Исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей учащихся
статья по теме

Абросимова Светлана Александровна

Социальный заказ общества и родителей предъявляет к школе требования воспитывать не только образованных граждан, но и способных быстро находить правильные решения, успешно осваивать и эффективно использовать для этого необходимые знания. Передо мной возникло противоречие: какие формы, методы и технологии следует применять в практической деятельности, чтобы выполнить с одной стороны социальный заказ, с другой  -  обеспечить качественную подготовку младшего школьника к переходу на следующий  этап обучения?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность

как средство развития творческих способностей учащихся

Из опыта работы

 учителя начальных классов

С.А. Абросимовой,

МАОУ «СОШ №16»

Губкин

2012

Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка, и это налагает особую ответственность на учителя начальной школы. Сегодня начальная школа представляется иначе. Она должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе - местом пробы своих образовательных сил.

На этом этапе важно развить  самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье, интерес к познанию нового и  эмоциональное благополучие. В то же время изменился и социальный заказ.

Если раньше при изучении  родительских запросов  выяснялось, что неважно кем будет их ребенок, лишь бы вырос достойным человеком, то теперь родители хотят увидеть в своем ребенке черты лидера, преуспевающего человека, хотят развить в ребенке не скромность и застенчивость,  а уверенность и умение заявить о себе, не глубокие теоретические знания, а практически полезный труд.

Социальный заказ общества и родителей предъявляет к школе требования воспитывать не только образованных граждан, но и способных быстро находить правильные решения, успешно осваивать и эффективно использовать для этого необходимые знания. Передо мной возникло противоречие: какие формы, методы и технологии следует применять в практической деятельности, чтобы выполнить с одной стороны социальный заказ, с другой  -  обеспечить качественную подготовку младшего школьника к переходу на следующий  этап обучения?

Опыт показывает, что именно исследовательская деятельность способствует развитию самостоятельных исследовательских умений учащихся, творческих способностей и логического мышления; интегрирует знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает школьников к решению конкретных жизненно важных проблем, способствует повышению качества образования.

В отличие от научного исследования, целью которого является открытие объективно нового и значимого для науки знания, в учебном исследовании ученик делает открытие «для себя». В процессе учебно-исследовательской деятельности учащиеся приобретают навык исследования как универсального способа освоения действительности, развивают способность к исследовательскому типу мышления.

Учебно-исследовательская деятельность школьников может развиваться в двух направлениях: на уроках, где  современная организация урока позволяет использовать исследовательский метод  обучения, и во внеурочное время (работа с одаренными детьми 1 час в неделю). Таким образом, мною была организована секция школьного научного общества обучающихся «Истоки».  

Целью  работы секции школьного  научного общества учащихся «Истоки»  является  стимулирование  развития интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения, а так же вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Задачи школьного научного общества:

  •  выявление одаренных учащихся и развитие их творческих способностей;
  •  раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к ведению опытно-экспериментальной деятельности и подготовка к самостоятельной исследовательской работе;
  •  проведение элементарных исследований, имеющих практическое значение;
  •  разработка  и  реализация учебных  исследовательских проектов;
  •  пропаганда достижений науки, техники, литературы, искусства, расширение кругозора учащихся;
  •  включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития.

Основными формами работы являются: теоретические и практические занятия (работа в библиотеке с научной литературой, работа с интернет- ресурсами, выполнение эскизов, проведение опытов и исследований), участие в школьных научно-практических конференциях, в муниципальных и региональных конкурсах исследовательских работ и творческих проектов для младших школьников «Я-исследователь», популяризация опыта через СМИ.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя.

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, опираясь на мнение коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в «помощники», обращаясь к ним с просьбой о помощи. Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу.

Учеников начальной школы интересуют  различные предметные области, поэтому темы, которые дети выбирают для своих исследований, столь разнообразны: «Числа в пословицах и поговорках», «Кто живет на Луне?»,  «Все ли йогурты полезны?», «Почему бумагу назвали бумагой?», «Кошки и их влияние на жизнь людей», «Страна по имени Текстиль», «Зарубежные мультфильмы «за» и «против», «История улиц родного города в лицах», «Почему скисает молоко?», «Кто вы, доктор Айболит?» и др.

