статья для учителей начальных классов "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе"
статья по теме

Панкова Ольга Михайловна

Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Большие возможности в этом направлении предоставляет использование в современной школе метода проектов.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Панкова О. М.

учитель начальных классов

МБОУ «ООШ №25»,

г. Старый Оскол

Проектно – исследовательская технология на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе

Основная задача модернизации российского образования – это повышение доступности, качества и эффективности обучения. В связи с этим предстоит значительное обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны. Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Специфика школьных предметов требует от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, материалами СМИ, поток непрерывно растёт. В этих условиях необходимо самим понимать смысл работы, определять её цели и задачи, искать способы решения.

Успешное решение этих задач невозможно без поиска методов развития познавательного интереса обучающихся. Большие возможности в этом направлении предоставляет использование в современной школе метода проектов. Данный метод работы с учащимися может быть использован как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую. На подготовку  отводится  от одного до двух месяцев. Время работы делится на этапы. Учащиеся могут сами выбрать тему и форму проекта. Работа предполагает создание максимально благоприятных условий для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников: развивает их воображение, фантазию, мышление.

Этапы работы:

  1. Работа над темой, обсуждение темы будущего проекта.
  2. Выявление значимой в исследовательском, творческом плане проблемы.
  3. Поиск необходимой информации. Проведение исследования.
  4. Подведение итогов, оформление результатов.
  5. Защита проекта.

В ходе защиты исследовательского проекта, автор должен уметь обосновать выбор темы, проинформировать о целях и задачах работы, изложить его содержание, аргументировано сделать выводы и определить перспективы работы. Каждый урок с использованием проектно – исследовательской деятельности состоит из нескольких этапов: информационного, планового, поискового, обобщающего, представления проекта.

В начальных классах  на изучение Белгородской области отводится не так много времени. На уроках на первом этапе проходят самостоятельные мини – исследования  на основе краеведческого компонента. Второй этап выходит за рамки урока. Учащиеся работают с дополнительными источниками информации: книгами, ресурсами Интернета, материалами  различных  энциклопедий и т. д. В ходе работы составляется программа исследования, происходит регулярное обсуждение этапов работы, проводятся консультации по возникающим вопросам.

После проведения исследования учащиеся переходят к подготовке представления своей работы. Большое внимание уделяется оформлению работы и технологии её презентации.

Со своими исследовательскими работами по Белгородской области ребята приняли участие во Всероссийском  конкурсе «Мой край – моя страна», были награждены дипломами и подарками.

В 4 классе в учебнике по предмету «Окружающий мир» крайне мало материала по странам. Учащиеся выполняют проекты по изучению стран. Более широкое  изучение материала представляет интерес по ряду причин:

- знакомство с различными странами интересно и увлекательно для учащихся, они получают возможность познакомиться с особенностями каждой страны;

- созданные презентации становятся визуальным демонстрационным материалом для уроков окружающего мира;

- ученики овладевают навыками самостоятельной работы, методикой, которую смогут применить в своей будущей учебной деятельности.

Осуществление проектной деятельности возможно лишь в том случае, если ученики имеют знания и навыки, предусмотренные образовательными стандартами. В этой связи особое значение приобретает дифференцированный подход к учащимся, умение учителя соотнести познавательные возможности ученика с уровнем сложности проектной работы.

Проектная деятельность требует от учителя быть не только учителем, но и  специалистом широкого профиля. Ученики должны доверять своему учителю, видеть его большую заинтересованность в их совместной работе, иными словами, учитель и ученики должны стать единомышленниками.

Используя метод проектов на уроках, я пришла к выводу:

  1. Используемый на уроках и во внеурочной деятельности  проектный метод  очень приемлем, эффективен и результативен.
  2. Проектная технология всегда должна работать на результат.
  3. Проектный метод умело сочетается и с другими технологиями, не исключает их использование на уроках.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на МО учителей начальных классов "Проектная деятельность в начальной школе"

В докладе раскрывается роль метода учебных проектов, описываются этапы внедрения данного метода в начальной школе, описывается характер взаимодействия учителя и учеников и роль родителей в организации...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности в начальных класах " Проектная деятельность".

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальных классах....

Статья для учителей начальных классов: "Интегрированные занятия по внеурочной деятельности в начальной школе"

Данная статья  адресована прежде всего педагогам, работающим в начальной школе...

«Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»

laquo;Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»...

Статья "Проектная задача, как прообраз проектной деятельности в начальной школе".

Статья из опыта работы МО учителей начальных классов по организации проектной деятельности....

Статья "Интерактивные методы ,используемые во внеурочной деятельности в начальной школе"

Интерактивные методы, используемые во внеурочной деятельности ,решают ряд важных задач:развивают коммуникативные умения и навыки, помогают установлению эмоциональных контактов между учащимися;решают и...