Печатные статьи
статья по теме

Ефремова Людмила Раульевна

статья "Преемственность между начальным общим образованием по системе Л.В.Занкова и основным общим образованием".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл efremova_lyudmila_raulevna_preemstvennost.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

Ефремова Людмила Раульевна

учитель начальных классов МБОУСОШ №8 г.Тулы

Преемственность между начальным общим образованием по системе

Л.В.Занкова и основным общим образованием.

   Педагогическая система развивающего обучения Л.В.Занкова- серьёзное достижение отечественной педагогики и психологии.

  За 50 лет существования она доказала свою жизненность, завоевала и продолжает завоёвывать приверженцев среди учителей и руководителей образования. Она имеет глубокую теоретическую основу, её результативность постоянно подтверждается наблюдениями и специально организованными экспериментальными исследованиями. В ней, как ни в какой другой системе, всесторонне и системно раскрывается «характер объективной закономерной связи между построением обучения и ходом общего развития младших школьников».

   Особенные черты учебного процесса, методические приёмы, оказывающие эффективное влияние на общее развитие школьников, необходимо сохранить и сделать основой при осуществлении преемственности в работе учителей начальных классов и 5 классов.

   Вопросы преемственности  в работе учителей- предметников относят к разряду наиболее важных, связанных с преодолением барьера между начальным и основным общим образованием.

  Принцип преемственности- логическая составляющая идеи создания единого образовательного пространства.

  Важное значение для осуществления преемственности имеет знание учителями начальных классов программ и учебников пятого класса, а учителями среднего звена- программ и учебников, по которым работал учитель начальных классов.  

    В нашей школе процесс преемственности идёт достаточно успешно, т.к. администрация школы определятся в этом вопросе своевременно,т.е. в начале учебного года , а не в мае (4 кл.) или в сентябре (5 кл.) В этом случае учитель- предметник может более продуктивно сотрудничать с учителем выпускного класса начальной школы. Это позволяет увидеть содержательную сторону обучения и воспитания; методические приёмы и организационные формы учебно- воспитательной работы; держать под контролем уровень основных  учебных навыков и умений каждого ученика.

     Для учителя начальных классов важно знать те темы, которые вызывают наибольшие затруднения у пятиклассников. Чтобы избежать возможного отставания учащихся по этим темам, учитель определяет перспективное, пропедевтическое их изучение.

  Каждому педагогу известна истина: переучить значительно труднее, чем научить заново. Именно поэтому сотрудничество учителей начальных классов и учителей- предметников начинается задолго до перехода учащихся в 5 класс. В процессе обучения возникают спорные  вопросы в единой формулировке некоторых понятий, использовании методических приёмов, позволяющих детям успешно усваивать учебный материал и применять свои знания в соответствии с требованиями средней школы.

  С переходом ученика из начальной школы в среднюю изменяется его социальная позиция, поэтому очень важна психологическая подготовленность ребёнка к новой системе требований.

  Школьники, обучающиеся по занковской системе, к концу начального обучения отличаются от детей обычных классов по показателям общего развития и усвоения знаний. Психоэмоциональное состояние находится на оптимальном уровне. Учащимся этих классов присуще хорошее настроение, высокий уровень познавательного интереса, отсутствие ощущения дискомфорта во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, открытость в общении. Дети отличаются самостоятельностью мышления, творческим подходом к решению любой  учебной задачи, умением работать самостоятельно и в коллективе., эмоциональным восприятием окружающего мира. Но наряду с общей характеристикой детей- занковцев, учащиеся каждого класса получают индивидуальные особенности, которые вносит личность учителя. Его темперамент. Психологические качества характера, стиль общения, творческий подход имеют большое значение в обучении и воспитании учащихся.

  С целью обеспечения преемственности в стиле отношений между учителем и учащимися администрация нашей школы выбирает классного руководителя 5 класса с учётом личностных качеств учителя начальных классов. Таким образом,  сохраняются сложившиеся традиции коллектива, атмосфера  комфорта и доверия, когда дети находят  понимание и поддержку со стороны нового классного руководителя с первых дней обучения в средней школе.

