Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
статья на тему

Дамирова Эльвира Дявлятовна

Обобщение опыта работы по проблеме «Совершенствование образовательного процесса на основе развивающих технологий обучения»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление

собственного инновационного педагогического опыта

учителя начальных классов МБОУ «Лицей №4»

Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

Дамировой Эльвиры Дявлятовны

   «Школьным педагогам сегодня, как никогда, необходимо учиться гибкости, нестандартности мышления, ибо слишком сложен, необычайно многогранен мир человечества, формирующий молодое поколение по своему образу и подобию. Поэтому такими  ценными становятся  для учителей  острое чувство нового, отказ от консерватизма, готовность к пересмотру привычной педагогической философии…»  

                                                                              У.Глассер

Ребенок ждет встречи со школой, проявляет интерес ко всему, что с ней связано. Как скоро и как успешно он приспособится к новой жизни, во многом зависит от меня. И вот передо мной встал вопрос: как организовать работу с первоклассниками, чтобы облегчить маленькому ребенку привыкание к учителю, к новым школьным правилам, к резкой смене ведущей деятельности. Освободится от страха быть непонятым, неправильно ответить, поступить. Я убедилась, что разрешить эти вопросы я смогу, используя современные педагогические технологии.

Именно поэтому с 2008 года я работаю над проблемой «Совершенствование образовательного процесса на основе развивающих технологий обучения»

  1. Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)

Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является переход на новые образовательные стандарты, которые ставят перед начальным образованием новые цели.

В учебном процессе работаю по образовательной системе "Школа 2100", которая полностью соответствует стандартам второго поколения. Эта программа интересна, доступна детям, она помогает мне в развитии и более успешном обучении  учащихся и побуждает к творчеству и учителя, и детей. В своей работе постоянно стремлюсь к новым  формам и методам работы с учащимися.

Многолетняя практика убедила в том, что главная миссия учителя на начальном этапе обучения - дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить способность к самопознанию, пониманию своей индивидуальности, сформировать потребность учиться  и саморазвиваться. Я  согласна с высказыванием Ш. А. Амонашвили: «Необходимо, чтобы ребёнок познавал себя как человека, и его интересы совпадали с общечеловеческими ценностями». Считаю, что добиться этого возможно только при гуманно-личностном подходе к процессу обучения и воспитания путем внедрения в практику учителя современных образовательных технологий, которые позволят решить задачу современного инновационного образования – воспитание социально - активной личности.

  1. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование  

выдвигаемых принципов и приемов)

       Сегодня, когда от человека требуется умение принимать нестандартные решения, я стараюсь пробудить в детях способность к творчеству – важнейшему качеству современного человека. Способности у всех разные. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя. Поэтому я превращаю свои уроки в совместную творческую деятельность с учащимися.

       Я отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников.

       Мыслительную деятельность ребят стимулирую различными средствами и приемами. Использую методы исследовательского характера, дискуссии, познавательные игры, интегрированные уроки с применением мультимедийных технологий. Культура, интеллектуальность и нравственный облик, педагогическое мастерство являются одним из главных условий эффективности урока и проводимых мероприятий.

 

  1. Наличие   теоретической базы опыта

      За годы своей работы, находясь в постоянном творческом поиске, я научилась сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой. Чтобы идти в ногу со временем, чтобы знания моих учеников соответствовали современным требованиям образования, я использую такие технологии, как: информационно-компьютерные, технологи уровневой  дифференциации, мнемонические, здоровьесберегающие, игровые, проектного обучения.

       В своей педагогической деятельности активно использую технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса – главным образом технологию личностно-ориентированного подхода в обучении, так как приходится работать одновременно с учащимися, различными по подготовке, особенностям мыслительной деятельности, типам памяти, умению учиться.

       Использую задания:

  1. с наличием образца выполнения;
  2. со вспомогательными вопросами;
  3. с инструкциями;
  4. с применением классификации (предлагается самостоятельно составить схему или таблицу).

       Применение данной технологии обеспечивает эффективный характер деятельности каждого учащегося, предоставляет возможность оказать  школьникам оперативную помощь на любом этапе урока.

       Из форм коллективной деятельности плодотворно используется работа в паре, в основном на уроках систематизации и обобщения знаний, поскольку ученики  уже имеют запас информации. Позволяет закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить возможные пробелы, устранить их и систематизировать знания учащихся.

       Применение парной формы на уроках приобретения новых знаний даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других.

       Востребована мною технология работы в группах, так как обеспечивает развитие самостоятельности учащихся, навыка ведения дискуссии, умения публично отстаивать свою позицию.

       Успех в современном мире определяется способностью человека организовывать свою жизнь: видеть дальнейшую и ближайшую перспективу, находить и привлекать необходимые ресурсы, намечать план действий и осуществлять его, оценивая, удалось ли достичь поставленных целей.

