Предметная неделя русского языка и литературы "Люблю тебя, моя Отчизна!"
методическая разработка (3 класс) по теме

Бродникова Наталья Петровна

В данном материале представлен план проведения предметной недели в начальной школе (2 -4 классы), сценарий открытия недели, вопросы викторины, тексты для списывания. Итоги и анализ предметной недели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_provedeniya_predmetnoy_nedeli_russkogo_yazyka_1.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ “Усть-Баргузинская СОШ им.Шелковникова К.М.”

                                                                    Утверждаю

Директор___________________Вильмова М.Г.

План проведения предметной недели

 по русскому языку и литературному чтению

 “Люблю тебя,  моя Отчизна!”

Цель:

  • привитие любви к великому русскому языку,
  • формирование интереса к нему как к учебному предмету,
  • повышение общей языковой культуры.

Дата проведения

Мероприятие

Место проведения

Ответственный

02.12

Открытие недели

актовый зал

Бродникова Н.П.

03.12-04.12

Викторина “Самый грамотный класс”

класс

Чиркова А.П.

06.12

“Король и королева письма”

класс

Муравьёва М.П

07.12

Конкурс плакатов “Счастливое детство”

коридор

1 этаж

вся группа

учителей 4 классов

09.12

Конкурс чтецов “Лучше нет родного края”

24 каб

вся группа

учителей 4 классов

10.12

Классные часы или уроки посвящённые  

20 -летней годовщине

“Дня Конституции”

1-4 классы

классные руководители

11.12

Подведение итогов

линейки по параллелям

вся группа

учителей 4 классов

12.12

Дружинный сбор “Посвящение первоклассников в радужную страну”

спорт зал

Тимофеева О.В.

  Сценарий открытия недели русского языка и литературы.

Чтец 1 (читает стихотворение А.Яшина «Русский язык»):

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Он язык луны и планет,

Наших спутников и ракет.

На совете за круглым столом

Разговаривайте на нем:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

Чтец 2 (читает стихотворение Г.Зумакуловой, кабардино-балкарской поэтессы):

Родной язык!

Он с детства мне знаком.

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нем.

Родной язык!

Он дорог мне, он мой,

На нем ветра в предгорьях наших свищут,

На нем впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зеленою порой.

Но, как родной.

Люблю язык я русский,

Он нужен мне, как небо,

Каждый миг.

На нем живые, трепетные чувства

Открылись мне.

И мир открылся в них.

Я поняла на русском слово «счастье»,

Большое счастье жить в большой стране,

С ним не боюсь я горя и ненастья,

С ним не сгорю я ни в каком огне.

Текут две речки в сердце, не мелея,

Становятся единою рекой...

Забыв родной язык - я онемею.

Утратив русский, - стану я глухой.

Миниатюра «Ударение»

 

Вбегает  Федя с флаконом (лекарство) и больший ложкой.

       Федя: Так хочется поскорее в школу, Неделя русского языка начинается, а у меня горло болит как назло…. Нужно лекарство принять.  

Берёт бутылочку с лекарством, читает: 

«Три раза в день по одной столовой ложке. После приема пищи» (в слове «пищи» - ударение стоит на последнем слоге). 

Начинает пищать. Вбегает мама:

         Мама: Что случилось, сынок? Почему пищишь?

          Федя: А я лекарство принял. А здесь написано (читает): «3 раза в день, после приема пищи».  

          Мама: Ах ты, глупышка. Ведь ты неверно прочел. Три раза после приема пищи. (Ударение на первом слоге).

           Федя: Ой, мамочка! А ведь нам в школе учительница говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл слова.

Ведущий:

- Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.

- В своём прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И.С. Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным».

 «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!..».

К нам на праздник пришли гости

- Прошу Вас! Проходите! Представьтесь,  пожалуйста! (На сцену входят знаки препинания в чёрных костюмах и с табличками на груди)

1 уч-cя (?):

Разные вопросы задаю я всем:

-Как? Откуда? Сколько?

