Главные вкладки

    Предметная неделя русского языка и литературы "Люблю тебя, моя Отчизна!"
    методическая разработка (3 класс) по теме

    Бродникова Наталья Петровна

    В данном материале представлен план проведения предметной недели в начальной школе (2 -4 классы), сценарий открытия недели, вопросы викторины, тексты для списывания. Итоги и анализ предметной недели.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon plan_provedeniya_predmetnoy_nedeli_russkogo_yazyka_1.doc124 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ “Усть-Баргузинская СОШ им.Шелковникова К.М.”

                                                                        Утверждаю

    Директор___________________Вильмова М.Г.

    План проведения предметной недели

     по русскому языку и литературному чтению

     “Люблю тебя,  моя Отчизна!”

    Цель:

    • привитие любви к великому русскому языку,
    • формирование интереса к нему как к учебному предмету,
    • повышение общей языковой культуры.

    Дата проведения

    Мероприятие

    Место проведения

    Ответственный

    02.12

    Открытие недели

    актовый зал

    Бродникова Н.П.

    03.12-04.12

    Викторина “Самый грамотный класс”

    класс

    Чиркова А.П.

    06.12

    “Король и королева письма”

    класс

    Муравьёва М.П

    07.12

    Конкурс плакатов “Счастливое детство”

    коридор

    1 этаж

    вся группа

    учителей 4 классов

    09.12

    Конкурс чтецов “Лучше нет родного края”

    24 каб

    вся группа

    учителей 4 классов

    10.12

    Классные часы или уроки посвящённые  

    20 -летней годовщине

    “Дня Конституции”

    1-4 классы

    классные руководители

    11.12

    Подведение итогов

    линейки по параллелям

    вся группа

    учителей 4 классов

    12.12

    Дружинный сбор “Посвящение первоклассников в радужную страну”

    спорт зал

    Тимофеева О.В.

      Сценарий открытия недели русского языка и литературы.

    Чтец 1 (читает стихотворение А.Яшина «Русский язык»):

    Я люблю свой родной язык!

    Он понятен для всех,

    Он певуч,

    Он, как русский народ, многолик,

    Как держава наша, могуч.

    Он язык луны и планет,

    Наших спутников и ракет.

    На совете за круглым столом

    Разговаривайте на нем:

    Недвусмысленный и прямой,

    Он подобен правде самой.

    Чтец 2 (читает стихотворение Г.Зумакуловой, кабардино-балкарской поэтессы):

    Родной язык!

    Он с детства мне знаком.

    На нем впервые я сказала «мама»,

    На нем клялась я верности упрямой,

    И каждый вздох понятен мне на нем.

    Родной язык!

    Он дорог мне, он мой,

    На нем ветра в предгорьях наших свищут,

    На нем впервые довелось услышать

    Мне лепет птиц зеленою порой.

    Но, как родной.

    Люблю язык я русский,

    Он нужен мне, как небо,

    Каждый миг.

    На нем живые, трепетные чувства

    Открылись мне.

    И мир открылся в них.

    Я поняла на русском слово «счастье»,

    Большое счастье жить в большой стране,

    С ним не боюсь я горя и ненастья,

    С ним не сгорю я ни в каком огне.

    Текут две речки в сердце, не мелея,

    Становятся единою рекой...

    Забыв родной язык - я онемею.

    Утратив русский, - стану я глухой.

    Миниатюра «Ударение»

     

    Вбегает  Федя с флаконом (лекарство) и больший ложкой.

           Федя: Так хочется поскорее в школу, Неделя русского языка начинается, а у меня горло болит как назло…. Нужно лекарство принять.  

    Берёт бутылочку с лекарством, читает: 

    «Три раза в день по одной столовой ложке. После приема пищи» (в слове «пищи» - ударение стоит на последнем слоге). 

    Начинает пищать. Вбегает мама:

             Мама: Что случилось, сынок? Почему пищишь?

              Федя: А я лекарство принял. А здесь написано (читает): «3 раза в день, после приема пищи».  

              Мама: Ах ты, глупышка. Ведь ты неверно прочел. Три раза после приема пищи. (Ударение на первом слоге).

               Федя: Ой, мамочка! А ведь нам в школе учительница говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл слова.