  Моих выпускников 4А класса приняла одна из опытных и знающих учителей- Зверева Т.Г. К переходу в среднюю школу класс был объединён единством учеников,родителей и учителей. В целях сохранения преемственности Зверева Т.Г. работает в тесной связи с родителями и учителями – предметниками, работающими в классе. Мне приятно слышать, что дети привлекают своей организованностью, самостоятельностью, активностью, умеют аргументированно отстаивать свою точку зрения, самостоятельно получать новые знания.

  При работе с детьми Зверева Т.Г. старается вести обучение на высоком уровне трудности. Возвращение к изученным теоретическим знаниям ведёт на более глубоком уровне. Уроки построены таким образом, что вызывают у детей чувство удовлетворения, поскольку в процессе обучения на первый план она выдвигает развитие и рассматривает его как основу успешного усвоения знаний, умений и навыков.

 Изучение в начальной школе на уроках математики таких тем, как «Основные свойства равенств», «Объём. Мера объёма. Нахождение объёма», «Площадь треугольника», «Координатная прямая», позволяет учащимся чувствовать себя уверенно в 5 классе.

  Чтобы создать условия для общего развития детей, проводится корректировка содержания программы.

   Учителя пятых классов пересматривают содержание учебного материала в соответствии с программой начальной школы, не допуская дублирования уже изученного. Опираясь на знания учащихся, учитель имеет возможность значительно сократить количество часов на прохождение многих хорошо  изученных тем программы и использовать резервное время для расширения знаний учащихся, решения более сложных задач, от урока к уроку поднимая планку возможного.

    Так в теме «Линии и углы» (5 класс) рассматриваются только те учебные задания, которые углубляют, расширяют ранее изученный материал, продвигающий ученика в развитии.

   В теме «Натуральные числа», в целом изученной в начальных классах, вводятся задания на применение законов сложения и умножения, свойств вычитания и деления в опосредованных условиях.

  При изучении темы «Уравнения» рассматриваются уравнения, имеющие разное количество корней.

  В школе установилась традиция совместного обсуждения итогов первых контрольных работ в 5 классе. Некоторые методические вопросы выносятся на заседания ШМО учителей начальных классов, на которых вырабатываются соответствующие рекомендации учителям.

  Ежегодно проводятся открытые уроки учителями начальных классов, на которых присутствуют учителя- предметники. В свою очередь учителя среднего звена приглашают на открытые уроки учителей началь ных классов. Такое взаимопосещение уроков имеет огромное значение для создания условий успешного усвоения программного материала. Учителя- предметники знакомятся с детьми.

Учащиеся приходят в 5 класс к учителям, которые им знакомы, часто бывали у них на уроках, общались с ними. Исчезает страх первых уроков. От этого комфортно и ученикам, и учителю.

  В результате такой совместной деятельности разрабатывается плавный переход от программы начальных классов к среднему звену, устанавливается уровень, на котором должен быть усвоен учебный материал по каждой теме программы, имеющей продолжение в 5 классах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест к уроку окружающего мира " Мастера печатных дел" для 4 класса

Данный тест подготовлен к уроку окружающего мира по теме "Мастера печатных дел" (УМК "Школа России", 4 класс)...

Мои печатные работы на сайте "Открытый урок. Фестиваль педагогических идей"

Мои печатные работы на сайте "Открытый урок. Фестиваль педагогических идей"...

Печатная работа "Безопасность глазами детей" ( методическая статья)

Наша работа состояла из двух частей.Первая часть, теоретическая, требовала большой поисковой работы.Вторую часть, практическую, мы показывали в виде устного журнала....

Публикации и статьи в электронных и печатных сборниках.

В данном разделе представлены мои публикации и статьи в различных сборниках....

Скриншот страниц из печатного сборника статей "Педагогика и образование"

В данном сборнике напечатана моя статья "Как помочь первоклассникам адаптироваться в школе"....

Скриншот страниц из печатного сборника статей "Педагогика и образование"

Статья "Активизация познавательной деятельности учащихся начальной школы на уроках математики как средство повышения качества образования"...