При выборе темы исследования нужно придерживаться следующих правил:

1. Выбирать тему необходимо с учетом интересов, знаний, личного опыта ребенка. Тема должна увлечь маленького исследователя.

2. Тема должна быть конкретна. Объемная тема может оказаться нераскрытой в рамках учебного исследования.

3.Тема должна быть выполнима в имеющихся условиях и принести реальную пользу: реализация исследовательской потребности, развитие исследовательских умений, получение новых знаний.

4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. У младшего школьника ограничена способность долговременно и целенаправленно работать в одном направлении, поэтому следует стремиться к тому, чтобы исследовательская работа не требовала длительного времени.

Ознакомление младших школьников с семьей как с явлением общественной жизни предоставляет широкое поле деятельности для разнообразных проектов, основанных на тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Например, в 1-2  классах таким проектом может стать составление семейного герба, альбома. На подготовительном этапе (планирующем) вместе с детьми определили тему и цели проекта, сформулировали задачи, выработали план действий,    установили    критерии оценки результата и процесса, согласовали способы совместной деятельности. Сначала предложила ребятам дать определения некоторым понятиям, связанным с нашим проектом (например: «герб», «геральдика», «символы»). Прежде, чем начать такую работу, мы провели ряд занятий в школьной библиотеке. Там ребята познакомились с историей зарождения геральдики, что такое герб и каким условиям он должен отвечать, чтобы считаться таковым, познакомились с составными частями герба и основными правилами составления их. После завершения групповой работы и непосредственного выполнения проекта дети делятся своими впечатлениями с одноклассниками, высказывают свои размышления в описании.

Хочется подчеркнуть, что в своих отзывах учащиеся отметили не только свое эмоциональное отношение к проделанной работе, но и дали ее содержательный анализ, объяснили, чему она их научила, какие были трудности и достижения:

        «Я считаю, что, составляя герб, я многому научилась; точно и интересно писать определения слов, грамотно объяснять, быть аккуратной». (Судакова В.)

        «Благодаря этой работе я понял, как увлекательно и полезно пользоваться толковым словарем». (Коняев К.)

        «Я считаю, что «Герб моей семьи» — это хорошая память о родителях и их увлечениях». (Гаврилова М.)

В 3-4 классах целесообразно обратиться к родословной. В народной культуре, в фольклоре связь поколений символизирует древо жизни. Его корни - наши далекие предки; его ствол - старшие поколения; ветви, цветы, плоды - дети, внуки. Корни древа жизни находятся на небе, а ветви на земле. Такое описание образа древа жизни, бытовавшее в русской традиционной культуре, составил А.Н. Афанасьев. Известная пословица иронично напоминает: «Яблоко от яблони недалеко падает». Древо жизни растет, если младшее поколение помнит и чтит предков, уважает старших, а старшие бережно, ласково относятся к детям.

В том, что знание своего происхождения, уважение к предкам, ведение родословной являются традицией, нет никаких сомнений. Этнографические исследования, проводившиеся в нашей стране, свидетельствуют о  том, что народы России следовали обычаю, который предписывал знать своих предков и родных до седьмого-девятого колена.

Сведения из родословной любой семьи помогают лучше разобраться в исторических событиях, происходивших в стране, дают представление о том, что такое достойная жизнь, подвиг,  знакомят потомков с чертами характера, свойственными роду и семье, с достижениями предков, их нравственными ценностями. Кроме того, можно познакомиться с географией рода, узнать, где родились, жили, учились и работали предки. Одной из таких работ «Мой дедушка в истории моей страны», высокую оценку получила Гаврилова Мария в региональном  туре  Российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я - исследователь», 2009г. Изучение истории своей семьи позволяет принять, полюбить свой род своих родных, проявлять к ним терпение, заботу и внимание.

Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и постепенно вовлекается в исследовательскую работу. Казалось бы, всем известное явление природы – радуга. Что можно исследовать? А вот ребенок, увидев радугу через пелену падающей воды на Гекском водопаде, решил узнать, можно ли получить радугу в домашних условиях? С такой исследовательской работой выступила ученица 3 класса, Четверкина Алина. Работа заслужила высокую оценку жюри, Алина стала  дипломантом 1-ой степени регионального тура  Российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я - исследователь», 2009г.

Выполнив эту работу, мы убедились, как много удивительного и полезного для практики может заключаться в таком явлении как преломление света. Именно оно позволяет объяснить такую  «загадку»  природы, как  появление радуги.

 Наверное, каждый из нас знает о целебных, профилактических свойствах мёда. Этот уникальный продукт производства пчёл способен на очень большие «подвиги». Мёд, как говорится, Айболит – «всех излечит, исцелит», хотя тут стоит поразмыслить, потому,  как мёд является  сильным аллергеном  и  многим людям этот сладкий продукт противопоказан.

 Актуальность данного исследования заключается в том, что повсеместная продажа мёда и разнообразие его видов круглый год даёт возможность людям лечиться, употреблять его в различных целях. Но в  случае  фальсификации  мёд  не является    лечебным  средством и даже может нанести ущерб здоровью человека, например, вызвать аллергические реакции.

 В исследовании использованы пробы мёда 4-х видов: крымский цветочный, абхазский горный, местный липовый, купленный гречишный, приобретенные у разных производителей, имеющие популярность на рынке  покупателей.

Установлено, что исследуемый мёд: крымский цветочный, абхазский горный, местный липовый -  имеет хорошие  показатели. Отсутствие механических примесей позволяют заключить, что данный мёд натуральный соответствует созревшему цветочному мёду. К сожалению, купленный гречишный мёд - бесполезный продукт и ожидаемой пользы не несёт из-за наличия примесей. Самый чистый мед из сот.

С такой исследовательской работой выступила Четверкина Алина. Работа заслужила высокую оценку жюри, Алина стала  дипломантом 1-ой степени регионального тура  Российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я - исследователь», 2010г.

Что же такое кристаллы и можно ли в домашних условиях их вырастить? Такой вопрос был задан учеником 2 класса Новлянских Егором после изучения темы «Вода».

В Интернете можно найти много инструкций по поводу того, как выращивать кристаллы из различных химических веществ. Мы решили проверить все самостоятельно, и в качестве основы взяли обычную поваренную соль, сахар которые можно найти на любой кухне и медный купорос, использующийся в садоводстве.

Проанализировав текстовый материал, провели  исследование по теме: «Кристаллизация растворов на примере выращивания кристаллов поваренной соли, сахара  и медного купороса в домашних условиях». Работа заняла 1 место в муниципальном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов для дошкольников и младших школьников «Я-исследователь» и 2 место в региональном этапе исследовательских работ «Я - исследователь»,  2011г. среди младших школьников 8-9 лет.

Следует отметить, что обучающиеся с которыми мы впервые занимались исследовательской деятельностью, сейчас, на второй ступени обучения делают успехи как в учебной, так и в исследовательской деятельности.

Таким образом правильно организованная система исследовательской деятельности младших школьников    позволяет обеспечить все условия для самореализации и дальнейшей  самоактуализации личности каждого ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс компьютерной графики как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы

Краткий обзор возможностей и специфических особенностей элективного курса компьютерной графики в начальной школе....

Презентация "Нестандартные виды работ на уроках математики как средство развития творческих способностей учащихся

Презентация " Нестандартные виды работ на уроках математики как средство развития творческих способностей учащихся"...

Уроки – путешествия по Японии, как средство развития творческих способностей учащихся.

Предлагаю учителям начальных классов серию уроков творчества - путешествий по Японии...

Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время

Опыт работы "Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время"...

"Игра как средство развития творческих способностей учащихся"

Мастер-класс. Выступление на РМО для учителей нач. классов...

Олимпиада как средство развития творческих способностей учащихся

    Широко известно, что младший школьный возраст наиболее благоприятен для интенсивного развития памяти, внимания, логического мышления, творческого воображения, познавательной актив...