    Ведущий:

    - Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.

    - В своём прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И.С. Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным».

     «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!..».

    К нам на праздник пришли гости

    - Прошу Вас! Проходите! Представьтесь,  пожалуйста! (На сцену входят знаки препинания в чёрных костюмах и с табличками на груди)

    1 уч-cя (?):

    Разные вопросы задаю я всем:

    -Как? Откуда? Сколько?

    -Почему? Зачем? Где? Куда?

    -Какая? Отчего? О ком? Что?

    -Кому? Который? Чья?Каким?

    -О чём?

    Вот какой я мастак, Вопросительный знак!                                                                                                                                    

    2 уч-ся (!):

    -Обычно в предложении

    Стою я для того,

    Чтоб выделить волнение,

    Тревогу, восхищение, победу,  торжество…

    Мне право от рождения

    В грамматике дано:

    Где я, то предложение

    С особым выражением

    Произнестись должно!

    (А. Тетивкин)

    3 уч-ся (.):

    Точка

    У меня особый пост

    В самой малой строчке.

    Если Точка —

    Вывод прост:

    Это значит —

    Точка..

    Фразу следует кончать,

    Если Точка рядом.

    Точку надо уважать.

    Точку слушать надо.

    И хотя же я твердыня

    В книге и в тетради,

    Без особого труда

    Нужно со мной  поладить,

    Если только мысли

    Нить

    От воды избавить,

    Если Точку

    Не забыть

    Вовремя поставить.

    (Ф. Кривин)

    4 уч-ся (…):

    - Я -  многоточие. (пауза)

    Обо мне сложены такие строчки:

    Стоят три кумушки рядком,

    Ведут беседу, но тайком,

    Какими-то далёкими

    Туманными намёками…

    5 уч-ся (:):

    - Я - двоеточие.

    Обо мне говорят так:

    Двоеточие глазастое

    Ходит, знаниями хвастая:

    Так и хочется ему

    Разъяснить нам,

    Что к чему...

    (А. Шибаев)

    6 уч-ся (-):

    - Я - тире. (пауза)

    Лягу палочкой на строчку:

    -Проходите по мосточку.

    (По А.Шибаеву)

     7-8 уч-ся (« »)   - 2 уч-ся:

    - Мы - кавычки. О нас есть такие стихи:

    Всегда подслушать норовят

    То, что другие говорят…

    (А. Шибаев)

    9-10  уч-ся ( ( ) )  - 2 уч-ся:

    - Мы - скобки.

    Словам раскрываем объятия:

    - Ждём в гости вас,

    Милые братья!

    (По А.Шибаеву)

    11 (,)

    Я запятая

     «Выйду на дорожку,    

    Всем подставлю ножку».

    Я помогаю людям  читать. Там,  где  я стою,   нужно   сделать   небольшую   паузу. Многие вежливые слова любят стоять со мною рядом: пожалуйста, спасибо, здравствуйте, до свидания.  

    Ведущий: В современном русском языке много разделов:

    Морфология, Синтаксис, Пунктуация, Словообразование, Фонетика, Орфография, Графика. Это жители чудесной и загадочной страны Лингвиния. На этой недели мы приглашаем Вас в мир языка, литературы и миллионов чудесных книг! 

     

    Исполняется песня "Страна Лингвиния" (на мотив песни "Страна Лимония").

     

    I. За морями есть большая страна,

    Страной Лингвинией зовется, друг, она.

    Узнаешь нового ты много в той стране.

     

    II. Ты с той страной, приятель, с детства знаком.

    Для слов и звуков та земля – родной дом.

    Чуть-чуть усилия – и с ними будешь ты дружить.

     

    III. Возьми в дорогу своих знаний запас,

    И легче станет путь-дорога в тот час.

    Давай отправимся мы в ту страну сейчас.

    - Еще в начале тридцатых годов замечательный советский писатель А.Н.Толстой, восторгаясь богатством русского языка, утверждал: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), — русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара». В наши дни сбылось предвидение писателя: русский язык стал одним из широко известных мировых языков.

    - Сегодняшнее наше мероприятие, посвящённое НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА, завершаем замечательным стихотворением, которое называется…

    Стихотворение «Выучи русский язык!».