       Помня об этом, внедряю в классно-урочную систему учебно-воспитательного процесса технологию проектирования и технологию развития критического мышления. Это даёт возможность мне получить желаемый образовательный результат: перевести ученика из пассивной позиции в активную и дать ему необходимую свободу для проявления себя, своей самостоятельности. Кроме того, ребята, научившись ставить цель, распределять задачи, выполнять работу, приучаются представлять свой труд широкой публике, обретают очень важный навык, необходимый в жизни, - делать презентацию.

       На уроках русского языка и математики с целью создания ярких ассоциативных образов при запоминании сложного термина или «трудного» слова широко использую мнемонические технологии. Мнемоника – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. Например, для того чтобы запомнить непроверяемую букву в словарном слове, интересно, с учётом психологических особенностей мышления младших школьников «оживляю» букву, создаю её «образ» в конкретном слове. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова.

       В своей педагогической деятельности сочетаю традиционную классно-урочную систему с модульной технологией, преимущественно в преподавании русского языка. Применение данной технологии помогает мне развивать в учащихся умения планировать работу, организовывать ее и претворять в жизнь.

       В преподавании литературы использую интегрированные уроки. Это способствует формированию у детей целостного представления об общечеловеческой и отечественной культуре. Мною разработаны уроки, объединяющие учебный материал по литературе и другим дисциплинам: истории, музыке, информатике.

       Благодаря применению данной технологии на практике ученики творчески подходят к выполнению заданий, обрабатывают большой объем информации, что повышает мотивацию и, как следствие, качество получаемых знаний.

       Использую в процессе обучения и здоровесберегающие технологии, которые формируют у учащихся осознанную потребность в ведении здорового образа жизни.

       Использование данных технологий повышает у учащихся интерес к изучению предметов, развивает внимание, память, оптимизирует процесс обучения.

  1. Ведущая   педагогическая идея 

Для меня главное – всё, что я делаю, должно работать на личностный рост моих учеников. Я учу детей любить мир и людей, стремиться познавать новое, вести здоровый образ жизни. Стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным для моих ребят, имело развивающий характер, поэтому глубже и разносторонне подхожу к изучаемым вопросам. Выбираю такие формы работы, через которые информационное поле ребёнка насыщается позитивными образами, расширяющими горизонт его знаний и побуждающими к созидательной деятельности.

  1. Оптимальность и эффективность средств

       Используя технологии развивающего обучения, хорошо понимаю, что правильно организованное обучение должно вести за собой развитие. Характер помощи, которую я оказываю ученику, это не прямая подсказка, как выполнить задание, а организация коллективного поиска, при котором ребенок напрягает свой ум в совместной деятельности со мной и товарищами по классу. Даже при минимальном участии в общей работе он чувствует себя соавтором, соучастником в выполнении задания, накапливая умения и развивая способность к самостоятельной деятельности. Это воспитывает у ученика веру в свои силы. Я принимаю ребенка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями, складом ума и характера.

       Каждый урок строю таким образом, чтобы ученики наблюдали, сравнивали, классифицировали, группировали, делали выводы. Ход познания организую «от ученика». Например, в начале урока ученикам даю неожиданное задание, с чем они до этого не встречались. Я выражаю уверенность, что дети смогут его выполнить, надо только подумать. Эффект неожиданности включает ориентировочно-исследовательскую реакцию. Действует таинственный механизм творчества. Каждый идет своим путем: здесь обучение слито с воспитанием. Какая смелость – взяться за работу с незнакомым материалом! Ведь сказано же: «Вы все сможете!» Далее я рассмотрю вместе с учениками разные способы решения. Ученики сами определят, какое из них более рационально. Моя задача подхватить нужную мысль, направлять и вести учеников в их поиске.

Особое значение придаю проверке знаний школьников. Провожу устный опрос, тестирование, зачеты. Проверяю знания на уроках-семинарах, уроках-практикумах. Мои ученики уже умеют работать с учебной и справочной литературой,  составлять планы,  осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

       Применение современных образовательных технологий в процессе обучения предмету помогает мне в создании для учащихся оптимальных условий для личностного самовыражения, развития способностей, умения обосновывать свои действия, самостоятельно ориентироваться при выполнении нестандартных заданий, свободно высказываться. Сочетание традиционной системы обучения и современных технологий обеспечивает высокое качество знаний.