-Почему? Зачем? Где? Куда?

-Какая? Отчего? О ком? Что?

-Кому? Который? Чья?Каким?

-О чём?

Вот какой я мастак, Вопросительный знак!                                                                                                                                    

2 уч-ся (!):

-Обычно в предложении

Стою я для того,

Чтоб выделить волнение,

Тревогу, восхищение, победу,  торжество…

Мне право от рождения

В грамматике дано:

Где я, то предложение

С особым выражением

Произнестись должно!

(А. Тетивкин)

3 уч-ся (.):

Точка

У меня особый пост

В самой малой строчке.

Если Точка —

Вывод прост:

Это значит —

Точка..

Фразу следует кончать,

Если Точка рядом.

Точку надо уважать.

Точку слушать надо.

И хотя же я твердыня

В книге и в тетради,

Без особого труда

Нужно со мной  поладить,

Если только мысли

Нить

От воды избавить,

Если Точку

Не забыть

Вовремя поставить.

(Ф. Кривин)

4 уч-ся (…):

- Я -  многоточие. (пауза)

Обо мне сложены такие строчки:

Стоят три кумушки рядком,

Ведут беседу, но тайком,

Какими-то далёкими

Туманными намёками…

5 уч-ся (:):

- Я - двоеточие.

Обо мне говорят так:

Двоеточие глазастое

Ходит, знаниями хвастая:

Так и хочется ему

Разъяснить нам,

Что к чему...

(А. Шибаев)

6 уч-ся (-):

- Я - тире. (пауза)

Лягу палочкой на строчку:

-Проходите по мосточку.

(По А.Шибаеву)

 7-8 уч-ся (« »)   - 2 уч-ся:

- Мы - кавычки. О нас есть такие стихи:

Всегда подслушать норовят

То, что другие говорят…

(А. Шибаев)

9-10  уч-ся ( ( ) )  - 2 уч-ся:

- Мы - скобки.

Словам раскрываем объятия:

- Ждём в гости вас,

Милые братья!

(По А.Шибаеву)

11 (,)

Я запятая

 «Выйду на дорожку,    

Всем подставлю ножку».

Я помогаю людям  читать. Там,  где  я стою,   нужно   сделать   небольшую   паузу. Многие вежливые слова любят стоять со мною рядом: пожалуйста, спасибо, здравствуйте, до свидания.  

Ведущий: В современном русском языке много разделов:

Морфология, Синтаксис, Пунктуация, Словообразование, Фонетика, Орфография, Графика. Это жители чудесной и загадочной страны Лингвиния. На этой недели мы приглашаем Вас в мир языка, литературы и миллионов чудесных книг! 

 

Исполняется песня "Страна Лингвиния" (на мотив песни "Страна Лимония").

 

I. За морями есть большая страна,

Страной Лингвинией зовется, друг, она.

Узнаешь нового ты много в той стране.

 

II. Ты с той страной, приятель, с детства знаком.

Для слов и звуков та земля – родной дом.

Чуть-чуть усилия – и с ними будешь ты дружить.

 

III. Возьми в дорогу своих знаний запас,

И легче станет путь-дорога в тот час.

Давай отправимся мы в ту страну сейчас.

- Еще в начале тридцатых годов замечательный советский писатель А.Н.Толстой, восторгаясь богатством русского языка, утверждал: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), — русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара». В наши дни сбылось предвидение писателя: русский язык стал одним из широко известных мировых языков.

- Сегодняшнее наше мероприятие, посвящённое НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА, завершаем замечательным стихотворением, которое называется…

Стихотворение «Выучи русский язык!».

1 -й ученик:

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,

Выучи русский язык!

2-й ученик:

Он твой наставник - великий, могучий,

Он переводчик, он проводник,

Если штурмуешь познанья кручи,

Выучи русский язык!

