся, я поставила перед собой  следующие цели: создать условия для формирования у моих воспитанников основ экологической культуры, правильного отношения к природе, к себе и к другим людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения.

3.Наличие теоретической базы опыта;

     Проблема взаимоотношения человека и природы нашла свое отражение задолго до нашего века.

   Проблемой экологического воспитания педагоги стали заниматься еще в XVII - XVIII веках, хотя в то время еще не было науки экологии и не было термина "экологическое воспитание".

    Еще в XVII веке Ян Коменский обратил на природосообразность всех вещей. Что все процессы в человеческом обществе протекают подобно процессам природы. Эту идею он развил в своем труде "Великая дидактика".

   Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали и такие великие педагоги как Ж. - Ж. Руссо, Г. Песталоцци.

     Не остался в стороне от вопросов экологии и великий русский педагог К. Д. Ушинский.

  Он отмечал, что изучение экологических связей играет важную роль в развитии у ребят логического мышления, памяти, воображения. В книгах Ушинского "Родное слово" и "Детский мир" уделяется большое внимание воспитательному влиянию природы, в них он обращается к логике природы

     Большое наследие в области воспитания младших школьников окружающей средой оставил нам выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на формирование и развитие личности ребенка.

     И в настоящее время вопросы экологического воспитания рассматриваются многими   педагогами.

    Одним из современных педагогов, занимающихся вопросами экологического воспитания, является А. А. Плешаков. Он не только разрабатывает теорию экологического воспитания, но и предлагает конкретные методы работы.

        4.Ведущая педагогическая идея

 Важнейшая идея, заложенная в содержании экологического образования и воспитания в младшей школе - идея целостности природы. Знания о связях в природе важны как для формирования правильного миропонимания, так и для воспитания ответственного отношения к сохранению объектов природы, находящихся в сложных взаимосвязях друг с другом.

     На клубных часах, прогулках, спортивных часах я  имею возможность реализовать такие задачи, как:

-формирование потребности общения с живой природой,

- интерес  к познанию  ее  законов;

 -формирование  установок  и   мотивов   деятельности, направленных  на  осознание  универсальной  ценности  природы;

- формирование убеждений в необходимости сбережения природы,  потребности участия в труде по  изучению  и  охране  природы,  пропаганде  экологических идей, заботы  о  сохранении  своего здоровья и здоровья других  людей  как  общественной  ценности.

    Для правильной и более эффективной организации работы по экологическому воспитанию младших школьников мной  были предложены  вопросы  для определения уровня сформированности экологической культуры младших школьников .

Анкета:

1. Что такое природа?

2. Что природа дает человеку?

3. Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности?

4. Каким образом человек разрушает природу?

5. Знаете ли вы охраняемые растения в  вашей местности.

6. Что могут сделать дети для охраны природы?

   В итоге сложилась следующая картина:

1)Для детей на начальном этапе природа - это животные.

 2)По их мнению, природа даёт человеку древесину.

3)Состояние окружающей среды в  п. Самаевка дети оценивают как удовлетворительное. 4)Человек разрушает природу, загрязняя воздух.

5) Охраняемые растения – первоцвет..

6)Для охраны природы дети могут сажать деревья и ухаживать за растениями.

   Данные, полученные в ходе анкетирования, говорят о  том, что необходимо целенаправленное педагогическое влияние на процесс экологического образования и воспитания младших школьников.

   5. Оптимальность и эффективность средств

        В своей работе я использую различные формы экологического воспитания-

 а) массовые, б) групповые, в) индивидуальные.

        Массовые:

-работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы; праздники: « Праздник осени»,   «Птицы зимой», «День здоровья» и т.д.;

-ролевые игры, работы на пришкольном участке: поливка, уборка школьного двора.

Групповые – клубные: «Весёлые старты», туристические походы по изучению природы, экскурсии (например: экскурсия в природу, к водоёму, в парк) .

   Индивидуальные- подготовка бесед, наблюдений за животными и растениями (посещение кружка); изготовление поделок , участие  детей в акции - «Зимняя столовая» (изготовление кормушек, сбор кормов).

   Успех в экологическом образовании и воспитании младших школьников, во многом зависит от того, в какой степени  воспитатель  побуждает интерес, стремление глубже познать окружающий мир и совершенствоваться во всех видах экологической деятельности.

  В процессе работы на занятиях я подвожу младших школьников к выводу, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека, а поэтому оберегать эстетические, экологические, санитарно-гигиенические качества окружающей среды — значит заботиться о здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности. На клубных часах знакомлю с фактами загрязнения и оскудения вод, воздуха, вызываю у них тревогу и стремление сохранить  красоту и целостность природы. Формирую у школьников правила и формы поведения, направленные на бережное отношение к природе и её охране.