    1 -й ученик:

    Если ты хочешь судьбу переспорить,

    Если ты ищешь отрады цветник,

    Если нуждаешься в твердой опоре,

    Выучи русский язык!

    2-й ученик:

    Он твой наставник - великий, могучий,

    Он переводчик, он проводник,

    Если штурмуешь познанья кручи,

    Выучи русский язык!

    3-й ученик:

    Русское слово живет на страницах

    Мир окрыляющих пушкинских книг.

    Русское слово - свободы зарница,

    Выучи русский язык!

    4-й ученик:

    Горького зоркость, бескрайность Толстого,

    Пушкинской лирики чистый родник,

    Блещет зеркальностью русское слово -

    Выучи русский язык!

                              Викторина “Самый грамотный класс”

      Вопросы викторины.

    Ф.И. ______________________________________Класс_________________

    Вопросы по русскому языку.

    1.  Какое женское имя состоит из тридцати букв я?____________________

    2.  Пользуясь алфавитом, прочитайте зашифрованную загадку и отгадайте её.

    12 20 16 4 16 3 16 18 10 20 15 1 3 19 6 23 33 9 29 12 1 23? _______________________

    3.  Какие буквы  пишутся после Ж, Ш, Ч, Щ? ____________________________________

    4.  Сколько звуков обозначают гласные Е, Ё, Ю, Я после согласных? ________________

    5.  Какие из парных согласных звуков являются звонкими? ________________________

    6.  Закончи фразеологизм подходящим словом (фразеологизм– устойчивое сочетание слов):

    Голоден как__________________

    Изворотлив как _______________

    Нем как ______________________

    Болтлив как __________________

    Как мокрая ___________________

    7.  Запиши как можно больше слов, в которых есть слово«ель»:

    _____________________________________________________________

    _____________________________________________________________

     

    8.  Вставь в стихотворение подходящие по смыслу предлоги:

    Я______ утра ______ лесу гуляю,

    ______росы я весь промок.

    Но зато теперь я знаю

    ______берёзку и ______ мох,

    ______малину, ежевику,

    ______ежа и ______ ежиху,

    ______которой ______ ежат

    Все иголочки дрожат.

     

    9.В этом квадрате с буквами спрятались 13 обитателей морей и рек. Отыщи их. Слова могут быть написаны по горизонтали, по вертикали и по диагонали. Одно слово – краб – уже найдено.

    ______________________________________________________________

    _____________________________________________________________

    Вопросы по литературе.

    1.  Переведите на латинский  язык слово «книга».____________________

    2.  В чей день рождения  отмечается  Международный день детской книги?______________________________________________________

    3.  Кто создавал первые  рукописные книги на Руси?______________________________

    4.  Как называется одна из древнейших форм книги? __________________                         

    5.  В каком городе находится самая большая в нашей стране библиотека – Российская государственная библиотека, в которой сейчас более 40 миллионов книг на 247 языках мира?________________________________________________                          

    6.  Как называется краткое изложение содержания книги, помогающее читателю или     покупателю лучше ориентироваться в океане современных печатных изданий? ____________________________________________________________

    7.    Для малышей выпускают ….  _____________________________________________

    8.   Как называется наша российская "Книга рекордов Гиннесса"?_________

    9.   В руке какой всемирно знаменитой статуи находится книга? ________

    10.              Какой новый вид книги появился в ХХ веке? ___________________

    Вопросы по истории.

    1. Человек, любящий свою родину.________________________________

    2. Человек, получивший от народа право на власть. ___________________

    3.        Когда отмечается День России? ________________________________

    4.         Кто принял действующую Конституцию РФ? _____________________

    5.        В каком году была принята действующая Конституция РФ? __________

    6.    Что означают цвета нашего флага, по мнению российских геральдистов?

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    7.        Что символизирует двуглавый орел на гербе Российской Федерации и что означают короны, над его головами?

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     

    8.Какая религия установлена в Российской Федерации в качестве государственной?

    _____________________________________________________________

     

    9. Какое образование в российской Федерации является обязательным?

    ______________________________________________________________

    Тексты для списывания

    2 класс

    О нашей Родине.