3-й ученик:

Русское слово живет на страницах

Мир окрыляющих пушкинских книг.

Русское слово - свободы зарница,

Выучи русский язык!

4-й ученик:

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник,

Блещет зеркальностью русское слово -

Выучи русский язык!

                          Викторина “Самый грамотный класс”

  Вопросы викторины.

Ф.И. ______________________________________Класс_________________

Вопросы по русскому языку.

1.  Какое женское имя состоит из тридцати букв я?____________________

2.  Пользуясь алфавитом, прочитайте зашифрованную загадку и отгадайте её.

12 20 16 4 16 3 16 18 10 20 15 1 3 19 6 23 33 9 29 12 1 23? _______________________

3.  Какие буквы  пишутся после Ж, Ш, Ч, Щ? ____________________________________

4.  Сколько звуков обозначают гласные Е, Ё, Ю, Я после согласных? ________________

5.  Какие из парных согласных звуков являются звонкими? ________________________

6.  Закончи фразеологизм подходящим словом (фразеологизм– устойчивое сочетание слов):

Голоден как__________________

Изворотлив как _______________

Нем как ______________________

Болтлив как __________________

Как мокрая ___________________

7.  Запиши как можно больше слов, в которых есть слово«ель»:

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

 

8.  Вставь в стихотворение подходящие по смыслу предлоги:

Я______ утра ______ лесу гуляю,

______росы я весь промок.

Но зато теперь я знаю

______берёзку и ______ мох,

______малину, ежевику,

______ежа и ______ ежиху,

______которой ______ ежат

Все иголочки дрожат.

 

9.В этом квадрате с буквами спрятались 13 обитателей морей и рек. Отыщи их. Слова могут быть написаны по горизонтали, по вертикали и по диагонали. Одно слово – краб – уже найдено.

______________________________________________________________

_____________________________________________________________

Вопросы по литературе.

1.  Переведите на латинский  язык слово «книга».____________________

2.  В чей день рождения  отмечается  Международный день детской книги?______________________________________________________

3.  Кто создавал первые  рукописные книги на Руси?______________________________

4.  Как называется одна из древнейших форм книги? __________________                         

5.  В каком городе находится самая большая в нашей стране библиотека – Российская государственная библиотека, в которой сейчас более 40 миллионов книг на 247 языках мира?________________________________________________                          

6.  Как называется краткое изложение содержания книги, помогающее читателю или     покупателю лучше ориентироваться в океане современных печатных изданий? ____________________________________________________________

7.    Для малышей выпускают ….  _____________________________________________

8.   Как называется наша российская "Книга рекордов Гиннесса"?_________

9.   В руке какой всемирно знаменитой статуи находится книга? ________

10.              Какой новый вид книги появился в ХХ веке? ___________________

Вопросы по истории.

1. Человек, любящий свою родину.________________________________

2. Человек, получивший от народа право на власть. ___________________

3.        Когда отмечается День России? ________________________________

4.         Кто принял действующую Конституцию РФ? _____________________

5.        В каком году была принята действующая Конституция РФ? __________

6.    Что означают цвета нашего флага, по мнению российских геральдистов?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.        Что символизирует двуглавый орел на гербе Российской Федерации и что означают короны, над его головами?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

8.Какая религия установлена в Российской Федерации в качестве государственной?

_____________________________________________________________

 

9. Какое образование в российской Федерации является обязательным?

______________________________________________________________

Тексты для списывания

2 класс

О нашей Родине.

В большой стране  у  каждого человека есть свой уголок, где он родился и рос. А из множества маленьких уголков состоит наша великая Родина. Мы любим Родину. Человек без Родины — что соловей без песни.

 

                                                                                    (33 слова)

 3 класс

О нашей Родине.

В большой стране  у  каждого человека есть свой уголок, где он родился и рос. Это его маленькая родина. А из множества маленьких уголков состоит наша великая Родина.