      Для того чтобы к ребёнку пришло понимание природы, мало дать конкретные задания по ней, необходимо его научить радоваться, сопереживать ей, научить видеть прекрасное, когда идёт снег или светит солнце, шумит ветер или звенит капель. Именно эти навыки обогащают и внутренний мир ребёнка, заставляют его лучше понимать, познавать окружающую среду, повышают интеллект и культуру общения с природой.

  Соединение возникших чувств,  с природоохранительными знаниями и дают

положительный  результат в воспитании детей.

    Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижение воспитанников);

     В результате проделанной мной в течение трёх лет работы у моих  воспитанников сформировалось экологическое  отношение к природе. Для этого использовались постоянные наблюдения; регулярно проводились  внеклассные мероприятия экологической направленности, индивидуальные и групповые беседы с  воспитанниками, нацеленные на выявление экологических знаний и умений; разрабатывались экологические проекты, проводились анкетирования, тестирования.

     С целью проверки эффективности использования разнообразных форм и методов работы в экологическом  воспитании младших школьников, детям к концу 3 года работы над проблемой  были повторно предложены вопросы анкеты. Данные повторного среза показали, что после  проведённых занятий заметно выросло количество полных ответов и снизилось количество неправильных ответов.

   Анализ результатов анкет показал, что у детей после системной работы по экологическому образованию и воспитанию произошли значительные позитивные изменения.

Благодаря этому воспитанники ГПД  принимают активное участие в  конкурсе «ЧИП»  и занимают призовые места.

·  участвуют в творческой деятельности, результатом которой стали их рисунки, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным экологическим  процессам . 

- воспитанники  стали активнее участвовать во внеурочных природоохранительных мероприятиях - это кружок «Земля - наш общий дом». Участвуя в общем деле, мои  дети  учатся радоваться успехам друзей, огорчаться из-за их неудач, приходить на помощь тем, кто нуждается в ней. Дети сближаются, лучше узнают друг друга; общее дело сплачивает коллектив, создаёт атмосферу творчества, увлечённости, эмоционального комфорта  

     Полученные результаты подтвердили предположение об эффективности разработанных мною педагогических условий формирования у младших школьников экологического отношения к природе.

Возможность тиражирования;

   Представленный опыт может быть использован другими воспитателями групп продлённого дня.  

Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с воспитанниками

  1. Среди учащихся 1-6 классов проведены разработанные мною мероприятия по экологии:

1. Клубный час «Берегите воду» с презентацией.

2. КВН о  зимующих птицах

3.    Поле чудес «Чудо -растения»

2.Выступления на МО перед учителями начальных классов и биологии.

3. Выступления на родительских собраниях.

4.Разработана программа кружка по экологическому воспитанию: «Земля - наш общий дом»                                        

                                                             Приложение

Клубный час

на тему

«Берегите воду»

Цель:- расширить представления детей о значении воды в нашей жизни и экологических проблемах, связанных с водой;

- познакомить с происхождением названий морей;

-учить бережно относиться к воде и экономить её.

- развивать внимание, мышление, память, воображение, фонематический слух.

                           Ход  мероприятия

       Воспитатель: Вы слыхали о воде?

                Говорят, она везде!

1 капелька. В луже, в море, океане,

                 И в водопроводном кране,

                  Как сосулька, замерзает,

                  В лес туманом выползает.

2 капелька. Ледником в горах зовётся,

                    Лентой серебристой вьётся.

                   Средь высоких стройных елей

                    Рушится потоком селей.

3 капелька .На плите у вас кипит,

                      Паром чайника шипит,

                      Растворяет сахар в чае.

Воспитатель:  Мы её не замечаем,

                 Мы привыкли, что вода-

                  Наша спутница всегда.

  Капельки вместе: Без меня вам не умыться,

                              Ни наесться, ни  напиться!

Воспитатель: Смею вам я доложить:

                 Без воды нам не прожить.

Воспитатель. Без воды нет жизни. Ее исключительная важность подчеркивается тем, что 22 марта Международный день воды.

  Будущее России, ее экология, чистота ее рек и озер зависят от каждого из нас, от детей и взрослых. Мы знаем, что чистая вода дарит нам жизнь, здоровье и радость. И поэтому каждому из нас необходимо бережно относиться к воде, экономно расходовать этот ценнейший дар.

Нужно охранять от загрязнений водоемы и прилегающие к ним территории.

    Одна из первоочередных задач нашего мероприятия  вместе – составить реальный план действий по охране окружающей среды и защите водоемов

в нашем  районе, вблизи школы или дома.