    В большой стране  у  каждого человека есть свой уголок, где он родился и рос. А из множества маленьких уголков состоит наша великая Родина. Мы любим Родину. Человек без Родины — что соловей без песни.

     

                                                                                        (33 слова)

     3 класс

    О нашей Родине.

    В большой стране  у  каждого человека есть свой уголок, где он родился и рос. Это его маленькая родина. А из множества маленьких уголков состоит наша великая Родина.

    Наша родина – это речной  и  озёрный край. Она огромна  и  прекрасна. Мы любим Родину. Человек без Родины — что соловей без песни.                                                                                                                                      

                                                                                            (48 слов)

    4 класс

    О нашей Родине.

    В большой стране  у  каждого человека есть свой уголок – деревня, улица, дом, где он родился  и  рос. Это его маленькая родина. А из множества маленьких разных уголков  и  состоит наша общая, великая Родина.

    Наша родина – это речной  и  озёрный край. Она огромна  и  прекрасна. Про реки, озёра и родники сложено много песен, стихов, поговорок. Мы любим Родину.  Недаром  в  пословице молвится: «Человек без Родины — что соловей без песни.          (68 слов)

    Анализ проведенной викторины «Хочу всё знать»

    в рамках предметной недели русского языка и литературного чтения «Люблю тебя, моя Отчизна»

     

    3-4   декабря в начальной школе прошла викторина «Хочу всё знать» с целью развития интереса к глубокому изучению русского языка и литературы во внеурочное  время; ознакомление с основным  законом нашей страны – Конституцией, формированием активной гражданской позиции и правового сознания; приобретение навыков правовой культуры.

     

    Результаты викторины:

     

     2-б класс   - 834 б – средний балл – 56                 1 место

    2-а класс        - 845 б – средний балл -50                      2 место

    3-г класс        - 890 б – средний балл – 49                3 место

     

     

    Личные достижения:

    Сабашников Рома  2-а класс – 82 балла

    Алексеева  Лена   3-г класс  – 73 балла

    Панов Костя  2-г класс – 71 балл

    Панов Максим 2-г класс – 71 балл

    Михайлёва Даша  4-а класс – 71 балл

    Анализ проведённого конкурса «Король и Королева письма»

    в рамках предметной недели русского языка и литературного чтения «Люблю тебя, моя Отчизна»

        6 декабря в начальной школе прошёл конкурс «Король и Королева письма» с целью выявления и развития у учащихся каллиграфических способностей. Ребятам предстояло каллиграфически точно, без ошибок списать текст «Наша Родина»

        На первый взгляд работа  кажется  простой и лёгкой. Но сколько старания пришлось приложить конкурсантам, чтобы их работы были отмечены строгим жюри, как лучшие.

    Победители конкурса:

    Среди учащихся 2-х классов:

    Оленников Артём – 2-г класс

    Шабдирова Мария – 2-б класс

     

    Среди учащихся 3-х классов:

    Мисюркеев Максим – 3-г класс

    Алексеева Елена – 3-г класс

     

    Среди учащихся 4-х классов:

    Колмаков Александр – 4-б класс

    Зыкова Татьяна – 4-а класс

    Поздравляем наших победителей!

            

    Анализ проведённого конкурса плакатов “ Моё счастливое детство” в рамках предметной недели русского языка и литературного чтения

    “Люблю тебя, моя Отчизна”

    7 декабря в начальной школе прошёл конкурс плакатов  “ Моё счастливое  детство” с целью воспитания любви к Родине, чувства уважения и гордости за свою Родину. Ребята всех классов приняли активное участие. 2 класс “В” стал лауреатом, остальным классам была объявлена благодарность.

                     Анализ конкурса чтецов “Лучше нет родного края!”

    9 декабря проводился конкурс чтецов среди учащихся 2-4 классов о Родине, родном крае. Хочется отметить, что впервые в конкурсе чтецов принимали участие самые маленькие ученики нашей школы – первоклассники. Учащиеся  1- 2 классов с большим удовольствием читали стихи  о красоте и величии, любви и уважении  к нашей Родине.