Наша родина – это речной  и  озёрный край. Она огромна  и  прекрасна. Мы любим Родину. Человек без Родины — что соловей без песни.                                                                                                                                      

                                                                                        (48 слов)

4 класс

О нашей Родине.

В большой стране  у  каждого человека есть свой уголок – деревня, улица, дом, где он родился  и  рос. Это его маленькая родина. А из множества маленьких разных уголков  и  состоит наша общая, великая Родина.

Наша родина – это речной  и  озёрный край. Она огромна  и  прекрасна. Про реки, озёра и родники сложено много песен, стихов, поговорок. Мы любим Родину.  Недаром  в  пословице молвится: «Человек без Родины — что соловей без песни.          (68 слов)

Анализ проведенной викторины «Хочу всё знать»

в рамках предметной недели русского языка и литературного чтения «Люблю тебя, моя Отчизна»

 

3-4   декабря в начальной школе прошла викторина «Хочу всё знать» с целью развития интереса к глубокому изучению русского языка и литературы во внеурочное  время; ознакомление с основным  законом нашей страны – Конституцией, формированием активной гражданской позиции и правового сознания; приобретение навыков правовой культуры.

 

Результаты викторины:

 

 2-б класс   - 834 б – средний балл – 56                 1 место

2-а класс        - 845 б – средний балл -50                      2 место

3-г класс        - 890 б – средний балл – 49                3 место

 

 

Личные достижения:

Сабашников Рома  2-а класс – 82 балла

Алексеева  Лена   3-г класс  – 73 балла

Панов Костя  2-г класс – 71 балл

Панов Максим 2-г класс – 71 балл

Михайлёва Даша  4-а класс – 71 балл

Анализ проведённого конкурса «Король и Королева письма»

в рамках предметной недели русского языка и литературного чтения «Люблю тебя, моя Отчизна»

    6 декабря в начальной школе прошёл конкурс «Король и Королева письма» с целью выявления и развития у учащихся каллиграфических способностей. Ребятам предстояло каллиграфически точно, без ошибок списать текст «Наша Родина»

    На первый взгляд работа  кажется  простой и лёгкой. Но сколько старания пришлось приложить конкурсантам, чтобы их работы были отмечены строгим жюри, как лучшие.

Победители конкурса:

Среди учащихся 2-х классов:

Оленников Артём – 2-г класс

Шабдирова Мария – 2-б класс

 

Среди учащихся 3-х классов:

Мисюркеев Максим – 3-г класс

Алексеева Елена – 3-г класс

 

Среди учащихся 4-х классов:

Колмаков Александр – 4-б класс

Зыкова Татьяна – 4-а класс

Поздравляем наших победителей!

        

Анализ проведённого конкурса плакатов “ Моё счастливое детство” в рамках предметной недели русского языка и литературного чтения

“Люблю тебя, моя Отчизна”

7 декабря в начальной школе прошёл конкурс плакатов  “ Моё счастливое  детство” с целью воспитания любви к Родине, чувства уважения и гордости за свою Родину. Ребята всех классов приняли активное участие. 2 класс “В” стал лауреатом, остальным классам была объявлена благодарность.

                 Анализ конкурса чтецов “Лучше нет родного края!”

9 декабря проводился конкурс чтецов среди учащихся 2-4 классов о Родине, родном крае. Хочется отметить, что впервые в конкурсе чтецов принимали участие самые маленькие ученики нашей школы – первоклассники. Учащиеся  1- 2 классов с большим удовольствием читали стихи  о красоте и величии, любви и уважении  к нашей Родине.