   Вам уже известно, что вода бывает в природе в трёх состояниях. Каких?

    ( Жидком, твёрдом, газообразном.)

               1 задание: Загадки о воде. Слайд№2

1.Нахмурится, насупится,

В слёзы ударится-

Ничего  не останется. (Туча.)

2. Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко-

Стало видно далеко.(Туман)

3.Вечером родится, ночь живёт, утром умирает.(Роса).

4.С неба пришёл,  в землю ушёл. (Дождь).

5.Зимой в поле лежал,

Весной в  речку побежал. (Снег).

6.Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.(Снежинка)

 7.Зимой он был крышей для речки, пруда.

Весной не осталось от крыши следа. (Лед)

8. Белая морковка зимой растет. (Сосулька)

 9.И не снег, и не лёд,

 а серебром деревья уберет.

(Иней.)

10.Я бегу струёй из крана,

Бью ключом из- под земли .

Я качаю в океанах

Великаны- корабли. (Вода).

               

       Беседа о Мировом океане.

   Большую часть поверхности Земли занимают моря, океаны. Они соединены проливами, и все вместе образуют Мировой океан. Океаны, моря, бесчисленные озера и реки…

 - Не слишком ли много на свете воды?

- Нет как раз столько, сколько нужно, чтобы наша планета не замёрзла. Ведь Мировой  океан - это что-то вроде гигантского котла центрального отопления земли! Солнце все лето греет его воду, а зимой эта прогретая вода постепенно  отдаёт своё тепло земле.        

Без него на Земле наступят такие жестокие морозы, что погибнет все живое: и звери, и птицы, и леса, и поля…

Есть  у Мирового океана и другая задача - он поит Землю, ведь воду пьёт всё живое. Без нее не Могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

                      Задание второе.

 Вода также кормит человечество. Вспомните названия многих морепродуктов. (Дети перечисляют морепродукты).

Слайд №3

Вода работает на гидроэлектростанциях – добывает электрический ток.        Слайд№4

 И моет всех тоже вода. Умываются люди, машины, принимают душ города и дороги.        

А еще вода - самая широкая, самая удобная дорога.

            Задание третье.

 -Вспомните названия водного транспорта (Дети перечисляют водный транспорт).Слайд№5

   Без воды не могут работать заводы и фабрики, ведь без нее не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу для книг и тетрадей,  ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни пластмассу, ни лекарства, ни конфеты — ничего не сделаешь без воды!

 ( Дети повторяют значение воды).Слайд№6

 Задание четвёртое.

 -А сейчас давайте вспомним названия некоторых водоёмов.

Слайд№7

- Для удобства географы разделили Мировой океан на  четыре океана. Найдите их названия среди других букв. Слайд №8

А Б С Т ИХ И Й С Т Р И О КИ Й С Б ВА Г        

 (Тихий)

НА Т Л АН Т И Ч Е С К И Й Р О С Т У О Н        

(Атлантический)

ПОБЕДУВАИНДИЙСКИЙЛИНТ

(Индийский)        

УС К С ЕВ Е Р Н Ы Й Л ЕД О В И Т Ы Й Р

 (Северный Ледовитый)        

-Морей всего 30. В сказках, песнях что ни море - то обязательно (сине море). На самом деле такого названия не существует. Слайд №9 и №10

 -Зато есть: Чёрное, Белое, Красное, Жёлтое.

Красное море -на поверхность всплывают буровато-красные водоросли.

Жёлтое море-река Хуанхе вносит в море столько мути, что море на десятки километров становится мутно – жёлтым.

Белое море- северное, студёное, и зимой белым-бело от заметённых снегами льдов.

Чёрное море – зимой дуют холодные ветры, разгуливают по широкому морскому простору свинцово – серые волны- оно насупится, потемнеет. За это его и прозвали Чёрное, что значит «суровое», «грозное».

  Но вода в них действительно синяя.

-Хотя на земле много воды, к сожалению, не вся она пригодна для наших нужд. В океанах и морях вода солёная, а человеку нужна пресная. Если представить себе, что вся вода нашей планеты умещается в трёх литровой банке, то пресная занимает всего лишь полстакана.

Слайд №11

 Озеро Байкал – уникальный источник пресной воды. Объем воды в Байкале – около 23 тысяч кубических километров, что составляет 20% мировых и 90% российских запасов пресной воды. Если бы на Земле не было других

источников пресной воды, то благодаря Байкалу жители нашей планеты могли бы прожить около 40 лет. На берегу Байкала построен целлюлозно-бумажный комбинат, который ежесуточно сбрасывает в озеро свыше 200 тыс. кубометров промышленных стоков, проходящих недостаточную очистку.