    Участниками конкурса стали учащиеся, занявшие призовые места в классе. Всего принимало 25 учащихся. Итоги конкурса подводились по параллелям. Победителями стали:

    Лаурет конкурса чтецов среди учащихся начальных классов стал

    ученик 3 “г” класса Сенотрусов Артём

    Среди учащихся 2-х  классов:

    1 место- Трофимова Ульяна - 2 “б”

    2 место - Егорушкин Герман - 2 “а”,  Соломина Ульяна - 2 “б”

    3 место - Козулин Андрей 2 “а”, Бабинцева Кристина 2 “Б”

    Среди учащихся 3-х классов:

    1 место - Ковальчук Сергей - 3 “г”

    2 место - Алексеева Елена 3 “г”, Мисюркеев Максим 3 “г”

    3 место - Быкова Дарья 3 “в”, Родионов Родион 3 “в”

    Среди учащихся 4-х классов:

    1 место- Тормозова Александра 4 “б”

    2 место- Меньшиков Данил 4 “в”

    3 место- Бояркина Ангелина 4 “г”, Уваров Сергей 4 “в”.

    11 декабря учителя начальных классов провели внеклассные мероприятия ( с целью взаимопосещения), посвященные 20 - летию Дня Конституции.

    Класс

    Тема

    Учитель ФИО

    2-а

    “Россия - Родина моя!”

    Федотова О.К.

    2-г

    “20 - летие Конституции РФ”

    Дробышева М.А.

    3-а

    “Гражданин России”

    Шаликова А.М.

    3-в

    “Овеяны славою герб наш и флаг”

    Обласова Н.Д.

    3-г

    “Права, обязанности и ответственность школьников”

    Малыгина Е.В.

    4-б

    “С любовью к России”

    Муравьёва М.П.

    4-в

    “Права и обязанности школьников”

    Тимофеева О.В.

    4-г

    “Россия -Родина моя”

    Чиркова А.П.

    12 декабря в рамках конкурса “Классный, классный” на школьном этапе проводили открытые уроки России.

    2-б

    “День Конституции”

    Маргасова И.А.

    3-б

    “ 20-летие Конституции РФ”

    Ушакова Г.В.

    4-а

    “Мой класс, моя школа, моё государство”

    Бродникова Н.П.

     

    13 декабря  на торжественной линейке были подведены итоги недели начальной школы. Участники школьных туров всех конкурсов были отмечены грамотами и благодарностями за участие.

    14 декабря проведён традиционный дружинный сбор “Посвящение первоклассников в Радужную страну”.

     Выводы:

    Творческая группа учителей 4-х классов составили и провели интересную, разнообразную программу предметной недели, в которой все учителя начальной школы участвовали в проведении открытых уроков, викторин, конкурсов,   классных часов, праздника.

    Данные мероприятия помогают:

    1.создают условия максимально благоприятствующих получению качественного образования каждым учеником в зависимости от его индивидуальных способностей, наклонностей, культурно - образовательных потребностей;

    2. повышают интерес учащихся к учебной деятельности, к познанию действительности и самого себя, а также выработке самодисциплины и самоорганизации;

    3. помогают учителям и ученикам в раскрытии своего творческого потенциала, организаторских способностей;

    4. создают праздничную творческую атмосферу.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Предметная неделя русского языка в начальной школе

    Отчёт  об  организации и проведении  школьной  предметной  недели  русского  языка ОЛИМПИАДНЫЕ  ЗАДАНИЯ  ПО  РУССКОМУ  ЯЗЫКУ  2- 4...

    Предметная неделя русского языка в начальной школе.

    Предметная неделя русского языка в начальной школе   Цели: привить любовь к русскому языку, пробудить интерес к нему как учебному предмету; повысить общую языковую культуру; углубить и ра...

    Предметная неделя русского языка.

    В этом разделе олимпиады, игра по станциям....

    Предметная неделя русского языка и литературы

    Предметная неделя по русскому языку и чтению в начальных классах...

    Предметная неделя русского языка.

    План предметной недели по русскому языку в начальной школе....

    Предметная неделя русского языка в начальной школе

    С 27 по 30 апреля 2015 года  прошла Неделя русского языка в начальной школе. Программа предметной недели была разнообразной, насыщенной и интересной. Все мероприятия проводились в соответствии с ...

    Предметная неделя русского языка в начальной школе

    Разработка мероприятий  на предметную  неделю по русскому языку....