Участниками конкурса стали учащиеся, занявшие призовые места в классе. Всего принимало 25 учащихся. Итоги конкурса подводились по параллелям. Победителями стали:

Лаурет конкурса чтецов среди учащихся начальных классов стал

ученик 3 “г” класса Сенотрусов Артём

Среди учащихся 2-х  классов:

1 место- Трофимова Ульяна - 2 “б”

2 место - Егорушкин Герман - 2 “а”,  Соломина Ульяна - 2 “б”

3 место - Козулин Андрей 2 “а”, Бабинцева Кристина 2 “Б”

Среди учащихся 3-х классов:

1 место - Ковальчук Сергей - 3 “г”

2 место - Алексеева Елена 3 “г”, Мисюркеев Максим 3 “г”

3 место - Быкова Дарья 3 “в”, Родионов Родион 3 “в”

Среди учащихся 4-х классов:

1 место- Тормозова Александра 4 “б”

2 место- Меньшиков Данил 4 “в”

3 место- Бояркина Ангелина 4 “г”, Уваров Сергей 4 “в”.

11 декабря учителя начальных классов провели внеклассные мероприятия ( с целью взаимопосещения), посвященные 20 - летию Дня Конституции.

Класс

Тема

Учитель ФИО

2-а

“Россия - Родина моя!”

Федотова О.К.

2-г

“20 - летие Конституции РФ”

Дробышева М.А.

3-а

“Гражданин России”

Шаликова А.М.

3-в

“Овеяны славою герб наш и флаг”

Обласова Н.Д.

3-г

“Права, обязанности и ответственность школьников”

Малыгина Е.В.

4-б

“С любовью к России”

Муравьёва М.П.

4-в

“Права и обязанности школьников”

Тимофеева О.В.

4-г

“Россия -Родина моя”

Чиркова А.П.

12 декабря в рамках конкурса “Классный, классный” на школьном этапе проводили открытые уроки России.

2-б

“День Конституции”

Маргасова И.А.

3-б

“ 20-летие Конституции РФ”

Ушакова Г.В.

4-а

“Мой класс, моя школа, моё государство”

Бродникова Н.П.

 

13 декабря  на торжественной линейке были подведены итоги недели начальной школы. Участники школьных туров всех конкурсов были отмечены грамотами и благодарностями за участие.

14 декабря проведён традиционный дружинный сбор “Посвящение первоклассников в Радужную страну”.

 Выводы:

Творческая группа учителей 4-х классов составили и провели интересную, разнообразную программу предметной недели, в которой все учителя начальной школы участвовали в проведении открытых уроков, викторин, конкурсов,   классных часов, праздника.

Данные мероприятия помогают:

1.создают условия максимально благоприятствующих получению качественного образования каждым учеником в зависимости от его индивидуальных способностей, наклонностей, культурно - образовательных потребностей;

2. повышают интерес учащихся к учебной деятельности, к познанию действительности и самого себя, а также выработке самодисциплины и самоорганизации;

3. помогают учителям и ученикам в раскрытии своего творческого потенциала, организаторских способностей;

4. создают праздничную творческую атмосферу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметная неделя русского языка в начальной школе

Отчёт  об  организации и проведении  школьной  предметной  недели  русского  языка ОЛИМПИАДНЫЕ  ЗАДАНИЯ  ПО  РУССКОМУ  ЯЗЫКУ  2- 4...

Предметная неделя русского языка в начальной школе.

Предметная неделя русского языка в начальной школе   Цели: привить любовь к русскому языку, пробудить интерес к нему как учебному предмету; повысить общую языковую культуру; углубить и ра...

Предметная неделя русского языка.

В этом разделе олимпиады, игра по станциям....

Предметная неделя русского языка и литературы

Предметная неделя по русскому языку и чтению в начальных классах...

Предметная неделя русского языка.

План предметной недели по русскому языку в начальной школе....

Предметная неделя русского языка в начальной школе

С 27 по 30 апреля 2015 года  прошла Неделя русского языка в начальной школе. Программа предметной недели была разнообразной, насыщенной и интересной. Все мероприятия проводились в соответствии с ...

Предметная неделя русского языка в начальной школе

Разработка мероприятий  на предметную  неделю по русскому языку....