  1. Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижение обучаемых)

        Итогом проведенной работы было то, что дети научились самостоятельно работать,  не пугаться новой нестандартной учебной ситуации, а с интересом находить ее решение, расширять и добывать новые знания, оценивать результат выполненной работы, у наименее успешных детей не выработалась отрицательная оценка мотивации к учебе. Дети учатся с удовольствием, не боятся контрольных работ, у них выработалась адекватная самооценка и положительная учебная мотивация. Кроме этого у ребят сформировались познавательные и учебные интересы, они задают массу вопросов, поиск ответов на которые – совместная деятельность учителя и учеников,  они спорят, отстаивая свою точку зрения, но умеют и принять сторону другого ученика, если не правы.  

       Результатом применения вышеперечисленных технологий  могу назвать следующее:

  1. Повышение качества знаний учащихся, развитие способностей каждого ученика,
  2. Приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность,
  3. Активизация познавательной деятельности и творческой активности учащихся,
  4. Формированию личностных качеств ученика,
  5. Развитие у школьников операционного мышления, направленности на поиск оптимальных решений,
  6. Формирование умения организовать сбор информации и правильно ее использовать,
  7. Формирование у учащихся осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

       Полученный  педагогический опыт считаю  актуальным,  поскольку проводимая работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей.

Итоги муниципального мониторинга

по русскому языку и математике

(2011-2012 учебный год)

Класс

Предмет

Обученность

Качество знаний

Средний балл

2 «А»

Русский язык

100%

90%

4,5

2 «А»

Математика

95%

75%

4,0

       

       Мои ученики ежегодно участвуют в  школьных  научно-практических конференциях с исследовательскими работами («Как стать отличником», «Эти загадочные кошки», «Берегите зубы», «Твой режим дня». )        Большой интерес ученики проявляют к конкурсам «Кенгуру», «Медвежонок», «Человек и природа», «Инфознайка», в которых они охотно участвуют. Особой любовью в нашем классе пользуются дистанционные викторины  и олимпиады, которые расширяют кругозор учащихся, развивают творческое мышление, повышают самооценку учащихся. Считаю, что участие в таких мероприятиях является альтернативным способом получения знаний.

         

Сводная таблица победителей и призеров

олимпиад, конкурсов, викторин разного уровня.

Учебный год

Уровень мероприятий

Муници-

пальный

Республи-

канский

Россий-

ский

Междуна-

родный

Итого

2008-09

3

1

-

-

4

2009-10

-

-

5

-

5

2010-11

6

11

3

1

21

2011-12

(1 полугод)

3

2

9

-

14

Итого

12

14

17

1

44

   

        В чем же секрет успеха? Он в выборе успешных методов работы.

       Считаю, что мои выпускники не потеряются в огромном, сложном мире, название которому  - жизнь. Знания, приобретенные на уроках, помогут обрести независимость, быть уверенными в себе, своих силах, а это залог их успехов.

  1. Возможность тиражирования 

       Опытом своей работы я охотно делюсь с коллегами.

       В Москве на Всероссийском съезде школ, содействующих укреплению здоровья «Здоровое поколение – здоровая Россия» (2008г) поделилась опытом использования в практике работы школы здоровесберегающих технологий, выступив с докладом «Школа – территория здоровья».        

       На муниципальном семинаре директоров образовательных учреждений: «Введение новых стандартов образования в начальных классах» (2009г) показала урок по окружающему миру с использованием технологии развития критического мышления «Мир животных зимой», который получил высокую оценку присутствующих.

       Приняв участие в работе «Первой Республиканской научно-практической конференции: «Новые подходы к организации образовательного процесса на начальной ступени общего образования»(2010г), провела занятие по  проектной деятельности «Как учили детей в прошлом» (из цикла «Я живу в Мордовии»).

       Опыт моей работы обобщен на муниципальном и Республиканском уровнях, представлен на личном сайте  http://nsportal.ru/damirova-elvira-dyavlyatovna, на других образовательных сайтах в сети Интернет.

  1. Приложения        (отдельный документ)



Предварительный просмотр:

Муниципальный семинар директоров образовательных учреждений  «Введение новых образовательных стандартов в начальных классах»

Урок по окружающему миру  «Мир животных зимой»

(с использованием технологии развития критического мышления)

 

                  Работа в группах                                            Игра «Данетка»

     

                  Защита проектов                                     Истина рождается в споре

Проект «Суперребенок»

           

                Мое творчество                                  Защита проекта

   

               Люблю петь!                                            А вот и я!

 

       Павлику помогает вся семья             Подарки для суперребенка

Проект «Я живу в Мордовии»

                                          Город стальных магистралей                              Персональная фотовыставка  

   

        Экскурсия в пожарную часть                      Культура мордовского народа

   

           Православие в Мордовии                                   Ислам в Мордовии

Первая Республиканская научно-практическая конференция

«Новые подходы к организации образовательного процесса на начальной стадии общего образования»

Занятие по проектной деятельности

 «Как учили детей в прошлом»

   

            Ученики в «старой» школе                       Девочки за рукоделием