"Игра как средство развития творческих способностей учащихся"
статья на тему

Давыдкина Ирина Александровна

Мастер-класс. Выступление на РМО для учителей нач. классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_igra_kak_sredstvo.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

        

 

(Выступление на РМО учителей начальных классов)

         «Игра как средство развития творческих способностей учащихся»

У каждого учителя за годы работы накапливается множество приёмов, которые делают урок не только интересным, но и насыщенным, чётким, обучающим. Главное  – не останавливаться на том, что уже сделано, а постоянно пополнять запас творческих «изюминок», находя новое, казалось бы, на уже проторённых «тропинках» методики. Только движение вперед дает  толчок для развития чего-то нового, полезного в первую очередь для детей.

Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Воспитать любовь к языку – это значит воспитать интерес к нему.
Русский язык в школе остается инструментом познания, мышления, развития, он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. А развитие творческих способностей ведёт к формированию познавательных интересов, к развитию любознательности. Творческие задания и работы возбуждают «умственный аппетит», формируют положительное отношение к учебной деятельности.

Творческое развитие доступно каждому ребенку. Каковы же условия?

  • Свободная атмосфера в школе и в классе,  без авторитарности.
  • Доверие и уважение к ученикам со стороны учителя, помощь, по возможности неявная, наводящая.
  • Высокий уровень познавательных интересов среди учащихся, игровые методики учителя, решение субъективно-творческих  задач при изучении различных тем.
  • Внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, к его способностям.
  • Атмосфера общей культуры в школе. Учитель может достичь желаемого результата лишь в том случае, если он сам как личность не чужд творчеству, созиданию, постоянному поиску.

Уроки русского языка, литературного чтения, риторики, предполагают включение в них разнообразных работ. Это могут быть и пересказы, и диктанты, и изложения, и сочинения, и списывания, драматизации, инсценировки. Для повышения уровня творчества детей необходимо сделать эти работы занимательными, интересными, творческими.

В своей работе я применяю игровые технологии. Игровые технологии имеют огромный потенциал в плане развития творческих способностей. Дети есть дети. Они всегда играют, живут, играя, познают мир, играя. Игра для них имеет огромный смысл.  Использование игры в качестве основного вида активизации познавательной деятельности детей и развития творческих способностей на начальном этапе обучения, считаю, психологически оправданным. Советский писатель Василий Белов в своей книге “Лад” высказал мысль: «Каждый ребенок хочет играть, то есть жить творчески».  В игре ребёнок с большим интересом выполняет то, что вне её ему кажется очень трудным и неинтересным.

На мой взгляд, любое задание, уже немного надоевшее, можно, используя, игровой прием, превратить в увлекательное занятие. Например, простое задание отредактировать текст. Учитель преподносит задание с несколько иной точки зрения: “Представьте, что вы редактор детского журнала. Вам принесли рукопись молодого автора, где допущено столько ошибок… В общем, только Вам под силу все привести в должный порядок!” В глазах у ребят появляется огонек, и они, посмотрев по-новому на самое обычное задание, приступают к работе.

Вашему вниманию я предлагаю игру, которую использую в своей практике на уроке риторики в 3  классе при изучении темы «Слушание как вид речевой деятельности».

Эта игру можно применять в вводной части урока, когда необходимо создать хороший настрой, стимул к речевым действиям. Игра называется «Вертушка». Её цель: показать трудности слушания как вида речевой деятельности.

Игровой этап. Преподаватель просит пятерых участников (близко сидящих к двери) выйти на несколько минут из класса, а сам читает текст:

«Молодая девушка Софья Родионова, кандидат медицинских наук, год назад сменила место работы, но всё ещё чувствовала себя новичком в должности заведующей лабораторией крупной фирмы. Лаборатория Софьи проводила психологические исследования для крупных банков и фирм, желающих привлечь клиентов.

Коллектив был неплохой, но шеф… Его Софья боялась до дрожи в коленках. Раньше она имела дело с начальницами, дамы с непростыми характерами, но с ними было комфортнее. Самое страшное ожидало по понедельникам – шеф с утра собирал всех за овальным столом и устраивал разбор полётов. Действо называлось планёркой. Но сегодня, она вздохнула – как хорошо, что сегодня пятница! Впереди выходные, тем более праздники. Будет время собраться с мыслями».  

По цепочке приглашаются ученики, вышедшие из класса, и учитель предлагает сначала кому-либо из присутствующих, а потом по очереди входящим передавать услышанную информацию, учитывая, что каждый новый входящий с этой информацией не знаком. (Разыгрывается с учителями)

Игра неролевая, групповая, но в то же время, кто не участвует в процессе игры, участвует в рефлексии. Игра направлена на развитие внимания и познавательных процессов. После такого наглядного примера несложно перейти к новой теме.

Как вы видите, игра даёт ребенку возможность оценить себя, проявить творческую активность, развивает находчивость, смекалку, воображение, фантазию, пробуждает интерес к знаниям.

        Таким образом, в творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребёнка. Творчество – это процесс самобытный, заложенный в ребёнке с самого рождения. Задача любого педагога – помочь раскрыться творческим способностям, подобно цвету под лучами ласкового солнца. И ни в коем случае не потушить огонёк творчества, быть тактичным, понимающим, поддерживающим учителем.

Ребёнок должен жить в мире творчества. “Без этого, - писал В.А. Сухомлинский, - он засушенный цветок”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс компьютерной графики как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы

Краткий обзор возможностей и специфических особенностей элективного курса компьютерной графики в начальной школе....

Презентация "Нестандартные виды работ на уроках математики как средство развития творческих способностей учащихся

Презентация " Нестандартные виды работ на уроках математики как средство развития творческих способностей учащихся"...

Исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей учащихся

Социальный заказ общества и родителей предъявляет к школе требования воспитывать не только образованных граждан, но и способных быстро находить правильные решения, успешно осваивать и эффективно испол...

Уроки – путешествия по Японии, как средство развития творческих способностей учащихся.

Предлагаю учителям начальных классов серию уроков творчества - путешествий по Японии...

Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время

Опыт работы "Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время"...

«Игра на шумовых музыкальных инструментах как средство развития творческих способностей учащихся».

Презентация из опыта работы с детским шумовым оркестром.Примерный перечень инструментов, доступных для использования в начальной школе , а так же репертуар произведений....