 Это вызывает мутагенные изменения у водных организмов и последующую их гибель.

 В наше время над водой нависла угроза загрязнения, заводы, фабрики, города отравляют сточными водами реки, озера, а это грозит смертельной опасностью миру существ, обитающих в них и возле них.

                    Задание пятое.

 Перечислите обитателей водоёмов. Слайд №12

(водомерка, нутрий, стрекоза, дельфин, ондатра, выдра, чайка, плавунец, пескарь)

           

      Беседа« Почему нужно беречь воду»

   -Сейчас послушаем сказку «о нефтяной рыбке»

 Жили – были старик со старухой у самого синего моря. Забросил дед в море невод и вытащил… впрочем все знают эту сказку .В стародавние времена поймал дед золотую   рыбку .А если закинул бы закинул  свой невод сегодня? Прошел бы невод обратно не «с одною тиною морскою» а ещё с… ржавыми банками , битыми бутылками , рваными пластиковыми пакетами  и прочим мусором.

Закинул бы невод во второй раз - выловил бы рваный башмак и изношенною «лысою шину».В – третий раз, как и полагается ,попалась бы старику рыбка. Да не простая ,а, известное дело золотая и заговорила бы она человечьим голосом .

Но вот чудо! Не стала рыбка золотая просить : мол, отпусти, меня старче в море. А наоборот стала бы молвить не отпускай меня старче в море .Лучше кинь в аквариум с чистою водою- отслужу тебе за это любую службу.  Не  хочу сделаться рыбкою «нефтяною», а хочу остаться рыбкой золотою!

….Грустная сказка! Но и быль не радостней.

- Но чтобы этого не было, вам дети нужно участвовать в защите воды. Что вы можете сделать? Слайд №13

              План по охране окружающей среды.

1.Беречь водопроводную воду, не давать ей утекать зря.

2.Не мусорить на водоёмах, в местах отдыха.

3.Следить за чистотой природных источников.

         Игра «Согласен - не согласен».

Я буду произносить фразу. Если вы согласны - похлопайте,  если не согласны — потопайте.

1.На земле четыре океана. (Хлопаем)

2.Для питья годится и пресная, и соленая вода.

( Топаем)

3.При помощи воды добывается электрический ток.

(Хлопаем)

1.Самое  солёное море — Мертвое. (Хлопаем)

3.На земле 300 морей. (Топаем)

4.Байкал - самое глубокое озеро в мире. (Хлопаем)

5.Синего  моря не существует. (Хлопаем)

6.Без воды нет жизни. (Хлопаем)

7.В Черном море вода - черная, в Красном — красная,

в Желтом — желтая. (Топаем)

8.Вода составляет большую часть тела человека.

(Хлопаем)

9.Родник и ключ — не одно и то же. (Топаем)

10.Начало реки называется исток, а конец называется

устье. (Хлопаем)

                Конкурс. «Исполнение песен и чтение стихов»

      (в которых  встречается название водоема)

  1. «Ты  морячка, я  моряк, ты — рыбачка, я — рыбак, ты на суше, я на море....».
  2.  « С утра сидит на озере любитель-рыболов»,
  3. « С голубого  ручейка начинается река...»,
  4.  Скажи ты мне, речка,  скажи мне, рябина...»,
  5.  «Гляжу в озёра синие…»,
  6. « Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам, а вода по асфальту рекой...»,
  7. «Жил отважный капитан…»
  8.  « В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут...»,
  9. « Ветер  по морю гуляет...»,
  10.  «Нашу речку, словно в сказке, за ночь вымостил мороз...».

Итог  

                        Слайд№14

     Вода - живительная влага. Именно ей мы обязаны жизнью.

Сохраним наши реки, озёра, пруды.

                       Пусть на земле не умирают реки,

                       Пусть стороной обходит их беда,

                       Пусть чистой остаётся в них навеки

                       Студеная и чистая вода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Обобщение опыта работы по проблеме «Совершенствование образовательного процесса на основе развивающих технологий обучения»...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»

Педагогическая идея.    Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий.    Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Применение современных образовательных технологий в начальной школе...

Публичное представление собственного инновационного публичного опыта

Любому обществу нужны одаренные люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить эти способности. Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы во...

1.публичное представление собственного инновационного опыта мое представление

публичное представление собственного инновационного опыта чубаевой татьяны васильевны...

Публичное представление собственного опыта

Публичное представление собственного опыта...

Публичное представление собственного опыта

Представление собственного опыта по теме самообразования...